СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы обучения русского языка как иностранного

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивные методы обучения русского языка как иностранного именно для дошкольников и начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения русского языка как иностранного»





Введение

Проблема в обучении учеников русскому языку в младших классах актуальна для школ  города Баткен, так как с каждым годом растет количество обучающихся, для которых русский язык не является родным. Родители, которые уезжают на заработки в Россию и там сталкиваются с проблемой разговора на русском языке, все определяют своих детей в русские классы, чтобы их дети не мучались как они.

Среди таких учащихся все чаще встречаются дети, которые совсем не говорят по-русски.

В   своей   педагогической   деятельности   проблему   воспитания   и   обучения   детей, не знающих русский язык, их адаптации я решаю с 2014 года. Безусловно, главные проблемы адаптации в школьной среде начинаются с языкового барьера, так как языковой барьер – это препятствие в общении, мешающее взаимопониманию. Как мы чувствуем себя, когда оказываемся в кругу людей, говорящих на чужом, непонятном нам языке?

Большинство из нас испытывает чувство дискомфорта, мы начинаем раздражаться, потому что не понимаем, о чем говорят вокруг нас. В таком состоянии дискомфорта находятся и дети-инофоны.

Учащиеся, для которых русский язык является неродным, не только не говорят на русском языке, но и думают иначе. В статье «О языке устном и письменном, старом и новом» Д. С. Лихачев пишет:

«Самая большая ценность народа – это язык, - язык, на котором он пишет, говорит,  думает!   Это   надо   понять   досконально,  во   всей   многозначности   и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения – только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то   отношении,   но   мысли   наши   все формулируются языком. Вернейший способ узнать человека – это его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».


Поэтому обязательно при обучении инофонов  надо  учитывать особенности  их мышления. Учителю важно помнить, что закономерности русского языка дети воспринимают через  призму их родного языка и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам. Задача  учителя – преодолеть влияние родного языка, предупредить интерференционные ошибки в  русской   речи.


Гипотеза: практическое применение на уроках русского языка интерактивных методов и приемов обучения способствует развитию предметных и социальных компетенций обучающихся.

Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы в практике учителя начальных классов на уроках русского языка.



Я бы хотела поделиться некоторыми методическими приемами, которые помогают мне при обучении русскому языку детей именно для начальных классов.

Для меня первична проблема низкого словарного запаса. Поэтому на своих уроках, а так же внеурочной деятельности я стараюсь пополнять словарный запас учащихся, для которых русский язык не является родным.  




Цель


Цель данной методики — предоставить учителям начальных классов эффективные стратегии преподавания русского языка не носителям языка. Основное внимание уделяется интерактивным и увлекательным методам, способствующим усвоению языка.

Целевая аудитория

  • Ученики начальных классов (1-4 классы), не являющиеся носителями русского языка.

  • Учителя, желающие создать интересную образовательную среду.

Методика “Интерактивное обучение русскому языку для иноязычных” — это образовательная стратегия, разработанная для учителей начальных классов, которая помогает не носителям русского языка эффективно освоить его. Основной акцент делается на интерактивных методах, делающих процесс обучения увлекательным и интересным для учеников. 



Основные принципы:

  1. Интерактивное обучение:

    • Этот принцип подразумевает активное участие учеников в языковых активностях. Вместо пассивного прослушивания ученики должны взаимодействовать с языком, задавать вопросы, отвечать на них, играть ролевые сценарии и участвовать в групповых упражнениях.

  2. Контекстуализация:

    • Обучение русскому языку должно происходить в реальных ситуациях. Например, ученики могут учиться говорить о своих повседневных рутинах, общении с друзьями или в ресторане. Контекст помогает лучше понять язык и его использование.

  3. Визуальные пособия:

    • Использование визуальных пособий, таких как картинки, карточки с изображениями предметов, помогает закрепить словарный запас. Ученики могут видеть слова в контексте и легче их запоминать.

  4. Игры и упражнения:

    • Игры делают обучение более интересным и эффективным. Ролевые игры, групповые упражнения и интерактивные задания помогают ученикам применять язык на практике.

  5. Культурное образование:

    • Помимо языка, ученики должны познакомиться с русской культурой, традициями и обычаями. Это поможет им лучше понимать контекст и обогатит их знания.

Учителя могут адаптировать эти принципы под свои учебные цели и потребности своих учеников.

Вот несколько примеров интерактивных методов обучения русскому языку:

Интерактивные методы:

  1. Ролевые игры:


    • Ученики могут играть роли разных персонажей в сценариях, таких как в ресторане, в магазине или на почте. Это поможет им применить изученные фразы и выражения на практике.



  1. Игры с карточками:

    • Создайте карточки с изображениями предметов (например, фрукты, мебель, одежда). Ученики должны описать, что они видят на карточке на русском языке.



  1. Диалоги в парах:

    • Разделите учеников на пары и дайте им задания для диалогов. Например, один ученик может быть продавцом, а другой — покупателем. Они должны общаться на русском языке.



  1. Игры на доске:

    • Напишите слова или фразы на доске, а ученики должны объяснить их значение или использовать их в предложениях.



  1. Песни и стихи:

    • Используйте песни и стихи на русском языке. Ученики могут петь или читать стихи вместе с вами.



  1. Интерактивные учебники и приложения:

    • Используйте современные технологии, такие как интерактивные учебники или приложения для изучения русского языка. Они могут быть более привлекательными для детей.

  2. Аудирование:

  • Аудирование, способность различать и понимать то, что говорят другие, а применительно к учебной работе на уроках русского языка – это понимание иноязычной речи на слух во время ее прохождения.

Помните, что интерактивные методы помогают ученикам активно взаимодействовать с языком и лучше его усваивать.

Давайте рассмотрим каждый из принципов интерактивного обучения русскому языку для не носителей подробнее:



Значение сюжетно-ролевой игры в жизни детей:

  Игра занимает весьма важное место в жизни школьника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

      Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей в любом возврасте. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений.

Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

  Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир школьника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия.

         Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

        Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Вот несколько примеров ролевых игр для детей:

    • Описание: Ученики играют роли разных персонажей в сценариях, таких как в ресторане, в магазине или на почте.



    • Пример: Предложите ученикам сыграть сценарий заказа еды в ресторане. Один ученик может быть официантом, а другой — клиентом. Они должны общаться на русском языке, используя фразы, связанные с заказом и обслуживанием.

Клиент: Здравствуйте! Я бы хотел заказать гамбургер, пожалуйста.

Официант: Конечно! Какой гамбургер вы предпочитаете: с говядиной или с курицей? 

Клиент: Давайте возьмем гамбургер с говядиной. И добавьте сыра и овощей, пожалуйста. 

Официант: Отлично! А что насчет напитка? Чай, кофе или газировка? 

Клиент: Чай, пожалуйста. 

Официант: Ваш заказ принят. Спасибо!



Диалог в общепите









Здравствуйте! Добрый день!





















«Магазин – Супермаркет»

«Супермаркет»

А сейчас мы в  «супермаркете»-

Все продукты на витрине:

Чай, конфеты, колбаса -

Разбегаются глаза.

Подходите, покупайте,

Деньги в кассу отдавайте.



Программное содержание: Формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре.
Словарные слова: витрина, кассир, кондитерская.


Игровой материал: витрина, весы, касса, сумочки и корзинки для покупателей, форма продавца, деньги, кошельки, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.
«Продуктовый магазин»: муляжи овощей и фруктов, разные выпечки из соленого теста, муляжи шоколадок, конфет, печенье, торта, пирожных, коробки из под чая, сока, напитков, колбасы, рыбы, упаковки из под молока, стаканчики для сметаны, баночки от йогуртов и т.п.


Предварительная работа: 
Беседы с детьми «Какие магазины бывают и что в них можно купить?» «Кто работает в магазине?», «Правила работы с кассой». Д/и «Магазин», «Овощи», «Кому что?». Чтение стихотворения О. Емельяновой «Магазин игрушек». Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» Изготовление из соленого теста баранок, булочек, печенья, приготовить конфеты.




