СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированная программа внеурочной деятельности по биологии и физической культуре "Спорт и здоровье"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированная  программа внеурочной деятельности по биологии и

физической культуре «Спорт и здоровье" разработана с целью реализации здоровье сберегающих технологий и формирования здорового образа жизни через интеграцию в преподавании биолгоии и физической культуры 

Просмотр содержимого документа
«Интегрированная программа внеурочной деятельности по биологии и физической культуре "Спорт и здоровье"»

Министерство образования и науки Ульяновской области


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.Н УЛЬЯНОВА»


ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ







ТЕМА: «Интегрированная программа внеурочной деятельности по биологии и

физической культуре «Спорт и здоровье»








Работу выполнил

учитель биологии

высшей квалификационной категории

МОУ Зеленорощинской СШ

Ульяновского района

Лобина Екатерина Юрьевна

Научный руководитель

доцент кафедры естественнонаучного образования

ФГБОУ ВО «УлГПУ им.И.Н. Ульянова»

к.б.н. Спирина Елена Владимировна





Ульяновск 2018

Введение

В настоящее время в мире существует две главные проблемы: здоровье планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%); стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников; резкое увеличение доли патологии нервной системы, органов чувств, сердечнососудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников 5 и более диагнозов).                          

Ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанно, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием обучающихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у детей элементарных знаний о том, как стать здоровыми.            

Неслучайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Для достижения этой цели большую роль играют предметы «биология» и «физическая культура», преподавание которых позволяет органично вписывать принципы здоровье сбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Биология – дает возможность понять и раскрыть взаимосвязь строения организма и физического развития человека, влияние на организм вредных привычек. Физическая культура позволяет систематически совершенствовать физические качества, навыки выполнения спортивных упражнений, способствующих укреплению здоровья.

Таким образом, проблема формирования здорового образа жизни как компонента физической культуры школьников на основе интеграции содержания учебных дисциплин о человеке является актуальной.

Для межпредметного обучения педагогу необходимо хорошо знать программы по обоим предметам, определять цели и задачи, раскрывающие возможности использования знаний по этим предметам, спрогнозировать результаты развития личности школьника.

В своей школе я веду уроки биологии и физической культуры уже 7 лет, и в полной мере знакома с программами этих дисциплин, что позволило мне осуществить интеграцию этих предметов через разработку и реализацию интегрированной программы внеурочной деятельности по биологии и физической культуре «Спорт и здоровье». Она предполагает не только междисциплинарную интеграцию, но и формирование свойств личности учащегося, позволяющих управлять собственной познавательной деятельностью, осуществлять своё физическое развитие.

Программа способствует формированию у старшеклассников оптимальной для здоровья и физического развития модели и стратегии поведения, обеспечивающей наилучшую адаптацию во взрослой жизни. Программа нацелена помочь подросткам противостоять отрицательному давлению социальной среды, подготовить подростков к принятию разумных решений.

Кроме того, знания, умения и навыки, которые получат учащиеся помогут более эффективно подготовиться к итоговой аттестации по разделу «Человек и его здоровье».

Практическая значимость программы заключается

  • во внесении дополнения в содержание образования, т.е. учащиеся получают возможность более эффективно подготовиться к освоению программы по биологии ;

  • в возможности учащихся более эффективно подготовиться к итоговой аттестации;

  • в практическом осуществлении здоровье сберегающих технологий

  • в достижении учащимися более высоких спортивных достижений, в том числе результатов в выполнении норм ГТО;

  • в осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия.

В программу включены пояснительная записка, планируемые результаты освоения программы, тематический план, программное содержание курса, методические рекомендации по содержанию и проведению лабораторных, практических и проектных работ, список литературы, рекомендуемой учащимся, список литературы для учителя.























Пояснительная записка

Интегрированная образовательная программа внеурочной деятельности по биологии и физической культуре «Спорт и здоровье» составлена для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

Нормативно-правовая база введения внеурочной деятельности 

•  Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; 

•  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования); 

• Санитарно - гигиенические требованиия к условиям обучения в образовательных учреждениях (Санитарно – гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189); 

• Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 25.02.2013 года №559-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области» ;

• Письмо Минобрнауки РФ №03-296 от 12.05.2011г. «Об организации внеурочной деятельности  при введении федерального государственного образовательного  стандарта общего образования»;

Срок реализации программы 1 год. Количество часов 34 часа (1 час в неделю). В программу включены лабораторные и практические работы по оценке функцио­нального состояния организма, которые помогут выработать про­грамму сохранения и укрепления здоровья, спортивные игры, соревнования, сдача норм ГТО. Материалы по проект­ной и учебно-исследовательской деятельности позволят разнообразить формы организации учебного процесса.

