СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "Берегите наш язык..."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Освоить русский язык – трудное дело, но надеюсь, что вы, ребята, не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык», так как это – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня с вами убедимся. Играя, вы сможете показать свои знания, сообразительность в области русского языка, проявить творческие и интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Берегите наш язык..."»

Интеллектуальная игра «Берегите наш язык…».

Учитель русского языка и литературы Честных В.Ю.


Цель: создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в области русского языка.

Задачи:

- привить интерес к изучению русского языка;

- создание условий для воспитания любви и уважения к родному языку;

- научить обучающихся решать занимательные задачи на логическое мышление по русскому языку.

Оборудование:

- мультимедийная аппаратура.

Оформление:

- эпиграф, портрет И.С.Тургенева;

- выставка книг и словарей по русскому языку;

- высказывания русских и зарубежных писателей о русском языке.

Эпиграф.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык -

это клад, это достояние, переданное нам нашими

предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим

могущественным орудием: в руках умелых оно в

состоянии совершать чудеса.

И.Тургенев, русский писатель


Ход игры.


  1. Организационный момент.

Учитель приветствует гостей и участников игры: «Добро пожаловать на нашу игру

«Берегите наш язык…».


  1. Объявление темы и целей игры.

Учитель:

- Освоить русский язык – трудное дело, но надеюсь, что вы, ребята, не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык», так как это – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня с вами убедимся. Играя, вы сможете показать свои знания, сообразительность в области русского языка, проявить творческие и интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.

Эпиграфом к нашему мероприятию мы взяли слова И.С.Тургенева о русском языке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»


  1. Вступительное слово учителя.

Учитель:

Русский язык – богатый, мелодичный, великий язык. А хорошо ли мы знаем его? Правильно ли говорим? Бережём ли свой язык? Вот это мы сегодня и выясним на нашей игре.


  1. Проведение игры.

Учитель:

- Итак, мы начинаем. Оценивать участников игры будет компетентное жюри. В его составе обучающиеся группы: 26. Приветствуем жюри.

В нашей игре сегодня принимают участие две команды: «Алфавит» и «Словосочетание»

Приветствуем команду «Алфавит»:

Что такое алфавит?

Всем ребятам он известен.

Буква в нём всегда стоит

На своём особом месте.

Учим, учим назубок

Алфавит мы дружно,

Чтобы он найти помог

В словарях всё то, что нужно.


Приветствуем команду «Словосочетание»:

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание!

В нём ходят порою слова,

Но не равны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает,

А кто есть кто же без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову

И никогда – наоборот,

Запомни как основу.


Наша игра состоит из следующих конкурсов:

  1. Разминка.

Игра с болельщиками.

  1. Весёлые буквы.

Игра с болельщиками.

  1. Устами младенца.

  2. С русского на русский.

Игра с болельщиками.

  1. Юные художники.

Игра с болельщиками.

  1. Язык жестов.

Игра с болельщиками.


1 конкурс. Разминка.

Первое задание разминки: из предложенных слов составить

словосочетания. Чем больше словосочетаний, тем больше баллов.

За каждое словосочетание 1 балл.

Время для разминки – 3 минуты.

Слова для составления словосочетаний даны в разрезанном виде на бумаге, команды должны составить следующие словосочетания: русский язык, знать правила, синтаксический разбор, сложное предложение, изучать пунктограммы.

Игра с болельщиками.

Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.

Вопросы:

  1. Какую строчку не сможет прочитать ни один человек? (Швейную)

  2. Когда руки бывают местоимениями? (Когда они ВЫ-МЫ-ТЫ)

  3. Назовите местоимения, которые мешают водителям на дороге? (Я-МЫ)

  4. С буквой Р она течёт,

С буквой П для вас печёт

Кулебяки и ватрушки,

Варит кашу и галушки. (РЕЧКА – ПЕЧКА)

  1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (СОН)


Учитель:

- 1 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.

(Жюри объявляет баллы команд.)


2 конкурс. Весёлые буквы.

Внимание на экран. Вам даны непонятные слова. Для того чтобы получилось красивое слово, необходимо переставить буквы. За каждое правильное слово 1 балл.

Время для 2 конкурса – 3 минуты. Слова записать на листочке и передать жюри.

АЛКВИ – ВИЛКА

КАЧАШ – ЧАШКА

БЕЗАРЁ – БЕРЁЗА

ЛЬПЕРА – АПРЕЛЬ

ЛУТБОФ – ФУТБОЛ

ЛОРКЕС – КРЕСЛО

ОТЕРЕШ – РЕШЕТО


Игра с болельщиками.

Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.

Вопросы:

  1. Какое имя числительное приказывает? (ТРИ)

  2. В каком слове семь одинаковых букв? (СЕМЬ-Я)

  3. Какую часть слова можно в земле найти? (КОРЕНЬ)

  4. С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье. (КОЛОС – ГОЛОС)

  1. Кто говорит на всех языках? (ЭХО)

Учитель:

- 2 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.

(Жюри объявляет баллы команд.)


3 конкурс. Устами младенца.

Вам необходимо узнать слово по фразеологизмам. Совещается вся

команда вместе. Если вы знаете ответ, необходимо поднять

цветную карточку, которая лежит у вас на столе. За каждое

правильное слово – 1 балл.