Игровые роли: Продавец, покупатель, кассир, директор магазина, шофер.
Разыгрываются сюжеты:
«Булочная-кондитерская (хлебный отдел, магазин)»
«Овощной магазин (отдел)»
«Мясной, колбасный магазин (отдел)»
«Рыбный магазин (отдел)»
«Молочный магазин (отдел)»
«Продуктовый магазин»
«Магазин музыкальных инструментов»
«Книжный магазин» 


Игровые действия: 
Продавец одевает форму, предлагает товар, взвешивает, упаковывает, раскладывают товар на полках (оформляет витрину).
Директор магазина организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, следит за порядком в магазине.
Покупатели приходят за покупками, выбирают товар, узнает цену, советуются с продавцами,  соблюдают правила поведения в общественном месте, устанавливают очередь в кассе, оплачивают покупку в кассе, получают чек.
Кассир получает деньги, пробивает чек, выдаёт чек, сдаёт покупателю сдачу. 
Шофер доставляет определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от директора магазина, выгружает привезённый товар.

«Магазин «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.

Задачи: развивать умение осуществлять игровые действия, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Предварительная работа.

1. Знакомство с обобщающим понятием «магазин», рассматривание картинок по теме;

2. Дидактические игры «Поворята», «Чудесный мешочек».

Атрибуты: фрукты, овощи, сумки, весы, костюм продавца.

Ход игры:

- Ребята, давайте поздороваемся! Что-то вы грустные, наверное, не проснулись. Давайте будем вместе просыпаться.

- С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

- С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

- С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

- С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

- С добрым утром, солнце! Мы проснулись!

- А теперь послушайте стихотворение Мошковской Э. Э. "Весёлый магазин"

У – Дети, о чём говорится в стихотворении?

Д. – О магазине.

У. – Ребята, а вы любите ходить в магазин? Для чего люди ходят в магазин?

Д. – Чтобы покупать продукты, хлеб, конфеты.


У. – Магазины бывают продуктовые и игрушечные. В продуктовых магазинах можно купить продукты, еду, напитки, а в игрушечных – разные игрушки. У нас тоже есть магазин, он называется – «Овощи-фрукты». Поэтому в нашем магазине будут продаваться фрукты и овощи. Ребята, в нашем магазине есть прилавок за которым находится продавец, продавцом буду я (одеваюсь). Но посмотрите, прилавок у нас пустой. У меня есть корзинка, в ней лежат и овощи и фрукты, я буду брать фрукт или овощ, а вы должны назвать что это. Достаю морковь. Что это?


Д. – Морковь. Это овощ. Морковь растёт на грядке.

У. – Достаю грушу. Что это?

Д. – Это груша. Это фрукт.

У. – Достаю игрушку-пирамидку. Что это?

Д. – А это игрушка Она должна продаваться в магазине игрушек.

У. – Молодцы! Догадались. Вот и выложили весь товар. Посмотрите на прилавок – здесь фрукты, а здесь овощи. Приходите ко мне в магазин. (Дети берут сумки и становятся в очередь) .

У. – Здравствуй, Диана! Что ты хотела бы купить?

Д. – Яблоко

У. – А какое яблоко – зелёное или красное?

Д. – Зелёное, пожалуйста.

У. – Минутку, сейчас взвешу. Вот возьмите.

Д. – Спасибо!

(Игра продолжается) .


Ребята, мы сегодня с вами побывали в магазине, купили овощей, фруктов. Это очень полезные продукты, в них много витаминов. Послушайте стихотворение:

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо фрукты – овощи любить.

В этом нет сомненья!

В каждом польза есть и вкус

И решить я не берусь

Что из них вкуснее, Что из низ важнее?





Врач и пациент: Один ребенок может быть врачом, а другой – пациентом. Они могут использовать игрушечные медицинские инструменты.

Ход игры:


-Ребята, мы сегодня с вами поучимся играть. А что это за игра – вы мне сейчас подскажите.


В этом домике врачи,


Ждут людей, чтоб их лечить


Всем они помочь готовы –


Отпускают лишь здоровых. (Ответы детей: больница, поликлиника)


-Верно. Я предлагаю поиграть в игру «На приеме у врача». Кто из вас знает, как называется врач, который лечит детей? (Ответы детей: врач-педиатр).


-Детей лечит врач-педиатр. А кто помогает вести прием? (Ответы детей: медсестра).


-Да, медсестра делает перевязки, прививки, взвешивает детей и измеряет их рост. Посмотрите, что есть в кабинете у врача.


(На столе лежат, градусник, рецепты, ножницы, шпатель, бинт. Дети рассматривают каждый предмет и отвечают на вопрос: «Для чего они нудны?». Если затрудняются с ответом, учитель помогает).


-Теперь распределим роли. Врачом-педиатром буду я. Кто хочет быть медсестрой? Помогать мне будет Маша. А все остальные дети будут родителями, а детьми вашими станут куклы. Выбери себе «ребенка».


(Дети берут кукол.)


-Для того чтобы попасть на прием, вам нужно занять очередь к врачу. Садитесь на стульчики и ждите, когда вас позовет медсестра (Дети с «больными» куклами садятся на стульчики).


-Мне и медсестре надо одеть халаты и шапочки. Все готовы. Медсестра Маша пригласите первого больного.


Таня: Кто первый по очереди – заходите.


1-й пациент Мила: Здравствуйте!


Врач: Здравствуйте, садитесь. Что болит у вашей дочки?


Мила: У моей дочки Ани болит животик.


Врач: Я потрогаю животик. Живот плотный. Я выпишу вам лекарство (Врач выписывает рецепт). Вы купите в аптеке, принимать будете утром и вечером по таблетке. На прием придете через 3 дня. До свидания.


Врач: Медсестра Маша пригласите следующего.


Медсестра: Следующий.


2-ой пациент Алеша: Здравствуйте:


Врач: Здравствуйте, садитесь. Что вас беспокоит?


Алеша: У моего сына Никиты заболело горло.


Врач: Медсестра Маша, дайте мне, пожалуйста, карточку больного. Спасибо. Сейчас я посмотрю ваше горлышко (Врач берет шпатель для горла и делает вид, что смотрит горло кукле).


Врач: Да, горло красное. Я вам выпишу витамины. Будете дома полоскать горлышко 3 раза в день теплой водой с ромашкой. На прием придете через 5 дней, я посмотрю горлышко вашего сына. До свидания!


Врач: Татьяна, пригласите следующего.


Медсестра: Кто следующий, заходите.


3-ий пациент Катя: Здравствуйте! Мы пришли на прививку с моей дочкой Тоней.


-Здравствуйте, садитесь. Сейчас найду вашу карточку (Врач находит карточку). Сначала я вас послушаю (Врач берет фонендоскоп и слушает). И посмотрим ваше горлышко. Все хорошо. Я выпишу вам направление, а медсестра Маша померяет вам температуру.


Медсестра: Давайте, я вам поставлю градусник(ставит). Температура нормальная, освободите, пожалуйста, правое плечо (делает укол). До свидания!


-Наш прием закончен. Спасибо Маша за помощь. Можешь снять халат и шапочку. А вам, ребята, понравилась игра? (Ответы детей).









Повар и официант: Дети могут играть ролями повара и официанта в ресторане. Они могут приготовить вымышленные блюда и подавать их.


Сюжетно – ролевая игра «В детском кафе»


Цель: 1. Закреплять знания детей о правилах поведения  в общественных местах.

  1. Развивать диалогическую, монологическую речь учащихся корректировать речь детей, продолжать работу по формированию умений говорить на русском языке.

Сегодня, мы будем работать по картинкам, играть , читать стихотворение.

-Что мы будем делать? (ответы детей )

- Сейчас будем работать по картинке. (на доске висят картинки)

- Ребята, кто это? (повар )

- Повтори, ……

- Что делает повар? ( готовит еду )

- Повтори, ……, повтори, …… .

