СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальное шоу разработка внеклассного мероприятия

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальное шоу I. Чёрный ящик Его называют - «дерево жизни», из него изготавливали муку и сладости жители Междуречья, косточки служили топливом при плавке металлов, из волокон коры плели верёвки и корзины, теперь мы употребляем его плоды в сушёном виде. (Финиковое дерево) Впервые появилась в Китае в конце I тысячелетия до н.э., китайцы её делали из тряпок, коры деревьев и из бамбука. Она стоила дёшево и была гораздо удобнее дощечек. Совсем недавно наша школа собрала её большое количество.

Просмотр содержимого документа
«интеллектуальное шоу разработка внеклассного мероприятия»

Интеллектуальное шоу


  1. Чёрный ящик

Его называют - «дерево жизни», из него изготавливали муку и сладости жители Междуречья, косточки служили топливом при плавке металлов, из волокон коры плели верёвки и корзины, теперь мы употребляем его плоды в сушёном виде.

(Финиковое дерево)


Впервые появилась в Китае в конце I тысячелетия до н.э., китайцы её делали из тряпок, коры деревьев и из бамбука. Она стоила дёшево и была гораздо удобнее дощечек. Совсем недавно наша школа собрала её большое количество.

(бумага)


Был изобретён в Китае, был известен во времена Цинь Ши-Хуанди. Он представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа.

(компас)


Однажды финикийский торговый корабль, пристал к песчанному берегу. Купцы решили пообедать, развели костёр, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с собой куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Что это была за жидкость?

(стекло)


Его производили при помощи шелковичных червей, он очень ценился, его производство держали в строгой тайне, а тех кто разглашал тайну казнили: отрубали руки и язык.

(шёлк)


Слово китайского происхождения. Он поддерживает силы больного, был одним из лекарств, использовавшихся китайцами. Позднее его стали употреблять как напиток.

(чай)


  1. Исторические задачи.

«Обувь»

Характерный след в истории обуви оставила Бургундия в XIV — XV веках, родина «носатой» обуви. Принцам разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни (до 70 см), родовитым дворянам — в две ступни (60 см), рыцарям — полторы ступни (45 см), горожанам — в одну ступню (до 30 см). Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни 15 см.

Длинные носы мешали ходить; иногда цепочками их пристёгивали к браслету у колена. А чтобы выглядеть импозантнее, носы обуви украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниатюрными зеркальцами.


Вопрос: Предположите, для чего ещё в данном случае использовали зеркало.

( Средневековые модники украшали длинные носы обуви миниатюрными зеркальцами для того, чтобы на ходу можно было любоваться собой)


«Как доказать?»

Средневековые писцы по заказу своих хозяев нередко изготовляли фальшивые документы — грамоты, которые должны были служить обоснованием прав монастыря или барона на ту или иную деревню. Чтобы избежать подобных подделок, в некоторых странах в средние века документ о передачи земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента.


Вопрос: Предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа.

(Лист разрезали посередине зигзагообразной линией, и одна половина шла покупателю, а другая оставалась у продавца. Если возникал спор. Нужно было сложить обе половины документа так, чтобы они точно совпали - только тогда документ признавался подлинным)


«Кто не умеет притворяться...»

Французский король Людовик XI был непревзойдённым дипломатом. Предпочитая хитрость и обман военной силе, этот, по выражению современника, «всемирный паук» создал разветвлённую сеть шпионажа во Франции и других странах и расправлялся со своими противниками с помощью интриг. Впрочем, в случае надобности Людовик, весьма скаредный , скупой по натуре, мог осыпать золотом тех, кого он намеревался привлечь на свою сторону, хорошо понимая, какую власть приобрели в это время деньги.

Король любил говорить: «Кто не умеет притворятся, тот не умеет царствовать»

Однажды астролог короля предсказал смерть одной придворной дамы. И действительно, дама вскоре умерла, как полагают, не без помощи астролога. Разгневанный король решил убить предсказателя, но прежде вызвал к себе и спросил: «Сколько тебе осталось жить?».

Вопрос: Предположите, что ответил астролог и как развивались события дальше.

Правильный ответ: « Государь, - ответил заподозривший неладное астролог, - звёзды не имеют от меня тайн. Они поведали, что я умру за три дня до смерти Вашего величества». После этих слов астролог был окружён особой заботой, для него были созданы королевские условия жизни.


