СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы как основа системно-деятельностного подхода в обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы как основа системно-деятельностного подхода в обучении»

Рамазанова З.М.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры ФиРОО Дагестанского института развития образования


ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КАК ОСНОВА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

Сегодня российское образование модернизируется в его содержательном и структурном аспектах. Мы должны четко понимать, что находимся на пороге серьезных изменений в этой области. Очевидно, что сегодня в образовательном процессе надо управлять не личностью, а процессом ее развития. Это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: выдвигаются на первый план совместный поиск истины, диалогические методы общения, развитие через творческую деятельность. В своей деятельности каждый современный учитель стремится к тому, чтобы дети умели вступать в диалог, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека. Ключевые компетенции рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современные формы, суть которых состоит в том, что учебный процесс организовывается таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, в ходе которого они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают[1 ,с.271]. Интерактивный («inter»- взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме диалога или беседы с кем-то или с чем-то. Характерная особенность интерактивных методов – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, где обучаемый чувствует свой достигнутый успех, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивные методы ориентированы на взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом. В данной методике доминирует активность учащихся в процессе обучения. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой личный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Все это должно происходить в атмосфере взаимной поддержки и доброжелательности, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Психологами установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы и цели. 

Особенности взаимодействия при работе с интерактивными методами состоят в следующем: пребывание обучаемых в одном смысловом пространстве, совместное включение в единое творческое пространство, согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи, совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, сопутствующее принятию и осуществлению решения задач. Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Преподаватель не даёт готовых знаний, а побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. Задачей педагога становится создание условий для инициативы обучаемых и он выполняет функцию помощника, одного из источников информации. Новые интерактивные методы дают возможность понять взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут. Новый подход в обучении не должен основываться на парадигме усвоения новых знаний, умений и навыков, а на парадигме развития, которая обеспечивает становление человека как субъекта жизни.

Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучаемыми. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют изученный материал, сколько изучают новый.

В современной педагогике можно выделить следующие основные упражнения и задания интерактивного подхода: обучающие игры (имитации, ролевые игры, деловые и образовательные игры); работа в малых группах; творческие задания; социальные проекты; разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Лестницы и змейки», «Анализ казусов»); обсуждение сложных и дискуссионных задач («Шкала мнений», ПОПС-формула, «Один-вдвоем-все вместе», «Карусель», «смени позицию»); изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, мозаика, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», Сократический диалог); кейс-метод (разбор ситуаций); open space (открытое пространство); исследовательский метод обучения[2 ,с.47].

В. А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Использование интерактивных методов позволяет учителю встать рядом с обучаемым и проявить искреннюю заинтересованность в обоюдном диалоге. Здесь преподаватель лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит необходимые задания и формулирует вопросы для обсуждения, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участникам приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные проблемы, находить точки соприкосновения, преодолевать конфликты и идти на компромиссы.

В чем же заключается преимущества интерактивных методов над остальными? Прежде всего они формируют жизненные навыки, пробуждают у обучающихся интерес, способствуют прочному усвоению изучаемого материала, поощряют активное участие каждого в учебном процессе, осуществляют обратную связь, оказывают многоплановое воздействие на обучающихся. Интерактивные методы обеспечивают прочность знаний, творчество и фантазию, высокую мотивацию, коммуникабельность, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, взаимоуважение, акцент на деятельность.

При использовании данных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания, что позволяет сформировать сильную личность, способную жить и работать в непрерывно меняющемся мире.









Литература

1.Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.

2.Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения: сб. практич. материалов /сост. О.И. Чистикова. – Архангельск: АО ИППК РО, 2012.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!