- А, это кто ? ( это – официант )

- Что делает официант? (обслуживает посетителей)

- Повар и официант где они работают? ( в кафе)

- Хорошо, давайте, повторим. (хором и инд –но)

- Слушайте, внимательно!

Работа на слух.(за экраном повар готовит еду, официант обслуживает посетителей, кафе, ) озвучить звуки жарки и варки в кафе

- Что мы сделали? ( мы работали по картинке хором и индивидуально)

- Сегодня мы рассмотрим 2 ситуаций и вы сами решите как себя надо вести.



Первая ситуация. Официант – ……. – Я буду официантом. Посетитель – …… . Я буду посетителем.

- Здравствуйте! (……).

- Принеси мне пепси- колу. (……)

- Хорошо.( ……)

- Почему так долго ходишь?. Я платит не буду.( ……)

- Вы ведете себя нехорошо.( ……)

- Как хочу так и веду себя.( ……)

- ……, правильно вел себя? Неправильно.

А) Вежливые слова не говорил. Б) Плохо себя вел

Вторая ситуация

- Я буду официантом – ……. Посетители – …… и ……– Посетителем будет ……

Диалог с официантом

- Здравствуйте!

- Здравствуйте! Добро пожаловать в наше кафе

-Мы хотели бы посмотреть меню.

- Возьмите, пожалуйста.

- Эльвира, что ты будешь заказывать?

- Мне, пожалуйста, принесите сок апельсиновый и фрукты

-А, что ты будешь заказывать?

- А, мне, пожалуйста, тоже сок апельсиновый и шоколад.

- Сейчас будет готово.



Диалог между посетителями.

- Мне нравиться здесь.

- Да, хорошее кафе.

- Приятного аппетита!

-Спасибо.

- Шоколад какой?

- Шоколад с орехами.



Диалог с официантом.



-Вы будете еще что – нибудь заказывать?

-Нет, спасибо.

- С вас триста тенге.

- Возьмите, пожалуйста.

- Вам у нас понравилось?

- Да, очень понравилось.

- Приходите к нам еще.

- Спасибо, до свиданья.

Они хорошо вели себя?

- В кафе, в общественных местах всегда надо говорить вежливые слова и вести себя хорошо. Давайте, повторим, о правиле поведения в кафе.

- В кафе нельзя громко разговаривать, нельзя громко смеяться, надо говорить вежливые слова.

- Какие вежливые слова мы знаем?

- Здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, спасибо, до свиданья.

- Что мы делали? (ответы детей)

В) Сейчас , будем читать стихотворение про вежливые слова. Читайте четко, ясно, понятно

За что мы говорим «спасибо»? 
За всё, что делают для нас. 
И мы припомнить не смогли бы, 
Кому сказали, сколько раз.



Слова чудесные эти 
Услышать каждый очень рад, 
Добреют взрослые и дети 
И улыбнуться вам спешат.

Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!

Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!

Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В автобусе и в парке
В школе и дома.

– Что мы делали? (ответы детей)

А, давайте, еще раз повторим о правиле поведения в общественном месте.

3. Подведение итогов: - Что мы сегодня сделали?

- Мы работали по картинкам, играли, читали стихотворение

- Молодцы! Сегодня все работали хорошо, активно участвовали, старались говорить хорошо. Спасибо.


Школа: Ребенок может играть учителем, а другие – учениками. Они могут учиться математике, чтению и другим предметам.


Игра “Школа”

В этой игре дети могут играть роли учителя и учеников. Они могут создать маленькую классную комнату, где учитель будет объяснять уроки, а ученики будут отвечать на вопросы и выполнять задания. Это поможет детям понять, как происходит учебный процесс в школе и как вести себя в классе.

Давайте, ребята, решите кто из вас будет учителем, учениками, дежурными.

Звенит звонок на урок, учитель выходит за дверь, дети садятся за парты. Входит учитель с журналом в руках. Дети встают.

Учитель: «Здравствуйте, ребята!»

Дети: «Здравствуйте!»

Учитель: «Садитесь, пожалуйста!»

1 Урок математики

Учитель предлагает занятия на свое усмотрение.



- Звучит звонок на перемену (учитель предлагает сыграть в под. игру «Море волнуется»)

- Дежурные вытирают доски, готовят класс к другому уроку.

2 урок русского языка

Учитель предлагает занятия на свое усмотрение.

Звенит звонок. Урок закончен. Большая перемена.



Игра “Путешествие”

В этой игре дети могут играть роли путешественников. Они могут создать маленькую палатку или машину, где они будут путешествовать в разные места и исследовать новые вещи. Это поможет детям развить фантазию, учиться работать в команде и понимать различные культуры и места.

Сюжетно-ролевая игра помогает детям развивать самооценку и уверенность в себе. Они могут испытывать различные роли и ситуации, что помогает им понять свои сильные стороны и преодолеть свои слабости. Они также могут получать положительную обратную связь и поощрение от взрослых и сверстников, что способствует укреплению их самооценки.








2.-Игры с карточками:

    • Описание: Создайте карточки с изображениями предметов (например, фрукты, мебель, одежда). Ученики должны описать, что они видят на карточке русском языке.





Повторение – это важный метод обучения, особенно для детей.

Повторяйте материал разными способами.

Начните с частых повторений, а затем постепенно увеличивайте интервалы между ними. Это поможет закрепить знания в долгосрочной памяти.



После изучения карточек попросите ребенка рассказать о нем своими словами. Это поможет закрепить знания.



Используйте игры и упражнения для повторения. Например, карточки с изображениями и попросить ребенка описать каждую картинку.





-Тарелка какая?

-Тарелка круглая, голубая, глубокая

-Для чего нужна тарелка?

-Тарелка нужна для того, чтобы наливать в тарелку еду



-Чайник какой?

-Чайник большой, зеленый, железный

-Для чего нужен чайник?

-Чайник нужен для того, чтобы кипятить воду для чая







    • Пример: Покажите ученикам карточку с изображением яблока. Они должны описать, какое это фрукт на русском языке.



-Какое яблоко по цвету? По форме и по вкусу?

-Красное, круглое, спелое, вкусное, сочное

-Какая груша по цвету? По форме и по вкусу?

-Зелёная, имеет форму похожую на колокольчик, сочная, вкусная, сладкая

Обсуждайте материал с ребенком, задавайте вопросы, проводите диалоги. Это поможет ему лучше понять и запомнить информацию.

  1. Диалоги в парах:

    • Описание: Разделите учеников на пары и дайте им задания для диалогов. Например, один ученик может быть продавцом, а другой — покупателем. Они должны общаться на русском языке.



    • Пример: Ученики могут практиковать диалоги в магазине. Один ученик спрашивает о цене товара, а другой отвечает.

    1. Ученик (покупатель): Здравствуйте! Сколько стоит это молоко? 

Ученик (продавец): Добрый день! Молоко стоит 70 сомов.







Сколько стоит

молоко ?



Добрый день!

Здравствуйте!

МАГАЗИН

О!







    1. Ученик (покупатель): Здравствуйте! Сколько стоит эта книга? 

Продавец: Здравствуйте! Эта книга стоит 300 рублей.

Ученик (покупатель): -Она интересная?

Продавец:- Да очень интересная! Я прочитал эту книгу несколько раз.

Ученик (покупатель): -Тогда я её куплю

Продавец:- Пожалуйста!







Книжный магазин













    1. Ученик: Папа, я хочу купить книгу в подарок своему другу. Он увлекается приключениями.



 Папа: Замечательно, сынок! Какую книгу ты хочешь выбрать?



Ученик : Я думаю, ему понравится что-то современное.



Папа: Отлично! Давай посмотрим вместе. Вот здесь есть книги с интересными историями. Выбирай, сынок!























  1. Игры на доске:

    • Описание: Напишите слова или фразы на доске, а ученики должны объяснить их значение или использовать их в предложениях.