Цель: создание условий для формирования метапредметных компетенций обучающегося.

Задачи реализации программы внеурочной деятельности :

  1. Способствовать расширению и углублению знаний о строении жизнедеятельности организма человека;

  2. Создать условия для использования полученных знаний для обеспечения охраны и укрепления здоровья;

  3. Способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности органов;

  4. Пропагандировать здоровый образ жизни;

  5. Способствовать развитию физических качеств, творческих способностей, исследовательских навыков;

  6. Способствовать формированию у учащихся практических навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности.

  7. Обеспечить качественную подготовку выпускников основной школы к итоговой государственной аттестации по биологии по знаниям раздела «Человек и его здоровье»

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности предусматривает достижение следующих результатов:

1. Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности является формирование следующих компетенций:

  1. Осознание бережного отношения обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях;

  2. Умение различать научную и паранаучную информацию о влиянии различных факторов на человека и его здоровье.

  3. Сформированность мотивации к учению, познанию и совершенствованию физических качеств

  4. Умение прогнозировать возможные последствия воздействия на организм различных факторов, в том числе физических нагрузок;

  5. Проявление активности в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.

  6. Овладение навыками здорового образа жизни.

  7. Умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

2. Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности — является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на занятиях

  2. Выстраивать последовательность действий на занятии.

  3. Высказывать своё предположение (версию), или работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

  4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

  5. Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).

Познавательные УУД:

  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

  2. Перерабатывать полученную информацию, анализировать, делать выводы;

  3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  4. Формирование у учащихся практических навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной

  2. Слушать речь других и вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения

  3. Совместно договариваться о правилах общения, поведения, игры на занятиях и следовать им.

  4. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика, игрока, капитана, судьи).

  5. Приобретение опыта взаимодействия с окружающими (учителями, сверстниками, родителями и др.);

  6. Умение оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы учащиеся должны освоить следующие знания:

  1. Понятие о здоровом образе жизни;

  2. Понятие о здоровье, резервных возможностях организма;

  3. Факторы, влияющие на здоровье, факторы сохранения и укрепления здоровья, составляющие здорового образа жизни;

  4. Строение и функции органов и систем органов;

  5. Влияние физических упражнений на развитие систем органов;

  6. Принципы правильного и рационального питания. Правила личной гигиены.

  7. Основные группы физических упражнений и их влияние на формирование и функционирование различных органов

В ходе реализация программы учащиеся должны освоить следующие умения:

  1. Объяснять причину нарушения работы органов и системы органов;

  2. Обосновывать необходимость соблюдения правил личной гигиены;

  3. Делать выводы о физиологических основах здорового образа жизни;

  4. Оценивать уровень своего здоровья по основным показателям (паспорт «здоровья»).

  5. представлять спортивные игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  6. организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

  7. бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности при проведении занятий;

  8. выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

  9. составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

  10. выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

  11. заботиться о своем здоровье;

  12. применять коммуникативные и презентационные навыки;

  13. оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

  14. находить выход из стрессовых ситуаций;

  15. принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;




























Тематический план


Тема

Кол-во

часов

1

Раздел 1. Окружающая среда и здоровье человека

1.1Экологические факторы, влияющие на здоровье человека

1.2 Экстремальные факторы окружающей среды.

1.3 Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия).

1.4 Воздействие двигательной активности на организм человека.

4

1

1

1


1

2

Раздел 2. Условия формирования дыхательной системы

2.1 Строение дыхательной системы, значение дыхания

2.2 Дыхательные движения, влияние холода на частоту дыхания

2.3 Аэробика как средство развития дыхательной системы

4

1

1


2

3

Раздел 3. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы.

3.1 Опорно-двигательная система человека и её функции

3.2 Физические упражнения для чередования динамической и статической работы. Л/р «Развитие утомления».

3.3 Гимнастика как средство укрепления суставов и развития гибкости

3.4 Лёгкая атлетика как средство развития мышечной силы

3.5 Лыжная подготовка как средство развития общей выносливости


10


3

1


2


2

2



4

Раздел 4. Условия полноценного развития системы кровообращения.

