СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" по повести В. П. Астафьева " Где-то гремит война"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" формирует познавательный интерес к литературе, внимательное и осознанное чтение произведений,развивает речь учащихся...

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" по повести В. П. Астафьева " Где-то гремит война"»

Десятая муниципальная читательская конференция «Чтение без границ…»

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по повести

Виктора Петровича Астафьева

«Где-то гремит война»

Цели: формировать познавательный интерес к литературе, внимательное и осознанное чтение произведений, развивать логическое мышление, внимательность, умение анализировать и обобщать, умение работать в команде, развивать речь учащихся, показать душевное развитие и становление человека как личности в военное время и его взросление…

Оборудование: портрет В. П. Астафьева, текст повести, презентация…

Я всегда думал, что война -это бой, стрельба, рукопашная, там, где-то далеко, далеко. А она вон как-везде и всюду, по всей земле, всех в борьбу, как водоворот, ко всякому своим обликом…

В.П.Астафьев.

Ход мероприятия

Добрый день, участники игры, гости, болельщики и уважаемые члены жюри. Рада вас приветствовать в стенах школы №10. Сегодня у нас с вами пройдёт «Что? Где? Когда?» по повести В. П. Астафьева «Где-то гремит война», в ходе которой каждая команда покажет не только «своё» понимание, «своё» знание текста, но и умение с ним работать: анализировать, рассуждать, находить ответы на конкретные вопросы, делать выводы. Это те навыки, которые характеризуют читательскую грамотность. А развитие читательской грамотности, как вы знаете, -одно из приоритетных направлений в российском образовании, призванное помочь вам научиться работать с информацией.

Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри.

Вопросы и задания будут устными и письменными. Письменные задания вы будете выполнять на листочках. Жюри оценит полноту и правильность ваших ответов. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл. Если ответ недостаточно полный -0,5 балла.

Многие из вас знают, что 1 мая 2024 года исполнилось 100 лет со дня рождения В. П. Астафьева, писателя, драматурга, сценариста. На его долю выпало немало испытаний: тяжёлое детство, сиротский приют, война. В 1942 году (ему было 18 лет) он добровольцем ушёл на фронт, несмотря на то что имел бронь как работник железной дороги. В звании рядового прослужил всю войну. И осенью 1945 года демобилизовался из армии. И поэтому писал о войне не понаслышке. Он достойно сумел пройти через все испытания, смог уцелеть не только физически, но и сохранить в себе человека.

В. П. Астафьев писал: «Очень мучает меня маленькая повесть о войне. Есть уже название, всё есть- нет лишь решимости взяться за неё».

-Как вы думаете, о какой повести идет речь в этих словах?

- «Где-то гремит война».

Повесть «Где-то гремит война» написана в 1966 году. Опубликована в журнале «Молодая гвардия» в 1967 году. А в книге «Последний поклон»-в 1968году.

Разминка.

1.Какое слово в названии повести ключевое(главное)? (Война)

2.С чем война всегда связана? Подберите слова, характеризующие войну. (Голод, холод, потеря близких, военные действия, атака, бой…)

3.О какой войне идет речь в произведении? Автор использует в названии слово где-то. На что оно указывает? (Указывает на то, что действие будет проходить не на фронте).

А где? (в Сибири).

Таким образом, это произведение не о кровопролитных сражениях, а о глубоком сибирском тыле, который жил своей нелегкой жизнью и не сломился под тяжестью суровых военных будней зимой 1941 года, о быстром взрослении молодого человека в военное время.

Знакомство с героем.

Познакомимся с героем повести.

1.Назовите имя, фамилию, возраст главного героя повести, где учится и по какой специальности?

(Витя Потылицин, 17 лет, железнодорожное училище, составитель поездов-отвечает за формирование, расформирование поездов, своевременную подачу и перестановку вагонов).

2.Расшифруйте, что такое ФЗО? (Фабрично-заводское обучение),

3. Существуют ли ФЗО сейчас?

(ФЗО-это профессионально-технические школы, то есть училища, они дают знания по определенной профессии).

4. Приведите примеры, свидетельствующие о трудной жизни ребят в железнодорожном училище?

(Начальство в железнодорожном училище приказало учиться на составителей поездов, жили в общежитии, учились скороспешно, без выходных, никуда не отпускали, держали строго, по-военному, было голодно, пайка хлеба-250 граммов, из-за голода даже галушки украли из станционного буфета (кусочки теста, сваренные в подсоленной воде) ,холодно, стояли морозы, а фэзэошные ботинки и телогрейка (стёганая ватная куртка) до пояса грели плохо. Но несмотря на это, все теоретические и практические занятия занятия оценивались на пятерки,и горе было тупицам, с которыми занимались сами ребята.