    • увлекательная

      Пример: Напишите слово “книга” на доске. Ученики должны сформулировать предложение, используя это слово.



новая

интересная









Книга





поучительная

словарь









скучная



обыкновенная



старая

















Моя семья





Моя семья :











Бабушка



Дедушка











Мама



Папа











Сестра



Брат







я



















  1. Песни и стихи:

    • Описание: Используйте песни и стихи на русском языке. Ученики могут петь или читать стихи вместе с вами.



    • Пример: Выберите популярную детскую песню на русском языке и попросите учеников спеть ее вместе.

Песня Улыбка из мультфильма «Крошка Енот»

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется...

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.

И тогда наверняка, вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке...

С голубого ручейка начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.

С голубого ручейка начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик.

Сонный лес простится с тишиной

И захлопает в зеленые ладоши.

От улыбки станет всем теплей -

И слону и даже маленькой улитке...

Так пускай повсюду на земле,

Будто лампочки, включаются улыбки!



из м/ф Маша и медведь - Краски | Текст песни

В лес приходит сказка,

Снег, как чистый лист.

В разноцветных красках

Искупалась кисть.


Сами начинают

Руки рисовать,

Ведь талант не спрятать

И не потерять.


Припев:

Может, творчество мое

Вызовет сомнения,

Только не справляюсь я

С этим вдохновеньем.


Может, вам покажется

Это безобразием.

Только не справляюсь я

Со своей фантазией.


Ничего нет хитрого

В деланье чудес.

Яркою палитрою

Рассмеялся лес.


Потому что дети

Любят рисовать.

Ведь талант не спрятать

И не потерять.




Синий трактор - Едет трактор | Текст песни

Синий трактор представляет!

По полям, по полям синий трактор едет к нам,

У него в прицепе кто-то песенку поет.

А ну, малыш, давай, попробуй отгадай,

Кто же, кто же, кто же, кто же песенку поет:

Му мумумум мумумумумууу мумумумумумуму

Правильно, это корова!


По полям, по полям красный трактор едет к нам

У него в прицепе кто-то песенку поет.

А ну, малыш, давай, попробуй отгадай,

Кто же, кто же, кто же, кто же песенку поет:

Бебебебеб ебее бебебебеб ебебебебебеебе бе

Правильно, это баран!


По полям, по полям зеленый трактор едет к нам,

У него в прицепе кто-то песенку поет.

А ну, малыш, давай, попробуй отгадай,

Кто же, кто же, кто же, кто же песенку поет:

Хрю хрю хрюхрюхрюхрю хрююююююююююю

Правильно, это свинья!


По полям, по полям оранжевый трактор едет к нам,

У него в прицепе кто-то песенку поет.

А ну, малыш, давай, попробуй отгадай,

Кто же, кто же, кто же, кто же песенку поет:

Гавгагавгавгав гавгавгавгавгав гав гааав

Правильно, это собака!




  1. Интерактивные учебники и приложения:



    • Описание: Используйте современные технологии, такие как интерактивные учебники или приложения для изучения русского языка. Они могут быть более привлекательными для детей.

    • Пример: Предложите ученикам использовать приложение с упражнениями на произношение или визуальными пособиями.

Помните, что интерактивные методы помогают ученикам активно взаимодействовать с языком и лучше его усваивать.

  1. Аудирование:

Аудирование даёт возможность проверить умение прослушать незнакомый текст и понять его содержание, основную мысль. Слушанию предшествует вступительное слово учителя, объяснение значений отдельных слов, выражений.


Диктофон: мощный инструмент для развития языковых навыков на уроках русского языка как иностранного

Диктофон можно использовать для записи примеров произношения слов и фраз на русском языке. Преподаватель может произнести слово или фразу или текст, а ученики слушают и повторяют, записывают.



Упражнении «Громко-тихо»

Развитие высоты и тембра голоса.

Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким.

Вариант: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.























Пусть соединят звуки с животными. Это им будет очень интересно













Тексты для аудирования начальных классов

Урок дружбы

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена! Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю… и склевал все зернышки. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек просыпалось на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик… и полетел к своему приятелю Чику.

- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

- Не надо… зачем?- стал отмахиваться крыльями Чик. – Ты нашел – ты и клюй!

- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. – А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?

- Ты, наверное, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом…

Взял Чик пять зернышек и сказал:

- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок… дружбы!

Михаил Пляцковский

Тест:

  1. Что получил в посылке Чик?

А) пшеницу Б) пшено В) ячмень

2. Что сделал с зёрнышками Чирик?

А) склевал Б) собрал в пакетик В) рассыпал

3. По сколько зёрнышек досталось Чирику и Чику?

А) по пять Б) по десять В) по семь

4. Почему Чику стало стыдно?

А) потому что он не поделился с другом;

Б) потому что он не сохранил тайну;

В) потому что он обидел друга.

















Кто кого ведет домой

В детском саду ребята – Вася и Толик. Им обоим по пять лет, их мамы работают. Когда возвращаются с работы, заходят за детьми в детский сад. Мама одевает Васю, берет его за руку и говорит:

- Пойдем, сынок, домой.

А Толик одевается сам, берет маму за руку и говорит:

- Пойдем, мама домой.

Дорогу замело. Одна только узенькая тропинка между сугробами. Мама Васи идет по снегу, а сын по тропинке. Потому что мама ведет Васю домой. Толик идет по снегу, а мама по тропинке, потому что Толик ведет маму домой.

Прошло двенадцать лет. Стали Вася и Толик сильными, стройными, красивыми юношами. Однажды мама Васи тяжело заболела. В тот же день заболела и мама Толика. Доктор жил в соседнем селе за несколько километров. А было это зимой, дорогу замело снегом.

Вся вышел за ворота, посмотрел на дорогу и говорит:

- Разве можно по такому снегу идти?

Постоял немного и вернул в дом. А Толик пошел по глубокому снегу в соседнее село и вернулся вместе с доктором.

Василий Сухомлинский

Тест:

  1. Кого из детей одевала мама?

А) Васю Б) Толика

2. Кто вёл домой маму?

А) Вася Б) Толик

3. Сколько прошло лет, когда мальчики выросли?

А) десять Б) двенадцать

4. Почему Вася не привёл доктора?

А) он сам заболел Б) он испугался глубокого снега

ВОРОН

  1. Подготовка к слушанию текста

- Как вы думаете ворон это оседлая птица или перелётная?

- Чем питается ворон?

2. Словарная работа

Эдельвейс – цветок, который растёт в горах. Занесён в Красную книгу.

  1. Слушание текста

Весной в горах лежит снег, и цветут эдельвейсы, и голубое перо сойки мелькает в зелёных кедрах. И солнце здесь светит ярче, чем внизу в долине.

Чёрный ворон молча облетает горы. Далеко слышен шум его крыльев, даже горный ручей не может их заглушить. Медленно летит ворон от одной вершины к другой: нет ли где больного зайчонка? Или, может, маленький куропчонок отстал от матери?

Притаился в траве зайчонок, куропчонок ещё крепче прижался к земле. Все боятся ворона, даже олень вздрагивает от его карканья и тревожно озирается вокруг.

Ворон возвращается ни с чем: он очень стар. Он сидит на скале и греет больное крыло. Ворон

отморозил его лет сто, а может, и двести назад. Кругом весна, и он совсем один. (117 слов)

Г. Снегирёв

Тестирование

  1. Кто облетал горы?

А) ворон;

Б) сорока;

В) сойка.

2. Кого искал ворон?

А) зайчонка и лисёнка;

Б) зайчонка и куропчонка;

В) совёнка и куропчонка.

3. Кто вздрагивал от карканья ворона?

А) лось;

Б) медведь;

В) олень.

4. Ворон жил

А) в стае;

Б) один;

В) с семьёй.













БАБОЧКА НА СНЕГУ

  1. Подготовка к слушанию текста

- В какое время года можно встретить бабочку? Почему?

