СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивный проект по истории развития информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивный проект по истории развития информатики

Просмотр содержимого документа
«Integrirovanny_proekt_po_istorii_i_informatike_s_IKT»

Интегрированный проект по истории и информатике с ИКТ-ресурсами для 5 класса «История письменности»

Обучающая презентация

Игра

Приложения

Раздел программы

  • история: «Обобщающий урок» 5 класс;

  • информатика и ИКТ: «Коллективная работа над проектом «История письменности» 5 класс.

Цели и задачи учебного задания:

  • сформировать навыки сотрудничества с одноклассниками или с другими людьми за пределами класса и согласованного участия в работе по созданию общего продукта из отдельных взаимосвязанных частей;

  • сформировать навыки в приобретении знаний по двум академическим дисциплинам;

  • сформировать навыки творческого использования ИКТ (создание видео-ресурса для более широкого распространения и использования другими людьми);

  • изучить основные понятия: хранение информации; носители информации; рисуночное, знаковое, алфавитное письмо; иероглифы, клинопись, пиктограмма;

Тип уроков:
Интегрированные комбинированные уроки информатики и истории в 5 классе с элементами:

  • проектной деятельности;

  • практической работы;

  • использованием игры с применением интерактивных технологий;

  • использованием ИКТ ресурсов.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, (интерактивная доска);

  • видеокамера;

  • опорный конспект интегрированных уроков;

  • обучающая презентации;

  • презентация – игра;

  • таблицы для заполнения (раздаточный материал);

  • тексты и презентации для выступлений групп.

Список литературы и интернет-ресурсов:

    • Методическое пособие «Уроки информатики» в 5-6 классах, Л.Босова, А.Босова, из-во Бином, Лаборатория знаний, 2005, стр. 74-80.

    • Рабочие тетради по информатики для 5 класса;

    • Учебник Древнего мира под ред. В.И.Уколова, А.П.Маринович, стр. 43.

    • Книга по информатике «Информатика» учебник для 5 класса, Л.Босова, из-во Бином, Лаборатория знаний, 2004;

    • Книга по истории «Путешествие в историю» под ред. Е.В.Саплина, А.И.Саплин;

    • Рабочие тетради по истории для 5 класса под ред. В.И.Уколова, А.П.Маринович;

    • http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ -   адрес авторской мастерской Босовой Л.Л. на сайте Издательства БИНОМ

Структура уроков:

    • Подготовительная работа. Урок является подготовительным и организационным.

    • Самостоятельная работа вне класса. Выделяется время (одна или более недели) на исследование, согласованного участия в создании общего продукта, обсуждение его содержания.

    • Ход итоговых уроков.

    • Урок 1 является итоговым выступлением нескольких (5-ти) групп учащихся, проводится, в основном, самими учащимися;

    • Урок 2 является итоговым выступлением нескольких (2-х) групп учащихся, проводится, в основном, самими учащимися. Далее проводится общая игра-викторина.

    • Создание видеоролика и размещение его на диске в школьной медиатеке или http://www.youtube.com/

Подготовительная работа:

  • Учащимся предлагается принять участие в исследовательском проекте о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для различных исторических общностей людей под общей темой «История письменности».

  • В рамках данной темы учащимся предлагается разбиться на группы (примерно по шесть человек) и выбрать исторический период от древности до стран Востока и Греции для исследования данных вопросов каждой группой. Для того, чтобы учащиеся правильно сориентировались в выборе, показывается обучающая презентация «Исторические периоды» (Прил1_Обучающая презентация). В ходе презентации учащиеся заполняют таблицу, на которую будут ориентироваться в ходе самостоятельного исследования (Прил2_Таблица).

  • Учащимся предлагается выработать общее для всего класса решение о форме представления итогового продукта. Учителю необходимо помочь учащимся придти к решению, что итогом исследования должен быть такой интересный урок, который можно будет снять на видео и записать на диск для дальнейшего использования в школьной медиатеке при изучении данной темы по истории или информатике. Так же учителю необходимо помочь учащимся сформировать группу технической поддержки, которая будет заниматься сбором материала для создания видео-ресурса.

