СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по литературному чтению и самопознанию на основе использования элементов технологии РКМЧП .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование функциональной грамотности у учеников начальных классов обеспечивает подготовку детей к жизни в информационном обществе, способствует проявлению и развитию индивидуальных способностей младших школьников в свободных открытых диалогах, делает их подчас интересными собеседниками во взаимодействии с другими людьми. Одной из образовательных технологий, поддерживающих  развитие функциональной грамотности,  является «Развития критического мышления через чтение и письмо».

Исходя из вышесказанного, мною был разработан интегрированный урок по развитию функциональной грамотности на основе технологии РКМЧП.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературному чтению и самопознанию на основе использования элементов технологии РКМЧП .»

ГУ «Дружбинская основная школа» акимата Камыстинского района

Учитель начальных классов: Фёдорова Лилия Николаевна


Пояснительная записка.


«Любая достаточно продвинутая технология

по виду ничем не отличается от волшебства »

Кларк

Формирование функциональной грамотности у учеников начальных классов обеспечивает подготовку детей к жизни в информационном обществе, способствует проявлению и развитию индивидуальных способностей младших школьников в свободных открытых диалогах, делает их подчас интересными собеседниками во взаимодействии с другими людьми. Одной из образовательных технологий, поддерживающих развитие функциональной грамотности, является «Развития критического мышления через чтение и письмо».

Исходя из вышесказанного, мною был разработан интегрированный урок по развитию функциональной грамотности на основе технологии РКМЧП.

Название раздела.

Тема урока.

Приёмы технологии РКМЧП, используемые на уроке.

Методические приёмы предмета «Самопознание»

1. «Золотая душа» – литературное чтение

К.Тангрыкулова «Верблюд и мальчик»

«Ассоциационный кластер», «Дискуссия», «Эссе»,

«Мозговой штурм», «Работа с ключевыми словами», «Синквейн». « Чтение с остановками».

«Круг радости», «Наедине с собой», «Цитата урока», «Просмотр видеосюжета, «Упражнение», Круг «От сердца к сердцу».

2. «Радость познания» – самопознание

«Где дружба прочна, там хорошо идут дела».


В организации урока предлагается комплексная методика обучения, построенная на методических приёмах предмета «Самопознание», методах и приёмах технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Урок сопровождается мультимедийным сопровождением, которое включает в себя презентацию, фрагмент мультфильма, музыку казахских народных инструментов, игровые приёмы.

Использование таких форм и методов обеспечивает возможность каждому обучающемуся проявить свой творческий потенциал, пользоваться доверием класса, выступать в роли спикера. Используемые формы, работа в группе, в парах, в микрогруппе, способствуют закреплению таких важных понятий, как «дружба», «доброта», «уважение», «взаимопомощь», «сплочённость», и т. д. .

Данный урок поможет учителю раскрыть и развить способности каждого ребёнка, поверить в свои силы, научит дружбе, добру, достижению гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии.



Интегрированный урок по литературному чтению и самопознанию на основе использования элементов технологии РКМЧП .

2 класс.(Слайд 1)


Тақырып / Тема: К.Тангрыкулиева. Верблюд и мальчик.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела».


Мақсат / Цель: (Слайд 2)


Цель: расширить представление учащихся о ценности дружбы для человека, через произведение К.Тангрыкулова «Верблюд и мальчик, развитие устремлений учащихся к осмыслению себя как частички окружающего мира и обретению своей значимости на основе познания нравственно – духовных ценностей человека.

Задачи:

1.Содействовать пониманию значимости духовности, нравственных качеств и отношений в жизни каждого человека.

2.Развивать начальные навыки поиска информации, коммутативные умения, навык чтения, умение выделять главную мысль произведения.

3.Формировать умение работать в группе, парах с использованием стратегий РКМЧП;

4.Воспитывать нравственно-эстетическое отношения к людям, любви к родной природе, чувство сострадания, сопереживания к животным.

Сабақ түрі / Тип урока : изучение нового материала

Вид урока: урок-путешествие

Оборудование: портрет К. Тангрыкулова, музыка Курмангазы Сагирбаев «Сары-Арка», солнышко(1м), карточки, иллюстрированные тропинки, презентация, толковые словари на партах, карточки с текстом, ватманы.


Сабақ барысы / Ход урока:

1.Организационный момент:

Приветствие (двуязычие)

Барлығыңа! Барлығыңа !

Қайырлы күн!

Всем,всем! Добрый день!

Прочь с дороги нашей ,лень.

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Побуждение.

- Добрый день, друзья! Вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путь за новыми знаниями по волшебной тропинке, пройдя по которой вы окажетесь на солнечной поляне, которая осветит путь к новым знаниям.

-Вы готовы? Тогда начнём.

Задание.

Пройдите по тропинке и соберите буквы, которые потерялись.

- Вот мы собрали буквы и дошли до солнечной полянки.( Большой плакат желтого цвета на полу). Давайте выложим из этих букв слово и узнаем, о чём мы будем говорить на уроке.

-Да, сегодня мы будем говорить о ценности настоящей дружбы.

Круг радости.

- Давайте встанем все вокруг солнечной полянки и образуем круг. Поприветствуем друг друга словами с улыбкой. Хором повторяйте за мной.


Справа – друг, и слева – друг,

Вместе мы – весёлый круг.

Поиграем мы немножко.

Крепко сжали все ладошки.

Кто так делает, друзья?

Это я! Это я!

Мы прижали локоток,

Станет тесным наш кружок!

Кто так делает, друзья?

Это я! Это я!


Беседа. Составление кластера.(Слайд 3)

-Какие ассоциации у вас возникают со словом дружба?


Дети записывают ассоциации на солнечных лучах .

