СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по музыке и ИЗО "Краски и музыка моря"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по музыке и ИЗО для 5 класса "Краски и музыка моря".

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по музыке и ИЗО "Краски и музыка моря"»

Урок в 5 классе
Тема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

Урок музыки в 5 классе по программе «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Авторы-составители: Ковалева О.С. учитель музыки МКОУ «СОШ №1» г. Лиски, Фисенко Н.Г. учитель изобразительного искусства МКОУ «СОШ №1» г. Лиски.


Цель урока:

Выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства

Задачи

- раскрыть особенности понятий «живописная музыка» и «музыкальная живопись»;

- показать связь музыки и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;

- размышлять о музыкальном и художественном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве.

- способствовать развитию детского воображения, развитию эмоциональной отзывчивости на произведения живописи и музыки; творческого мышления; вокально-хоровых навыков.

- воспитывать любовь к искусству.


Оборудование и материалы
Презентация «Музыка и живопись»;

Текст песни «Море, чайки… » А.Ермолов;

Проектор, компьютер;

Мольберт для рисования.



Музыкальный материал

Слушание:


«Море, чайки… » А.Ермолов;

Римский – Корсаков Н.А. опера «Садко» «Океан –море синее»

Вивальди А. «Времена года» «Шторм»

Моцарт В. «Музыка ангелов»










Этап урока ОНЗ

Содержание урока

I.Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности

















Слайд 1. Учитель музыки: Я рада видеть вас сегодня и предлагаю поздороваться не совсем обычным способом, мы все возьмемся за руки и попробуем сделать волну. Упражнение «Волна». Я надеюсь, что ваше хорошее настроение продлиться в течении всей нашей встречи. Прошу занимать места.

Звучит шум моря. (30 сек.) Скажите, пожалуйста ,какие картины возникли у вас после прослушивания? (Звуки изображают волны, всплески моря, стихию), разгадав загадку мы сможем определить о чем пойдет речь на нашем уроке;

                  Шириною широко,

                  Глубиною глубоко,

                  День и ночь о берег бьется,

                  Из него вода не пьется,

                  Потому что не вкусна –

                  И горька, и солона.

                                                  (Море).

Слайд 2 Ребята, море не только очень живописно и музыкально, но и весьма полезно для здоровья человека, но к сожалению необдуманные действия людей отрицательно влияют на море и его обитателей и в далеком 1978 году Международная морская организация учредила Всемирный день моря. И отмечается он завтра 17 марта, цель этого праздника напомнить нам жителям планеты Земля, как прекрасно море и как важно сохранить его.
слайд 3 Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, прочитав эпиграф к уроку:

«Мечты мои всегда впереди…

Они мне создают целые симфонии…

Мои помыслы-краски, мои краски-напевы…»

В. Борисов-Мусатов

С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? Ответы детей

Совершенно верно. Слова «краски» употребляются в изобразительном искусстве. Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить.

Вопрос: Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.

Предположения детей.

Верно, тема нашего урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»






II. Усвоение новых знаний и способов действий



Слайд 4 Музыка и живопись, это виды искусства и каждый из них волнует сердца людей, пробуждает в них самые лучшие чувства. Все они делают это своим языком или как мы говорим своими средствами. Сегодня мы будем говорить о живописи и о музыке, о том можно ли «услышать» картину и «увидеть» музыку.

Термины

Музыка – один из древнейших видов искусства. Мы не всегда замечаем красоту окружающего нас мира, видим и слышим красоту природы. И часто художники и композиторы помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир.

Слайд 5 Русский композитор Николай Римский – Корсаков рисовал в своих произведениях удивительные картины морской стихии. С детских лет он мечтал о море, о дальних странах, в совершенстве изучил все, что касалось морского дела, и даже построил по всем правилам небольшой кораблик, на котором плавал по речке Тихвинке.

Морская профессия издавна была традицией в семье: моряками Корсаковы были еще при Петре I и дядя и старший брат Николая служили во флоте. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали учиться в Морской корпус в Петербург. После окончания учебы, чтобы завершить свое образование Николай Андреевич отправляется в кругосветное плавание на клипере «Алмаз», но моряком он не стал. Любовь к музыке заполнила всю его жизнь. Он стал великим композитором и педагогом. Творчество Римского-Корсакова разнообразно по содержанию, но через все его творчество проходит тема моря. Удивительно прекрасные картины величественного океана, увиденные Римским-Корсаковым во время кругосветного плавания, остались в памяти навсегда. Через много лет эти пейзажи ожили в живописных красках его музыки.

Слайд 6 Сейчас мы послушаем фрагмент из опера «Садко» Океан море синее. Пожалуйста, посмотрите на репродукции и подберите, на ваш взгляд, более подходящие услышанной музыке. (ответы детей) ВЫВОД: Есть такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину. ЭТО живописная музыка.

Учитель ИЗО:

Слайд 7 Море – кто не восхищался им, когда стоял на берегу и смотрел в его бесконечную даль. Слыша легкий плеск волны или мощный шум огромного вала, тысячами искр разбивающегося о крутые скалы и камни берега, поневоле вспоминаешь сказочных персонажей- чудо-кита, русалок, золотую рыбку, Нептуна…

Человеку непокорно

Море синее одно:

И свободно, и просторно,

И приветливо оно. Сказка Пушкина

Учитель ИЗО: Музыканты, композиторы свои мысли, чувства передают с помощью музыки, песен, поэты с помощью стихов, писатели с помощью рассказов, поэм.
-Как могут выразить свои мысли художники? ( рисунков, картин, этюдов)..-Совершенно, верно.