  • Учитель обсуждает с учащимися, с какими специалистами за пределами класса учащиеся могут проконсультироваться в ходе самостоятельного исследования (например: работники). Так же обсуждается с учащимися, какими источниками информации необходимо воспользоваться в ходе самостоятельного исследования (Учебник Древнего мира под ред. В.И.Уколова, А.П.Маринович, Интернет ресурсы).

  • Учащиеся класса по желанию распределяются и объединяются в группы. Группы получают названия на основе обучающей презентации «Исторические периоды» (Прил1_Обучающая презентация): «Древние люди», «Древние Египтяне», «Ассирийцы», «Финикийцы», «Древние Греки», «Древние Индийцы», «Древние Китайцы».

  • От учителя каждая группа получила ряд вопросов по истории письменности данной исторической общности людей (Прил3_Вопросы для исследования), а так же задание представить свое исследование в форме короткого устного рассказа, подкрепленного иллюстрациями. Так же учащимся необходимо по своей теме заранее придумать и сформулировать 1-2 вопроса к классу и задание типа викторины, которые будут представлены остальным ученикам во время урока итогового урока.

  • Учащимся представляются на выбор возможные программные приложения, в которых они могут представлять свои работы: программы для создания презентаций или работе со Smart-доской.

  • Учащимся предоставляются критерии оценки работы каждой группы заранее (повышается оценка при использовании группой театрализованных костюмов, соответствующих выбранной исторической общности людей т.д.).

 

Самостоятельное исследование вне класса

  • Учащиеся находят ответы на вопросы по истории письменности данной исторической общности людей, создают слайды, иллюстрирующие доклад каждой группы, формируют вопросы для всего класса.

  • Учитель помогает учащимся в создании текста устного доклада.

  • Учитель помогает учащимся правильно сформулировать вопросы для всего класса.

  • Учитель помогает учащимся в создании иллюстративного материала.

  • По сформированным вопросам учитель составляет игру-викторину для всего класса.

 

Ход итоговых уроков (три урока по 45 мин):
Урок 1.

Вводная часть
Организационный момент, включающий акцентирование внимания учащихся на необычности данного урока.
Учитель просит детей обратить внимание на тему урока «История письменности». (На примере истории человечества от древности  до стран  Востока и Греции), которая позволила провести интегрированной урок по истории и информатике. Так же учитель напоминает учащимся, что урок снимается на видео для создания видео-ресурса.

Повторение
Учитель
            вопрос: Что такое информация? (Информация – это знания об окружающем нас мире).
            вопрос: Как человек хранит информацию? (Запоминает или записывает).
вопрос: Чем отличается память человека от памяти человечества? (Память человечества хранит все знания, накопленные людьми за время своего существования).
Давайте отправимся в путешествие по истории человечества, которое подготовили вы сами. Сейчас выступят «представители» людей разных стран Древнего Мира. Они смогут рассказать много необычного о том, каким образом сохраняли информацию раньше.
Отправной путь нашего путешествия – первобытный строй. Среди нас есть представители древних людей. Послушаем, что они скажут о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для древних людей.
Выступление группы

  1. «Древние люди»

Рассказ представителя группы «Древние люди».
Мы – первобытные люди. Наша жизнь коротка и опасна. Она наполнена событиями, память о которых мы хотим оставить нашим детям и внукам. Волхвы и шаманы, сказители и певцы в былинах, сказаниях, распевах передают знания от поколения к поколению. Но стихийные бедствия, войны и эпидемии могут целиком уничтожить племя, а вместе с народом племени и знания, накопленные поколениями. Мы не умеем писать, не знаем букв, но умеем рисовать. Мы догадываемся, что нарисованное на стене пещеры сохранится намного дольше, чем рассказанное.
Рассказ иллюстрируют слайды (разработанные учащимися слайды-задания приложениями данной статьи не являются).
Вопрос группы классу:
            вопрос: На чем сохраняет знания об окружающем мире первобытный человек? (На стенах пещеры).
Задание группы классу:
            задание: предлагается на доске нарисовать сообщение потомкам. При наличии интерактивной доски задание выполняется на подготовленном в специализированной программе слайде. Разработанные слайды-задания приложениями данной статьи не являются, в тексте передается только их смысл.
Учитель
            вопрос: А теперь вспомните, какие страны мы называем странами Востока? (Египет, Междуречье, Финикия, Китай, Индия)

Выступление группы
У доски группа «Древние Египтяне», учащиеся делают сообщения о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для Древнего Египта.