«Чур меня»

Почти до конца X века славяне были язычниками ( в каком году было принято христианство). Мало дошло до нас сведений о языческой вере славян. Знаем мы, что восточные славяне чтили бога – громовика Перуна, а также бога ветра Стрибога. Божество солнца называли Дожбог. Чтили славяне Велеса, который считался покровителем стад и потому назывался «скотьим богом», и других. Кроме того, славяне верили, что в лесу жил лесной бог-леший, в воде-водяной бог, в руслах рек – русалки; особенно же чтили домашнего бога – домового.

Славяне, как и другие родственные им народы. Думали, что души умерших предков не покидают родного очага. В случае какой – нибудь беды говаривали в старину: « Чур, меня защити!».

Вопрос: Предположите, что означали эти слова.

Правильный ответ: Славяне считали, что души умерших предков не покидают родного очага, а значит, они заботятся о своих потомках, хранят их от всяких бед, если они чтят память своих предков. Если же нет, тогда эти домашние боги становятся беспокойными, наводят беду. Души предков значились под именем «домовых», называли их также «чурами» или «щурами». Вот почему говаривали в случае беды: «Чур, меня защити!»


«Выдающийся полководец».

Полководцем великой славы был на Руси в X веке Святослав – сын князя Игоря и княгини Ольги. О его походах, победах и гибели знали в близких и далёких от Киева странах. Вся его жизнь, начиная с детства, прошла в борьбе с беспокойными соседями, угрожавшими восточным и юго-восточным границам Древнерусского государства.

Византийский историк оставил достоверное описание Святослава в зрелом возрасте. После сражения на Дунае Святослав вёл переговоры об окончании войны с императором Византии Цимисхием: «Видом он был таков: среднего росту, не слишком высок, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными волосами на верхней губе. Голова у него была голая, но только на одной её стороне висел локон волос… шея толстая, плечи широкие, и весь стан довольно стройный. В одном ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посреди их вставленным. Одежда на нём была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная».

Вопрос: Предположите, что означал висевший на одной стороне головы локон волос.

Правильный ответ: У Святослава голова была выбрита, а локон волос означал знатность рода.


«Крашение яиц».

Обычай красить яйца и дарить их друг другу в весенний праздник существовал у славян задолго до принятия христианства.

Над праздничной едой предварительно совершали специальный обряд, с помощью заклинания придавали ей могущественные целебные свойства. Славяне, задаривали друг друга крашенными яйцами, взаимно желали друг другу здоровья, целовались. Веря, что этот обряд передаёт их близким частичку той сверхъестественной силы, которая вошла в них вместе с праздничным угощением.

Вопрос: Предположите, почему яйца стали красить.

Правильный ответ: Устраивая многодневные и многолюдные весенние праздники, кормления различных божеств и духов, славяне обычно обмазывали скорлупу яиц кровью, потому что кровь с давних времён считалась изысканным лакомством духов и богов. В последующем это перешло в обычай крашения яиц


«Черепаха»

В одной античной басне рассказывается о том, как верховный бог греческого пантеона, властелин Олимпа и людей, бог неба, громовержец и тучегонитель Зевс справлял свадьбу и для всех животных выставил угощение. Явились все, не пришла только одна черепаха.

На следующий день Зевс спросил черепаху, почему она не пришла к нему на пир.

Вопрос: Предположите, что ответила черепаха. Как дальше развивались события?

Правильный ответ: На вопрос Зевса черепаха ответила: «Свой дом – лучший дом». Рассердился на неё Зевс и наказал тем, что заставил черепаху носить на себе свой собственный дом.


«Памятник»


Произошло это в Древней Греции. Как–то изголодавшийся длинноухий осёл, самовольничая, общипал часть кустов одного растения. Как тут разгневался хозяин, приговаривая: «Боже, самые лучшие, самые молодые веточки общипал!»

Прошло лето. Наступила осень. И тут греки вдруг решили поставить памятник ослу. И поставили.

Вопрос: Предположите, за что греки поставили памятник ослу?

Правильный ответ: Осёл общипал часть кустов винограда. Как раз эти кусты и дали щедрый урожай!



