СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интересные факты о физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интересные факты о физике»

Интересные факты о физике


Британский физик Эрнест Резерфорд как-то сказал: «Науки делятся на две группы - на физику и собирание марок». Возможно, он был несколько категоричен, но его главная мысль, очевидно, верна: физика — важнейшая из наук, помогающая понять, как устроен мир. Возможно, некоторые интересные факты о физике побудят Вас узнать побольше об этой науке.

Об атомах:

  1. Если увеличить диаметр атома до размеров футбольного поля, его ядро будет занимать объём футбольного мяча.

  2. Если в атомах оставить только составляющие их элементарные частицы и убрать все свободное пространство, то вес чайной ложки такого вещества составит 5.000.000.000.000 килограмм. Именно из него и состоят так званые нейтронные звезды.

  3. У бензина не существует какой-то конкретной точки замерзания. Так, он может замерзнуть при любой температуре в диапазоне от -118 до – 151 градусов Цельсия. При этом, замерзая, бензин не превращается в твердое тело, он напоминает, скорее, воск или резину.

  4. Если вещество уже сгорело, то повторно оно уже гореть не будет. Например, пепел от бумаги вам поджечь уже не удастся

О солнце:

  1. На самом деле солнце белое, поскольку излучает во всех диапазонах. С Земли оно кажется жёлтым из-за того, что атмосфера Земли хорошо пропускает лучи из жёлто-красного диапазона, рассеивая лучи из зелёно-фиолетового.

  2. В полёте многие насекомые ориентируются по солнцу. Поскольку солнце находится довольно далеко от нашей планеты (около 150 000 000 км), его лучи можно считать параллельными, а потому, когда насекомому нужно двигаться прямо, ему достаточно держать некоторый одинаковый угол к его лучам. О появлении ламп — искусственных источников света — насекомых никто не предупреждал, поэтому в полёте они ориентируются и по ним, как по солнцу. Но лучи от лампы расходятся радиально, и выдерживание конкретного угла к ним подводит насекомых: они по спирали всё ближе подлетают к источнику света, пока не врежутся в него (но и после этого не понимают своей ошибки). Вот, почему комары слетаются вечером на лампы.

  3. Если бы удалось накопить энергию, которую солнце испускает за секунду, её хватило бы для обеспечения всего человечества в течение миллиона лет.

О свете:

  1. Белый цвет отражает свет, а черный поглощает его, поэтому чистый снег тает медленнее, чем грязный.

О звуке:

  1. Первое сверхзвуковое изобретение человечества — это кнут. Из-за того, что его кончик движется быстрее звука, после взмаха кнутом слышен щелчок.

  2. Чем плотнее среда, тем быстрее в ней распространяется звук. Например, гранит проводит его в 10 раз лучше воздуха. А если зажать зубами наручные часы, их тиканье будет намного громче, поскольку звук будет распространяться в твёрдой среде.

О воде:

  1. Вода проводит электричество только за счёт ионов растворённых в ней веществ. Поэтому во время грозы купаться можно. Правда, только в дистиллированной воде.

  2. В разных агрегатных состояниях вода отражает свет по-разному: снег отражает 75% света, вода — 2%, а океанический лёд — 5%.

  3. Молекулярная плотность воды в жидкой форме выше, чем в твердой. Поэтому лед плавает в воде.

  4. При 4°С вода обладает максимальной плотностью. Именно благодаря этому её свойству происходит перемешивание слоёв в пресных водоёмах: вода на поверхности нагревается, обретает максимальную плотность, и опускается, а вода на дне — охлаждается, становится менее плотной и поднимается к поверхности.

Об атмосфере:

  1. Почти весь кислород атмосферы имеет биогенное происхождение. До появления фотосинтезирующих бактерий атмосфера Земли была бескислородной.

  2. Температура молнии составляет 30000 К, что в пять раз больше температуры поверхности солнца.

  3.  Лучи Солнца, которые проходят через капельки в воздухе, образуют спектр. А его разные оттенки преломляются под разными углами. В результате такого явления образуется радуга – окружность, часть от которой люди видят с земли. Центр радуги всегда находится на прямой, проведенной от глаза наблюдателя до Солнца. Вторичную радугу можно увидеть тогда, когда свет в капельке отражается именно два раза. Хотя спектр радуги непрерывен, считается, что она состоит из семи цветов. Первым это число ввёл Исаак Ньютон, причём сначала он выделял только пять цветов (без оранжевого и синего). Однако впоследствии он добавил ещё два цвета, чтобы их стало семь, как основных тонов в музыкальной гамме.

  4. Воздух внутри пузыря одинаково давит на все точки его поверхности, которые равноудалены от его центра – это и обеспечивает ему круглую форму.

Об истории физики:

  1. Паровой двигатель был впервые изобретён греческим учёным Героном Александрийским в I н. э. Машина, получившая название эолопил, представляла собой запаянный котёл с двумя Г-образными трубками на крышке, на которых вращалась сфера, тоже имевшая, в свою очередь, две Г-образные трубки. В котёл заливалась вода, и отверстие затыкалось. При нагревании котла вода превращалась в пар и вырывалась через трубки на сфере, вращая её. Практического приложения этот механизм не нашёл и был забыт.