Слайд 8 - Каким словом можно назвать морские пейзажи ?(МАРИНА).
Правильно. Морские пейзажи, по-другому называют мариной. Художников, которые изображают море называют маринистами, а их картины – Маринами. Трудно найти художника, который бы написал море лучше, чем Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900г.г.



Слайд 9 Русский художник армянского происхождения. Родился 30 июля 1817 года в Феодосии. 1833-1839г.г.учился В Петербургской академии художеств. Работал в Крыму, Италии, посетил Францию, Англию. Создал 6000 картин. Благодаря своим талантам и чувствам он завоевал мировую славу уже в 1840 году. Айвазовский ярко и убедительно сказал о значении хорошей зрительной памяти в творчестве художников: «Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда. Движение живых стихий неуловимы для кисти: писать порыв ветра, всплеск волны - не мыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти ,как сюжет стихотворения у поэта…» Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Иван Константинович Айвазовский обладал прекрасной фотографической памятью, т.е. умел запечатлевать в своей памяти ,увиденное, а затем с такой же точностью передавать ее в своих живописных полотнах.
Сегодня мы посмотрим и проанализируем произведения художника,  чье творчество без моря представить нельзя. Глядя на его картины , поражаешься красотой моря, каким бы он не был: спокойны или во время шторма, днем или вечером, при ясной солнечной или пасмурной погоде… Айвазовский и море- неразделимы. 

Слайд 10 Есть такие живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. Такие картины можно назвать звучащими или музыкальными. Перед вами пейзаж художника И. Айвазовского «Среди волн»

Вопросы:

- Какие краски он использовал?

- Какое настроение передал в нем художник?

- Какая, по вашему мнению, должна звучать музыка, когда вы смотрите на эту картину?

Ответы детей.

Слайд 11,12,13 Домашнее задание

Слайд 14, 15, 16 Учитель ИЗО: Море – это живой организм. Оно имеет множество оттенков настроений, характеров, чувств. А какое вы любите море? (грозное, синее, бурлящее, ровное и т.д., а также назвать его характер и его цвета) У моря не всегда одинаковое настроение. – Морская стихия изменчива. Море, даже когда оно спокойное, всегда находится в движении, и волны никогда не останавливаются – то исчезают, то появляются. Море волнуется. Представим набегающие на нас волны. Они, как и люди не похожи друг на друга, и каждая новая волна несет берегу новое настроение. Какая волна – такое и настроение.

Слайд 17, 18 А теперь обратимся к палитре и попробуем определить ее для разного состояния моря (1 – спокойное, 2 – тревожное, 3 – грустное, 4 – веселое).

Слайд 19, 20 мазки (1- игривое, 2 спокойное, 3 тревожное, 4 – бурное)

Слайд 21, 22 Игра «писатели» и « художники» .Сейчас вы разделитесь на писателей и художников, вы внимательно будете слушать музыку и попробуете понять настроение моря, писатели опишут его словами, а художники выберут подходящий цвет. (работа в группах)

Давайте проверим совпадают ли чувства, желания и настроение наших групп?




III. Реализация построенного проекта

Учитель ИЗО:

Посмотрев картины И. Айвазовского, послушав музыку Н. Римского-Корсакова у вас, наверное, возникли свои образы волны и моря.

Слайд 23 И сейчас я предлагаю совершить вам переход по нашим волнам в зал палитры. Рассаживаются за столы. Сейчас вы можете нарисовать свою картину по тем впечатлениям, которые у вас возникли от услышанной музыки, от репродукций великого художника. Практическая работа. В работе ребята будут использовать разноплановую технику (живопись, песочная и компьютерная графика). Ребята можете продемонстрировать гостям свое настроение моря. Рисуют под музыку.






IV. Включение в систему знаний и повторение




На уроках 3-й четверти вы убедитесь в том, насколько сильно взаимосвязаны эти два вида искусства- живопись и музыка. Многие понятия из области живописи вошли в музыку и наоборот.

Как вы думаете, кого М.П. Мусоргский назвал ХУДОЖНИКОМ? Только ли того, кто пишет картины?

Ответы детей.
И композитора ,и писателя ,и живописца и скульптора часто называют ХУДОЖНИКОМ, МАСТЕРОМ.

Вопрос: Можно ли эти картины назвать звучащими? А музыку живописной?

Ответ: Да, можно

Слайд 24 Вопрос: Послушайте следующие высказывания известных художников и определите, какое из них лучше всего отражает тему сегодняшнего урока.


«Музыка – сестра живописи»
Леонардо да Винчи.

«…кисть ходит в моих пальцах, как смычок по скрипке, и доставляет мне только удовольствие».
Ван Гог.
Ответ: «Музыка – сестра живописи» Леонардо да Винчи.




V. Рефлексия учебной деятельности

Слайд 25 1)Вопрос: Молодцы ,ребята, вы замечательно работали сегодня на уроке. Давайте ещё раз скажем какую проблему мы решали сегодня на уроке?

Ответ :Что роднит музыку с изобразительным искусством? И музыка и живопись могут создавать картины. Музыка – с помощью звука, а живопись – цветом.

Физминутка (изображаем море)

2) и сейчас я предлагаю всем расслабиться и изобразить море, и конечно же спеть о нем.

3). Д. З. Попробуйте дома подобрать примеры «музыкальной живописи» и «живописной музыки», чтобы продемонстрировать на следующем уроке своим одноклассникам


4)Урок окончен. Желаем вам успехов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!