Знатоки права
(Интеллектуально-правовая игра)
Цели: - повторение, закрепление и углубление знаний и учений учащихся по курсу «Право»
Задачи:- создание условий для понимания учащимися социальной ценности права, организация практической деятельности учащихся, способствующей накоплению опыта, применения полученных знаний в реальной жизни;
- закрепление умение выделять причинно-следственные связи, находить и приводить аргументы
- формирование у учащихся целостной системы научных правовых знаний, а также учений и навыков
Ход мероприятия
Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается,
Закон управляет людьми, разум - законом.
Ведущий: - Дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс знатоков права. Такая тематика выбрана не случайно, потому что эта неделя посвящена правовым знаниям и закону. Мы с вами знаем, насколько важно каждому из нас знать свои права и обязанности, чтобы руководствоваться ими в жизни.
Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – ему придется уповать только на случай. Право – тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить.
Сегодня в нашем конкурсе участвуют: команда 9-А класса «Правоведы», встречаем, команда 9-Б класса «Юристы», просим на сцену.
Представляем наше жюри ______________
1.Конкурс «Интеллектуальный штурм»
Команды по очереди отвечают на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда не знает ответа, ответить может другая команда.
Право лица своими действиями осуществлять свои права и обязанности? (правоспособность)
Гимназия и школа – это физические или юридические лица? (Юридические)
Административное правонарушение – это проступок или преступление? (проступок)
Социальные отношения, которые регулируются нормами права? (правоотношения)
Особо опасный вид правонарушения? ( преступление)
Способность лица, группы людей, государства навязывать свою волю другим людям? (власть)
Наступает ли юридическая ответственность за правонарушение, совершенное по неосторожности? (да)
Монархия принадлежит к форме правления или форме государственного режима? (форма правления)
Какая ответственность наступает в случае причинения материального ущерба? (материальная)
Лицо, которое совершило правонарушение? ( правонарушитель)
Теперь по одному вопросу на литературно-правовую тематику:
Для команды «Правоведы»: В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
Для команды «Юристы»: В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
Музыкальная пауза
2. Конкурс «Домашнее задание»
Все мы знаем, что выборы народных депутатов – очень важное и ответственное мероприятие. Командам было дано задание подготовить предвыборную агитацию кандидата народного депутата ДНР. Как они справились со своим заданием? Сейчас посмотрим. Конкурс оценивается 10 балов. Критерии оценивания:
Наличие четкой программы – 2 б Актуальность проблем – 2 б
Логическая последовательность – 2 б Грамотная речь – 2 б
Артистизм - 2 б
На сцену приглашается команда «Правоведы»
На сцену приглашается команда «Юристы»
Музыкальная пауза
3. Конкурс капитанов
Пословицы и поговорки на правовую тематику. Каждая оценивается в 1 балл. Какая команда назовет большее количество пословиц и поговорок на правовую тематику.
Пока жюри подводит итоги по двум конкурсам, проверим, как знают право наши болельщики.
Игра с болельщиками
1 .Когда и в связи с чем отмечают в мире День прав человека? (10 декабря Международный день защиты прав человека. Этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека.)
2 .В каких международных правовых документах закреплены права ребенка? (Права ребенка закреплены в двух основных международных документах, принятых ООН: в Декларации прав ребенка (1959 г.) и Конвенции о правах ребенка (1989 г.)
3. Предлагаются ситуации из известных сказок. Необходимо дать правовое объяснение поведению героев. Болельщик, который правильно отвечает на вопрос, получает 2 балла:
4. Вспомните известную сказку «Снежная королева». Волшебная королева похитила Кая и переместила его в Лапландию, желая сделать его своим наследником. Какие права Кая при этом были нарушены? ( право свободы выбора, похищение)
5. Нарушал ли закон Буратино своим нежеланием учиться? ( да, это обязанность, зафиксированная в Конституции)
4. Конкурс «Правовая ситуация»
Сейчас каждая из команд разыграет ситуацию и объяснит, как необходимо поступить в данной ситуации, в соответствии с нормами права. Жюри оценивает артистичность и знание участниками команд основ права. Оценка конкурса – 10 б.
1 ситуация. Татьяна работает кассиром на заводе. Утром, когда она собиралась на работу, к ней без предупреждения приехала подруга из соседнего города. Татьяна решила до обеда остаться дома и на завод пришла не в 8 часов утра, а в 10. Подруга осталась дома, и с работы Татьяна ушла на 2 часа раньше. На следующий день Татьяну уволили за прогул. Татьяна утверждает, что это не прогул, ведь она целый день работала, просто немного опоздала и чуть-чуть раньше ушла домой. Кто лучше выучил курс «Основы правоведения» - директор или Татьяна?
2 ситуация. Во время развода у супругов возникли недоразумения по поводу раздела имущества. Муж настаивает, что разделу подлежат и золотые украшения жены, так как, согласно закону, имущество, которое нажито в браке – это общая собственность. Жена с ним не соглашается, ссылаясь на норму закона, которая говорит, что вещи индивидуального пользования – это собственность каждого из супругов. Есть ли шансы у жены оставить себе все свои драгоценные украшения?
Подведение итогов. Вручение грамот .
Ведущий: Мы благодарим команды за участие, болельщиков за то, что пришли на нашу правовую игру. Искренне надеемся, что все присутствующие здесь – законопослушные граждане, которые будут встречаться с правонарушениями только в фильмах, книгах и на правовых конкурсах.