СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по литературе и истории на тему "«Судьба человека» и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературе и истории на тему "«Судьба человека» и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова.»

Интегрированный урок по литературе и истории на тему "«Судьба человека» и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова.

Класс: 9

Разделы: История и обществознаниеЛитература

Цель урока

  1. Показать, как русский солдат проявляет свой национальный характер в сложной жизненной ситуации и сохраняет человечность (на примере судьбы главного героя рассказа).

  2. Формирование концепта «судьба».

  3. Создать условия для осознания понимания того, что каждый человек в любой ситуации способен оставаться человеком и сохранять свое достоинство.

Задачи:

  • раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”;

  • формировать коммуникативные и информационные компетентности;

  • способствовать воспитанию духовно-нравственной личности.

Оборудование: Мультимедиа, художественный фильм С.Бондарчука «Судьба человека», карта «Великая Отечественная война», рассказ М.Шолохова «Судьба человека».

Ход урока.
  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, у нас сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь.

Определение темы

-Сначала определим тему нашего урока. Обратим внимание к проектору. Что тут мы видим? СЛАЙД 1 (судьба)

-А как вы понимаете значение слова Судьба?

СЛАД 2 Хочу начать урок с высказывания «Человек не рождается, а становится тем, кто он есть». Гельвеций

II. Вступительное слово учителя.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем нашем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.

Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ “Судьба человека”. Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него любить свою Отчизну так же прямо, открыто и беззаветно

СЛАЙД 3 портрет М.А.Шолохова (сообщение Дьалтырай)

Учитель литературы:

Выдающимся произведением М.Шолохова стал рассказ

СЛАЙД 4 «Судьба человека», опубликованный в газете «Правда» в 1957 году. Он был сравнительно быстро написан, между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом А.Соколова.

Небольшое по объему произведение отличается колоссальной емкостью: оно воплотило часть жизни народа того периода и явилось результатом обобщения творческих исканий писателя того времени. Особенностью рассказа является стремление автора раскрыть трагедию нашего народа в годы войны, показать бедствия и страдания, выпавшие на долю человека.

СЛАЙД 5 (задание)

- Найдите в тексте, что значит обыкновенная жизнь для Андрея Соколова?

Работа с текстом

«За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке. Только построился я неловко. Отвели мне участок в шесть соток неподалеку от авиазавода. Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе...»

  • В чем видит счастье А. Соколов до войны? (Семья, работа, дом, дети.)

  • Чему радуется главный герой? (Дому, работе, уважению.)

  • А как вы думаете, какой чертой характера обладал Андрей Соколов? (Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.).

-Теперь выступит с небольшим докладом Тимур.

СЛАЙД 6 (карта)

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война (доклад)



СЛАЙД 7 -А как М.Шолохов показал в своем рассказе вмешательство войны в судьбу обыкновенного человека А.Соколова?

- Аэлита расскажет в какую ситуацию попал А.Соколов на войне. (Выступление Аэлиты)

Инсценировка эпизода рассказа учащимся:

«Только не пришлось мне и года повоевать... Вот как оно на войне бывает... Командир нашей! автороты спрашивает: "Проскочишь, Соколов?" А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? "Какой разговор! - отвечаю ему. - Я должен проскочить, и баста!" - "Ну, - говорит, - дуй! Жми на всю железку!"… Давлю вовсю! И до батареи остался какой-нибудь километр, уже свернул я на проселок, а добраться до своих мне, браток, не пришлось... Видно, из дальнобойного тяжелый положил он мне возле машины. Не слыхал я ни разрыва, ничего, только в голове будто что-то лопнуло, и больше ничего не помню.… Нечего греха таить, вот тут-то у меня ноги сами собою подкосились, и я упал как срезанный, потому что понял, что я - в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает...».

Физминутка Бабочка

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).



СЛАЙД (8.9,10,11,12,13)

- Просмотр Эпизода из фильма «Вызов к лагерфюреру Мюллеру». Встреча двух сильных противников: немец и русский.

Зачем Мюллер вызывает к себе А. Соколова? 
-Что предложил ему Мюллер? 
-Как повёл себя наш герой? Почему? 
- Кто же победил в данном поединке?

СЛАЙД 14

Таким образом, диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

- В чем проявляется сила духа Соколова? (Он был в плену, это была единственная ситуация, где он мог продемонстрировать силу русского солдата: голодный как волк, давно отвыкший от человеческой пищи, при виде обилия еды сумел задавить тошноту и оторвать глаза от стола; не поддаться искушению; в том, что закусил только после третьего стакана; в том, что все «харчи» были поделены «всем поровну»).

Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека. Даже враг по достоинству оценил «настоящего русского солдата», а не военнопленного №331. Выдержка, достоинство, последовательность, бескомпромиссность, вера в идейную правоту не могут не вызывать уважения к этому человеку»).

СЛАЙД 15 (побег из плена)Когда подвернулась ситуация, Соколов бежит из плена, прихватив с собой немецкого майора. За это получает от советского полковника отпуск.

- А типична ли история возвращения из плена советских солдат? (Нет)

(Согласно приказу №270 от 16 августа 1941 года все пленные считались дезертирами и предателями. Сталин считал их изменниками Родины).

И вот, казалось бы, что все самое страшное позади, но вскоре он получает письмо, что бомба уничтожила его дом и семью «Не дочитал я в этот раз письмо до конца. В глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается…Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один. Думаю: "Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?"… Похоронил я в чужой, немецкой земле и последнюю свою радость и надежду…моего сына, и словно что-то во мне оборвалось...».

Но Соколов не озлобился.

СЛАЙД 16 - Какое испытание дарит судьба Соколову? (Встреча с Ванечкой)

– Каким характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеть все испытания, выпавшие на его долю? Можете добавить свои черты. (Шолохов в Андрее Соколове подчеркивает жизнестойкость, мужество, героизм, несгибаемую волю, вместе с тем большое щедрое сердце простого русского человека, который сумел жизнью и во имя жизни одолеть смерть. Тем самым Шолохов раскрыл лучшие черты русского национального характера и гражданина своей страны, и человека).

Учитель. Не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

-Кто кого нашёл? Какие чувства испытывает герой, увидев беспризорного одинокого мальчика-сироту? Как это характеризует Андрея Соколова? К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок? Охарактеризуйте средства выразительности и их роль в этом отрывке.

Вывод. Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. В этом проявляется сильный характер человека. (Подчёркиваем отмеченные черты характера Андрея Соколова).



 СЛАЙД 17

-Подытожим. Выскажите своё мнение о рассказе, продолжив одно из предложений:

  1. Прочитав рассказ « Судьба человека», я понял(а)….

  2. Рассказ Шолохова заставил меня задуматься ….

  3. Во время чтения рассказа « Судьба человека» я испытывал(а)…

  4. Рассказ « Судьба человека» актуален для нашего времени, потому что…

  5. Смысл рассказа « Судьба человека» заключается, по моему мнению, в…



СЛАЙД 18 Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение “Можно ли считать личность Соколова героической?”
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!