  2. В 1683 году Кристофер Рен поставил 40 шиллингов на то, что никто не сможет объяснить эллиптические орбиты планет в течение нескольких месяцев. Исаак Ньютон, услыхав об этом, принял вызов. Результатом стала книга «Математические начала натуральной философии», в которой он сформулировал свои знаменитые законы. Правда, денег за это он не получил, поскольку на написание книги потребовалось несколько лет.

  3. В 1897 годы Никола Тесла изобрёл радиоуправляемый корабль. Только через 100 лет такие игрушки стали продаваться в магазинах.

  4. Интересные факты из жизни физиков могут подавать ложные надежды неуспевающим ученикам. Среди нерадивых учеников ходит легенда, что знаменитый Эйнштейн был самым настоящим двоечником, плохо знал математику и вообще завалил выпускные экзамены. И ничего, стал всемирно известным учёным. Спешим разочаровать: Альберт Эйнштейн начал проявлять недюжинные математические способности ещё в детстве и имел знания, намного превосходящие школьную программу. -



Вопросы к викторине:

  1. Зачем шведские ученые предложили красить рельсы в белый цвет?

(Ответ: Чтобы отражая солнечные лучи, они слабее нагревались и меньше расширялись, уменьшая опасность аварий).

  1. Задача П. Л. Капицы: собаке привязали к хвосту консервную банку, которая грохочет во время бега. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать грохота?( Ответ: С нулевой, так как сверхзвуковую скорость она развить не может.)

  2. Для чего дети учат стихотворение «Каждый  охотник желает знать  где сидит фазан»?( Ответ:Чтобы запомнить порядок цветов радуги).

  3. Если в чайник с холодной водой незаметно опустить протекающую авторучку, то через некоторое время можно потчевать гостей слабым чернильным чаем. Что доказывает это явление? Станет ли чай крепче, если в чайнике с авторучкой окажется горячая вода? (Ответ.Чернильный чай — типичный пример диффузии. Чем горячее будет вода в чайнике с авторучкой, тем быстрей пойдет диффузия. Чай, на радость гостям, станет крепче.)

  4. В цирке клоун одной левой поднимает огромную гирю, на которой написано 500 кг. На самом деле масса гири в сто раз меньше. Объем этой гири 0,2 куб. м. Вычисли плотность цирковой гири. (Ответ. Интересующийся плотностью вещества хочет знать, какова масса одного кубического метра или кубического сантиметра этого вещества. Плотность гири 0,025 г/куб. см. Это плотность поролона. Сделай себе поролоновую гирю, покрась черной краской и каждое утро медленно выжимай раз по пять. Только не забывай кряхтеть. Мама будет потрясена.)

  5. Почему пуговицы, которые ученый с мировым именем Иннокентий нарочно прикладывал к штанам, сами не держатся — приходится их пришивать, а жвачка, смола, пластилин, замазка, на которые нечаянно сел талантливый ученый, так прилипли, что уже не отдерешь? (Ответ.Жвачка, смола, пластилин, замазка, когда на них садишься, легко сближаются с молекулами штанов на такое короткое расстояние, на котором уже действует притяжение молекул друг к другу. Молекулы жвачки и штанов дружно притягиваются и крепко прижимают друг дружку к груди. Пуговицы же прилипают к штанам, только если их смазать клеем.)

  6. Как, будучи совершенно здоровым и не имея под рукой ничего горячего, разогреть градусник до температуры 40 градусов по Цельсию и вместо того, чтобы плестись в школу, спокойно отдохнуть от учителей в уютной постели? (Ответ.Все физики-симулянты знают: чем выше скорость движения молекул, из которых состоит градусник — тем градусник горячей. Для того, чтобы увеличить скорость молекул градусника, надо потереть его, например, об одеяло. Молекулы одеяла, стукаясь о молекулы градусника, увеличат их скорость, и столбик ртути быстро поднимется до сорока. Знаешь физику — отдыхай дома, не знаешь — топай в школу.



Отгадайте загадки.

  1. Кто может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?

  2. Когда сутки короче: зимой или летом?

  3. То как арбузы велики,

То словно яблоки мелки.

Они не могут говорить,

Но могут вес определить.

  1. Что за чудо-великан?

Тянет руку к облакам,

Занимается трудом:

Помогает строить дом.

  1. И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане.

А ведет нас за собой.

  1. Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. Что это?

  2. Железный острый нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет. Что это такое?

  3. Летит жар-птица, хвостом гордится.

  4. Раскалённая стрела дуб свалила у села.

  5. Языка нет, а правду скажет.

Ответы: 1. Почтовая марка, 2. Всегда 24 ч., 3. Гири, 4. Подъемный кран, 5. Компас, 6. Ракета, 7. Плуг, 8. Комета, 9. Молния, 10. Зеркало.

Конкурсы:

1.«МНОГО СЛОВ»

За определенное время напишите как можно больше слов, получившихся из букв слова «ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ».

2. «ЧТО ИХ ОБЪЕДИНЯЕТ?»

Даны слова, учащиеся должны их как можно быстрее назвать и выяснить главное слово, которое отгаданные слова объединяет.

  • Скорость Прибор Машина

  • Вода Зима 0 0С

  • Вода Капля Лето Растение Утро Влага

Ответы: 1. Спидометр, 2. Лед, 3. Роса

3. «РЕКЛАМА»

Нарисуйте рекламу любому физическому понятию или явлению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!