2. Словарная работа

Хохолок - торчащий клок перьев на голове птицы.

3.Слушание текста

Когда я вышел из избушки, то ружьё зарядил мелкой дробью. Думал, рябчика встречу - подстрелю на обед.

Тихо иду, стараюсь, чтобы снег под валенками не скрипел. Вокруг ёлки мохнатым инеем покрыты, как бородой.

Вышел я на полянку, смотрю - впереди под ёлкой что-то чёрненькое.

Поближе подошёл - а это коричневая бабочка сидит на снегу.

Вокруг сугробы намело, мороз трещит - и вдруг бабочка!

Повесил я ружьё на плечо, снял шапку и стал ещё ближе подходить, хотел её накрыть шапкой.

И тут снег у меня под ногами взорвался - порх-порх! - и три рябчика вылетели.

Пока я снимал ружьё, они скрылись в ёлках. Остались от рябчиков только ямки на снегу.

Походил я по лесу, поискал, да разве теперь их найдёшь.

Притаились на ёлках, сидят и надо мной смеются.

Как это я рябчиный хохолок за бабочку принял?

Это же рябчик высунул головку из-под снега, чтобы за мной подглядывать. В другой раз не буду зимой бабочек ловить.

(154 слова) Г. Снегирёв

Тестирование

  1. В какое время года автор пошёл на охоту?

А) зимой;

Б) весной;

В) осенью.

2. Кого увидел на снегу охотник?

А) муху;

Б) бабочку;

В) жука.

3. Сколько рябчиков вылетело из снега?

А) один рябчик;

Б) два рябчика;

В) три рябчика.




НОЧНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ

1.Подготовка к слушанию текста

- Как вы думаете, чем питаются олени?

- А что ещё необходимо для жизни оленю вы узнаете, послушав рассказ.

2. Слушание текста

Мне очень хотелось увидеть оленя: рассмотреть, как он ест траву, как стоит неподвижно и прислушивается к лесной тишине.

Однажды я подошёл к оленихе с оленёнком, но они почуяли меня и убежали в красные осенние травы. Я узнал это по следам: следы в болоте на моих глазах наполнялись водой. Слышал, как трубят олени по ночам. Где-нибудь далеко протрубит олень, а по реке доносит эхом, и кажется совсем рядом.

Наконец в горах я набрёл на оленью тропу. Олени протоптали её к одинокому кедру. Земля у кедра была солёная, и олени приходили ночью лизать соль.

Я спрятался за камнем и стал ждать. Ночью светила луна и был мороз. Я задремал.

Проснулся я от тихого звона. Как будто звенели стеклянные колокольчики. По тропе мимо меня шёл олень. Я так и не рассмотрел оленя, только слышал, как с каждым шагом звенела земля у него под копытами.

За ночь от мороза выросли тонкие ледяные стебельки. Они росли прямо из земли. Олень разбивал их копытами, и они звенели, как стеклянные колокольчики.

Когда взошло солнце, ледяные стебельки растаяли. (170 слов)

Г. Снегирёв

Тестирование

  1. Кого хотел увидеть автор?

а) оленя;

б) лося;

в) медведя.

2. Что лизали олени ночью?

А) дерево;

Б) соль;

В) лёд.

3. От чего проснулся человек?

А) от крика;

Б) от шороха;

В) от звона.














ОТВАЖНЫЙ ПИНГВИНЁНОК



Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и... бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.



Тестирование

1.  Где происходит действие?



а)  Возле моря;

б) на берегу реки;

в) в лесу.

2.  Какой был хвостик у пингвинёнка?

а) Длинный;

б) коротенький;

в) у него не было хвоста.

3.  На что смотрел пингвинёнок?

а) Как играются взрослые пингвины;

б) как едят взрослые пингвины;

в)  как взрослые пингвины купаются.

4.  Где стоял пингвинёнок?

а) На низком берегу;

б) на скале;

в)  возле своего гнезда.


5.  Как прыгал пингвинёнок?

а) Он сразу бросился вниз;

б) он долго стоял на скале, а потом прыгнул;

в) он остался на скале.

6.  Каким был пингвинёнок?

а) Умным;

б) трусливым;

в) отважным.

Ключи: 1.а 2.б. 3. В.4.б. 5.б.6.в



П роговаривание чистоговорок

Проговаривание чистоговорок — это отличный способ развивать дикцию и произношение. Чистоговорки содержат сложные звуковые сочетания, которые помогут укрепить речевой аппарат и улучшить артикуляцию. Вот несколько примеров чистоговорок:

Чистогооворки с быстрым проговариванием:

  1. “Семь сорок семь сорок семь сорок семь”.

  2. “Тридцать три корабля лавировали лавировали, да не вылавировали”.

  3. “Шла Саша по шоссе и сосала сушку”.

  4. У Сени и Сани сом с усами.

  5. У осы не усы, не усищи, а усики.

  6. Топали да топали, дотопали до тополя.

  7. Дятел дуб долбил, да не додолбил.

  8. Везет Сеня с Саней, Соню на санях.

  9. Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

  10. От топота копыт пыль по полю летит.

Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:




  • Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).

  • Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).

  • Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).

  • Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).

  • Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

  • Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).

  • Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).

  • Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).

  • Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).

  • Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).

  • Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).













Чистоговорки, скороговорки


  • -Б- -БЬ-
    Ба-ба-ба,ба-ба-ба- Мама, мама, вон труба!
    Бу-бу-бу,бу-бу-бу- Ты и мне купи трубу!
    Бе-бе-бе,бе-бе-бе потрубил я на трубе.
    Ба-ба-ба,ба-ба-ба не нужна уже труба!
    ***
    Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан,
    И плясали бабочки под окном у бабушки.
    Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.
    ***
    - В- -ВЬ-
    Ви-ви-ви, ви-ви- Только много их не рви!
    Из окошка видит Вова:
    Подошла к пруду корова.
    И нахмурил брови Вова,
    Глаз не сводит он с пруда:
    Выпьет воду всю корова-
    Где купаться мне тогда?
    ***
    У девчонки, у Варюшки потерялись варежки.
    Помогали две Валюшки искать Варе варежки.
    ***
    Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.
    Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.
    Водовоз вез воду из водопровода.
    ***
    Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава.
    Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы.
    Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве.
    Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву.
    ***


-Г- -ГЬ-
Га-га-га,га-га-га Хочешь, Галя пирога?
Гу-гу-гу,гу-гу-гу есть их больше не могу.
Ги-ги-ги,ги-ги-ги не нужны мне пироги.
Гу-гу-гу,гу-гу-гу и я тоже не могу.
Га-га-га,га-га-га где же оба пирога?
***
Ги-ги-ги,ги-ги-ги испекли мы пироги.
***
Га-га-га - заболела нога.
Ге-ге-ге - плохо ноге.
Ги-ги-ги - мама жарит пироги!
Ге-ге-ге - позабыл о ноге.
Гу-гу-гу - на кухню бегу.
Ги-ги-ги - хороши пироги!....
***
Ги-ги-ги,ги-ги-ги Гена, маме помоги.
Га-га-га,га-га-га у меня болит нога.
Гу-гу-гу,гу-гу-гу мыть посуду не могу.
Ги-ги-ги,ги-ги-ги не гуляй из-за ноги.
Гу-гу-гу,гу-гу-гу вот гулять-то я могу.
Га-га-га,га-га-га не болит уже нога.
***
-Д- -ДЬ-
Да-да-да,да-да-да- не ходи, Вадим, туда!
Ду-ду-ду,ду-ду-ду- Все равно туда пойду.
Ди-ди-ди,ди-ди-ди-Ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да,да-да-да-Ой! Холодная вода!
Де-де-де,де-де-де-Вот беда! Вадим, ты где?
Ды-ды-ды,ды-ды-ды- Только слышно из воды.
***
Дед Данила делил дыню: дольку-Диме, дольку-Дине.
***
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
***
Дятел, дятел- наш приятель
Дуб долбит, как долотом.
Помоги нам, дядя дятел,
Для скворцов построить дом.
***


