3
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
с. Казьминское, Кочубеевского района Ставропольского края
Конспект интегрированного урока математики и географии в 7-8 классе
«Путешествие по странам и континентам»
учитель математики Налгранян Н.Ц.
2017
«Познание стран мира — украшение и пища человеческих умов»
Леонардо да Винчи
Оргмомент (1мин)
Проверка учебных принадлежностей (раздать части пазла, картон, рабочие листы, таблички для теста, карандаши и ручки, линейки, дневники на столах, бейджи, значки, приготовить магнитную доску для пазлов и магниты, видеосюжеты).
Здравствуйте, садитесь.
Определение темы. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин)
Никогда не задумывались, почему люди стараются провести отпуск не дома, а уехать куда-нибудь?
Помимо банальных причин: отдохнуть от суеты, сменить картинку перед глазами, есть еще и более глубокие причины. Путешествие – это возможность не только многое понять, но и многому научиться, быстрее и эффективнее измениться к лучшему! Во время любого путешествия мы, сами того не замечая, многому учимся! Речь идет не только об изучении местной культуры, достопримечательностей и этикета, но и о личностном росте. Ведь в любой поездке, так или иначе, приходиться преодолевать себя и свои страхи, учиться принимать решение и ориентироваться на месте, подстраиваться под обстоятельства и новые условия, развивать находчивость и в некоторых случаях упорство.
Путешествие! Как много в этом слове!
Мы с вами не раз отправлялись в путешествие. И к каждому из них мы готовились, изучая те объекты, которые будем посещать. Сегодня мы предлагаем вам посмотреть на путешествие с математической стороны, и поможет нам в этом статистика!
Актуализация знаний (7 мин)
И куда же мы отправимся? Для ответа на этот вопрос соберем пазл.
Каждый из вас получил часть пазла. Соберите его, объединившись в группы вокруг своего пазла.
Дети прикрепляют на картон части пазла на клеящейся бумаге.
Прошу группы занять свои места. Итак, ребята, какое изображение у вас получилось, проанализируйте увиденное (Континенты, таблицы, диаграммы).
Действительно, тема урока: Путешествие по странам и континентам. Помогут нам в путешествии элементы статистики: таблицы и диаграммы.
Осталось выбрать страны, в этом нам поможет логическая пятиминутка.
«Логическая пятиминутка»
Сегодня мы продолжим учиться правильно и логически мыслить, и попробуем использовать для этого: анализ и синтез. (презентация 1 слайд)
Воспользуйтесь алгоритмом, который вы видите в рабочих листах «Анализ и синтез». Напомню: синтез – это объединение разных частей в целое с целью лучшего изучения предмета, а анализ – это разложение целого предмета на части с целью его изучения и лучшего познания.
Я перечислю некоторые элементы, соответствующие одной стране, а вы определите её название. Всего вам предстоит угадать шесть стран:
Полуостров, специи, Тадж-Махал, Ариабхат, священное животное - корова. (Индия)
Карнавал, плоскогорье, джунгли, статуя Христа, Ренато Джанелла (Бразилия)
Большой барьерный риф, Улуру, континент, Салингарос, кенгуру (Австралия)
Пирамиды, пустыня, самая длинная река, кораллы, Ахмес (Египет)
Статуя свободы, Великие озера, Белый дом, Айзекс Руфус . ( (США)
Острова, туман, королева, Брук Тейлор (Великобритания)
Что же вам помогло дать правильный ответ и определить названия стран? Вы просто мысленно объединили все элементы в одно целое. То есть произвели синтез.
А теперь проанализируйте тексты заданий, какие из перечисленных элементов вам незнакомы?
Ариабхат – индийский математик и астроном (476 – около 550), его деятельность открывает золотой век индийской науки.
Ренато Джанелла – бразильский математик, посвятил себя теории вероятностей.
Никос Салингарос – австралийский архитектор и математик, посвятил себя интеграции этих наук.