III. Можешь ли ты

Участники от каждой команды вытягивают задания с развёрнутыми ситуациями. Необходимо произнести речь по всем правилам ораторского искусства, передать дух эпохи. Эмоциональный настрой.

    1. Представьте, что вы – вельможа прибыли во дворец фараона с просьбой о помощи т.к. год неурожайный, хлеб не уродился.

    2. Представьте, что вы –мушкетёр короля, который охраняет дворец короля и очень горд этим!

    3. Представьте, что вы – горожане предъявляете требования церкви во время Реформации.

    4. Представьте, что вы – Наполеон обращаетесь к своей армии.

    5. Представьте, что вы – Маргарет Тэтчер представляет народу свою социальную программу.


IV.«Из уст в уста»


5 класс

Вавилонский царь Навуходоносор II (605-526 гг. до н.э.), заключил военный союз с царём Мидии против главного врага Ассирии. Военный союз был упрочен женитьбой на дочери мидийского царя Семирамиде. В честь неё и были названы «висячие сады» Вавилона.


6 класс

В 1429 г. Орлеан в период Столетней войны был освобождён от осады. Важно отметить роль Жанны д; Арк в освобождении города, её встречу с орлеанцами, а также казнь героини, особенно жестокая: Жанна подверглась суду Инквизиции и была соженна на костре.


7 класс

В 1339-1340 гг. при князе Иване Даниловиче, прозванном Калитой, за 5 месяцев были возведены мощные дубовые стены вокруг Кремля. В это время были заложены белокаменные соборы, новые княжеские хоромы. Появился двор митрополита.


8 класс

Армия Суворова преодолела последнее препятствие и к вечеру 26 сентября собралась в городке Иланц. Их было теперь 15 тысяч человек, перенесших беспримерный двухнедельный горный переход.



9 класс


На переговорах Южного и Северного обществ декабристы решили выступить летом

1826 г., когда царь должен был приехать на смотр войск во 2-ю армию. Но 19 ноября

1825 года умер Александр I после недолгой болезни в Таганроге. Декабристы

решили воспользоваться положением и выступили 14 декабря 1825 года в день

принятия присяги Николаю II.


V. «Могу знать»


    1. Крейсер русской старины, защищал он честь страны.

Он в пучине вод остался, но японцам в плен не сдался. («Варяг»).


    1. Назови боярский дом: там наличники резные,

Есть и башенки на нём, и крылечки расписные. ( «Терем»)


3. Из овчины шубу сшили и довольны очень были,

Ведь морозов не боится тот, кто в шубу облачиться («Тулуп»).


4. Не подарят вам, нет-нет, из колосьев тот букет.

Будут сильно его бить, чтоб зерно на хлеб добыть. («Сноп»).


5. Чугунок он обнимает и из печки вынимает.

А потом он встанет в строй по соседству с кочергой. («Ухват»).


6. Им сверху церковь украшают и купола ним сияют.

Вопрос тебе несложный дан – назвать лишь символ христиан. («Крест»).


7. Подскажи, кто самый главный в Русской церкви православной. ( «Патриарх»).


8. В болоте родился, три раза крестился. ( Петербург, Петроград, Ленинград).


9. Порог Москвы – в Россию двери; тут русские дрались как звери. (Смоленск).


10. Пётр диковинки любил, собирал их и копил.

Из причуды царской сей первый создан был музей. (Кунсткамера).


11. С городом этим трудно сравниться.

Главный в стране он, это - …столица


12. Отчизну она защищает, наш мир и покой охраняет.

В ней – авиация, пехота и бойцы морского флота. (армия).


13 Он звучит торжественно, все встают приветственно –

Песню главную страны уважать мы все должны! (гимн).


14. . Он дополняет гимн и флаг, любой страны он главный знак.

У России он особый, ты назвать его попробуй. (Герб).


15. Этот важный документ подготовил президент.

Личной подписью скрепил, чтобы в силу он вступил. (Указ).





















Музыка А. Александрова

Слова С. Михалкова



Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!


Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!


От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая —

Хранимая Богом родная земля!


Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!


Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!


Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой













VI. «Гимн с пропущенными словами»



Музыка А._________________________________


Слова С. _________________________________




Россия —______________наша держава,

Россия — любимая наша страна.