Хлеб -всему голова. (работа с текстом).

1.Ребята, что такое хлеб? (Хлебобулочное изделие, получаемое путём выпекания теста (состоящего как минимум из муки и воды), разрыхлённого дрожжами или закваской)

2. Какое значение имеет хлеб в нашей жизни? (Хлеб-источник полезных и необходимых для организма веществ: белков, углеводов, витаминов, калия, магния и фосфора, источник- жизненной энергии, богатство, которое надо беречь.

3. Что значило слово «хлеб» в военные годы? Как об этом говорится в повести? (Хлеб-это жизнь. Тот, у кого нет хлеба, не может работать и бороться. Он погибает.)

4.Ребята, состав сегодняшнего хлеба очень сильно отличается от хлеба военного. Что, кроме ржаной муки, еще добавляли в хлеб во время войны?

(Ржаную муку, свекольный жмых, солод, опилки, лебеду, крапиву, макуху-отходы от производства подсолнечного масла…)



5. Назовите пословицы о хлебе, встречающиеся в повести. Объясните их значение

1). Греет хлеб, а не шуба. (Кто голоден, тот и холоден).

2) И мышь в свою норку тащит корку. (Запасливость и бережливость. Союз «и» подчеркивает, что даже маленькая мышка заготавливает что-то впрок).

3) Нету хлеба ни куска- в нашем тереме тоска. (Без хлеба невозможно радоваться жизни).

4)Каков ни урод, а хлеб тащит в рот. (Хлеб нужен всем, он дает силу, энергию, жизнь).

5.С какой целью автор использует эти пословицы?

Вывод: показать, что хлеб-это богатство, ценность, дающие жизнь. Его надо беречь, ценить. Тот, кто знает, что такое голод, никогда не будет выбрасывать хлеб. Скормит птичкам, собачкам, но не выбросит. Состав сегодняшнего хлеба очень сильно отличается от хлеба военного. Состав военного хлеба: ржаная мука, свекольный жмых, солод, опилки, лебеда, крапива, макуха-отходы от производства подсолнечного масла. И многое другое.

Вера в чудо.

1.Ребята, вы верите в чудеса? В какие? Что такое чудо в вашем понимании? (Чудо это что-то необычное, сверхъестественное, а также помощь людей).

2.Во время метели Витя сбивается с пути и начинает замерзать. Что в этот момент для главного героя является чудом? ( Чудо мохнатое, доброе, домовитое, за печкой живет, слушает сказки, чудо- пуховый платок мамы на больных ногах, чудо- руки бабушки, ее ворчание и шумная ругань, чудо- встречный человек, его голос, глаза, уши, чудо-это жизнь, чудо это надежда на то, что придет самый дорогой человек и поможет ему, спасет).

Профессии…

Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, кем хотите стать? Выбор огромен. В мире насчитывается более 50 000 профессий. В связи с научно-техническим прогрессом одни профессии исчезают, а другие появляются. Мир не стоит на месте. Он стремительно меняется. В связи с этим ответьте на вопросы:

1. Какие исчезнувшие профессии встречаются в повести «Где-то гремит война»? (Шорник и бакенщик, сплавщик леса).

2.Кто такой шорник? Бакенщик? Сплавщик леса?

Шорник-это специалист по изготовлению конской упряжи, в том числе шор-боковых наглазников, которые надеваются на лошадь для ограничения поля зрения.

Бакенщик-это человек, который зажигает специальные фонари, показывающие безопасный путь судам на реке. (регулировщик движения на воде)

Сплавщик леса- это рабочий, сплавляющий лес в плотах по реке.

Описания-характеристики.

У Астафьева в повести встречается и описание природы, и человека, и семьи… Они помогают нам понять характеры героев, рассказывают о времени, о событиях, о жизни.

1.Послушайте описания и определите. Кто это?

1)«Хозяин избушки до странности гол лицом- ни бороды, ни усов…Голова стрижена под кружок. Седые волосы спущены низко и зачесаны за уши. Мочки ушей проколоты. Голос сипл и раздражителен. Человек он сердитый. Ватные брюки, катанки, полушалок на груди.» (Дарья Митрофановна, конюшиха из Собакино, шорник).

2) «Лицо одрябло, как прошлогодняя овощь. В позе, в лице в движениях такая неизбывная, дна не имеющая тоска» (Тетка Васеня).

2. «Я стоял перед бабушкиным домом. Ставни закрыты. На ступеньках лежал припорошенный полынный веник. За желтым наличником торчали раскрошившиеся пучки зверобоя и мяты. Ключа не было. Бабушка дома не живет.»