2. «Древние египтяне»

Страны Востока расположены на богатых и плодородных землях вдоль рек. Реки, выходя из берегов, оставляли ил. Плодородная земля давала много урожая, его необходимо было учитывать правителям этих стран. Необходимость более точно передавать информацию определила появления других форм письменности. Место произвольных рисунков заняли значки.
В египетском письме было более 700 иероглифов. Первоначально письмо египтян передавало значение понятий, например «солнце», и не передавало звуков. Потом была изобретена передача звуков: «Рот» - «Рэ». Разгадать иероглифы удалось французскому учёному Шампольону.
Основным носителем информации в древнем Египте был папирус.
Учащиеся делают сообщение о папирусе. [1]
Вопрос группы классу:
            вопрос: Как вы думаете для чего и как жители этих стран сохраняли и передавали информацию? (Вели подсчет хозяйства, записывали указы, правила, научные знания, передавая другим).
            вопрос: На чем сохраняли информацию об окружающем мире древние египтяне? (На папирусе, на каменных плитах).
Вопрос группы классу:
            задание: предлагается показать или (на интерактивной доске) сложить из иероглифов имя «Клеопатра».

К доске приглашается группа «Древние ассирийцы», учащиеся делают сообщения о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для Междуречья.

Выступление группы
3. «Ассирийцы»
В стране, располагающейся между реками Евфрат и Тигр, также была необходимость в ведение подсчёта. И в ведение хозяйства была введена система других знаков – пиктограммы.
Люди рисовали изображения животных или предметы, но папируса в Междуречье не было, зато на этой земле было много глины. Поскольку Шумерские знаки выдавливались палочкой на влажной глине, они походили на клинья. Запись представляла собой сложное сочетание знаков – клиньев. Такая письменность стала называться клинописью. В клинописи несколько сот знаков. Составляли тексты жрецы.
Далее учащиеся делают сообщения об археологических раскопках библиотеки царя Ашшурбанапала. [3]
Вопрос группы классу:
вопрос: Какое письмо более точно передает информацию: рисуночное, как у первобытного человека, или знаковое, как у древних египтян и ассирийцев? (Рисуночное письмо неоднозначно, знаковое более точно передает информацию).
            вопрос: На каких носителях сохраняли информацию об окружающем мире ассирийцы? (Материалом для письма служили глиняные плитки).
Задание группы классу:
задание: предлагается показать или (на интерактивной доске) сложить при помощи знакового письма - клинописи слова: «нога», «звезда», «плуг».
Учитель
Давайте продолжим путешествие.
К доске приглашается группа «Финикийцы», учащиеся делают сообщения о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для Финикии.

Выступление группы
4. «Финикийцы»
Восточные страны вели торговлю на Средиземном море, где стали возникать города (Ур, Сидон, Библ). В этих городах жили ремесленники-мастера, купцы, которые поддерживали торговые связи с Египтом. Греки покупали египетский материал для  письма – папирус, по-гречески «библос». Отсюда позже произошло название священной книги христиан – Библии, означающее «книги» или «библиотека».
Первоначально жители Финикии переняли клинопись у народов Месопотамии, но затем упростили клинопись.
Согласных звуков было 22, гласных не было. Строчки писали не слева направо, а справа налево. В Финикии появилось алфавитное письмо, похожее на современное. Оно строилось на алфавите – строго определенном наборе букв, комбинации которых образовывали слова и предложения. Первая буква алфавита была «алеф» - голова.
Вопрос группы классу:
вопрос: На каких носителях сохраняли информацию об окружающем мире финикийцы? (Материалом для письма служил египетский папирус, по-гречески библос).
Задание группы классу:
            задание: предлагается продемонстрировать или (на интерактивной доске) собрать триады: «форма буквы – от какого слова произошла - значение буквы».

К доске приглашается группа «Древние Греки», уч-ся делают сообщения о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для Древней Греции.

