Интегрированный урок русского языка и литературы на тему: «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе.»
Цели урока:
- Повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе;
- Повторить пунктуационное правило «Запятая при однородных членах предложения»;
- Закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка;
- Пробудить интерес к личности и творчеству Ф.И.Тютчева;
Где вдохновенье неподдельно, там есть поэзия.
В.Г.Белинский.
Федор Иванович Тютчев
23 ноября 1803 год
22 августа 1857 года…
Легко дышится, легко думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни… Милый родной скромный Овстуг остался позади. Скоро и Москва. А вокруг – поля, поля, золотые и коричневые. А над ними – огромное, неоглядно бездонное голубое небо…И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.
Поэт держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбалась, но ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи.
-Да, получилось, -произнес он. –Вот послушай.
Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора- Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…
- Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора- Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…
- Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора- Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…
- Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора- Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…
Он передал дочери листок бумаги и сказал: - Вот еще запиши, сейчас пришло в голову:
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…
- Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…
- Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…
- Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…
Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива.
- Ф.И Тютчев родился в Орловской губернии в родовом имении Овтюг. Многое испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург.
- Поэт поклонялся миру природы, которая для него была живым существом. Давайте поработаем со стихотворением Тютчева.
Мураново. Усадебный дом поэта
?
Пусть сосны и ели Всю зиму торчат В снега и метели Закутавшись спят. Их тощая зелень Как иглы ежа Хоть ввек не желтеет Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!..
Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? не лучше ль за ними И нам улететь!
О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!..
Задание к стихотворению
- Придумайте название к стихотворению. Совпадет ли оно с авторским?
- Сколько строф в стихотворении?
- Каков центральный образ стихотворения?
- Сколько времен года пролетает перед нами и какие?
- Как меняется настроение?
- Какие образные средства использует поэт?
- Спишите 1 строфу, поставьте знаки препинания,объясните их.
- Назовите имена прилагательные в тексте. Какова их роль?
- В чем особенность прилагательного не свежа
- Запишите данное прилагательное в ед. числе, м.р.
- Сформулируйте правило правописания кратких прилагательных на шипящий. Придумайте еще слова с данной орфограммой.
Семья Тютчевых подолгу жила в Москве. Тютчеву учение давалось легко. Жизнелюбие, жажда новых впечатлений поражали окружающих в будущем поэте. В 1819-1821 Тютчев проходил обучение на словесном отделении Московского университета
В 1822 зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправился в Мюнхен, где прослужил дипломатом более 20 лет.
В 1844 г. поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова, считал, что власть должна служить России, людям. Поэт признавался: «…более всего я люблю Россию и поэзию»
ОСЕННИЙ ВЕЧЕР
Есть в светлости осе.?.их вечеров
Умильная т…инственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Б…гряных листьев томный, ле..кий шелест
Тума.?.ая и тихая лазурь
Над грус.?.но-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
П..рывистый, х..лодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка ув..данья,
Что в существе разумном мы з..вем
Божественной стыдливостью страданья.
1830
Итоги. Домашнее задание.
- Что запомнилось из биографии поэта7
- Зачем в тексте нужны имена прилагательные?
- Какие орфограммы сегодня мы повторили?
- Дома: найдите и запишите отрывок из любого стихотворения поэт, выполните морфологический разбор прилагательных из него.