Почему бабушка дома не живет?

(Дом нечем отапливать, голодно -карточка :250 грамм хлеба-дед умер, смирив гордость вынуждена кочевать из одной избы в другую. По своим. У Марии и Зырянова живет.)

Сладости из детства

Ребята, у вас есть любимые сладости? Какие? Расскажите о них.

У Вити они тоже были. Конечно, не в том количестве, как у вас, но были.

Послушайте описание и ответьте на вопрос:

«…Подошел к палисаднику. За тонким осиновым частоколом краснела калина. Бабушка не собрала её на зиму, чтобы сварить пользительной и сладкой кулаги».

Кулага. Что это за блюдо из детства Вити?

Кулага-это народное кисло-сладкое блюдо из ржаной муки и солода, мучная каша с калиной.

Семья

1.Что для вас значит семья?

(Это мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя, брат, сестра, которые тебя любят, понимают, поддерживают, учат доброте и пониманию, уважению друг к другу. В семье чувствуешь себя защищенным, спокойным Ты знаешь, что в трудные минуты жизни родные люди тебе всегда придут на помощь).

Действительно, семья имеет огромное значение в нашей жизни. Она учит, воспитывает, передает традиции, знания, профессиональный опыт, помогает найти свое место в жизни. Не зря 2024 год объявлен годом Семьи.

2.А кто является семьей для главного героя повести? (Бабушка Катерина Петровна, тетка Августа с детишками, брат Кеша). Какие чувства по отношению к ним Витька испытывал?

(Любил он их всей душой. Бабушка для него – и мать, и отец. Учила его добру, быть приветливым к людям. Приучала к труду. Тетка Августа- простая. Последнее отдаст. Кеша-брат, его обижали, и Витя его всегда защищал. Витя был благодарен за то, что они у него есть. И всегда готов был прийти им на помощь.

3.Как ласково называл Витя свою тетку? И почему его так «влекло к ней»? (Гуса, «последнее отдаст»)

4.Сколько детей было у тетки Августы? Назовите их имена. (4. Лидка, Лийка. Капа, Алеша).

5.Какую беду помог Витька отвести от тетки Августы? (Вернул ее к жизни, хотела удавиться от безысходности. Одна с детьми в тяжелое военное время, когда и холодно, и голодно).

14.Чем помогли Витька и Кеша тетке Августе? (Напилили и накололи дрова, нарубили табаку-самосаду на продажу, на охоте подстрелили козла и козлушку (мясом обеспечили), для коровы привезли сена.

«Игрушки»

-В какие игрушки вы играли в детстве? Были ли среди ваших игрушек пистолеты и винтовки? Как влияет игрушечное оружие на детей?

(Готовят детей к роли солдата, будущего защитника, смелого, мужественного) Из такого оружия можно кого-то убить? (Нет).

А вот у Витьки и Кеши, когда они пошли на охоту, оружие было настоящим. И из него они стреляли в диких коз.

1. Из какого оружия стреляли Витька и Кеша в коз? (двустволка, дробовик)

2.На чем ребята привезли свою добычу? (на широких охотничьих лыжах, связав бечевкой.)

3. После охоты на коз герой рассказа говорит: «… Жизнь моя разломилась надвое. Этой ночью я стал взрослым». Почему?

(Он впервые убил ямала-козла, а дети осознанно не убивают).



Война

Война- это испытание для народа. Испытание для человека. И не все это испытание, к сожалению, выдерживали. Поэтому

В. П. Астафьев в повести пишет: «Война не только возвышала людей, она и развращала тех, кто послабее характером».

К кому относятся эти слова в повести и почему?

(К Тимофею Шамову, мужу тетки Августы. Он подделал похоронную, спрятался от семьи. Работал шофером у генерала и разболтался от сытой жизни).

Подумаем…

1.В качестве эпиграфа взяты слова В. П. Астафьева (чтение)Как вы их понимаете? (Война не только на фронте, но и в тылу: работа, голод, лишения…)

2. Чему учит повесть? (Бережно относиться к хлебу, через трудности человек становится сильнее, лихие времена можно пережить только сообща, ценить жизнь, бережно относиться к близким и помогать им, учиться, быть нравственным человеком.)

3. Актуально(важно) ли это произведение в наше время? Где-то гремит война, многие заводы производят оружие, военную технику, продукты, медикаменты отправляем, плетем сети. Солдаты погибают-это горе, слезы для матерей, жен и детей. Важно оставаться человеком и поддерживать в трудные минуты).
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!