Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Соколовская средняя общеобразовательная школа»
с. Соколово Колыванского района Новосибирской области
Конкурс: конкурс-фестиваль «Зелёная волна»
Номинация: «ПДД в любом уроке»
Интегрируемый предмет: биология (анатомия).
Тема урока: «Воля, эмоции, внимание на примере ПДД «Пешеходный переход»».
Класс: 8
Автор работы: учитель химии и биологии МБОУ «Соколовская СОШ» Воронцова Анастасия Николаевна.
с. Соколово - 2021
Тема урока: «Воля, эмоции, внимание на примере ПДД «Пешеходный переход»».
Класс: 8
Планируемые результаты:
Личностные:
Развитие мотивации к обучению;
Понимание необходимости внимания, воли, эмоций человеку в повседневной жизни.
Метапредметные:
1) Работать с раздаточным материалом и другими методическими источниками;
2) Уметь вступать в диалог с учителем и сверстниками при решении учебных задач.
Предметные:
1) Определить понятия: воля, эмоции, внимание;
2) Выявить условия возникновения воли, эмоций, внимания;
3) Характеризовать виды и типы воли, эмоций, внимания;
4) закрепить имеющиеся знания ПДД по теме «Пешеходный переход».
Инструментарий:
Учебник. Проектор. Компьютер. Презентация. Раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Все ли присутствуют?
(ответ дежурного). Ну что, можем начинать урок.
Актуализация опорных знаний: на прошлых уроках мы с вами начали изучать закономерности работы головного мозга. Узнали о работоспособности, режиме вашего дня и о том, что же такое сон. Предлагаю вам поработать с текстом (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Работа в группах.
После обсуждения, учитель раздает таблицы, которые заполняются по ходу урока (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). По окончании урока таблицы вклеиваются в рабочую тетрадь.
Изучение нового материала: Ребята, рассмотрите предложенные карикатуры.
Что их объединяет?
(Ответы ребят)
Общее между ними - Переход проезжей части! А переход может быть каким? (ответы ребят: Регулируемый и нерегулируемый, по пешеходному переходу и, просто, в отсутствие транспортных средств, если пешеходных переходов не предусмотрено, но надо убедиться в безопасности манёвра).
Да, вы правы! Для того чтобы безопасно перейти через дорогу, необходимо обратить внимание на безопасность! А что же такое «внимание»? (предположения учеников, из которых выводим определение).
Внимание – это сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии. А как вы сосредотачиваетесь? Что вам для этого необходимо? (ответы учеников).
Внимание бывает произвольным (возникает по воле человека) и непроизвольным (возникает помимо воли человека). Ребята, а чем эти два вида внимания отличаются друг от друга. Приведём примеры.
А какая карикатура связана со вниманием? (ответы ребят) - (на последнем изображении). Почему? Что мешает сосредоточится? (ответы ребят).
Мы заговорили о «воле». А что представляет собой эта деятельность? (предположения учеников, из которых выводим определение).
Воля – это сознательная регуляция человеком своего поведения. То есть мы отвечаем за свои поступки! А значит, мы сначала думаем, а потом совершаем или не совершаем действие. Такой выбор своего поведения носит название «Волевое действие». А всегда ли нами движет получение какого-либо результата? Всегда ли мы настроены на достижение нашей цели? (ответы ребят). Очень хорошо, когда мы получаем удовольствие от предстоящей работы, вдохновляемся предстоящей деятельностью. Тогда наша внутренняя энергия увеличивается! И мы с энтузиазмом пытаемся прийти к желаемому результату. Ингода мы под действием такого прилива энергии совершаем необдуманные поступки! На какой карикатуре изображен герой, «окрыленный» энергией? (ответы детей). Ваше мнение о происходящем? Какие последствия?
Но гораздо чаще между чувством долга и сиюминутным желанием возникает конфликт. Тогда происходит борьба побуждений, борьба мотивов. Человеку предстоит выбор между тем, что он должен сделать. Это неприятное ощущение. И чем нерешительнее человек - тем дольше у него длится состояние конфликта побуждений.
Но есть и такие люди, которые оценивают сложную ситуацию и принимают нестандартное решение!
«Пешеход всегда прав, пока жив!»
Такое решение называют «находчивостью». Она как раз связана с волевыми качествами личности. В чем находчивость нашего героя? Правильно ли он сделал? Почему? (ответы ребят).
Ребята, а вы часто принимаете решение самостоятельно, так как вам хочется? (ответы ребят). Так как мы живем всё-таки среди людей, то бывает, что они дают какие-то советы, убеждают нас в чем-либо, а то и пытаются нас заставить поступить именно так, а не иначе. Какая карикатура нам это иллюстрирует? Почему? (ответы ребят). Те люди, у которых воля развита в достаточной степени, сначала обдумывают то, что им было предложено, и только потом принимают собственное решение. Но есть и те, у которых воля недостаточно развита. Они идут на поводу у других. Так проявляется «внушаемость» - особая восприимчивость к чужому мнению.
Более того, есть и люди, которые выслушав мнение другого, сделают, совершенно, обратное, причём наперекор. А вот так проявляется «негативизм» - осознанное сопротивление внешним воздействиям.