4.1 Особенности строения ССС.

4.2 Иммунитет и здоровье.

4.3 Средства и способы закаливания.

4.4 Велотренажёр как способ нормализации давления


5


2

1

1

1

5

Раздел 5. Условия нормального функционирования нервной системы и органов чувств

5.1Особенности строения нервной системы и органов чувств

5.2 Бадминтон как средство укрепления зрения

5.3 Акробатическая гимнастика как средство развития вестибулярного аппарата




8


4


2

2




6

Раздел 6. ЗОЖ как залог высоких спортивных достижений

6.1 Рациональное питание как основа правильного функционирования всех систем органов

6.2 Режим дня как средство быстрого восстановления организма



3

2


1


Итого

34


Содержание программы внеурочной деятельности

Раздел 1 «Окружающая среда и здоровье человека»

Здоровье и образ жизни. История развития представлений о здоровом образе жизни. Влияние климатических условий на здоровье человека. Экстремальные факторы окружающей среды. Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия) их влияние на функционирование систем органов.

Лабораторные работы: «Оценка состояния физического здоровья», «Оценка подготовленности организма к занятиям физкультуры».


Раздел 2 Условия формирования дыхательной системы

Анатомо-физиологические особенности аппарата дыхания. Дыхательные движения, влияние холода на частоту дыхания  Жизненная емкость легких. Аэробное (кислородное) энергообеспечение двигательной деятельности. Дыхательная гимнастика. Влияние физических упражнений на формирование аппарата дыхания. Аэробика как средство развития дыхательной системы. Методика сочетания дыхания и движения.

Лабораторная работа «Влияние холода на частоту дыхательных движений».

Раздел 3. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы.

Строение и значение опорно-двигательной системы. Строение и соединение костей. Мышцы, их строение, работа, утомление. Физические упражнения для чередования динамической и статической работы. Гимнастика как средство укрепления суставов и развития гибкости. Гимнастические упражнения без снарядов и с различными гимнастическими снарядами - скакалкой, гимнастической палкой, гантелями, набивным мячом. Лёгкая атлетика как средство развития мышечной силы. Бег, спортивная ходьба, прыжки. Лыжная подготовка как средство развития общей выносливости, координационных способностей

Лабораторная работа «Развитие утомления».

Раздел 4. Условия полноценного развития системы кровообращения.

Состав и значение крови. Работа сердца, круги кровообращения. Иммунитет и здоровье. Профилактика нарушений деятельности сердечнососудистой системы. Средства и способы закаливания. Занятия на велотренажерах.

Лабораторные работы: «Реакция ССС на физическую нагрузку», «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета», « Определение стрессоустойчивости сердечнососудистой системы»


Раздел 5. Условия нормального функционирования нервной системы и органов чувств

Строение и значение нервной системы. Головной и спинной мозг. Органы чувств и их анализаторы. Профилактика нарушения зрения. Бадминтон как средство укрепления зрения. Акробатическая гимнастика как средство развития вестибулярного аппарата.


Раздел 6. ЗОЖ как залог высоких спортивных достижений


Рациональное питание как основа правильного функционирования всех систем органов. Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важнейший экологический фактор. Рациональное питание и культура здоровья. Режим дня как средство быстрого восстановления организма. Биоритмы и причины их нарушений. Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни.

Лабораторная работа «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей»


Методические рекомендации по содержанию и проведению лабораторных, практических и проектных работ

Лабораторная работа Оценка состояния физического здоровья

Цель: научиться объективно, оценивать состояние своего здоровья.

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы

  1. Подсчитайте пульс (количество ударов в минуту) в состоянии покоя.

  2. Выполните 20 приседаний за 30 с.

  3. Подсчитайте пульс после физической нагрузки.

  4. Проанализируйте изменение частоты сердцебиений и сравните их с данными таблицы.

Средние значения величины пульса до и после нагрузки


Характеристика


Спортсмены


Здоровые

нетренированные

люди


Лица с нарушениями сердечнососудистой системы

1

2

3

4

В состоянии покоя

58

72

80

В состоянии после нагрузки

88

107

122

Прирост частоты сердцебиения

30

35

42


5. Сделайте вывод об оценки своей физической подготовленности

Лабораторная работа «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой»

Цель: оценить уровень подготовленности к занятиям спортом. Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой, скамья или сту­пенька высотой 40-45 см.