Дятел дуб долбил,
Да не до долбил.
Дятел дерево долбит,
День-деньской кору долбит.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
***
Ж
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
***
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.
Золотистый, как из бронзы,
Жук кружится возле розы
И жужжит:"Жу-жу,жу-жу!
Очень с розами дружу!"
***
Над Жорой жук, кружа, жужжит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем нестрашно жук жужжит.
***
Жи-жи-жи,жи-жи-жи в нашем доме этажи.
Жа-жа-жа,жа-жа-жа подо мной два этажа.
Жа-жа-жа,жа-жа-жа надо мной два этажа.
Же-же-же,же-же-же на каком я этаже?
***
Жа-жа-жа-,жа-жа-жа тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу,жу-жу-жу как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи-,жи-жи-жи мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу,жу-жу-жу я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа,жа-жа-жа уж уходит от ежа.
***
Жи-жи-жи - у нас живут ежи,
Жу-жу-жу - несу еду ежу,
Жа-жа-жа - нет ежа.
***
Знать бы, зачем залилась спозаранку в зарослях зелени крошка-зарянка
Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит, звонко и весело зяблик звенит?
Знать бы, зачем зашуршала змея? Знать бы, зачем зеленеет земля?
Знать бы...
***
зи-зи-зи,зи-зи-зи - обезьянку привези!
зя-зя-зя,зя-зя-зя обезьянам здесь нельзя.
зи-зи-зи,зи-зи-зи раз нельзя-не привози.
***
За-за-за,за-за-за здесь привязана коза.
Зы-зы-зы,зы-зы-зы мало травки у козы.
Зу-зу-зу,зу-зу-зу отвязали мы козу.
За-за-за-,за-за-за залезает в сад коза.
Зу-зу-зу,зу-зу-зу привязали мы козу.
***
-К- -КЬ-
Ка-ка-ка,ка-ка-ка вот течет река Ока,
Ко-ко-ко,ко-ко-ко там рыбак недалеко.
Ке-ке-ке,ке-ке-ке ловит рыбу на Оке.
Ку-ку-ку,ку-ку-ку нет удачи рыбаку.
Ки-ки-ки, ки-ки-ки -помогите,рыбаки!
Ку-ку-ку,ку-ку-ку вот подмога рыбаку.
Ко-ко-ко-,ко-ко-ко рыба ловится легко.
Ка-ка-ка,ка-ка-ка есть улов у рыбака.
***
Ки-ки-ки,ки-ки-ки притаились пауки.
Ка-ка-ка,ка-ка-ка муха в сетке паука.
Ки-ки-ки,ки-ки-ки нам полезны пауки
Ка-ка-ка,ка-ка-ка вы не бойтесь паука.
***



-Л- -ЛЬ-
Ля-ля-ля,ля-ля-ля но от них в пуху земля.
Ля-ля-ля,ля-ля-ля все мы любим тополя.
Лю-лю-лю,лю-лю-лю тополя и я люблю.
***
Ли-ли-ли,ли-ли-ли тополя видны вдали.
Ле-ле-ле,ле-ле-ле много их у нас в селе.
Ле-ле-ле,ле-ле-ле веселей от них в селе.
***
Лы-лы-лы-,лы-лы-лы забивали мы голы.
Лу-лу-лу,лу-лу-лу возле окон на полу.
Ла-ла-ла,ла-ла-ла не заметили стекла.
Лу-лу-лу,лу-лу-лу мы не били по стеклу.
ла-ла-ла,ла-ла-ла только нет в окне стекла.
***
-Здесь ведь лужа,видишь, Луша?
Ты иди туда,где суша.
Перейди, где лужа уже!
Знай шагает Луша в лужу.
***
На лугу под лопухом
У лягушки летний дом.
А в болоте лягушачьем
У неё большая дача.
***
Лы-лы-лы - стоят в комнате столы,
Ла-ла-ла - стоит Мила у стола,
Лу-лу-лу - идет Мила к столу,
Лю-лю-лю - на столе цветок полью.
***
С- З
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
***
Сидели, свистели семь свиристелей.
***
Сосать сосульку-вот беда!- нам строго запрещается.
Но почему она тогда сосулькой называется?
***
Сразу поссорились сорок сорок.
Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек, не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек прострочены в срок-
***
Сказала со смехом соседке синица:
"Стать самой скрипучей сорока стремится!"
***
Себе сапоги сыромятные сшила.
***
Семь суток сорока старалась, спешила,
***
Ся-ся-ся,ся-ся-ся не поймали карася.
се-се-се,се-се-се карасей ловили все.
Си-си-си,си-си-си в водоеме караси.
Ся-ся-ся,ся-ся-ся вот поймать бы карася!
Са-са-са, са-са-са ой-ой-ой летит оса!
Сы-сы-сы,сы-сы-сы не боимся мы осы!
Су-су-су.су-су-су видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы,сы-сы-сы мы не видели осы.
Са-са-са,са-са-са отгадайте, где оса.
***
На лозе оса, у лозы коза.
***
Заяц косой сидит за осокой- травой,
Смотрит косой, как Соня с косой
Косит траву косой.
***
Пёс лису учуять смог-
Сразу подал голосок.
Унеслась лиса в лесок-
Сала дали псу кусок.
***
Са-са-са - по лесу идет лиса,
Со-со-со - лиса катит колесо,
Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,
Су-су-су - видел я в лесу лису.
***
За-за-за - идет коза,
Зы-зы-зы - есть козлята у козы,
Зу-зу-зу - веду козу,
Зой-зой-зой - козлята с козой.
***
«Р»
В букве «Р» живет Россия,
Реки, рожь, ракетодром,
Руки матери родные
И родительский наш дом,
И рябиновость июля,
И росинки, и рассвет.
Буква «Р» - раненье пулей,
Что у сердца носит дед.
Разбудили утро рельсы.
Распахнулись даль и ширь.
Русый ветер мчит навстречу
По равнине. Ты дыши
Русским воздухом упругим
И ромашкам поклонись!
Начиналась с этой буквы
Наша Родина и жизнь.
***
Рю-рю-рю,рю-рю-рю как я много говорю?
Ри-ри-ри,ри-ри-ри от зари и до зари.
Ре-ре-ре,ре-ре-ре о горе и о норе.
ря-ря-ря,ря-ря-ря про озера и моря.
Рю-рю-рю,рю-рю-рю говорю и говорю.
ря-ря-ря,ря-ря-ря обо всем, но,видно, зря!
***