Выступление группы
5. «Древние греки»
Греки позаимствовали финикийский алфавит, ввели обозначение буквами гласных звуков. Греческий алфавит состоит из 24 букв.
Далее учащиеся делают сообщения об Александрийской библиотеке и библиотеке в Пергаме, производстве пергамента. [1]
Вопрос группы классу:
вопрос: На каких носителях сохраняли информацию об окружающем мире древние греки? (Древние греки использовали разнообразные носители: пальмовые листья, липовый луб, льняные ткани).
            вопрос: Назовите любимые носители информации древнегреческих школьников. (Деревянные таблички, покрытые воском или оштукатуренные. На таких табличках было легко стереть старый текст и написать новый).
вопрос: Какое письмо более точно передает информацию: рисуночное, как у первобытного человека, знаковое, как у древних египтян и ассирийцев или алфавитное, как у финикийцев и древних греков? (Рисуночное письмо неоднозначно, знаковое более точно передает информацию, алфавитное письмо строится на алфавите, из букв которого можно образовывать слова и предложения).
Задание группы классу:
задание: предлагается показать или (на интерактивной доске) собрать часть алфавита.

Учитель
Вы прекрасно подготовили свои рассказы, справились с вопросами и заданиями. Молодцы! В начале следующего урока мы посмотрим отснятый вами материал этого урока, чтобы того, чтобы учесть возможные недостатки и внести исправления.
А сейчас предложите фамилии тех одноклассников, которые активнее всех работали на уроке, отвечая на вопросы и выполняя задания, для выставления им отличных оценок. Групповая работа будет оцениваться после завершения всех выступлений.
Всем спасибо, до свидания!

Урок 2.

Учащиеся просматривают некоторые фрагменты своих выступлений, делают предложения и замечания.
Учитель обращает внимание учащихся на современные информационные носители, которые были использованы при показе фильма (CD и DVD-диски). Далее продолжается экскурсия в исторические периоды.

У доски группа «Древние Индийцы», учащиеся делают сообщения о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для древней Индии.
Выступление группы
6. «Древние индийцы»
В древней Индии записи делались на узких полосках пальмовых листьев, а писали чернилами из сажи с добавлением сока сахарного тростника. Далее учащиеся делают сообщения об истории арабских цифр.
Вопрос группы классу:
вопрос: Могут ли знания, накопленные в течение человеческой жизни, передаваться наследственным путем (генетически)? (Знания, накопленные в течение человеческой жизни, передаваться наследственным путем не могут).
Задание группы классу:
задание: предлагается напасать на доске или интерактивной доске ряд цифр, которыми пользовались в древней Индии и сравнить с современными арабскими цифрами.
           
У доски группа «Древние Китайцы», уч-ся делают сообщения о причинах, по которым стало необходимо сохранять информацию, способах сохранения информации и носителях информации, характерных для древнего Китая.

Выступление группы

  •  «Древние китайцы»

Письменность Китая имеет схожесть с письменностью Египта (иероглифы). Наносили иероглифы тонкой кисточкой или палочкой сверху вниз.
В Китае записи делали на бамбуке. Величайшим изобретением было изобретение бумага. Учащиеся рассказывают об изобретении бумаги и технологии ее производства.
Вопрос группы классу:
вопрос: Назовите основной современный носитель информации. (Печатный лист до сих пор остается основным носителем информации).
вопрос: Почему в Европе так поздно узнали о технологии изготовления бумаги? (Древние Китайцы скрывали технологию изготовления бумаги).
Задание группы классу:
задание: предлагается выбрать среди современных носителей информации то, которое было изобретено в древнем Китае.

Рефлексия - игра
Учитель: Мы с вами совершили путешествие по древним странам, узнали многое об истории письменности, древних носителях информации. Вы прекрасно подготовили свои рассказы, справились с вопросами и заданиями. Молодцы! А теперь используйте приобретенные знания и получайте удовольствие от игры «Мы знаем что, мы знаем где, мы знаем когда» (Прил4_Игра).
Учащиеся играют в игру. В конце игры подсчитываются очки, объявляется победитель.

