Интегрированный урок по литературному чтению,
музыке и технологии: «Здравствуй, весна красна!»
весенние литературно - музыкальные странички
2 класс
Учителя начальных классов:
Михайлова В.Н.
Степанова Н.М.
Литературно - музыкальная композиция
«Вестники весны»
Цели урока:
•познакомить учащихся с музыкой, показывающей красоту весенней
природы ( «Вальс цветов» Ф.Шопен, «Песня жаворонка», «Подснежник»
П.И.Чайковского), с поэзией русских поэтов о весне;
•развивать речь учащихся, музыкальное мышление, память, умение
анализировать музыкальное произведение и поэтический текст;
• воспитывать любовь к родному краю, природе средствами литературы и
музыки.
Оборудование:
1.Портреты композиторов, поэтов, иллюстрации с изображением тюльпанов, птиц, весенней природы.
2.Проектор, презентации по теме урока.
3.Выставка поделок весенних цветов.
4. Интеллект карта
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Сообщение темы урока.
Звучит музыка («Весна» А.Вивальди) 30 сек.
Вслушайтесь в эту музыку.
–Что вы услышали в этом произведении?( название не говорится)
Чтобы узнать название этого произведения, вам нужно отгадать загадку.
Загадка:
Я раскрываю почки
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю
Движения полна,
Зовут меня....(Весна)
Это музыкальное произведение называется «Весна». Его написал итальянский композитор Антонио Вивальди.
-В музыке Вивальди мы услышали, как на
смену суровой зиме спешит, торопится весна.
-Стремительно бегут ручьи, всё радуется весеннему солнышку. Пробуждение природы никого не оставляет равнодушным. И сегодня мы будем радоваться приходу весны вместе с поэтами, композиторами.
Весна-это большая книга, которую нужно очень долго читать. Сегодня мы
прочтём лишь некоторые её странички.
Ребята, давайте внимательно послушаем аудиозапись стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится» в исполнении мастера художественного слова.
Понравилось ли вам стихотворение?
– Какое же настроение у поэта? Созвучно ли оно с вашим настроением?
Стихотворение очень радостное, поэт хочет передать ощущение счастья от того, что скоро закончится зима и придет весна.
А теперь мы постараемся понять, как поэту удалось выразить свое настроение в стихотворении, научимся передавать его при выразительном чтении, узнаем какие литературные приемы использовал автор при написании стихотворения .(чтение по цепочке)
Анализ:
О чем рассказал нам автор?
Это стихотворение о борьбе Зимы и Весны. Поэт показал два образа – два настроения.
Как названа Зима? А весна?
Поэт использует олицетворения: Зима – ведьма злая, враг, а весна- прекрасное дитя.
Что делает зима? Весна?
Весна – стучится, гонит Зиму, хохочет, шутит, умылася. Румяней стала.
Зима – злится, хлопочет,ворчит,взбесилась,пустила.
На чьей стороне симпатии автора?
(Поэту симпатична Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не уходит.)
Ребята, хотя зима злится, но весна вступила в свои права. А вы знаете, какой праздник отмечают в конце зимы при встрече весны? Какой обряд совершают в этот праздник?
Итак, тема нашего урока
«Здравствуй, весна красна!» (картинка на интеллект карту)
3. Работа по теме урока.
1. Беседа с учащимися.
-Кто такие вестники весны? Кого мы можем назвать вестником весны? Каких первых птиц, которые прилетают весной вы знаете?
(показ иллюстраций с изображением птиц: грачи, скворцы, ласточки,
жаворонки) изображения птиц
- Как нам нужно приготовиться к прилёту птиц? Как нужно обращаться с птицами? Почему нужно охранять птиц? Как вы можете позаботиться о птицах?
-Самыми первыми вестниками весны люди считают грачей.
В нашу местность прилетают грачи, ласточки, скворцы.
И по народному календарю грач прилетает 17 марта. Его называют первой
весенней птицей. «Грач прилетел-через месяц снег сойдёт» -говорят в
народе.
Но также есть птица, которую вы назвали первым вестником весны это жаворонок, в нашей местности этой птицы конечно нет, к нам он не прилетает, но не сказать о нем я просто не могу, ведь это птица своего рода символ весны.
Жаворонка называют степным соловьём (показ иллюстраций ) . Он живёт 22 года. Гнездо жаворонок строит в земле, выстилает сухой травой.
Именно про эту птицу великий композитор П.И.Чуковский написал пьесу «песня жаворонка».
