СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интернет. Поисковые системы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Интернет. Поисковые системы. КР1»

Цель урока: изучить структуру глобальной сети Интернет и освоить основные методы   поиска в сети; мотивация познавательной деятельности в освоении новых информационных  и коммуникационных технологий.

Задачи:

Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети;

Развивающая: формирование приёмов логического мышления, развитие интереса к  предмету, информационной культуры, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;

Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие  навыки групповой работы, сотрудничества;

Ход занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Орг. момент - сообщение темы урока, его целей и задач;

 

Здравствуйте, ребята! Итак, тема сегодняшнего нашего урока: «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации». На уроке мы познакомимся с Интернетом, взглянем на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон,  познакомимся с поисковыми системами и научимся искать нужную для нас информацию.

Введение в тему: - подготовить детей к восприятию темы; - нацелить на продуктивную работу.  

Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами Вашей страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое. Обратите внимания на следующую статистику. Здесь мы можем увидеть, какое количество человек пользуется на сегодняшний момент глобальной сетью Интернет. И вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. А давайте попробуем выяснить, что же такое Интернет? Вам дано определение, но в нем пропущены некоторые слова. Попробуйте самостоятельно восстановить эти слова, а потом правильное определение мы запишем в тетрадь. Интернет – это …   …   сеть, которая включает в себя …, … и … сети и объединяет миллионы … по всему миру. А теперь давайте попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета.

Достоинства

Недостатки

Важный источник информации

Информация из Интернета может быть недостоверной

Общение с людьми из разных городов

Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета

Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома

Обман со стороны организации

Способ распространения своих знаний

Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер

Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Первая – сторонники интернета, а вторая группа – противники. В течение трех минут вам необходимо выделить основные достоинства (для 1 группы) и недостатки (для 2 группы) Интернета. Анализ, сравнение, обобщение и заявление собственных позиций. Выступление команды сторонников. Выступление команды противников. В выступления команд показывается значимость Интернета в наши дни и делается установка на его рациональное использование во избежание негативных последствий. Вывод: Нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её качества. Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Internet представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым несомненно надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть.

Просмотр содержимого документа
«Интернет. Поисковые системы»

8 урок, 7 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата:__________

Тема урока: «Интернет. Поисковые системы. КР1»

Цель урока: изучить структуру глобальной сети Интернет и освоить основные методы   поиска в сети; мотивация познавательной деятельности в освоении новых информационных и коммуникационных технологий.

Задачи:

Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети;

Развивающая: формирование приёмов логического мышления, развитие интереса к  предмету, информационной культуры, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;

Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие  навыки групповой работы, сотрудничества;

Ход занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Орг. момент
- сообщение темы урока, его целей и задач;


Здравствуйте, ребята!
Итак, тема сегодняшнего нашего урока: «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации».
На уроке мы познакомимся с Интернетом, взглянем на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон,  познакомимся с поисковыми системами и научимся искать нужную для нас информацию.

Введение в тему:
- подготовить детей к восприятию темы;
- нацелить на продуктивную работу.

Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами Вашей страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.
Обратите внимания на следующую статистику. Здесь мы можем увидеть, какое количество человек пользуется на сегодняшний момент глобальной сетью Интернет. И вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни.
А давайте попробуем выяснить, что же такое Интернет?
Вам дано определение, но в нем пропущены некоторые слова. Попробуйте самостоятельно восстановить эти слова, а потом правильное определение мы запишем в тетрадь.
Интернет – это …   …   сеть, которая включает в себя …, … и … сети и объединяет миллионы … по всему миру.
А теперь давайте попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета.


Достоинства

Недостатки

Важный источник информации

Информация из Интернета может быть недостоверной

Общение с людьми из разных городов

Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета

Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома

Обман со стороны организации

Способ распространения своих знаний

Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер

Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Первая – сторонники интернета, а вторая группа – противники.
В течение трех минут вам необходимо выделить основные достоинства (для 1 группы) и недостатки (для 2 группы) Интернета.
Анализ, сравнение, обобщение и заявление собственных позиций.
Выступление команды сторонников.
Выступление команды противников.
В выступления команд показывается значимость Интернета в наши дни и делается установка на его рациональное использование во избежание негативных последствий.
Вывод: Нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Internet с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её качества. Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Internet представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым несомненно надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть.

Тема урока:
- изучить способы поиска информации в сети Интернет;
- рассмотреть поисковые системы Интернета.

А теперь переходим к изучению темы.

Поисковые системы (синонимы: поисковик, поисковый сервер, поисковая машина) - инструмент для поиска информации в Интернете.

Универсальная поисковая система – это комплекс программ и мощных компьютеров, выполняющих следующие функции:

  1. специальная программа («паук») постоянно просматривает web-страницы и по ключевым словам составляет базы данных индексов.

  2. Web-сервер принимает от пользователя запрос на поиск информации и передает его специальной программе – «поисковой машине».

  3. Поисковая машина просматривает базу данных, составляет список страниц, удовлетворяющих условиям запроса, и возвращает его web-серверу.