Ход работы

1. Обследуемый учащийся поднимается на ступеньку, а затем спускается с нее. Темп восхождений на ступеньку постоянный и равняется 30 циклам в 1 мин. Высота ступеньки для девушек 40 см, для юношей — 45 см.

2. Каждый цикл состоит из четырех шагов: первый - левая нога встает на сту­пеньку, второй - правая нога поднимается на ступеньку, третий - левая нога спускается со ступеньки, четвертый - правая нога спускается со ступеньки.

3. Время восхождения — 4 мин. Если обследуемый из-за усталости начина­ет отставать от заданного темпа, то через 15-20 с тестирование прекращают и фиксируют фактическое время в секундах. Обследования прекращают и при появлении признаков чрезмерного утомления: бледности лица, спотыка­нии и т. п.

4. После завершения работы учащийся садится на стул и через 1 мин в течение 30 с. подсчитывает пульс.

5. Вычисляют индекс теста (ИТ) по формуле: ИТ = Т * 100 / Р * 5,5

где Т — время восхождения на ступеньку в секундах;

Р —пульс за 30 с.

6. Физическая подготовленность оценивается по значениям полученного ИТ.


ИТ

Оценка

Менее 55

55-64

65-79

80-89

90 и более

Слабая

Ниже среднего

Средняя

Хорошая

Отличная

Проекты

Цель: изучая режим двигательной активности, формировать навыки активного образа жизни.

Тема 1. Польза движений в судьбах великих людей всех эпох (полководцы, политики, деятели науки, культуры и др.)

Ход работы

Эта работа базируется на воспоминаниях современников, мемуарах известных деятелей, научной и художественной литературе.

  1. Отбор художественно-исторической, научной литературы (мемуары, воспо­минания современников, исторические документы).

  2. Составление плана сообщения.

  3. Подбор иллюстративного материала.

  4. Подготовка к защите реферата или сообщения.

Тема 2. Режим двигательной активности для разных возрастных групп

Ход работы

  1. Выбор исследуемой возрастной группы и распределение обязанностей среди учащихся.

  2. Определение норм движений в данной возрастной группе.

  3. Наблюдение за режимом дня объекта исследования.

  4. Составление рекомендаций по двигательному режиму с указанием видов движений.

  5. Оформление стенда или альбома «Движение - это жизнь».

Тема 3. Режим занятий на спортивных тренировках

Ход работы

  1. Выбор анализируемых спортивных занятий.

  2. Наблюдение и видеозапись нескольких тренировок или уроков физкультуры (виды предлагаемых упражнений, индивидуальная активность учащихся).

  3. Анализ хода тренировки по основным категориям упражнений и их индиви­дуальному выбору (например, разминка, работа основных групп мышц), за­вершение тренировки.

  4. Возможен анализ двигательной активности отдельных личностей (предпоч­тительные виды физической нагрузки, тип телосложения, состояние здоровья).

  5. Создание и просмотр с комментариями учебного фильма «Тренировка» или/и самостоятельное проведение тренировки.


Лабораторная работа «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»

Цель: Выяснить состояние противоинфекционного иммунитета Ход работы

  1. Состояние противоинфекционного иммунитета можно оценить по частой и тяжести переносимых в течение года простудных заболеваний (ОРЗ). Если Вы в течение года ни разу не болели, то можете оценить сопротивляемость своего организма инфекциям в 100 баллов.

  2. При утвердительном ответе на следующие вопросы вычитайте из 100 баллон числа, указанные в правом столбике таблицы.

    Вопросы

    Вычесть из 100 баллов

    1

    2

    1. Сколько раз в течение года вы болели простудными или вирусными заболева­ниями?

    1 раз

    2-3 раза

    4-5 раз

    более 5 раз

    1. Долго ли продолжаются ОРЗ? Да

    2. Переходили ОРЗ в бронхит или пневмонию? Да.

    3. Бывает у вас аллергия? Да.




    10

    25

    40

    60

    10

    15

    15

  3. Подведите итоги, сложив полученные после вычитания цифры.

4. Сделайте вывод о причинах, которые ослабляют противоинфекционный иммунитет.


Лабораторная работа «Реакция сердечнососудистой системы на физическую нагрузку»

Цель: изучение организма к воздействиям внешней среды по показателям деятельности сердечнососудистой системы.