Ахмес – египетский писец, написанный им математический папирус, его называют папирус Ринда или папирус Райнда — древнеегипетское учебное руководство по арифметике и геометрии периода XII династии Среднего царства.
Руфус Филипп Айзекс (1914 — 1981) — американский математик. Работал в области теории функций, теории графов, теории чисел, аэродинамики и оптимизации. Получил известность в 60-е годы ХХ века за работу в области дифференциальных игр.
Брук Те́йлор (1685—1731) — английский математик, именем которого называется известная формула производной, но об этом мы поговорим в старших классах.
ВИДЕОФИЛЬМ (3мин) Рекламный ролик туроператора о выбранных странах.
Цель урока: сегодня мы с вами исследуем страны различных континентов с помощью инструментов статистики: таблиц и диаграмм, с опорой на логические действия: анализ и синтез.
Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)(8мин)
По результату теста выполните самопроверку и в таблице подсчета результатов определите количество верных ответов.
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Итого |
ответ | А | В | С | С | С | В | В | В | |
1 вопрос: Определите географическое положение стран: Индии, США, Бразилии, Австралии, Великобритании, Египта и назовите океан, который омывает большинство из данных стран.
Тихий океан
Индийский океан
Атлантический океан
Северный ледовитый океан
2 вопрос: Перед вами климатограмма (в математике её называют гистограмма). По климатограмме г. Дели определите значение самой низкой температуры +10 °С +15 °С –10 °С 0 °С | |
3 вопрос: По климатограмме, определите амплитуду температур в г. Вашингтон 23 °С 20 °С 3 °С 10 °С | |
4 вопрос: По климатограмме определите, в какое время года выпадает максимальное количество осадков в г. Сидней лето зима осень весна | |
5 вопрос: Проанализируйте климатограммы, определите, в каком из городов выпадает максимальное количество осадков | Лондон Сидней Дели Вашингтон Каир Бразилиа |
| | |
| | |
6 вопрос: Пользуясь таблицей назовите численность населения в Великобритании 87 264 717 64 308 261 318 614 000 | |
Страна | Население | % от населения Земли |
Индия | 1 262 955 000 | 17.64% |
США | 318 614 000 | 4.43% |
Бразилия | 203 260 248 | 2.84% |
Египет | 87 264 717 | 1.22% |
Великобритания | 64 308 261 | 0.9% |
Австралия | 24 261 000 | 0.34% |
7 вопрос: Пользуясь таблицей определите разницу в численности населения Индии и США
9400562
944341000
59876344
15800265
Страна | Население | % от населения Земли |
Индия | 1 262 955 000 | 17.64% |
США | 318 614 000 | 4.43% |
Бразилия | 203 260 248 | 2.84% |
Египет | 87 264 717 | 1.22% |
Великобритания | 64 308 261 | 0.9% |
Австралия | 24 261 000 | 0.34% |
8 вопрос: Анализируя данные таблицы, определите разницу высот на территории США
Страна | Минимальная высота | Максимальная высота |
Бразилия | 0 м Атлантический океан | 3 014 м пик Неблина |
Египет | –133 м Каттарская впадина | 2 629 м гора Катерин |
США | –86 м Долина Смерти | 6 194 м гора Мак-Кинли |
Австралия | –15 м озеро Эйр | 2 229 м гора Косцюшко |
Индия | 0 м Индийский океан | 8 598 м гора Канченджанга |
Великобритания | –4 м Фенланд | 313 м гора Бен-Невис |
А. 6280 B. 6108 C. 5008
Работа в группах (7мин)
Тест завершен, насколько он был успешен для каждого из вас, вы видите по таблицам самопроверки. Насколько он стал успешным для класса в целом, определит одна из групп, которая у доски по результатам выполнения теста составит столбчатую диаграмму и сможет ответить нам на вопрос: какое задание для класса было самым лёгким, а какое самым трудным? Итак, мы переходим к этапу ГРУППОВАЯ РАБОТА. Прочитайте в рабочих листах задание группы, продумайте алгоритм решения и будьте готовы прокомментировать свои действия по ходу выполнения задания.
