СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные и традиционные формы обучения. Какие из них Вы считаете наиболее эффективными в преподавании иностранного языка?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как соотнести традиции и инновации в обучении иностранному языку

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные и традиционные формы обучения. Какие из них Вы считаете наиболее эффективными в преподавании иностранного языка?»

Интерактивные и традиционные формы обучения. Какие из них Вы считаете наиболее эффективными в преподавании иностранного языка?



В современном мире перед преподавателем иностранного языка стоит не простая задача – как сделать обучение языку эффективным, интересным и не сложным для обучающихся. Современный ученик отличается от того ученика, который был готов читать текст, учить правила и заучивать новые слова. Сегодняшний обучающийся проще воспринимает информацию, когда она преподносится не через книгу и преподавателя, а при помощи аудио и видео материалов, через Интернет и другие источники информации.

Как же соотнести традиции и инновации в обучении иностранному языку?

Традиционное обучение — этот вид обучения представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка. Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения.

Традиционная форма урока помогает в формировании базовых понятий учебного курса: адаптирует материал к возрастным особенностям обучающихся; позволяет применять полученные обучающимися знания в жизни; развивает интеллект, эрудицию, расширяет кругозор.

Традиционное обучение проходит под управлением преподавателя, который может направлять процесс обучения по тому или иному руслу в зависимости от конкретной ситуации. Поэтому оно во многом определяется личностью преподавателя: умением вызвать интерес к изучаемой теме, способностью вести непринужденную беседу с обучающимися.

В традиционном обучении существует большое разнообразие форм ведения занятий: лекции, беседы, групповые занятия, семинары, самостоятельная работа, практические занятия и др. При устных ответах, которые играют значительную роль в традиционном обучении, обучающиеся получают навыки грамотной формулировки и изложения своих мыслей. Существуют различные формы контроля: устный опрос, контрольная работа, тестирование, устный или письменный зачет, наконец, экзамен. При оценке работы обучающихся учитывается уровень знаний, умений, навыков, но при этом присутствует значительная доля субъективности;

Традиционное обучение, как правило, групповое. Поскольку обучающиеся имеют различный уровень восприятия и подготовки, преподаватель должен знать уровень каждого человека в группе и подбирать задания соответствующей трудности;

Традиционное обучение тесно связано с воспитанием. Исходя из того, что воспитание – это живой процесс, не имеющий зачастую готовых решений, проводить его может только человек при непосредственном общении. В традиционном обучении визуальное восприятие используется значительно меньше, чем восприятие информации на слух. Организация занятий целиком лежит на преподавателе, который должен обеспечить максимальную концентрацию внимания на изучаемой дисциплине;

Современное традиционное обучение не может происходить без использования нетрадиционных технологий в силу особой интенсивности мирового развития, в силу колоссального по своим темпам и размаху научно-технического прогресса. Для того, чтобы традиционное обучение было полноценным для большинства людей, необходимо обязательное внедрение в традиционное образование новых технологий обучения.

Сегодня востребованы такие педагогические технологии, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого обучающегося. Речь идет о применении интерактивных форм обучения. Ключевым понятием, определяющим смысл такого обучения, является "взаимодействие". Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Педагогическое взаимодействие - это обмен деятельности между педагогом и обучающимися, в котором деятельность одного обусловливает деятельность других.

Применение интерактивных методов обучения на уроке иностранного языка помогает преподавателю решать следующие задачи:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению;

- обеспечивает релаксацию, снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смену форм деятельности.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Применение интерактивных методов на уроке помогает преподавателю решать следующие задачи:

• ориентация на все уровни познания;

• преподаватель сильнее раскрывается перед обучающимися, выступает как лидер;

• активная роль обучающихся, которая заключается в принятии важных решений по поводу процесса обучения и его ходе;

• внутренний источник мотивации обучающихся;

• как правило, высокий процент усвоения знаний.

В качестве интерактивных широко используются следующие методы преподавания: метод проектов, метод кейса, кластер, метод "мозгового штурма" и другие.



С успехом применяются игровые технологии (деловые игры и ролевые игры), без которых не мыслится овладение умениями и навыками иноязычного общения и поведения.

Необходимо учитывать, что в группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности – это решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.) и оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. Следует выделить следующие этапы проведения.

1. Специальная организация учебного пространства.

2. Эмоциональная разминка (создание благоприятной обстановки).

3. Выработка норм группового взаимодействия.

4. Объединение обучающихся в группы.

5. Организация учебной деятельности в группе.

6. Подведение итогов.

7. Презентация групповых решений.

8. Рефлексия.

Практика показывает, что интерактивные формы и методы можно применять на всех этапах урока. Совместная деятельность обучающихся эффективна как для уроков формирования знаний и умений, так и для повторительно – обобщающих уроков. Она создает условия для формирования коммуникативной компетенции обучающихся в различных видах речевой деятельности. Выбор тех или иных интерактивных форм и методов определяется конкретными целями, которые преследуются на каждом этапе урока.

Таким образом, использование интерактивных форм и методов преподавания иностранного языка показывает, что их применение:

• дает возможность привить обучающимся интерес к изучаемому языку;

• создает положительное отношение к его изучению;

• стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность обучающихся;

• дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении;

• повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у обучающихся.

Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Использование в педагогическом процессе форм и методов интерактивного обучения - необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

В заключении можно сказать, что использование новых информационных и проектных технологий в преподавании иностранного языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. И за такими технологиями будущее. Но нельзя полностью отказаться от традиционных методов обучения. Нужно дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми интерактивными, использующими информационные технологии, Таким образом, эта тема очень актуальна в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным.

Однако, отмечая все положительные стороны использования интерактивных технологий, хочется подчеркнуть, что никакие самые новейшие технологии не смогут заменить преподавателя на уроке.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!