Ход работы

  1. Сосчитайте пульс в спокойном состоянии в положении сидя за 10 с (ЧП1). Частоту пульса лучше определять по пульсации лучевой артерии, которая нахо­дится в области запястья.

  2. В течение 90 сделайте 20 наклонов вниз с опусканием рук.

  3. Сосчитайте пульс в положении сидя сразу после выполнения наклонов за 10с. (ЧП2).

  4. Сосчитайте пульс в положении сидя через 1 мин после выполнения наклонов за10с. (ЧП3).

5. Рассчитайте показатель реакции сердечнососудистой системы на физиче­скую нагрузку (ПР):

ПР =


ЧП1 + ЧП2 + ЧПз - ЗЗ /10

6. Оцените результаты, сравнивая их с таблицей.

Показатель реакции сердечнососудистой системы на физическую нагрузку

Оценка

0-0,3 0,31-0,6 0,61-0,9 0,91-1,2


Более 1,2

Сердце в прекрасном состоянии

Сердце в хорошем состоянии

Сердце в среднем состоянии

Сердце в посредственном состоянии

Следует обратиться к врачу


Лабораторная работа Тема. Определение стрессоустойчивости сердечнососудистой системы

Цель: изучение стрессоустойчивости сердечнососудистой системы по реакции изменения пульса в условиях психоэмоционального напряжения.

Ход работы

  1. Подсчитать пульс сидя в спокойном состоянии за 10 с (ЧП.,).

  2. Максимально быстро, проговаривая вслух, выполнить задание по последо­вательному вычитанию из целого нечетного трехзначного числа целого нечет­ного однозначного числа в течение 30 с. Например, из 431 вычитать 3: 431 - 3 = 428; 428 - 3 = 425; 425 - 3 = 422 и т. д.

Для испытуемых нужно придумать другие числа.

  1. Сразу после выполнения задания сосчитать пульс за 10 с (ЧП2).

  2. Рассчитать показатель реакции сердечно-сосудистой системы (ПР): ПР = ЧП2/ЧП,

5. Подвести итоги. Если ПР больше, чем 1,3, то сердечнососудистая система
обладает низкой стрессоустойчивостью.

Лабораторная работа «Влияние холода на частоту дыхательных движений»

Цель: изучить изменение частоты дыхательных движений под действием внеш­них условий.

Оборудование: емкость (таз, стакан), водный термометр, часы с секундной стрелкой или секундомер.

Ход работы

  1. Подсчитайте в течение минуты частоту дыхательных движений.

  2. Опустите руку в воду (температура воды 4-5 °С).

  3. Повторно подсчитайте изменившуюся частоту дыхательных движений. Как изменилось дыхание?

4.Объясните данный рефлекс. В чем заключается его биологический смысл?

 Проект « История возникновения разных способов закаливания у народов мира»

Ход работы

  1. Конкретизация темы исследования (йога, системы тибетская, китайская, спартанский метод, современные методы разных народов мира).

  2. Работа с исторической, научно-популярной, публицистической литературой.

  3. Объяснение целесообразности данных методов закаливания в конкретных исторических и природно-климатических условиях.

  4. Защита проекта.

Лабораторная работа «Развитие утомления»

Ход работы

  1. В течение 2 мин устно решайте примеры и записывайте ответы в тетрадь (в начале урока - из первой карточки, в конце - из второй).

  2. Подсчитайте процент правильно решенных примеров. (Количество правиль­но решенных примеров умножить на 10.)

  3. Результаты сравните и сделайте вывод о развитии утомления.

Задания

Карточка 1

  1. [(13-12+ 444): 15]-20 =

  2. [(300: 15-20)-113]: 7 =

  3. [(16-12+ 208): 16]-7 =

  4. [(350-80) :3-8]+ 200 =

  5. [(260 + 440) : 70 + 290] • 3 =

  6. (3-37+ 589): 10+ 80 =

  7. [(342 + 308 + 70) : 90] • 120 =

  8. [(11 ٠ 11 + 122) : 3] • 5 =

9. [(146 + 354 + 310) : 270] ٠ 108 =

10. [(658 + 342 - 280) : 80] • 105 =

Карточка 2

  1. [(11-14+ 54): 16]-20 =

  2. [(400 :16 • 20) -140] : 5 =

  3. [(14- 12 + 192): 18] • 5 =

  4. [(370-90): 4-7]+ 200 =

  5. [(240 + 360): 12 + 340] • 2 =

  6. [(2-49 + 502): 10]+ 180 =

  7. [(308+ 362+ 130): 160]-120 =

  8. [(12 -12+ 156): 3] - 7 =

  9. [(154 + 356 + 300): 90] • 104 =

  10. [(642 + 456 - 290): 90] • 106 =

Лабораторная работа «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей»

Цель: изучить изменения в деятельности внутренних органов и систем в зави­симости от времени суток.