Подведение итогов
Задание учителя классу:
задание: Сделаем вывод, что же обозначает словосочетание «носитель информации»? (Носитель информации – это любой материальный объект, предназначенный для хранения информации).
задание: Перечислим причины, по которым появились древние носители информации.
- память не передается генетическим путем;
- развитие общества привело к необходимости фиксировать информацию на внешних носителях;
задание: Перечислите носители информации, о которых мы говорили на уроках. (Перечисляются все носители информации).

Учитель: Спасибо каждому участнику нашего сегодняшнего урока, спасибо группам. Только совместная заинтересованная работа сделала возможным это увлекательное путешествие в прошлое. За доклады группы получают отметку по истории и информатике. Давайте вместе выберем и оценим группу, на активную и безошибочную работу которой мы будем ровняться в дальнейшем.
Вопрос учителя классу:
вопрос: какими качествами, отличными от всех, ранее рассмотренных, обладают современные носители информации? (Позволяют создание видео или другого медиа-ресурса для более широкого распространения).
Учитель: К своей самой ответственной части работы приступает группа технической поддержки, которая смонтирует видеоролик нашего урока и разместит его на современных носителях.
Учитель помогает учащимся сделать вывод, что современные информационные носители дают возможность большому количеству других людей в другое время посмотреть эти замечательные уроки. Так же эти уроки смогут посмотреть родители, бабушки и дедушки; одноклассники, которые пропустили школу из-за болезни, или дети с ограниченными возможностями, которые не могут ходить в школу, но очень хотят быть в коллективе.
В конце работы над проектом можно провести анкетирование по таблице:


Что я узнал?

Что я хотел узнать?

Где я могу применить?

Что я хотел добавить?

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание и размещение продукта

  • Учитель помогает группе технической поддержки смонтировать видеоролик.

  • Учитель помогает группе технической поддержки разместить ролик





Приложение2



Таблица «История письменности»

(раздаточный материал и образец заполнения)



Исторический период и названия стран

Древность

Страны Востока

Греция

Египет

Междуречье

Финикия

Китай

Индия

Для чего сохраняли информацию



Достижения в изображении информации, формы письменности








Носители информации








Исторический период и названия стран

Древность

Страны Востока

Греция

Египет

Междуречье

Финикия

Китай

Индия

Для чего сохраняли информацию

Передавали знания, ритуалы

Вели подсчет хозяйства, записывали указы, правила, передавали другим научные знания, писали религиозные тексты

Достижения в изображении информации, формы письменности

Рисунок, рисуночное

письмо

Иероглифы,

знаковое письмо

Клинопись,

знаковое письмо

Финикийский алфавит,

алфавитное письмо

Китайские иероглифы,

знаковое письмо


Цифры

Алфавит, обозначение буквами гласных звуков, алфавитное письмо

Носители информации

Камень

Папирусные свитки

Глиняные таблички

Папирус «библ»

Шелковые свитки,

бамбуковые книги,

листы бумаги

Бамбуковые книги

Папирусные свитки,

пергаментные кодексы





Приложение3



Примерные вопросы для подготовки сообщения группы

«Древние Египтяне».

(Таким же образом формируются вопросы другим группам).



  1. Как называются загадочные знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц и саркофагов?

  2. Какими значками изображали египтяне слова «солнце», «хлеб», «рот»?

  3. Сколько всего было иероглифов в египетском письме?

  4. Как египтяне перешли от изображения значком целого слова к изображению значком отдельного звука?

  5. Передавались ли у египтян иероглифами гласные звуки?

  6. В чем была основная трудность при чтении египетских иероглифов?

  7. Для чего египтяне использовали значки-определители?

  8. Почему человек, умеющий читать и писать, казался египтянам настоящим мудрецом?

  9. Кому и как удалось разгадать тайну египетских иероглифов?

  10. Что было основным носителем информации в Египте?

  11. какова технология изготовления папируса?

  12. Как хранили папирусы?

  13. Как выделялось на папирусе начало новой мысли? Как мы выделяем новый абзац в тексте?





Просмотр содержимого презентации
«igra_pismennost»

«Мы знаем что, где, когда» Баллы 5 Время и дата Загадочные знаки 10 ? ? Понятие 15 ? ? 20 ? ? Страна ? ? 25 ? Носитель информации ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?