Группа 1. Соберите у всех детей карточки с ответами (таблицы с подсчетом результатов) составьте общую таблицу и изобразите в системе координат столбчатую диаграмму результатов выполнения теста. Объясните по диаграмме, какой вопрос был для класса самым простым, а какой самым трудным.
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Всего по классу правильных ответов | -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
Группа 2. Анализ климатических данных.
Проведите анализ климатограмм и сделайте вывод о климатических условиях в представленных городах, заполнив пропуски :
Самая высокая температура наблюдается в г. ________ и составляет _____, самая низкая в г. ___________ и составляет________. Самая большая разница между температурой января и июля наблюдается в г. _______________ и равна _____, а в г._____________ температура практически неизменна в течении всего года и составляет _______. Наибольшее количество осадков выпадает в г. ____________, примерно _____ мм в год, самым сухим является г.____________, в г. __________, ___________, __________ осадки выпадают практически равномерно в течение всего года. В г. ___________ большая часть осадков выпадает в летние месяцы.
Группа 3. Анализ демографических данных. Работая с таблицей, рассчитайте среднюю плотность населения предложенных стран и внесите данные в таблицу. Сделайте вывод о плотности заселения предложенных стран.
Страна | Площадь (км²) | Население (человек) | Плотность населения (чел/км²) |
Индия | 3287590 | 1 262 955 000 | -
|
США | 9372610 | 318 614 000 | -
|
Бразилия | 8547000 | 203 260 248 | -
|
Египет | 1001450 | 87 264 717 | -
|
Великобритания | 244101 | 64 308 261 | -
|
Австралия | 7686850 | 24 261 000 | -
|
Группа 4. Работая с данными таблицы рассчитайте время в полете от Москвы до столичных городов, зная что средняя скорость самолета равно 850 км/ч, полученные данные внесите в таблицу. Сделайте вывод.
Столица | Расстояние между Москвой и столицей, км | Время полёта (при средней скорости самолёта 850 км/ч) |
Бразилиа | 11005 | -
|
Каир | 2900 | -
|
Вашингтон | 7822 | -
|
Сидней | 14496 | -
|
Дели | 4340 | -
|
Лондон | 2 500 | -
|
Благодаря интерактивности работы в малых группах, каждый учащийся имеет возможность проявить себя. В группах активно обсуждается задание, разрабатывается план действий. Затем группы защищают своё решение, отвечают на вопросы оппонентов из других групп.
Открытие нового знания. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция(4 мин)
Есть мнение, что спрос на туристические путевки зависит от курса национальной валюты к валюте той страны, куда вы отправитесь. Давайте проверим данную гипотезу с помощью статистики. Разобраться в вопросе, есть ли связь между курсом национальной валюты и спросом на туристические путевки, нам поможет диаграмма рассеивания. Покажем, как она строится на примере: есть ли связь между ростом и весом человека. Для наглядного ответа на этот вопрос построим диаграмму рассеивания. [1] Данными для этой диаграммы служит набор пар чисел. Каждая пара – это рост и вес одного человека. В таблице приведены значения роста и веса 15 юношей.
рРост | 167 | 169 | 179 | 178 | 177 | 175 | 171 | 181 | 174 | 175 | 180 | 174 | 172 | 178 | 171 |
вВес | 62 | 67 | 70 | 72 | 70 | 69 | 63 | 80 | 73 | 66 | 75 | 70 | 67 | 74 | 66 |
Чтобы получить диаграмму рассеивания, нужно в системе координат поставить точки, абсциссы которых рост, а ординаты соответствующий вес. На рисунке показана диаграмма рассеивания. Из диаграммы видно, что люди с примерно одинаковым весом могут иметь разный рост, а с почти одинаковым ростом – разный вес, т.е. между этими величинами нет жесткой связи. Однако в целом вес человека тем больше, чем большего рост.
