СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Интеллектуальный турнир "Грамотеи" (внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 8-9 классов)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у школьников этических ценностей, связанных с родиной, народом, духовной культурой, частью которой является язык

Просмотр содержимого документа
«"Интеллектуальный турнир "Грамотеи" (внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 8-9 классов)"»

Интеллектуальный турнир «Грамотеи»

(Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 8-9 классов)

Подготовила: С. В. Несын, учитель высшей квалификационной категории

г. Череповца Вологодской области

Ход мероприятия

Действующие лица: ведущие, две команд, капитаны, судьи, учитель. Конкурс проводят ведущие Лексика, Фразеология.

Лексика. Начинаем конкурс на звание Рыцаря Русского Языка.

Фразеология. Да-да, узнаем, кто родился под счастливой звездой. Навострите уши, смотрите в оба – я учреждаю свой, «фразеологический», приз. Он достанется тому, кто перечислит наибольшее количество фразеологизмов, употребленных мною за конкурс. В добрый путь! Ни пуха ни пера!

Лексика. Сначала разминка! Одна минута на ответ! Фразеология, твои вопросы!

Фразеология. Спешу со всех ног!

  1. Почему никто не может определить, сколько слов в русском языке?

  2. Как многозначные слова можно отличить от омонимов?

  3. В каких случаях полезно и в каких не следует заимствовать слова из другого языка?

  4. В каких случаях новые слова (неологизмы) превращаются в устаревшие?

  5. Чем предлоги отличаются т одинаково звучащих с ними приставок в и в-, с и с-, под и под-?

(По ходу действия ведущие дают оценку ответам)

Лексика. Спасибо, Фразеология! Я предлагаю следующий конкурс для капитанов команд.

Определите, чем в стихотворении С. Кирсанова «Птичий клин» являются одинаково звучащие лексические единицы – многозначными словами или омонимическими парами.



Когда на мартовских полях

Лежала толща белая,

Сидел я с книгой, на полях

Свои пометки делая.

И в миг, когда мое перо

Касалось граф тетрадочных,

Вдруг журавлиное перо

С небес упало радужных.

А в облаках летел журавль.

И не один, а стаями

Крича скрипуче, как журавль,

В колодец опускаемый.

На север мчался птичий клин

И ставил птички в графике,

Обыкновенный город Клин

Предпочитая Африке.

Журавль был южный, но зато

Он в гости к нам пожаловал!

Благодарю его за то,

Что мне перо пожаловал!

(Участники конкурса отвечают на вопрос)



Фразеология. Подумать только! Не верю своим глазам! Почти ни одной ошибки! Я тоже предлагаю два своих вопроса. На раздумье три минуты!

  1. Замените в отрывке повторяющееся слово его синонимом.

«Был холодный зимний день. Дул холодный ветер. Но снега не было. Холодная земля затвердела».

  1. Подберите антонимы к прилагательным, обозначающим отрицательные качества человека.

Жадный, неряшливый, ленивый, слабовольный, грубый, трусливый, равнодушный.

(Участники конкурса предлагают свои ответы)

Один из участников конкурса. Уважаемые ведущие! Мы посовещались и решили, что и вам не мешает потрудиться. У наших команд есть к вам несколько вопросов. Вот Вы, Фразеология, замените синонимами устойчивые сочетания слов в следующих предложениях.

Не стоит водить ого-то за нос, мозолить глаза, работать спустя рукава, быть себе на уме, падать духом, терять голову, выходить из себя, бить баклуши, кому-то вставлять палки в колеса.

А Вы, Лексика, подберите синонимы к словам, которые одинаково пишутся, но различны по ударению. Объясните, как изменяется значение этих слов от перемены в постановке ударения.

Мне слово чудно

Изменить нетрудно:

Поставил ударение на О,

Исчезло чУдно,

Родилось чуднО.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведерко руку окунИ,

Не бойся: это Окуни.

Пересохла глина,

Рассердилась Нина.

Не мукА, а мУка –

Поварам наука.

Лексика и Фразеология готовятся к ответам на вопросы, а тем временем участники конкурса представляют свое домашнее задание. (Пословицы). Команда или участник команды должны показать «смысл» пословицы- жестами, телодвижениями, танцами. Противники – угадать пословицу и назвать к ней антонимическую. Результаты оцениваются жюри во главе с учителем. (Отвечают ведущие.)

Фразеология. Я готова взять на себя смелость отвечать первой! Я не из трусливого десятка! (Отвечает на вопрос)

Лексика. Да и у меня голова варит! Вот мои ответы!

Учащиеся. Видим-видим! Вы тоже чего-то стоите! Приятно быть в такой компании! Ждем новых вопросов!

Лексика и Фразеология (вместе). Играем в «Кто больше»! Подбираем синонимы и антонимы. К каким прилагательным в данных словосочетаниях можно подобрать синонимы и антонимы, а к каким – нельзя? Кто подберет их больше? (Вывешивают таблицу)

Яркая речь, деревянная кровать, лисий хвост, мужественный человек, правильный ответ, темный лес, иностранный язык, добрый совет, настенные часы, железный характер, белый снег, золотое кольцо, дальний путь, золотая осень, открытый характер, упрямый человек, тихий голос.

(Команды по очереди отвечают на вопросы, судьи оценивают результаты)

Лексика. А сейчас настало время подводить итоги нашему специальному «фразеологическому» конкурсу, который был объявлен в самом начале соревнования. Пусть жюри определит победителя по тем записям, которые оно получило. Минутку! Уважаемые судьи, вы все проверили? Кто же победил?

(Называется победитель. Ему вручается «фразеологический» приз).

Фразеология. А теперь пусть жюри даст общую оценку конкурса в целом.

(Судьи объявляют свое решение. Ведущие вручают поощрительные призы.

Слово учителю.)

Лексика и Фразеология (вместе). Поздравляем победителей! До новых встреч!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!