«Мы знаем что, где, когда»

Баллы

5

Время и дата

Загадочные знаки

10

?

?

Понятие

15

?

?

20

?

?

Страна

?

?

25

?

Носитель информации

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

время и дата  5 Когда были сделаны первые послания из прошлого? 35-30 тысяч лет

время и дата 5

Когда были сделаны первые послания из прошлого?

35-30 тысяч лет

время и дата 10   В каком веке учёный Ф.Шампольон открыл расшифровку древнегреческих иероглифов? В XIX веке

время и дата 10

В каком веке учёный Ф.Шампольон открыл расшифровку древнегреческих иероглифов?

В XIX веке

время и дата 15   В каком веке финикийцы создали алфавит? В X веке до н.э финикийцы, жившие на восточном побережье Средиземного моря, создали алфавит.

время и дата 15

В каком веке финикийцы создали алфавит?

В X веке до н.э финикийцы, жившие на восточном побережье Средиземного моря, создали алфавит.

время и дата 20 С какого периода историки начали изучать письменность стран Востока ? Историки начали изучать письменность стран Востока с XIX века.

время и дата 20

С какого периода историки начали изучать письменность стран Востока ?

Историки начали изучать письменность стран Востока с XIX века.

время и дата 25 В каком веке появилась новая письменность в Древней Греции после упадка греческой культуры? В VIII веке до н.э.

время и дата 25

В каком веке появилась новая письменность в Древней Греции после упадка греческой культуры?

В VIII веке до н.э.

загадочные знаки 5 Как называются загадочные знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц и саркофагов? иероглифы

загадочные знаки 5

Как называются загадочные знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц и саркофагов?

иероглифы

загадочные знаки 10 Передавались ли у египтян гласные звуки? Гласные звуки у египтян иероглифами не передавались

загадочные знаки 10

Передавались ли у египтян гласные звуки?

Гласные звуки у египтян иероглифами не передавались

загадочные знаки 15 Как называется письмо из клинообразных значков? Письмо Двуречья, состоящее из клинообразных значков, называется клинописью.

загадочные знаки 15

Как называется письмо из клинообразных значков?

Письмо Двуречья, состоящее из клинообразных значков, называется клинописью.

загадочные знаки 20 Чему соответствовал каждый значок финикийского письма? Каждый значок финикийского письма соответствовал звуку и был буквой

загадочные знаки 20

Чему соответствовал каждый значок финикийского письма?

Каждый значок финикийского письма соответствовал звуку и был буквой

загадочные знаки 25 На чью письменность – египетскую, вавилонскую или финикийскую – больше всего похожа письменность Китая? Письменность Китая похожа на египетскую письменность.

загадочные знаки 25

На чью письменность – египетскую, вавилонскую или финикийскую – больше всего похожа письменность Китая?

Письменность Китая похожа на египетскую письменность.

понятие 5 Каково происхождение слова «Алфавит»? Слово «алфавит» происходит от названия двух первых финикийских (греческие) букв: «алеф» («альфа») и «бет» («бета»).

понятие 5

Каково происхождение слова «Алфавит»?

Слово «алфавит» происходит от названия двух первых финикийских (греческие) букв: «алеф» («альфа») и «бет» («бета»).

понятие 10 Что такое клинопись? В Двуречье письменные знаки выдавливались палочкой на глине, они были похожие на клинья, поэтому такое письмо называлось клинописью.

понятие 10

Что такое клинопись?

В Двуречье письменные знаки выдавливались палочкой на глине, они были похожие на клинья, поэтому такое письмо называлось клинописью.

понятие 15 Что такое пиктографическое письмо? Древнеегипетская письменность в виде рисунка.

понятие 15

Что такое пиктографическое письмо?

Древнеегипетская письменность в виде рисунка.

понятие 20 Что обозначало слово «иероглифы» у древних египтян? Знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц, саркофагов – это «священные письма»

понятие 20

Что обозначало слово «иероглифы» у древних египтян?

Знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц, саркофагов – это «священные письма»

понятие 25 Что такое стиль? Стиль – металлическая палочка с заостренным концом. Ею в Древней Греции ученики выцарапывали буквы на воске. Другой конец стиля был тупой; им стирали написанное.