2.Слушание: П.И.Чайковский «Песня жаворонка»
(название пьесы не называется)
-Как мог композитор Пётр Ильич Чайковский назвать эту пьесу?( дети
говорят свои варианты)
-Что композитор показал в пьесе? О чём хотел рассказать? На каком
инструменте исполняется?
-Правильно, вы догадались, что пьеса называется «Песня жаворонка».
Композитор Пётр Ильич Чайковский услышал пение этой птички и рассказал языком музыки о ней.
Как звучит мелодия?
Почему вы догадались, что это пение жаворонка?
(Мелодия сложная, красивая, очень лёгкая, её нельзя спеть, потому что это
птичья трель. Мелодия исполняется в верхнем регистре, характер весёлый,
радостный.)
-Как вы думаете, о чём поёт жаворонок? (дети рассказывают о своих
впечатлениях)
-Я голосисто, с вышины
Поёт на солнышке, играя:
-Весна пришла к нам молодая!
Я здесь пою приход весны!
-Давайте ещё послушаем это чудное пение, может быть жаворонок нам ещё что нибудь расскажет? (Повторное слушание пьесы)
3.Мы прослушали пьесу Петра Ильича Чайковского «Песню жаворонка», а сейчас ребята окунемся в мир поэзии и послушаем, как русские поэты прославляют красавицу весну.
Поэтические странички ( ученики читают наизусть стихотворения)
«Весенние воды» Фёдор Иванович Тютчев
«Весна» Алексей Николаевич Плещеев
«Сельская песенка» Николаевич Плещеев
Александр Александрович Блок
«Снег уже теперь не тот» Самуил Яковлевич Маршак
4 . О приходе весны нам рассказывают не только птицы, но и растения.
Отзвенели первые весенние капели. Всё ярче светит солнышко. Хорошо
кругом! Даже воздух какой-то особенный! Давайте отправимся в весенний
лес.
Физминутка. « По дорожке» презентация с музыкой 1 мин .
5. Ребята, давайте еще познакомимся с одним вестником весны. Мы с вами говорили о птицах, но а какой же цветок появляется из под снега самым первым весной?
-«Подснежником».
- А знаете почему эти цветы так называются?
Существует красивая легенда о подснежниках:
Когда на земле появились первые люди, вдруг высыпал снег. Людям было
очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает.
Тогда, желая ободрить людей, несколько снежинок превратились в нежные
цветы-подснежники. Люди увидели, сколько стойкости в этих цветах и
поняли, что скоро снег растает. Цветы подарили людям надежду на лучшее. С тех пор подснежник стал символом надежды на скорейшие перемены в жизни. Вот такая красивая легенда.
И запомните. Что Подснежник занесен в красную книгу, этот цветок охраняется, его нельзя срывать.
Эти удивительные цветы привлекли внимание композиторов. Так композитор П. И. Чайковский отразил всю красоту весны в пьесе «Апрель» второе название этой пьесы «Подснежник».
Прослушаем фрагмент пьесы « Апрель» П.И. Чайковский.
-Каковы особенности мелодии? Что хотел передать нам композитор? Какие чувства у вас вызвала эта пьеса? (Композитор передаёт радостные, взволнованные чувства, которые охватывают человека, внезапно увидевшего подснежник. Мелодия пьесы очень выразительная, напевная. Её можнодаже напеть.)
Звучит «Вальс цветов» Ф.Шопена . (видео – демонстрация) 2 мин
-А какие ещё весенние цветы вы знаете?( ответы детей, показ иллюстраций
различных цветов)
В народе есть пословица « Красна весна цветами, а осень плодами», как вы
теперь объясните её смысл?
6. А итогом нашего урока станет работа, которую мы выполним вместе.
Под музыку Шопена (Звучит «Вальс №7» Ф.Шопена тюльпаны) дети в технике оригами изготавливают из цветной бумаги, цветок(тюльпан)
7. Подведение итогов урока.
Каких поэтов вы ребята узнали сегодня на уроке, которые восхищались весной?
Фёдор Иванович Тютчев - Мельникова
Алексей Николаевич Плещеев- Трубин
Александр Александрович Блок - Каренгин
Самуил Яковлевич Маршак – Логинова
Назовите композиторов произведения, которых вы услышали?
Шопен
Чайковский
А теперь обратите внимание, вот такую интеллект карту мы сегодня составили на нашем уроке.
Самооценка
Ваза с цветами
Спасибо за урок!
Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения Тютчева «Зима недаром злится», по желанию можно выучить.