СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок русский язык + литература "Имя прилагательное . Повторение изученного в 5 классе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка содержит 14 слайдов. материал урока на творчесвте Ф.И.Тютчева

.Цели урока:

1.Повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе; 2.Повторить пунктуационное правило «Запятая при однородных членах предложения»; 3.Закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка; 4.Пробудить интерес к личности  и творчеству Ф.И.Тютчева;

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русский язык + литература "Имя прилагательное . Повторение изученного в 5 классе"»

Интегрированный урок русского языка  и  литературы  на тему:  «Имя прилагательное.  Повторение изученного в 5 классе.»

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему: «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе.»

Цели урока: Повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе; Повторить пунктуационное правило «Запятая при однородных членах предложения»; Закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка; Пробудить интерес к личности и творчеству Ф.И.Тютчева;

Цели урока:

  • Повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе;
  • Повторить пунктуационное правило «Запятая при однородных членах предложения»;
  • Закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка;
  • Пробудить интерес к личности и творчеству Ф.И.Тютчева;
Где вдохновенье неподдельно, там есть поэзия. В.Г.Белинский.  Федор Иванович Тютчев 23 ноября 1803 год

Где вдохновенье неподдельно, там есть поэзия.

В.Г.Белинский.

Федор Иванович Тютчев

23 ноября 1803 год

22 августа 1857 года… Легко дышится,  легко думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни…  Милый родной скромный Овстуг остался позади. Скоро и Москва. А вокруг – поля, поля, золотые и коричневые. А над ними – огромное, неоглядно бездонное голубое небо…И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.

22 августа 1857 года…

Легко дышится, легко думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни… Милый родной скромный Овстуг остался позади. Скоро и Москва. А вокруг – поля, поля, золотые и коричневые. А над ними – огромное, неоглядно бездонное голубое небо…И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.

Поэт держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбалась, но ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. -Да, получилось, -произнес он. –Вот послушай. Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал: Есть в осени первоначальной  Короткая, но дивная пора-  Весь день стоит как бы хрустальный,  И лучезарны вечера… Есть в осени первоначальной  Короткая, но дивная пора-  Весь день стоит как бы хрустальный,  И лучезарны вечера… Есть в осени первоначальной  Короткая, но дивная пора-  Весь день стоит как бы хрустальный,  И лучезарны вечера… Есть в осени первоначальной  Короткая, но дивная пора-  Весь день стоит как бы хрустальный,  И лучезарны вечера…

Поэт держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбалась, но ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи.

-Да, получилось, -произнес он. –Вот послушай.

Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора- Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

  • Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора- Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…
  • Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора- Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…
  • Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора- Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…
Он передал дочери листок бумаги и сказал:  - Вот еще запиши, сейчас пришло в голову: Пустеет воздух, птиц не слышно боле,  Но далеко еще до первых зимних бурь -  И льется чистая и теплая лазурь  На отдыхающее поле… Пустеет воздух, птиц не слышно боле,  Но далеко еще до первых зимних бурь -  И льется чистая и теплая лазурь  На отдыхающее поле… Пустеет воздух, птиц не слышно боле,  Но далеко еще до первых зимних бурь -  И льется чистая и теплая лазурь  На отдыхающее поле… Пустеет воздух, птиц не слышно боле,  Но далеко еще до первых зимних бурь -  И льется чистая и теплая лазурь  На отдыхающее поле… Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива.

Он передал дочери листок бумаги и сказал: - Вот еще запиши, сейчас пришло в голову:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…

  • Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…
  • Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…
  • Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…

Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива.

Ф.И Тютчев родился в Орловской губернии в родовом имении Овтюг. Многое испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург. Поэт поклонялся миру природы, которая для него была живым существом. Давайте поработаем со стихотворением Тютчева. Мураново.  Усадебный дом поэта
  • Ф.И Тютчев родился в Орловской губернии в родовом имении Овтюг. Многое испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург.
  • Поэт поклонялся миру природы, которая для него была живым существом. Давайте поработаем со стихотворением Тютчева.