понятие 25

Что такое стиль?

Стиль – металлическая палочка с заостренным концом. Ею в Древней Греции ученики выцарапывали буквы на воске. Другой конец стиля был тупой; им стирали написанное.

страна 5 Назови страну, где в долине реки рос высокий тростник? Египет

страна 5

Назови страну, где в долине реки рос высокий тростник?

Египет

страна  10 Назови страну, где записи делали на табличках из мягкой глины. Двуречье

страна 10

Назови страну, где записи делали на табличках из мягкой глины.

Двуречье

страна 15 Назови страну, где записи делали на узких полосках пальмовых листьев и писали чернилами из сажи с соком сахарного тростника. Древняя Индия

страна 15

Назови страну, где записи делали на узких полосках пальмовых листьев и писали чернилами из сажи с соком сахарного тростника.

Древняя Индия

страна 20 Назови страну, где шёлк использовался не только для шитья одежды, но и для письма. Древний Китай

страна 20

Назови страну, где шёлк использовался не только для шитья одежды, но и для письма.

Древний Китай

страна 25 Назови страну, где был изобретен самый распространенный носитель информации. Назови это изобретение. В Древний Китае была изобретена бумага.

страна 25

Назови страну, где был изобретен самый распространенный носитель информации. Назови это изобретение.

В Древний Китае была изобретена бумага.

носитель информации 5 Что было основным носителем информации в Египте? В долине реки Нил рос высокий тростник – папирус. Стебель его разрезали на полоски, складывали в определенном направлении, высушивали, а затем на них писали.

носитель информации 5

Что было основным носителем информации в Египте?

В долине реки Нил рос высокий тростник – папирус. Стебель его разрезали на полоски, складывали в определенном направлении, высушивали, а затем на них писали.

носитель информации 10 Что было основным носителем информации в Финикии? В долине реки Нил рос высокий тростник – папирус. Стебель его разрезали на полоски, складывали в определенном направлении эти полоски, высушивали, а затем на них писали. Финикийские купцы закупали папирус.

носитель информации 10

Что было основным носителем информации в Финикии?

В долине реки Нил рос высокий тростник – папирус. Стебель его разрезали на полоски, складывали в определенном направлении эти полоски, высушивали, а затем на них писали. Финикийские купцы закупали папирус.

носитель информации 15 Что было основным носителем информации в Китае?  В поднебесной использовали в качестве носителя бамбук, кости, бумагу, шёлк.

носитель информации 15

Что было основным носителем информации в Китае?

В поднебесной использовали в качестве носителя бамбук, кости, бумагу, шёлк.

носитель информации 20 Что было основным носителем информации при Первобытном строе?  В древности первобытный человек мог оставлять информацию на стенах пещеры.

носитель информации 20

Что было основным носителем информации при Первобытном строе?

В древности первобытный человек мог оставлять информацию на стенах пещеры.

носитель информации 25 Что было основным носителем информации в Древней Греции?  В IX-VIII вв. до н.э. греки писали на пальмовых листьях, липовом лубе, льняных тканях и даже на свинцовых свитках. Позднее стали применять деревянные таблички, покрытые воском. Если тексты были длинными и располагались на несколько табличках, их соединяли в связку, которую называли кодексом.

носитель информации 25

Что было основным носителем информации в Древней Греции?

В IX-VIII вв. до н.э. греки писали на пальмовых листьях, липовом лубе, льняных тканях и даже на свинцовых свитках. Позднее стали применять деревянные таблички, покрытые воском. Если тексты были длинными и располагались на несколько табличках, их соединяли в связку, которую называли кодексом.

Просмотр содержимого презентации
«pismennost»

Приложение 1 Линия времени н.э до  н.э. Страны Востока Древняя Греция Р.Х Первобытный строй 0

Приложение 1

Линия времени

н.э

до н.э.

Страны Востока

Древняя Греция

Р.Х

Первобытный строй

0

Древность Первобытный строй

Древность

Первобытный строй

Древний Египет

Древний Египет

Загадочные знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц, саркофагов – это «священные письма» иероглифы

Загадочные знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц, саркофагов – это «священные письма»

иероглифы

В египетском алфавите было более 700 иероглифов.