Внушаемость и негативизм не дружат с волей и происходят спонтанно, на уровне подсознания и эмоций.
(Далее, без предупреждения, переключаем внимание ребят на экран).
(Обратим внимание на эмоциональную реакцию, и задаем вопрос к карикатуре): Что происходит? Правильно ли они делают? А возможно ли это в реальной жизни? Почему? Дайте название рисунку.
Когда вы впервые увидели карикатуру, какая у вас была реакция?
(ответ ребят: скорее всего,- смех).
Вы, ребята, проявили эмоции.
Эмоции – это такой оценочный психический процесс, который отражает наше субъективное мнение к какой-либо ситуации, действию, объекту и т.д.
Эмоции проявляются по-разному: эмоциональной реакцией, эмоциональным состоянием, эмоциональным отношением (чувством). (рисуем схему на доске и приводим примеры)
ЭМОЦИИ
Реакции:
- смех -плач
-испуг - побег
Состояния:
- настроение - страсть
- стресс - аффект
Чувства (отношения):
- любовь – ненависть
- ревность - зависть
- интерес - увлечение
(ребята фиксируют схему в рабочих тетрадях)
Рефлексия: Давайте ещё раз посмотрим на карикатуры и проанализируем их, ответив на ряд вопросов:
Что делает герой?
Сам проявил волю или его принудили?
Какие эмоции у вас вызывает поведение главного героя? Второстепенных героев? (реакция, состояние, чувства)
Внимателен герой или нет? Почему?
Как бы вы поступили на месте героев?
Ребята, а нам с вами помогают воля, эмоции и внимание соблюдать ПДД при переходе чрез проезжую часть? Как вы переходите проезжую часть в селе? В городе?
Организация домашнего задания:
§61 ответить на вопросы в конце параграфа.
Ситуационные задачи:
Переходя проезжую часть по пешеходному переходу, ты встретил друга, которого давно не видел и с которым хотел бы пообщаться. Как поступить в такой ситуации? Опиши свои эмоции, волю, внимание.
Ты идешь по тротуару и видишь, что к остановке на другой стороне дороги подъезжает нужный тебе автобус. Как успеть на него? Чем ты рискуешь? Опиши свои эмоции, волю, внимание.
Список использованных источников:
Карикатура «Пешеход всегда прав!» https://proza.ru/pics/2009/12/31/977.jpg
Карикатура «Грузинские пешеходы» https://m.sputnik-georgia.ru/photo/20170922/237437763/Gruzinskie-dorogi-kak-kvest-komiksy.html?mobile_return=no
Карикатура Переход в неположенном месте https://oksana-feliksov.livejournal.com/10734.html?view=comments
https://57.мвд.рф/news/item/13285065?year=2019&month=11&day=1
Игорь Кийко «Пешеход всегда прав, пока жив» https://express-k.kz/news/zhizn/ulybka_dnya_ot_igorya_kiykoox-133809?P
https://www.anepedia.org/img/3/3292410/i2/Картинка_про_зебру.jpg
https://i.ytimg.com/vi/D-xqprppcQY/maxresdefault.jpg
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
ВОЗБУЖДЕНИЕ И ТОРМОЖЕНИЕ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ
Между центральной нервной системой и рабочими органами существуют прямые и обратные связи, лежащие в основе саморегуляции таких функций организма, как дыхание, кровообращение, выделение и т.д.
В осуществлении любого рефлекса участвуют два процесса: процесс возбуждения, вызывающий или усиливающий определённую деятельность, и процесс торможения, выключающий те нервные центры, которые могли бы мешать осуществлению этой деятельности организма. Процесс торможения противоположен процессу возбуждения: он прекращает, ослабляет или препятствует возникновению рефлекторной деятельности. Возбуждение, возникающее в одних центрах нервной системы, сопровождается торможением в других: нервные импульсы, поступающие в ЦНС, могут задерживать (тормозить) те или иные рефлексы. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения лежит в основе нервной деятельности, регуляции и координации функций в организме. Например, во время ходьбы чередуется сокращение мышц сгибателей и разгибателей. При возбуждении центра сгибания суставов тормозится центр их разгибания. В этот момент разгибатели расслабляются. При возбуждении центра разгибания расслабляются сгибатели. Так обеспечивается согласованное движение мышц.
Торможение может быть безусловным и условным. Примером безусловного торможения может быть агрессия собаки при попытке отнять у неё еду. Раздражитель – в данном случае человек или другая собака – немедленно тормозит пищевой рефлекс и вызывает агрессию. Торможение условных рефлексов может быть, по И.П. Павлову, внешним и внутренним. Внешнее торможение возникает при действии более сильного раздражителя, чем пищевой. Условный слюноотделительный рефлекс у собаки, выработанный на свет, тормозится сильным звуком звонка. Внутреннее торможение возникает при отсутствии безусловного раздражителя. Если не подкреплять условные рефлексы собаки лакомством, то они затормозятся.
Используя содержание текста «Возбуждение и торможение нервных процессов» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы:
1) Что происходит при торможении?
2) Какие центры обеспечивают согласованную работу мышц?
3) Приведите свой пример образования внешнего торможения, которое можно выработать у собаки.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)