  4. Web-сервер оформляет результаты запроса и предает их на компьютер пользователя.

Технология эффективного поиска в Сети.

При поиске информации выделяют следующие критерии:

- полнота охвата информационного поля, в котором поиск происходит;

- достоверность полученного результата;

- скорость получения результата.

Полнота зависит от качества запроса, составленного пользователем и возможностей конкретной поисковой системы.

Достоверность результата зависит от особенностей функционирования поисковой системы, скорости обновления информации в предметной области, в которой осуществляется поиск

Скорость получения результата зависит от характеристики каналов связи, особенностей организации работы поисковика, и, тем не менее, от «качества» построения запроса

Если на работу поисковых систем пользователь непосредственно влиять не может, то качество составления запроса – целиком в его компетенции.

Приемы простого поиска

  1. Поиск группы слов

Слова «открытое» или «образование» дадут при поиске поодиночке большое число разнообразных ссылок, относящихся к совершенно различным темам, причем вряд ли имеющим отношение к «открытому образованию». Поэтому рекомендуется добавлять одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой. Например, «открытое образование» или «технологии открытого образования». Необходимо также сужать область вопроса. Если необходимо найти информацию о правовой системе Гарант, то запрос « правовая система Гарант « выдаст более подходящие документы, чем просто «правовая система». Количество слов в группе не ограничивается.

  1. Поиск словоформ

В большинстве случаев поисковая система по умолчанию ищет все словоформы языка. Однако, можно указать поисковой системе не перебирать все словоформы слов из запроса при поиске. Во многих системах для этого используется восклицательный знак. Например, запрос «!кошкин» с большой вероятностью найдет страницы, цитирующие строчку из стихотворения «Кошкин дом».

  1. Роль прописных букв

В случае если пользователь ввел в качестве запроса ключевое слово с прописной буквы, поисковая машина не найдет страниц, где содержится это слово, начинающееся со строчной буквы. Поэтому заглавные буквы в запросе рекомендуется использовать только в именах собственных. Например, «город Москва», « Марк Тулий Цицерон».

  1. Значение подстановочных символов

Когда нет уверенности в том, что поисковая система правильно обрабатывает словоформы (то есть когда речь идет, например, об именах собственных или словах иностранного происхождения) поисковые системы позволяют использовать подстановочные символы. Чаще всего это символ «*» вместо любого количества любых символов до конца слова. Например, если пользователь хочет найти страницы, содержащие слова «республика Татарстан», но устроит и Татарская республика, тогда надо подать запрос «республика Татарс*».

  1. Учет зарезервированных слов

Зарезервированными словами (стоп-словами) считаются те слова, которые не учитываются при поиске. Обычно к ним относятся все короткие слова, в которые входят менее 4 букв (предлоги, союзы и т.п.). Например при запросе «мы в Италии» будут найдены документы, в которые входит слово «Италии» или его словоформы.

  1. Средства контекстного поиска

Если ключевые слова взять в кавычки, то поисковая система должна найти документы, в которых данная фраза присутствует буквально (поиск цитаты).

Приемы расширенного поиска

Для более быстрого и успешного поиска в поисковых машинах совместно с ключевыми словами используются различные логические операторы. Благодаря этому можно сконструировать запрос так, что будут найдены не сайты на интересующую тему, а конкретные страницы и даже отдельные документы. Правила составления сложных запросов на одной поисковой машине могут отличаться от таковых на другой, но в любом случае будут использоваться следующие основные операторы:

  1. Оператор И (AND)

С помощью этого оператора объединяют два или более слов так, чтобы они все присутствовали в искомом документе. Часто вместо И используют & или +. Пример: по запросу юрист И программа будут найдены документы, содержащие и то и другое слово.

  1. Оператор ИЛИ (OR)

Обеспечивает поиск по любому из слов группы. Пример: по запросу образование ИЛИ обучение будут найдены документы, содержащие слово образование или обучение.

  1. Логические скобки

Применяются, когда надо управлять порядком следования логических операторов. Пример: по запросу Ломоносов ИЛИ (Михаил И Васильевич) будут найдены документы, содержащие слова Ломоносов или Михаил И Васильевич.

  1. Оператор НЕ (NOT)

Используется, когда из результатов поиска надо исключить какое-либо ключевое слово. например по запросу правоведы НЕ адвокаты будет найдена информация о правоведах, не являющихся адвокатами.

  1. Оператор БЛИЗКО (NEAR)

Поиск с указанием расстояния. Он позволяет указать, на каком расстоянии друг от друга могут располагаться слова в документе. Синтаксис такого запроса различен у разных поисковых систем.

Средства специального поиска

Позволяют выполнять поиск документов по:

  • датам;

  • по ссылкам на определенный адрес;

  • по заголовкам веб-страниц;

  • по доменному имени сервера;

  • и др.

Все средства поиска реализуются при помощи так называемого языка запросов. Языки запросов разных поисковых систем незначительно отличаются друг от друга. Для примера приведем синтаксис языка запросов поисковой системы Yandex.