-Почему важно найти друзей?

- Кого можно назвать настоящим другом?

- Послушайте, что о дружбе сказала одна мудрая сова.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии,

привязанности, общности интересов.(Слайд 4)

-Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием!

Размышление над ситуацией. Просмотр фрагмента мультфильма «Весна пришла» (Слайд 5)

- Продолжим наше путешествие по волшебной тропинке.

(На тропинке дети находят конверт, в котором находится ребус со словом кино и билеты с номерами)

-Как вы думаете, куда мы отправимся? Мы отправимся в кинотеатр и посмотрим мультфильм «Весна пришла».

-Вот вам билеты на которых есть номера ваших мест.(Дети садятся по номерам билетов)

Посмотрите мультфильм внимательно, хоть герои здесь сказочные, но такие истории происходят в нашей жизни.

- Как вы считаете, правильно ли поступили медведь и Маша?

- Почему?

- Как бы вы поступили в данной ситуации?

Вывод: Настоящие друзья приходят на помощь друг другу в трудную минуту и не ждут благодарности за это. Проявили милосердие, отзывчивость. Кто дружбу водит, тот счастье находит.

- Молодцы ребята! Продолжим наше путешествие по волшебной тропинке.

-Куда же она нас приведёт дальше?

(На тропинке ноты и изображения детей, которые делают зарядку)

-Что мы будем делать? Правильно физминутку.

Музыкальная физминутка «Мои друзья» (Слайд 6)

- Что ребята отдохнули? Можно идти дальше. Тропинка с иллюстрациями книг.

-Куда же нас она приведёт? Как вы думаете? Где много книг? Правильно в библиотеке

  • Работа в группах.

- Я вам раздам читательские билеты. Они зелёного и синего цвета. Займите свои места согласно цвета.

  • Побуждение. (Слайд 7)

Найдите взаимосвязь между названиями произведений?

- Как вы думаете, о чём эти произведения?

- Кто их автор?

- Какое название соответствует теме «дружба»?

  • «Мозговая атака». ( Предугадывание событий) Слайд 8

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом произведении под названием «Верблюд и мальчик»?

  • Работа с ключевыми словами.(Слайд 9)

Слова: Верблюд Байыр, мальчик Мурад, старый, работа, пустыня, жажда, трясина, спасение.

  • Эти слова взяты из произведения, с которым сегодня познакомимся.

А) Словарная работа. Объясните смысл слов, используя толковый словарь.

Вязанка-.

Саксаул-

Кибитка-

Трясина-

Б) Составьте свой рассказ, используя ключевые слова (дети работают в группах по написанию зссе)

В) Спикер от каждой группы представляет свой рассказ.

- После знакомства с произведением, докажите, чей рассказ ближе к оригиналу

  • Наедине с собой. (Слайд 10)(Курмангазы Сагирбаев «Сары-Арка»)

- Какие картины представили?

- Что услышали? Что почувствовали?

Знакомство с творчеством писателя.

Чтение текста с остановками.( Слайд 11)

  • Читает учитель до первой остановки.

(до слов « приглашал Мурада покататься»)

- Кто такой Байыр? Что означает его имя в переводе? Какой он был? Что с ним случилось? С чего началась дружба Мурада и Байыра?

  • Чтение до второй остановки учеником. (до слов « не послушал друга»)

- Чем гордился Байыр? А Мурад? Какая была погода? Что такое такыр?

- Почему Байыр не послушал друга?

  • Чтение до третьей остановки. ( цепочкой до слов «проглотить верблюда»).

- Что случилось с Мурадом? Кто его спас? Как вы думаете что произойдет дальше?

  • Чтение до четвёртой остановки (до конца произведения)

-Как вы думаете, чем закончится рассказ?

( вопрос- предугадывание перед чтением)

-Кто спас верблюда? Что рассмешило мальчика?

- Рассказ, какой группы был ближе к тексту?

Цитата урока.(Слайд15)

-Как вы понимаете смысл этих слов?

Ағаш жапырағымен, адам жолдасымен мықты”

Дерево держится корнями, а человек – друзьями”

  • Можно ли сопоставить эту мысль с прочитанным произведением? Докажите.

(обсуждение в мини- крупах)

Вывод: К.Тангрыкулиев в своём произведении «Верблюд и мальчик» раскрывает дружбу человека и животного.

- Молодцы ребята!

  • Упражнение «Составление правил дружбы».(Слайд 16) ( коллективная работа)

- Ребята, а сейчас мы с вами составим правила дружбы, которые нам помогут сплотить всех детей нашего класса. Разбейтесь на три группы по 5 человек. У каждой группы ватман, на котором вы должны записать и оформить «правила дружбы». Затем спикер от каждой группы защищает свою работу.

Вывод: Молодцы! Я думаю, вы будете пользоваться в жизни этими правилами.

Рефлексия.(Слайд 17)

  • Составьте синквейн с ключевым словом «Дружба».

Дружба

Крепкая, честная

Помогает, выручает, сплачивает.

Помогает в жизни.

Сила.


Круг «От сердца к сердцу»

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться . Тропинка по которой мы будем идти вся в сердечках. Это неспроста. Сегодня мы узнали о важности в жизни человека таких качеств как …(дети в кругу проговаривают) Дружелюбие, честность, отзывчивость, сплоченность, доброжелательность, милосердие, взаимопомощь,…

Когда мы трудимся вместе, дружно, у нас всё хорошо, получается, значит у нас дружный класс, а это счастье! Давайте закончим урок песней «Дорогою Добра ».

Домашнее задание.(Слайд 18)

1. Прочитать текст

2. Разделить на части и составить план пересказа.

3.* Написать письмо другу .







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!