II. Усвоение новых знаний и способов действий | Слайд 4 Музыка и живопись, это виды искусства и каждый из них волнует сердца людей, пробуждает в них самые лучшие чувства. Все они делают это своим языком или как мы говорим своими средствами. Сегодня мы будем говорить о живописи и о музыке, о том можно ли «услышать» картину и «увидеть» музыку. Термины Музыка – один из древнейших видов искусства. Мы не всегда замечаем красоту окружающего нас мира, видим и слышим красоту природы. И часто художники и композиторы помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Слайд 5 Русский композитор Николай Римский – Корсаков рисовал в своих произведениях удивительные картины морской стихии. С детских лет он мечтал о море, о дальних странах, в совершенстве изучил все, что касалось морского дела, и даже построил по всем правилам небольшой кораблик, на котором плавал по речке Тихвинке. Морская профессия издавна была традицией в семье: моряками Корсаковы были еще при Петре I и дядя и старший брат Николая служили во флоте. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали учиться в Морской корпус в Петербург. После окончания учебы, чтобы завершить свое образование Николай Андреевич отправляется в кругосветное плавание на клипере «Алмаз», но моряком он не стал. Любовь к музыке заполнила всю его жизнь. Он стал великим композитором и педагогом. Творчество Римского-Корсакова разнообразно по содержанию, но через все его творчество проходит тема моря. Удивительно прекрасные картины величественного океана, увиденные Римским-Корсаковым во время кругосветного плавания, остались в памяти навсегда. Через много лет эти пейзажи ожили в живописных красках его музыки. Слайд 6 Сейчас мы послушаем фрагмент из опера «Садко» Океан море синее. Пожалуйста, посмотрите на репродукции и подберите, на ваш взгляд, более подходящие услышанной музыке. (ответы детей) ВЫВОД: Есть такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину. ЭТО живописная музыка. Учитель ИЗО: Слайд 7 Море – кто не восхищался им, когда стоял на берегу и смотрел в его бесконечную даль. Слыша легкий плеск волны или мощный шум огромного вала, тысячами искр разбивающегося о крутые скалы и камни берега, поневоле вспоминаешь сказочных персонажей- чудо-кита, русалок, золотую рыбку, Нептуна… Человеку непокорно Море синее одно: И свободно, и просторно, И приветливо оно. Сказка Пушкина Учитель ИЗО: Музыканты, композиторы свои мысли, чувства передают с помощью музыки, песен, поэты с помощью стихов, писатели с помощью рассказов, поэм. -Как могут выразить свои мысли художники? ( рисунков, картин, этюдов)..-Совершенно, верно. Слайд 8 - Каким словом можно назвать морские пейзажи ?(МАРИНА). Правильно. Морские пейзажи, по-другому называют мариной. Художников, которые изображают море называют маринистами, а их картины – Маринами. Трудно найти художника, который бы написал море лучше, чем Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900г.г.
Слайд 9 Русский художник армянского происхождения. Родился 30 июля 1817 года в Феодосии. 1833-1839г.г.учился В Петербургской академии художеств. Работал в Крыму, Италии, посетил Францию, Англию. Создал 6000 картин. Благодаря своим талантам и чувствам он завоевал мировую славу уже в 1840 году. Айвазовский ярко и убедительно сказал о значении хорошей зрительной памяти в творчестве художников: «Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда. Движение живых стихий неуловимы для кисти: писать порыв ветра, всплеск волны - не мыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти ,как сюжет стихотворения у поэта…» Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Иван Константинович Айвазовский обладал прекрасной фотографической памятью, т.е. умел запечатлевать в своей памяти ,увиденное, а затем с такой же точностью передавать ее в своих живописных полотнах. Сегодня мы посмотрим и проанализируем произведения художника, чье творчество без моря представить нельзя. Глядя на его картины , поражаешься красотой моря, каким бы он не был: спокойны или во время шторма, днем или вечером, при ясной солнечной или пасмурной погоде… Айвазовский и море- неразделимы. Слайд 10 Есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими или музыкальными. Перед вами пейзаж художника И. Айвазовского «Среди волн» Вопросы: - Какие краски он использовал? - Какое настроение передал в нем художник? - Какая, по вашему мнению, должна звучать музыка, когда вы смотрите на эту картину? Ответы детей. Слайд 11,12,13 Домашнее задание Слайд 14, 15, 16 Учитель ИЗО: Море – это живой организм. Оно имеет множество оттенков настроений, характеров, чувств. А какое вы любите море? (грозное, синее, бурлящее, ровное и т.д., а также назвать его характер и его цвета) У моря не всегда одинаковое настроение. – Морская стихия изменчива. Море, даже когда оно спокойное, всегда находится в движении, и волны никогда не останавливаются – то исчезают, то появляются. Море волнуется. Представим набегающие на нас волны. Они, как и люди не похожи друг на друга, и каждая новая волна несет берегу новое настроение. Какая волна – такое и настроение. Слайд 17, 18 А теперь обратимся к палитре и попробуем определить ее для разного состояния моря (1 – спокойное, 2 – тревожное, 3 – грустное, 4 – веселое). Слайд 19, 20 мазки (1- игривое, 2 спокойное, 3 тревожное, 4 – бурное) Слайд 21, 22 Игра «писатели» и « художники» .Сейчас вы разделитесь на писателей и художников, вы внимательно будете слушать музыку и попробуете понять настроение моря, писатели опишут его словами, а художники выберут подходящий цвет. (работа в группах) Давайте проверим совпадают ли чувства, желания и настроение наших групп? |