Время для обдумывания – 1 минута.


  1. Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сварить с тем, с кем трудно договориться; её просит рваная обувь; она в голове у путников. (КАША)

  2. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. (ВОДА)

  3. Они не цветут, не вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (УШИ)

  4. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. (ВЕТЕР)


Учитель:

- 3 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.

(Жюри объявляет баллы команд.)


4 конкурс. С русского на русский.

В русском языке есть слова, ограниченные по употреблению.

Они огрубляют нашу речь. Что это за слова? ЖАРГОНИЗМЫ. С такими словами вы сейчас встретитесь. Попробуйте перевести их на современный русский язык.

За дословный перевод – 3 балла. Время для перевода – 3 минуты.

Внимание на экран.

Хелло, чуваки! Мои родаки сегодня отчаливают на фазенду, и мы можем клёво оторваться на хате. – Привет, ребята! Мои родители сегодня уезжают на дачу, и мы можем отдохнуть у меня.

Учитель: «Перевод записать на листочке и передать жюри».

Игра с болельщиками.

Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.

Вопросы:

  1. Название какого дерева состоит из четырёх предлогов? (С-О-С-НА)

  2. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (БЕЖАТЬ СО ВСЕХ НОГ)

  3. Есть ли ноги у газеты, книги, журнала? (ЕСТЬ, КОГДА ИХ ДЕРЖАТ «ВВЕРХ НОГАМИ»)

  4. С глухим траву она срезает,

Со звонким – листья объедает. (КОСА – КОЗА)

  1. Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда в котле кипит вода,

Местоименье – слог второй,

А в целом – столик школьный твой. (ПАР – ТА)

Учитель:

- 4 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.

(Жюри объявляет баллы команд.)


5 конкурс. Юные художники.

Существует много разных знаков, которые что-либо запрещают. Вам, юные художники, предлагается придумать знак, запрещающий грубую речь, и нарисовать его.

Время на выполнение задания – 5 минут.

За творческий подход – 5 баллов.

Игра с болельщиками.


Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.


Вопросы:

  1. В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (ЗНАТЬ КАК ДВАЖДЫ ДВА)

  2. В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (ДЕЛАТЬ ИЗ МУХИ СЛОНА)

  3. С какой птицы нужно ощипать перья, чтобы получить название дня и ночи? (С УТКИ – СУТКИ)

  4. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (В ФЕВРАЛЕ)

  5. Сколько раз числительное СТО повторяется в стихотворении?

У проСТОго СТОрожа –

НепроСТОрный дом:

Часто в нём СТОножка

Бродит под СТОлом.

Дорожит СТОножка

ЧиСТОтою ног

И СТОличной ваксой

Чистит СТО сапог. (9 раз)


Учитель:

- 5 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.

(Жюри объявляет баллы команд.)

6 конкурс. Язык жестов.

Мы так привыкли пользоваться речью, что даже не задумываемся о том, каким огромным сокровищем обладаем. А теперь давайте представим на несколько минут, что мы разучились говорить и вынуждены общаться жестами. Командам необходимо при помощи жестов и мимики изобразить пословицу. Одна команда показывает, другая – угадывает.

За правильный ответ – 1балл. За артистичность – 5 баллов.

Время для подготовки – 5 минут.

Пословицы: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

Любишь кататься – люби и саночки возить

Глаза страшатся, а руки делают

Сделал дело – гуляй смело

(Команды сами выбирают конверт с пословицей)


Игра с болельщиками.

Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает.

Вопросы:

  1. Почему КВАС пишется слитно, а К ВАМ – раздельно? (Слово «квас» - имя существительное, а – «к вам» - местоимение с предлогом.)

  2. Какое существительное состоит из трёх О? (ТРИО)

  3. Какое местоимение требует чистоты? (МОЙ)

  4. Крик птицы – это первый слог.

Второй – известен всем предлог,

А третий – бурная волна.

Теперь шарада всем ясна? (КАР – НА – ВАЛ)

  1. С Ы мы мчим вас что есть мочи.

С У – мы ноги вам промочим. (ЛЫЖИ – ЛУЖИ)


Учитель:

- 6 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог данного конкурса, а затем и всей игры в целом.

Пока жюри подводит итоги игры, я хочу задать вам ещё один вопрос. Кто написал стихотворение в прозе «Русский язык»? Правильно, И.С.Тургенев.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты, - один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!


5.Подведение итогов игры. Награждение команд призами.

Учитель:

- Наша игра «Берегите наш язык…» закончилась. Жюри внимательно слушало ваши ответы и сейчас мы попросим его подвести итоги. Но каким бы ни был результат, мне кажется, что сегодняшняя игра была интересной и познавательной. Мы увидели, что изучение русского языка – увлекательное дело. Прошу жюри огласить результаты игры.


(Жюри подводит итог.)


Вот и подошла к концу наша встреча, но встреча с русским языком не закончится никогда. Язык наш – друг наш. Помните об этом. Язык может быть оружием для защиты, но может и больно ранить.


Слова умеют плакать и смеяться.

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

(Я.Козловский)


Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

(Марк Лисянский)

Всем большое спасибо за активное участие в игре!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!