Оборудование: медицинский термометр, часы с секундной стрелкой или се­кундомер.

Ход работы

1. В выходной день или во время каникул начиная со времени пробуждения и до отхода ко сну через каждые 1-2 ч в одном и том же положении тела (лучше сидя) определите у себя температуру тела и частоту пульса.

2. Результаты запишите в заранее подготовленный протокол.


Время, ч

9

11

13

15

17

19

21

Температура тела, °С








Частота пульса, уд./мин









3. После проведения исследования постройте графики (используя разные цве­та) изменения этих показателей в течение дня. По горизонтальной оси отложите время, по одной вертикальной оси — частоту пульса, а по другой — температуру тела.

4. Определите, в какое время дня регистрируются наиболее высокие и в ка­кое — наиболее низкие величины частоты пульса и температуры тела. Совпа­дают ли суточные изменения этих показателей? Объясните полученные ре­зультаты.


Проект Тема Установление норм и продолжительности, предъявляемые к сну человека

Ход работы

1. Выбор исследуемых возрастных групп. Если в семьях учащихся есть младшие братья и сестры, то можно организовать наблюдения за ними. Возможны само­наблюдения.

2. Регистрация продолжительности сна.

3. Опрос испытуемых о характере сна (спокойный или нет, как проходило за­сыпание и пробуждение, что этому предшествовало).

4. Обобщение результатов.

5. Составление рекомендаций о продолжительности сна для разных возра­стных групп

Литература для учащихся

  1. Драгомилов А.Г. Маш Р.Д. Биология 8 класс. М. Вентана-Граф 2009. (любой учебник для 8 класса, допущенный Министерством образования РФ)

  2. Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Москва.: Панорама, 2005, 144 с.

  3. Зудина Р.О. Пароль в страну здоровья. Москва.: Физкультура и спорт, 2004, 112 с.

  4. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2016. - 256 c.

  5. Пугал Н.А., Биология. Человек. Практикум по гигиене. / Пугал Н.А., Волошина Е.В., Маш Р.Д., Беляев В.И. М.: Аркти, 2002.

  6. Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии. Человек и его здоровье М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.

  7. Федорова М. 3., Кучменко В. С, Лукина Т. П. Экология че­ловека. Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М., 2006.

  8. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2006.

Литература для учителя

1. Анастасова Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии: Методическое пособие. 6-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2006.-208с.

2. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. - 2008. - № 3. - С. 29-3

3. Барчуков И. С. Физическая культура. - М., 2003. - 255 с.

4. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1999 г.

5. Васильев В.Н. «Утомление и восстановление сил»; М., 1994.

6. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. - 2010. - № 11.

7. Величковский Б.Т., Кирпичев В.П.,. Суравегина. Н.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие – М.: – Новая школа – 1997 г.

8. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. - 2010. - № 7. - С. 33-38. Здоровье учащихся.

9. Гритченко, Н.В. Основы физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физической культуры / Н.В.Гритченко. - М.: Медицина, 1972. - 272 с.

10. Козлова, В. Рациональная пирамида / В. Козлова // Будь здоров. - 2010. - № 8. - С. 5-10. Диетология, здоровое питание.

11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. -543с.

12. Поздняков, А. На зарядку становись! / А. Поздняков // Труд. - 2010. - № 128. - С. 4. 2011 год - год спорта и здорового образа жизни.

13. Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье: учеб.пособие / А.В. Тимушкин, Н.Н. Чесноков, С.С. Чернов – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 139с.

11. Пропагандистские проекты Минспорта России [Электронный ресурс]// Здоровый образ жизни. - Режим доступа: http://rfsport.info/

12. Здоровье [Электронный ресурс]// Здоровый образ жизни, ЗОЖ. - Режим доступа: http://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj-obraz-zhizni-zozh/

14. История проекта социальной рекламы ВСЕ РАВНО?! [Электронный ресурс]// ВСЕ РАВНО?!. - Режим доступа: http://vse-ravno.net/


.





23




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!