Ра-ра-ра,ра-ра-ра во дворе у нас гора.
Ру-ру-ру,ру-ру-ру собирайте детвору.
Ры-ры-ры,ры-ры-ры- покатаемся с горы.
Ра-ра-ра,ра-ра-ра очень рада детвора.
***
Ры-ры-ры - в руках шары,
Ра-ра-ра - начинается игра,
Ру-ру-ру - бью рукою по шару,
Ро-ро-ро - упал шар в ведро.
***
Чистоговорки со звуком Ч
Ач, ач, ач — испекли калач.
Ач, ач, ач — покупаем мяч.
Ач, ач, ач — заиграл скрипач.
Ач, ач, ач — выступал циркач.
Ач, ач, ач — у моря много дач.
Ач, ач, ач — Машенька, не плачь.
Ич, ич, ич — у ковбоя бич.
Ич, ич, ич — испекли кулич.
Ич, ич, ич — рисунок увеличь.
Ич, ич, ич — приготовим дичь.
Ич, ич, ич — купили мы «Москвич».
Эч, эч, эч — истопили печь.
Эч, эч, эч — подарили меч.
Эч, эч, эч — грамотная речь.
Эч, эч, эч — на траве прилечь.
Эч, эч, эч — пирожков напечь.
Оч, оч, оч — убегаем прочь.
Оч, оч, оч — наступила ночь.
Оч, оч, оч — есть у мамы дочь.
Оч, оч, оч — можешь мне помочь.
Оч, оч, оч — орехи надо растолочь.
Уч, уч, уч — теплый луч.
Уч, уч, уч — потеряли ключ.
Уч, уч, уч — наш язык могуч.
Уч, уч, уч — шапку нахлобучь.
Уч, уч, уч — в небе много туч.
Ча, ча, ча – диплом врача.
Ча, ча, ча – горит свеча.
Ча, ча, ча – пьём из ключа.
Ча, ча, ча – дайте калача.
Ча, ча, ча – флаг из кумача.
Ча, ча, ча – зайцы дали стрекача.
Ча, ча, ча – слушать скрипача.
Ча, ча, ча – жилище богача.
Ча, ча, ча – увидеть циркача.
Чи, чи, чи — хорошие ткачи.
Чи, чи, чи — длинные бичи.
Чи, чи, чи — чёрные грачи.
Чи, чи, чи — новые ключи.
Чи, чи, чи — готовим куличи.
Чи, чи, чи — это москвичи.
Чи, чи, чи — испеку в печи.
Че, че, че — полоски на мяче.
Че, че, че — читаю при свече.
Че, че, че — муха на плече.
Че, че, че — едем мы на «Москвиче».
Че, че, че — сказ о силаче.
Че, че, че — весть о скрипаче.
Чо, чо, чо — очень горячо.
Чо, чо, чо — болит плечо.
Чок, чок, чок — чиню сачок.
Чок, чок, чок — мычит бычок.
Чок, чок, чок — купил значок.
Чок, чок, чок — примеряю башмачок.
Чу, чу, чу — улететь хочу.
Чу, чу, чу — я иду к врачу.
Чу, чу, чу — ударю по мячу.
Чу, чу, чу — громко хохочу.
Чу, чу, чу — «пятёрку» получу.
Чу, чу, чу — маме покричу.
***
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Раз болит – иди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Помогают нам врачи
***
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Посадили алычу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
И вот поспела алыча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Собираем алычу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
Подставляй свое плечо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Сварили сок из алычи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Всем так полезна алыча.
***
Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.
Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.
Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.
Чу-чу-чу – никогда я не кричу.
***



Ча-ча-ча - у меня нет мяча,
Чу-чу-чу - я гулять хочу,
Ша-ша-ша - погода хороша,
Шу-шу-шу - я шубу ношу.
***
Ча-ча-ча - на столе горит свеча,
Чу-чу-чу - молотком я стучу,
Оч-оч-оч - наступила ночь.
***
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
***
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход,
В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.
***
Че-че-че,че-че-че мы мечтали о мяче.
Чи-чи-чи,чи-чи-чи очень нам нужны мячи.
Чу-чу-чу,чу-чу-чу нам купили по мячу.
Чача-ча.ча-ча-ча вот уж в речке два мяча.
Чи-чи-чи,чи-чи-чи нам опять нужны мячи.
Че-че-че,че-че-че мы мечтаем о мяче.
Валя на проталинке промочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
***
Ши-ши -ши, ши-ши-ши, все снежинки хороши.
Жу-жу -жу, жу-жу-жу на снежинку я гляжу.
Словно белая пушинка
С неба падает снежинка.
***
Елка
Та-та-ти, та-та-ти новый год уже в пути
Ра-ра-ра, Ра-ра-ра елке рада детвора.
Есть у елочки подружки
Разноцветные игрушки.
***
Снегурочка
Ди-ди-ди, ди-ди-ди - к нам снегурка приходи!
Ла-ла-ла, ла-ла-ла - к нам снегурочка пришла.
Вот-вот, вот-вот - встали дети в хоровод
Снежная красавица детям очень нравится.
***
Календарь
От-от, от-от на пороге новый год
Арь-арь, арь-арь нужен новый календарь
Арь-арь, арь-арь, а в окне уже январь.
Календарик отрывной
Мы повесили с тобой.
***
Подарки
Ра-ра-ра, ра-ра-ра - ждет подарки детвора.
Их под елочку кладут
Там ребята их найдут.
Новый год спешит ,Ура!
Ждет подарки детвора.
***
Снегирь
Ирь- ирь, ирь-ирь - красногрудый наш снегирь
Ри-ри, ри-ри- прилетели снегири.
На рябине он сидит
И на ягодки глядит.
Дружит Рома с носорогом.
Носорог тот - недотрога.
Не дает потрогать рог
Недотрога-носорог.
***
Гром
Рах-ра-рах!
Раскатился гром в горах,
Прогремел над черной тучей,
Прорычал над рыжей кручей.
Пусть в горах грохочет гром!
Все равно гулять пойдем.
Н. Костров
***
Вечером над озером
Ходит белый пар.
Это рыбы в озере
Ставят самовар.
***
Посмотрите на Иринку.
Ест иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку-
Бросит корочки в корзинку.
***
Громко где – то гром гремит,
Громко где – то рысь рычит,
Громко кто – то там кричит,
Громко кто – то говорит.
***
Носит мама – кенгуру
В теплой сумке детвору.
И ребятки кенгурятки
Целый день играют в прятки.
***
Испугался грома Рома,
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.
***
Шел Егор через двор,
Нес топор чинить забор.
На горе, на горке
Горько ревет Егорка.
На горе, на пригорке
Стоят 33 Егорки.
***
Кран обходится без рук,
Вместо рук у крана крюк.
***
Пекла Аришка пирожки,
А вышли крышки на горшки.
***
Пошел спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу и корзинку
Назар.
***
-Щ-
Щука проглотила щетку, щетка ей щекочет глотку.
"Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?"
***
Щу-щу-щу,щу-щу-щу я тебя не отыщу.
Щи-щи-щи,щи-щи-щи ты иди меня ищи.
Щу-щу-щу,щу-щу-щувот теперь-то отыщу!
Ща-ща-ща,ща-ща-ща дождь идет, я без плаща.
Ще-ще-ще,ще-ще-ще нет дождя, а я в плаще.
-Ш-
Шепчет кошке петушок:"Видишь пышный гребешок?"
Шепчет кошка петушку:"Шаг шагнешь-и откушу!"
***
Шо-шо-шо,шо-шо-шо я пишу уж хорошо.
Шу-шу-шу,шу-шу-шу все, что хочешь, напишу.
Ши-ши-ши,ши-ши-ши "Ешьте кашу",--напиши.
Шу-шу-шу,шу-шу-шу это я уж напишу.
***
Ша-ша-ша.ша-ша-ша выходи из камыша!
Ше-ше-ше,ше-ше-ше нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши,ши-ши-ши что же шепчут камыши?
Ши-ши-ши,ши-ши-ши что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше,ше-ше-ше это утка в камыше.
***


И цыплята всей семьей побежали мыться.
Только Цып стоит в сторонке, не желает мыться,
Потому что, как огня, он воды боится.
И сказала мама строго:"Мыться дети все должны.
Цып играть не будет с нами. Нам грязнули не нужны!"
***
Из колодца принесла курица водицы,
Цы-цы-цы,цы-цы-цы отогнали? молодцы!
Це-це-це,це-це-це вот вам сказка о яйце.
-Ц-
Цо-цо-цо-,цо-цо-цо курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу,цу-цу-цу киска тянется к яйцу.
Ца-ца-ца,ца-ца-ца брысь,котенок, от яйца!
Цу-цу-цу,цу-цу-цу не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо,цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.
***
-Х- -ХЬ-
Ха-ха-ха,ха-ха-ха есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи,хи-хи-хи все дерутся петухи.
Ху-ху-ху,ху-ху-ху клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи,хи-хи-хи хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха,ха-ха-ха без хвостов два петуха.