Синтаксис языка запросов поисковой системы Yandex

Синтаксис

Что означает оператор

Пример запроса

пробел или &

логическое И (в пределах предложения)

лечебная физкультура

&&

логическое И (в пределах документа)

рецепты && (плавленый сыр)

|

логическое ИЛИ

фото | фотография | снимок | фотоизображение

+

обязательное наличие слова в найденном документе (работает также в применении к стоп-словам)

+быть или +не быть

( )

группирование слов

(технология | изготовление) (сыра | творога)

~

оператор И НЕ (в пределах предложения)

банки ~ закон

~~ или -

оператор И НЕ (в пределах документа)

путеводитель по Парижу ~~ (агентство | тур)

/(n m)

расстояние в словах (-назад +вперед)

поставщики /2 кофе
музыкальное /(-2 4) образование
вакансии ~ /+1 обучающихся

« «

поиск фразы

«красная шапочка»
(эквивалентно красная /+1 шапочка)

&&/(n m)

расстояние в предложениях (-назад +вперед)

банк && /1 налоги

Рассмотрим наиболее популярные поисковые системы и те дополнительные услуги, которые они могут предложить:

1) www.yandex.ru

Поисковая система Yandex предлагает широкий спектр поисковых возможностей: поиск по сайтам и лентам новостей, поиск товаров (с последующей возможностью отбора по каталогу), поиск учреждений по адресам (совместно с ), поиск по энциклопедиям и словарям (в том числе – перевод слов), поиск по блогам и форумам, поиск изображений с указанными параметрами.

В некоторых случаях, при выборе одной из закладок, появляется возможность задать более точные параметры поиска.

Н апример, при поиске картинки можно указать ее примерный размер и вид (цветная или черно-белая).

На закладке «Адрес» поисковая строка принимает иной вид (что логично):

О тображение ссылок на найденные объекты также будет различаться в зависимости от типа информации. Например, найденные картинки будут представлены в виде галереи (в формате «preview», последующее нажатие на картинку приводит к ее открытию в полный размер).

2 ) www.mail.ru

Поисковая система Mail.ru наследует возможности системы Yandex. Однако результат поиска представлен несколько иначе.

3 ) www.rambler.ru

Д о последнего момента поисковая система Rambler предлагала довольно ограниченный набор возможностей, даже поиск изображений был для нее не доступен. Однако в последние месяцы она претерпела значительные изменения, предложив наряду с традиционными для современных поисков услугами и что-то свое:

Появившаяся услуга поиска «Люди», в качестве источника использует базу данных национальной службы взаимного поиска людей «Жди меня». Возможен поиск в Большом справочнике по ценам Price.ru.

Однако некоторые полезные опции, например – поиск файлов, были вынесены в раздел «Все виды поиска».

Р езультаты поиска файлов по запросу «punto»:

4) www.aport.ru

A port часто воспринимают как молодежный поисковик. Он обладает специфическими возможностями – отдельно предлагается поиск mp3-файлов, рефератов, вакансий.

5) www.google.ru

Р усская версия мирового гиганта Google кроме стандартных вариантов предлагает выбрать дополнительные функции с помощью ссылки «Ещё».








Анализируя предлагаемые возможности видно, что многие из них компания Google еще не адаптировала для русскоязычной части Интернета.

«Динозавры» мировых поисковых систем Yahoo и AltaVista отличаются от русскоязычных возможностью поиска видео.

6 ) www.altavista.com

Интересна возможность выбрать материалы только на английском языке и очертить страну поиска.

Дополнительно можно указать тип разыскиваемого файла, регион поиска по домену, временной период.

7) www.yahoo.com

Д ополнительные возможности на Yahoo выбираются с помощью выпадающего списка «More»:

Популярные поисковые системы:

http://www.yahoo.com

http://www.altavista.com

http://www.google.com

http://www.yandex.ru

http://www.aport.ru

http://www.rambler.ru

http://www.google.ru

Закрепление материала

На сегодняшнем уроке мы с вами ознакомились с поисковыми системами. В дальнейшем мы научимся на практике их применять. Для этого мы для начала загрузим страничку «Yandex» и выполним задание по поиску информации:

  1. Столица государства Тувалу?

  2. Последний император Западной Римской империи?

  3. Кто сказал? «После нас - хоть потоп».

  4. Кто был в экипаже Н. Гастелло при таране на самолете?

  5. Сколько жителей проживают в городе Ош?

А сейчас будет работа в парах. Вы садитесь за компьютеры. Вам будут даны карточки, на которых записаны проблемные вопросы. Вам необходимо в Интернете найти разные точки зрения на этот вопрос, а на карточках записать url-адреса и поисковые системы, в которых вы нашли ответ на поставленный вопрос

Подведение итогов урока:
систематизация знаний, полученных на уроке

Беседа по содержанию урока:

  1. Что такое глобальная компьютерная сеть?

  2. Что такое поисковая система?

  3. Какие поисковые системы вы знаете (узнали)?


Ответы Тест: Компьютерные сети. Топология сетей

Вариант № 1

1 - 4

2 - 2

3 - 4

4 - 3

5 - 1

6 - 3

7 - 3

Вариант № 2

1 - 4

2 - 4

3 - 2

4 - 4

5 - 1

6 - 1

7 - 1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!