Интеллектуальная игра «Русский гений», посвященная Михаилу Васильевичу Ломоносову.
Какая польза тем, что в
старости глубокой
И в тьме бесславия кончают
долгий век!
Добротами всходить на верьх
хвалы высокой
И славно умереть родился
человек.
Эти строки Михаила Васильевича Ломоносова – эпиграф ко всей его жизни. Физик и химик, географ и астроном, историк и геолог, лингвист и поэт… Где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек!
Он сформулировал принцип сохранения материи и разработал теорию теплоты. Он открыл наличие атмосферы на Венере. И он же основал первую в России научно-исследовательскую химическую лабораторию. Ломоносов – первый русский академик…
Русская историческая наука «зачиналась» его трудами. Он – первый в мире географ-полярник. Мозаичное производство в России возрождено Ломоносовым. Принципы российского стихосложения сформулированы им же.
Его влекли и формулы и звуки,
Земные недра и пути светил.
Постигнул он поэзию науки,
Науке дверь в поэзию открыл.
Металлы плавил он, иль трогал лиру,
Иль к телескопу приникал в тиши, —
Во всём являл на удивленье миру
Величье русской жаждущей души.
Нигде, ни в чём не видевший предела,
Упрямо слово претворявший в дело,
Неукротимой страсти не тая.
Он стал в веках звездою путеводной
Для всех, кто шёл из глубины народной
К твоим вершинам, родина моя!
Неужели один человек в течение пятидесятичетырёхлетней жизни смог столько успеть, начиная каждое дело почти с нуля, стать основоположником, родоначальником, первопроходцем!...
Вспоминаются слова Пушкина о том, что Ломоносов сам был «первым нашим университетом».
Великого сына России породил северный край в Поморье испокон веку жил дух вольности и просвещения.
Бесстрашные поморы творили свой жизненный устав, приноравливая его к условиям скудной земли, льдистых морей длинной студёной зимы.
Пытливый ум маленького Михайло подмечал в окружении детали, пытался мысленно соединить их в логически связанную систему и , если не6 получалось задавал вопросы: «У солнца свет самородный? А звёзды? Маменька сказывала: лампады ангельские… А молния? А край земли близко ли? А пошто немцы говорят несходно с нами?»
Велика Россия. А Ломоносов мог родиться только на Севере!
Здесь, крепкоруки и сильны,
И прадеды его и деды
Стремили кочи встречь волны.
Им были штормы не страшны,
Они осиливали беды.
И вот, с характером таким,
С такой поморской прямотою,
Был путь в Москву проложен им,
Путь, предначертанный судьбою,
К свершеньям дерзостно – крутым!
В декабре 1730 года морозной ночью отважный молодой человек покинул отчий дом. Сейчас может показаться невероятным то, что деревенский юноша пешком ушёл в Москву, чтобы попасть в учебное заведение.
И вот Москва, Славяно-греко-латинская академия, способный паренёк делал поразительные успехи, и спустя пять лет его направляют в Петербургскую Академию Наук. Но не прошло и полгода как Ломоносов оказался в Европе. Иностранные профессора были весьма довольны успехами русского «студиозуса».
В июне 1741 года он, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в Петербургской Академии Наук, где и служит до конца своей жизни.
Науки юношей питают.
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Жизнь Михаила Васильевича Ломоносова - сплошная полоса познания и развития, открытий и практических опытов. Такую «всеядную» жажду испытали только избранные. Ах, если бы не отнимали время пустые споры с околонаучными личностями, тупые запреты сомневающихся, самодурство властных, корыстная зависть иноземцев!
Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не склоняясь перед противниками, гордый человек держался с достоинством и судил людей не по личным качествам, а по заслугам перед Россией в деле просвещения мечтая об освоении неисчислимых богатств России, он обращался к молодому поколению с призывом овладевать знаниями, дабы принести пользу Отечеству.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.
За полгода до смерти Ломоносов писал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют.»
И мы, его потомки, по прошествии трёх веков, видим, что слава Ломоносова неотделима от славы нашего Отечества.
Разминка.
Назовите родину М.В.Ломоносова. (д.Мишанинская, д.Денисовка )
Укажите рост М.В. Ломоносова. (2 метра 3 см. )
Назовите имя отца М.Ломоносова. (Василий Дорофеевич)
Любимая церковная книга М. Ломоносова? (Псалтырь)
Кто считал, что молодой Михайло сидел попусту за книгами? (Мачеха)
Сколько классов закончил Михайло за первый год обучения в Спасских школах?
( 3 класса)
Как назывался первый приготовительный класс в Спасских школах? (Фара)
1736-1741 г. Что это за период жизни М.Ломоносова? ( Пребывание в Германии)
Когда в России была открыта первая научно-химическая лаборатория? (1748г.)
10.Какой жанр занимает основное место в поэтическом наследии М.В.Ломоносова?