В египетском алфавите было более 700 иероглифов.

Разгадать тайну египетских иероглифов удалось французскому ученому Шампольону  в XIX веке.

Разгадать тайну египетских иероглифов удалось французскому ученому Шампольону

в XIX веке.

Междуречье клинописный знак рисунок пиктограмма

Междуречье

клинописный знак

рисунок

пиктограмма

Финикия Первоначально жители Финикии переняли клинопись у народов Месопотамии, но затем упростили клинопись. Согласных звуков – 22. Гласных звуков не было. Строчки писали не слева направо, а справа налево, Буквы расставляли в определённом порядке. Первая буква «алеф» - голова, вторая «бет» - дом.

Финикия

Первоначально жители Финикии переняли клинопись у народов Месопотамии, но затем упростили клинопись.

Согласных звуков – 22. Гласных звуков не было. Строчки писали не слева направо, а справа налево, Буквы расставляли в определённом порядке. Первая буква «алеф» - голова, вторая «бет» - дом.

Древняя Греция В 8 веке до н. э. греки позаимствовали финикийский алфавит. Впервые в истории греки стали обозначать буквами гласные звуки. Это позволило Грекам более точно передавать звуковую речь при письме. Греческий алфавит состоит из 24 букв. Слово «алфавит» происходит от греческих букв «альфа» и «бета».

Древняя Греция

В 8 веке до н. э. греки позаимствовали финикийский алфавит. Впервые в истории греки стали обозначать буквами гласные звуки. Это позволило Грекам более точно передавать звуковую речь при письме.

Греческий алфавит состоит из 24 букв.

Слово «алфавит» происходит от греческих букв «альфа» и «бета».

Древняя Индия Первые девять цифр  (от 1 до 9) издревле изображались фигурами, которые указывали на количество углов в самой цифре

Древняя Индия

Первые девять цифр

(от 1 до 9)

издревле изображались фигурами, которые указывали на количество углов в самой цифре

Древний Китай В Китае записи делались на бамбуке и изобрели бумагу . Тонкой кисточкой или палочкой наносили иероглифы сверх вниз.

Древний Китай

В Китае записи делались на бамбуке и изобрели бумагу . Тонкой кисточкой или палочкой наносили иероглифы сверх вниз.

История письменности Историчес- кий период и названия стран  Древность  Страны Востока  Для чего сохраняли информа-цию Египет  Передавали знания, ритуалы Достижения в изображе-нии информа-ции, формы письмен- ности  Междуречье  Носители информа-ции  Вели подсчет хозяйства, записывали указы, правила, передавали другим научные знания, писали религиозные тексты Рисунок, рисуночное письмо Финикия  Камень Иероглифы, знаковое письмо Китай  Папирусные свитки Клинопись, знаковое письмо Греция  Индия  Финикийский алфавит, алфавитное письмо Глиняные таблички Китайские иероглифы, знаковое письмо Папирус «библ» Цифры Шелковые свитки, Бамбуковые книги, листы бумаги Алфавит, обозначение буквами гласных звуков, алфавитное письмо Бамбуковые книги Папирусные свитки, пергаментные кодексы

История письменности

Историчес-

кий период и названия стран

Древность

Страны Востока

Для чего сохраняли информа-цию

Египет

Передавали знания, ритуалы

Достижения в изображе-нии информа-ции,

формы письмен-

ности

Междуречье

Носители информа-ции

Вели подсчет хозяйства, записывали указы, правила, передавали другим научные знания, писали религиозные тексты

Рисунок, рисуночное

письмо

Финикия

Камень

Иероглифы,

знаковое

письмо

Китай

Папирусные свитки

Клинопись,

знаковое

письмо

Греция

Индия

Финикийский алфавит,

алфавитное письмо

Глиняные таблички

Китайские иероглифы,

знаковое письмо

Папирус «библ»

Цифры

Шелковые свитки,

Бамбуковые книги,

листы бумаги

Алфавит, обозначение буквами гласных звуков, алфавитное письмо

Бамбуковые книги

Папирусные свитки,

пергаментные кодексы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!