__________воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!


Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов ____________вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы __________тобой!


От южных морей до полярного края

Раскинулись наши ________и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая —

Хранимая __________родная земля!


Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов _________вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы __________тобой!


Широкий простор для мечты и для жизни

_______________нам открывают года.

Нам силу даёт наша _________Отчизне.

Так________, так есть и так будет всегда!


Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов __________вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы ___________тобой!











IV. «Из уст в уста»


5 класс

Вавилонский царь Навуходоносор II (605-526 гг. до н.э.), заключил военный союз с царём Мидии против главного врага Ассирии. Военный союз был упрочен женитьбой на дочери мидийского царя Семирамиде. В честь неё и были названы «висячие сады» Вавилона.


6 класс

В 1429 г. Орлеан в период Столетней войны был освобождён от осады. Важно отметить роль Жанны д; Арк в освобождении города, её встречу с орлеанцами, а также казнь героини, особенно жестокая: Жанна подверглась суду Инквизиции и была соженна на костре.


7 класс

В 1339-1340 гг. при князе Иване Даниловиче, прозванном Калитой, за 5 месяцев были возведены мощные дубовые стены вокруг Кремля. В это время были заложены белокаменные соборы, новые княжеские хоромы. Появился двор митрополита.


8 класс

Армия Суворова преодолела последнее препятствие и к вечеру 26 сентября собралась в городке Иланц. Их было теперь 15 тысяч человек, перенесших беспримерный двухнедельный горный переход.



9 класс


На переговорах Южного и Северного обществ декабристы решили выступить


летом 1826 г., когда царь должен был приехать на смотр войск во 2-ю армию. Но 19 ноябр 1825 года умер Александр I после недолгой болезни в Таганроге. Декабристы решили воспользоваться положением и выступили 14 декабря 1825 года в день принятия присяги Николаю II.






















III. Можешь ли ты

Участники от каждой команды вытягивают задания с развёрнутыми ситуациями. Необходимо произнести речь по всем правилам ораторского искусства, передать дух эпохи. Эмоциональный настрой.

1. Представьте, что вы – вельможа прибыли во дворец фараона с просьбой о помощи т.к. год неурожайный, хлеб не уродился.



2. Представьте, что вы –мушкетёр короля, который охраняет дворец короля и очень горд этим!



3. Представьте, что вы – горожане предъявляете требования церкви во время Реформации.



4. Представьте, что вы – Наполеон обращаетесь к своей армии.




5. Представьте, что вы – Маргарет Тэтчер представляет народу свою социальную программу.











Исторические задачи.

«Обувь»

Характерный след в истории обуви оставила Бургундия в XIV — XV веках, родина «носатой» обуви. Принцам разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни (до 70 см), родовитым дворянам — в две ступни (60 см), рыцарям — полторы ступни (45 см), горожанам — в одну ступню (до 30 см). Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни 15 см.

Длинные носы мешали ходить; иногда цепочками их пристёгивали к браслету у колена. А чтобы выглядеть импозантнее, носы обуви украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниатюрными зеркальцами.


Вопрос: Предположите, для чего ещё в данном случае использовали зеркало.


«Как доказать?»

Средневековые писцы по заказу своих хозяев нередко изготовляли фальшивые документы — грамоты, которые должны были служить обоснованием прав монастыря или барона на ту или иную деревню. Чтобы избежать подобных подделок, в некоторых странах в средние века документ о передачи земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента.


Вопрос: Предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа.



«Кто не умеет притворяться...»

Французский король Людовик XI был непревзойдённым дипломатом. Предпочитая хитрость и обман военной силе, этот, по выражению современника, «всемирный паук» создал разветвлённую сеть шпионажа во Франции и других странах и расправлялся со своими противниками с помощью интриг. Впрочем, в случае надобности Людовик, весьма скаредный , скупой по натуре, мог осыпать золотом тех, кого он намеревался привлечь на свою сторону, хорошо понимая, какую власть приобрели в это время деньги.

Король любил говорить: «Кто не умеет притворятся, тот не умеет царствовать»

Однажды астролог короля предсказал смерть одной придворной дамы. И действительно, дама вскоре умерла, как полагают, не без помощи астролога. Разгневанный король решил убить предсказателя, но прежде вызвал к себе и спросил: «Сколько тебе осталось жить?».