(Ода)
11. Назовите учёного, соратника Ломоносова, погибшего при опыте по изучению атмосферного электричества. ( Рихман )
12. Назовите первый научный труд по русскому языку, составленный М.Ломоносовым. («Русская грамматика»)
13. Назовите автора скульптурного бюста М.В.Ломоносова. ( Ф.И.Шубин.)
14. Назовите минерал, названный в честь М.В.Ломоносова. (Ломоносовит)
15. Где похоронен М.В.Ломоносов? (Санкт-Петербург Александро-Невская Лавра Лазаревское кладбище)
« Что? Где? Когда?»
«То были врата учёности моей»- говорил М.В.Ломоносов.
Назовите эти врата.
(« Грамматика Смотрицкого», « Арифметика Магницкого»)
Что считал Ломоносов источником успехов в сфере научных исследований.
(Союз теории и практики)
А. Пушкин называл Л. «Отцом русской поэзии» , а как называл Ломоносова Белинский?
(«Петром Великим русской поэзии)
В 1742 году Ломоносова зачисляют в штат Петербургской Академии Наук адъюнктом. Адъюнктом какой науки?
( Физики)
Эту книгу Ломоносова называли попросту – «Риторика». Назовите полное её название.
(«Руководство к красноречию»)
К какой науке относится следующее выражение Ломоносова- «Изучение её имеет двоякую цель, одна усовершенствование естественных наук, другая умножение жизненных благ»?
( к химии)
Это штука нехитрая, но чувствительная, пожалуй, не меньше розги. От розги больно, и только, это же бумажный свиток, который вешался на шею допускающему ошибки ученику, посрамлял гордыню, отчего казался весом не меньше пуда.
Назовите эту штуку.
( калькулюс)
Физику Ломоносов называл упражнением , а вот что он считал своей утехой?
( стихотворство)
На юношеских пирушках с товарищами Ломоносов часто восседал на винной или пивной бочке, имея чин ……..
Назовите этот чин.
(Бахус)
Где Ломоносов впервые произносит «Слово похвальное Петру Великому»?
( на открытии Московского Университета)
Именно благодаря поддержке этого покровителя Ломоносова 12 января 1755г. был подписан « Указ об учреждении в Москве Университета».
Назовите этого покровителя.
(И.Шувалов)
БЛИЦ ВОПРОС.
Что изобрёл Ломоносов для наблюдения в сумерки и светлые ночи?
( ночезрительную трубу)
Назовите прибор для подводного наблюдения, изобретённый Ломоносовым?
(батоскоп)
Назовите прибор для определения твёрдости тел, изобретённый
Ломоносовым.
( точило)
Назовите первую мозаичную картину, созданную в мастерской Ломоносова.
( « Мадонна»)
Однажды на заседании в Академии Наук один из профессоров спросил у Михаила Васильевича, глядя на его порванный рукав камзола-«М.В. это ваша учёность выглядывает»?
Что ответил ему Ломоносов?
(«Нет, это заглядывает ваша глупость».)
Некрасов подчёркивал, что «Ломоносов по своей и _____________ воле стал разумен и велик».
Вставьте пропущенное слово.
( Божией)
С возрастом Ломоносов стал рассеянным. Так, во время обеда, вместо пера, которое по школьной привычке клал за ухо, клал ложку, или утирался
этим, когда принимался за щи.
Чем утирался М.В.?
( Париком, который снимал с себя)
Зять Шумахера Тауберт однажды сказал –«Разве нам десять Ломоносовых надобно…»?
Закончите фразу Тауберта.
(«…И один нам в тягость»)
Ломоносов точно указал беломорам место гибели своего отца.
Назовите это место и как Л.его узнал?
(остров Безымянный, увидел во сне)
К кому обращены эти слова Ломоносова – «Я не тужу о смерти, пожил, потерпел, и знаю что обо мне дети Отечества пожалеют»!?
( К Екатерине 2)
Назовите книгу Радищева, в которой последняя глава посвящена М.В.Ломоносову?
( «Путешествие из Петербурга в Москву»)
Дополнительные вопросы.
Как поморы называли корабль Ломоносовых? (Чайка)
В каком городе Германии учился Ломоносов? (Марбург)
Год рождения Ломоносова. (1711)
Профессор, у которого Ломоносов учился в Германии горному делу. (Генкель)
Прибор для измерения высоких температур, изобретённый Ломоносовым.
(пирометр)
Мозаичное полотно, посвященное Петру Первому? (Полтавская битва)
Что Ломоносов считал источником успеха в сфере научных исследований?
(союз теории и практики)
Крупнейшее достижение Ломоносова в астрономии.
( Открытие атмосферы на Венере)
«Они требуют глаз и рук в своих поисках. Сами на двор не придут».
О чём это высказывание учёного?
( о металлах и минералах)
Однажды, в споре, рассердившись на возражения учёного граф Шувалов закричал - « Я отставляю тебя от Академии!» Ломоносов гордо возразил.
Каков был его ответ?
(«Нет. Разве Академию от меня отставят»)