Мураново. Усадебный дом поэта

? Пусть сосны и ели  Всю зиму торчат  В снега и метели  Закутавшись спят.  Их тощая зелень  Как иглы ежа  Хоть ввек не желтеет  Но ввек не свежа. Мы ж, легкое племя,  Цветем и блестим  И краткое время  На сучьях гостим.  Все красное лето  Мы были в красе,  Играли с лучами,  Купались в росе!.. Но птички отпели,  Цветы отцвели,  Лучи побледнели,  Зефиры ушли.  Так что же нам даром  Висеть и желтеть?  не лучше ль за ними  И нам улететь! О буйные ветры,  Скорее, скорей!  Скорей нас сорвите  С докучных ветвей!  Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим,  Летите, летите!  Мы с вами летим!..

?

Пусть сосны и ели Всю зиму торчат В снега и метели Закутавшись спят. Их тощая зелень Как иглы ежа Хоть ввек не желтеет Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе, Играли с лучами, Купались в росе!..

Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? не лучше ль за ними И нам улететь!

О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!..

Задание к стихотворению Придумайте название к стихотворению. Совпадет ли оно с авторским? Сколько строф в стихотворении? Каков центральный образ стихотворения? Сколько времен года пролетает перед нами и какие? Как меняется настроение? Какие образные средства использует поэт?

Задание к стихотворению

  • Придумайте название к стихотворению. Совпадет ли оно с авторским?
  • Сколько строф в стихотворении?
  • Каков центральный образ стихотворения?
  • Сколько времен года пролетает перед нами и какие?
  • Как меняется настроение?
  • Какие образные средства использует поэт?
Спишите 1 строфу, поставьте знаки препинания,объясните их. Назовите имена прилагательные в тексте. Какова их роль? В чем особенность прилагательного  не свежа Запишите данное прилагательное  в ед. числе, м.р. Сформулируйте правило правописания кратких прилагательных на шипящий. Придумайте еще слова с данной орфограммой.
  • Спишите 1 строфу, поставьте знаки препинания,объясните их.
  • Назовите имена прилагательные в тексте. Какова их роль?
  • В чем особенность прилагательного не свежа
  • Запишите данное прилагательное в ед. числе, м.р.
  • Сформулируйте правило правописания кратких прилагательных на шипящий. Придумайте еще слова с данной орфограммой.
Семья Тютчевых подолгу жила в Москве. Тютчеву учение давалось легко. Жизнелюбие, жажда новых впечатлений поражали окружающих в будущем поэте. В 1819-1821 Тютчев проходил обучение на словесном отделении Московского университета

Семья Тютчевых подолгу жила в Москве. Тютчеву учение давалось легко. Жизнелюбие, жажда новых впечатлений поражали окружающих в будущем поэте. В 1819-1821 Тютчев проходил обучение на словесном отделении Московского университета

В 1822 зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправился в Мюнхен, где прослужил дипломатом более 20 лет. В 1844 г. поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова, считал, что власть должна служить России, людям. Поэт признавался: «…более всего я люблю Россию и поэзию»

В 1822 зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправился в Мюнхен, где прослужил дипломатом более 20 лет.

В 1844 г. поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова, считал, что власть должна служить России, людям. Поэт признавался: «…более всего я люблю Россию и поэзию»

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР Есть в светлости осе.?.их вечеров Умильная т…инственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Б…гряных листьев томный, ле..кий шелест Тума.?.ая и тихая лазурь Над грус.?.но-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, П..рывистый, х..лодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка ув..данья, Что в существе разумном мы з..вем Божественной стыдливостью страданья. 1830

ОСЕННИЙ ВЕЧЕР

Есть в светлости осе.?.их вечеров

Умильная т…инственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Б…гряных листьев томный, ле..кий шелест

Тума.?.ая и тихая лазурь

Над грус.?.но-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

П..рывистый, х..лодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка ув..данья,

Что в существе разумном мы з..вем

Божественной стыдливостью страданья.

1830

Итоги. Домашнее задание. Что запомнилось из биографии поэта7 Зачем в тексте нужны имена прилагательные? Какие орфограммы сегодня мы повторили? Дома: найдите и запишите отрывок из любого стихотворения поэт, выполните морфологический разбор прилагательных из него.

Итоги. Домашнее задание.

  • Что запомнилось из биографии поэта7
  • Зачем в тексте нужны имена прилагательные?
  • Какие орфограммы сегодня мы повторили?
  • Дома: найдите и запишите отрывок из любого стихотворения поэт, выполните морфологический разбор прилагательных из него.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!