Вопрос: Предположите, что ответил астролог и как развивались события дальше.



«Чур меня»

Почти до конца X века славяне были язычниками ( в каком году было принято христианство). Мало дошло до нас сведений о языческой вере славян. Знаем мы, что восточные славяне чтили бога – громовика Перуна, а также бога ветра Стрибога. Божество солнца называли Дожбог. Чтили славяне Велеса, который считался покровителем стад и потому назывался «скотьим богом», и других. Кроме того, славяне верили, что в лесу жил лесной бог-леший, в воде-водяной бог, в руслах рек – русалки; особенно же чтили домашнего бога – домового.

Славяне, как и другие родственные им народы. Думали, что души умерших предков не покидают родного очага. В случае какой – нибудь беды говаривали в старину: « Чур, меня защити!».

Вопрос: Предположите, что означали эти слова.

«Выдающийся полководец».

Полководцем великой славы был на Руси в X веке Святослав – сын князя Игоря и княгини Ольги. О его походах, победах и гибели знали в близких и далёких от Киева странах. Вся его жизнь, начиная с детства, прошла в борьбе с беспокойными соседями, угрожавшими восточным и юго-восточным границам Древнерусского государства.

Византийский историк оставил достоверное описание Святослава в зрелом возрасте. После сражения на Дунае Святослав вёл переговоры об окончании войны с императором Византии Цимисхием: «Видом он был таков: среднего росту, не слишком высок, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными волосами на верхней губе. Голова у него была голая, но только на одной её стороне висел локон волос… шея толстая, плечи широкие, и весь стан довольно стройный. В одном ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посреди их вставленным. Одежда на нём была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная».

Вопрос: Предположите, что означал висевший на одной стороне головы локон волос.


«Крашение яиц».

Обычай красить яйца и дарить их друг другу в весенний праздник существовал у славян задолго до принятия христианства.

Над праздничной едой предварительно совершали специальный обряд, с помощью заклинания придавали ей могущественные целебные свойства. Славяне, задаривали друг друга крашенными яйцами, взаимно желали друг другу здоровья, целовались. Веря, что этот обряд передаёт их близким частичку той сверхъестественной силы, которая вошла в них вместе с праздничным угощением.

Вопрос: Предположите, почему яйца стали красить.



«Черепаха»

В одной античной басне рассказывается о том, как верховный бог греческого пантеона, властелин Олимпа и людей, бог неба, громовержец и тучегонитель Зевс справлял свадьбу и для всех животных выставил угощение. Явились все, не пришла только одна черепаха.

На следующий день Зевс спросил черепаху, почему она не пришла к нему на пир.

Вопрос: Предположите, что ответила черепаха. Как дальше развивались события?




«Памятник»


Произошло это в Древней Греции. Как–то изголодавшийся длинноухий осёл, самовольничая, общипал часть кустов одного растения. Как тут разгневался хозяин, приговаривая: «Боже, самые лучшие, самые молодые веточки общипал!»

Прошло лето. Наступила осень. И тут греки вдруг решили поставить памятник ослу. И поставили.

Вопрос: Предположите, за что греки поставили памятник ослу?

















































МОУ «Торосовская ООШ»









Интеллектуальное шоу



(Игра для 5- 9 классов)






Подготовила и провела учитель истории и обществознания Петухова С.П.









2014- 2015




« История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни»



Цель мероприятия: повторить, закрепить, углубить знания учащихся по истории.



Оборудование: кубок (изготовленный своими руками и переходящий), чёрный ящик, финики, бумага, компас, стекло, шёлк, чай, тексты с заданиями, таблица для жюри, гимн РФ, пищалки на каждый стол (готовность команды), музыка из игры «Что? Где? Когда?»


Помощники: богиня истории Клио, её помощницы.







































конкурсы

5

6

7

8

9

«Чёрный ящик» (5 баллов)






«Исторические задачи» ( от 1 до 10)






«Можешь ли ты» (от 1 до 10)






«Из уст в уста» (от 1 до 10)






«Могу знать»

(5 баллов)






«Гимн»

( за каждое правильное слово 5 баллов)







Итого:







































Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!


Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!


От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая —

Хранимая Богом родная земля!


Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!


Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!


Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!