Диаграмма рассеивания (рис.1) показывает примерный характер взаимосвязи между двумя числовыми характеристиками.
Рис.1
Итак, вернёмся к нашей гипотезе: спрос на туристическую путевку выше в ту страну, в которой национальная валюта в отношении рубля дешевле. Чтобы подтвердить или опровергнуть её выполните самостоятельную работу.
Самостоятельная работа (5мин)
Перед вами таблица данных
Страна | Спрос на путевки в 1 полугодии 2014г., тыс. путевок | Национальная валюта | Курс валюты в рублях |
Индия | 108,8 | Индийская рупия | 0,75 |
Бразилия | 25,5 | Реал | 17,67 |
Австралия | 60,9 | Австралийский доллар | 39,61 |
Египет | 1218 | Египетский фунт | 6,42 |
США | 81,3 | Доллар | 46,42 |
Великобри-тания | 91,9 | Евро | 57,91 |
-
| В | -
| А |
Округлите все значения до целых и составьте соответствующие пары чисел (курс валюты; спрос на путевки) или (А; В), отметьте точки с такими координатами в системе координат №2, сделайте вывод о зависимости величин.
В Индии самая дешевая валюта относительно рубля, но спрос на путевки меньше, чем в Египет. Итак, прямой зависимости между величинами нет, но мы видим, в определенном смысле парадокс, заключающейся в том, что диаграмма противоречит нашей гипотезе. В Великобритании дорогая валюта относительно рубля, но и спрос на путевки несколько выше, чем в такие страны, как США, Австралия, Бразилия. Наша гипотеза не подтвердилась и хорошо, значит люди в выборе путешествия, обращают внимание на другие аспекты.
Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.(2 мин)
На уроке мы обобщили материал двух предметных областей географии и алгебры. Узнали новое о континентах и странах с помощью таблиц и диаграмм. Оценки за урок вы получите после проверки рабочих листов.
Самостоятельно проведите личную рефлексию (достигли ли вы своей цели) с помощью таблицы оценки.
–всё понял и могу объяснить другому;
–всё понял, но объяснить другому не смогу;
–у меня остались некоторые вопросы по изученному материалу.
Будьте путешественниками. Пробуйте новые вещи, знакомьтесь с новыми людьми и выходите за рамки того, что прямо перед вашим носом. Таковы ключи к пониманию мира, в котором мы живем. Ведь в путешествиях вы сможете не только узнать для себя что-то новое, но и узнать НОВОГО СЕБЯ. Мудрые люди не зря говорят, что только в путешествиях открываются сердца. И любое виртуальное путешествие может превратиться в реальность, надо только захотеть.
Вернёмся к фильму, который вы увидели в начале урока, в нём на разных континентах нашей планеты страны – лидеры мирового туризма, об этом говорит нам статистика. Если мы обратимся к словарю математических терминов, то увидим, что
математическая статистика — наука об общих способах обработки результатов эксперимента. Эксперименты в различных науках — географии, физике, химии, биологии, медицине и др. — обладают тем общим свойством, что на их результат влияют не только факторы, регулируемые экспериментатором, но еще и огромное множество случайных факторов. Результат эксперимента, следовательно, обычно является случайной величиной. Задача ученого — увидеть за случайными колебаниями действие причинного закона. Применяемые при этом приемы могут быть общими для различных наук. Эти приемы и изучаются математической статистикой. [2]
Урок окончен.
Литература:
Климатограммы www.klimadiagramme.de / Электронный ресурс, режим доступа/
Толковый словарь математических терминов О. В. Мантуров, Ю. К. Солнцев, Ю. И. Сорокин, Н. Г. Федин./М Просвещение, 1965г. /Текст
Алгебра 7класс. Под редакцией А.Г. Мордковича/М. Мнемозина, 2012г/Текст