Хомяк не хочет в зимний холод
Ходить, испытывая голод.
Хитрец холодною порой
Храпит в хоромах под землей.
***
ха-ха-ха,ха-ха-ха на обед у нас уха.
хи-хи-хи,хи-хи-хи дай попробовать ухи.
хе-хе-хе,хе-хе-хе соль одна в твоей ухе.
хи-хи-хи,хи-хи-хи не хочу такой ухи!
***
БУКВЫ Ь Ъ
Эти буквы невозможно произнести,
но они очень нужны.
***
Посмотрите как меняется слово:
Ел - ель
Опят - опять,
угол - уголь.
Пять опят, опять пять опят,
Опять пять опят, опять пять опят ...
***
Вырос лён
Изо льна бельё.
Стирать не лень - бельё бело.
***
По улице гулкой
Бежал пёсик Булька.
За песиком Булькой
Шла бабушка с булкой
Э
Эхо.
Элла эху:
-Здравствуй, эхо!
Эхо Элле: - ха, ха, ха.
Где ты, эхо? -
Элла эху.
Эхо снова: - Ха. ха, ха.
И на все вопросы эхо
Отвечало громким смехом.
***
Ю
Юла
У Юли юла. Юля завела юлу,
а юла юрк к Юре.
Юра завел юлу, а юла - к Юле...
***
То у Юли юла, то у Юры юла,
То у Юры юла, то у Юли юла -
Такая игра.
***


Я
Яркие яблочки с ярмарки для Яночки.
***
В ящике ядовитая ящерица.
***
У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.
***
У Любаши - шляпка, у Полюшки - плюшка,
У Павлушки - шлюпка, у Илюшки - клюшка.
***
Тимошка Прошке крошит в окрошку крошки.
***
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
***
Маша под душем моет шею и уши.
***
Шапка да шубка - вот наш Мишутка.
***
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.
***
Дракон подрался с выдрой
Из шерсти клок ей выдрал
Как грустно выдре драной
Саднит у выдры рана.
***
Серый краб в крапинку
И рыжий краб в царапинку
По четвергам по графику
Встречают пароход
Серый краб в крапинку
Нашел у пирса вафельку
А рыжий краб в царапинку
Целый бутерброд.
***
На опушке в избушке
Живут старушки- болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
***
Ходит квочка
Около дворочка,
Водит деток-
Около клеток.
***
Неделю Емеле
Прясть короб кудели,
А Емелиной дочке-
Прясть одну ночку.
***
Из-под кислого молока,
Из-под простокваши-
У Маши сыворотка в каше.
***
У Феофана Митрофаныча
Три сына Феофаныча.
***
Пилил Филипп полено из лип,
Притупил пилу Филипп.
***
У тридцати трех полосатых поросят
Тридцать три хвостика висят.
***
Продал Павел
Полчетверти четверика
Овса и пшеницы,
Да полколпака-
Гороха и чечевицы.
***
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
***
Михейка на скамейке
Плетет лапти Андрейке.
Не годятся лапти
Андрейке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.
***
Тимошкина шавка
Тявкнула на Пашку.
Бьет Пашка шапкой
Тимошкину шавку.
***
Стоит Петр на копне,
В попоне и колпаке.
А в попоне у Петра
Гороха полколпака.
***
Раз пришел баран на поле,
Там бурьяна было вволю.
В поле побывал баран-
С поля весь пропал бурьян.
***
По полю полз паучок- паучишка,
Плотно покушать пытался плутишка.
***
Громко- громко грянул гром,
Вздрогнул и подпрыгнул гном.
Напугали гнома перекаты грома.
Гном не испугался, громко рассмеялся:
-Я подпрыгнул просто,
Чтоб быть выше ростом!
***
Крута гора, в горе- дыра, в дыре- кротовая нора.
***
В перелеске у прогорка собирал грибы Егорка.
***
Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
***
Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка,
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка.
***
Громко-громко грянул гром.
Вздрогнул и подпрыгнул гном.
Напугали гнома перекаты грома.
Гном не растерялся, громко рассмеялся:
-Я подпрыгнул просто,
Чтоб быть побольше ростом


ОБУЧЕНИЕ СЛУШАНИЮ

Честный слушатель слушает глазами, ушами, разумом, всем своим телом. АлланПиз, Барбара Пиз Что такое слушание? Слушание (аудирование) является сложной рецептивной мыслительной деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Восприятие и понимание речи на слух – это мыслительно-мнемическая деятельность, которая осуществляется на основе анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, конкретизации и абстрагирования. Слушание (аудирование) направлено на смысловое восприятие звучащего текста и коммуникативное взаимодействие собеседников.

Многократное повторение слов текста тренирует дикцию, развивает речевые мышцы. При прочтении стихов следует ясно и выразительно произносить звуки, следить за дыханием и интонацией.

Попробуйте проговаривать их медленно и четко вместе с учениками. Это поможет улучшить их дикцию и сделать речь более разборчивой!










































Соедини и раскрась и расскажи:









































































Интересные задания:


























Советы для учителей:

  • Будьте терпеливы и поддерживайте учеников.

  • Создайте поддерживающую и дружелюбную атмосферу: Важно создать комфортное окружение, где ученики чувствуют себя приветствованными и могут свободно выражать свои мысли.

  • Используйте визуальные материалы: Иллюстрации, фотографии и видео помогут обучающимся лучше понять материал и развить словарный запас.

  • Активное взаимодействие: Поддерживайте диалог с учениками, задавайте вопросы, проводите дискуссии. Это поможет им улучшить навыки общения.

  • Игры и задания: Включайте в уроки игры, ролевые игры и задания, чтобы сделать обучение интересным и эффективным.

  • Поддержка вне урока: Предоставьте школьникам дополнительные материалы для самостоятельного изучения, такие как книги, фильмы или приложения.

  • Постоянное обучение: Следите за новыми методиками и материалами для обучения русскому языку как иностранному.

  • Помните, что повторение – это ключ к успешному обучению! 

Заключение

Интерактивные методы обучения могут сделать изучение русского языка увлекательным и эффективным для не носителей языка. Адаптируйте эту методику под нужды и интересы ваших учеников.

Занятия, построенные в интерактивном режиме, вызывают заметный интерес у учащихся, прежде всего, потому, что нарушают привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке, позволяют каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса.

Систематическое проведение уроков русского языка с использованием интерактивных методов даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития обучающихся успешно решается. Одним из главных достижений педагогической деятельности считаем создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие социальных компетенций, стимулировать их проявление, а также способствовать повышению предметных результатов обучения обучающихся.

Поэтому я считаю использование интерактивных методов в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.

Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.







Используемая литература:

  1. Тренажер русского произношения:

Используйте тренажеры, которые предлагают профессиональные аудиозаписи русских слов.

Для первых классов по методике Зайцева:

https://www.youtube.com/watch?v=9mz2VfdWUTM&t=472s

  1. Тренажеры для начальных классов:

https://project-modelino.com/ru/russian-podcast-for-beginners

https://yandex.ru/video/preview/6980481324337455179

  1. Чистоговорки, скороговорки:


https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/07/22/kartoteka-chistogovorok-i-skorogovorok-dlya-detey-0


  1. Тексты для аудирования начальных классов

https://multiurok.ru/files/teksty-dlia-audirovaniia-po-russkomu-iazyku-vo-2-k.html



  1. Песни из мультфильмов:

https://mandarinka.info/zanjatija-s-rebenkom/412-teksty-detskih-pesen.html

https://pesni.guru

  1. Ролевые игры:

https://infourok.ru/konspekt-syuzhetno-rolevoy-igri-magazin-1030102.html



https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/226318-konspekt-sjuzhetno-rolevoj-igry-bolnica-na-pr


https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/uroki/siuzhietno-rolievaia-ighra-v-dietskom-kafie

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/06/14/syuzhetno-rolevaya-igra-shkola

  1. Интерактивные учебники и приложения:

https://apps.apple.com/ru/app/id594187735?at=11l3Ss

https://play.google.com/store/apps/details?id=air.com.prismalogic.spellingGame&hl=ru&gl=ru

https://vsrussian.com/

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!