5 класс ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ( по концентрической системе ) Примечания: задания, помеченные * выполняются по желанию или в случае неполного ответа в качестве дополнительного Из графы индивидуального задания выбирается одно задание. |
Источник | Срок | Темы лабораторных занятий | 3 | Задания 4 | 5 | Индивидуальное задание | Отметка о выполнении | Подпись учителя |
Тема 1: Жизнь первобытных людей |
История древнего мира под ред. А.А. Вигасина, Г.И. Годера §§1-3 | | Лабораторная работа по тексту рисункам учебника найти отличия первобытного человека и животных от современного человека Работа с историческими понятиями, выделенными в книге Работа с картой по определению стоянок первобытных людей. | В чем главное отличие людей от животных? (по рисунку и учебнику, найти не менее 3-4х отличий) Назовите основные занятия древних людей Как распределялись обязанности в первобытном обществе? Что называют родовой общиной? Что такое религия? Как она возникла? Что давал людям огонь? | Почему древний человек не мог прожить в одиночку? Назвать основные признаки первобытного строя Как изменялись приемы охоты первобытных людей? Как у первобытных людей возникли религиозные верования? | § 1-3 § 2 воп.4 Почему изменялась жизнь первобытных людей. Сравните чем отличается родовая община от первобытного стада? §3, воп.3 как ученые объясняют происхождение первобытных людей | Сделать рисунки и макеты первобытных орудий труда Работа по краеведческому материалу Составить рассказы и нарисовать рисунки по теме: «Первобытная охота», «Первобытный похоронный отряд», «Выборы вождя» | | |
Тема 2: Первобытные земледельцы и скотоводы |
§§ 4-5 | | Практическая работа по изготовлению орудий труда первобытного человека Сочинение-рассказ: «Один день из жизни первобытного человека» Работа с кроссвордами по теме: “Первобытное общество» Лабораторная работа: «Найди историческую ошибку в рассказе товарища». | Из каких занятий произошло земледелие и скотоводство? Как среди общинников выделилась знать? Что такое род и племя? § 4, воп.3 Что такое соседская община, неравенство? | Какие перемены возникли в жизни первобытных людей с возникновением земледелия и скотоводства? Почему сородичи и соплеменники слушались старшин? § 4, воп.2. | Сравните родовую и соседскую общины. О чем может рассказать мусорная яма на месте первобытного поселка? Почему знатные люди были заинтересованы в военных походах Что было раньше: возникновение земледелия или изобретения серпа? | Составить кроссворды по теме: «Первобытное общество» Написать знаковое письмо от имени первобытного человека. Составить рассказ из жизни первобытного человека с историческими ошибками. | | |
| | Работа с лентой времени. Решение задач. | Счет лет в истории Решение задач по счету лет в истории Как возникло летоисчисление? | |
Тема 3: Древний Египет |
§§ 6-10 | | Лекция «Признаки государства». Лабораторная работа по теме 3. Государство в Др. Египте Жизнь египтян: землевладельца, вельможи, фараона. Боги Др. Египта (таблица) Работа с текстом учебника: составление плана по § 9 Работа с исторической картой по теме: «Завоевательные походы» Словарная работа | 1. Природа Др. Египта. Как она влияла на жизнь и занятия египтян? 2. «Вооружи» воинов египетского войска 3.Признаки государства Что такое: храм, обряд, жрец, мифы, фараон, Тутмос, мумия, саркофаг? | Как произошло объединение Египта? Сравните жизнь простого египтянина с жизнью вельможи Каковы были результаты военных походов фараонов для всех участников похода? Почему египетского фараона называли живым богом? | Что означает выражение «Египет- дар Нила»? Почему первоначально пленников в Египте называли «живыми убитыми»? как и почему изменилось их положение в 3-4 тыс. до н. э.? § 3, воп.3 | 1. Написать рассказ: «В гостях у вельможи», «Во дворце фараона», «Как я ходил в поход (в чужую страну от лица воина)», «День египетского землевладельца» | | |
Тема 4: Культура Древнего Египта |
§§ 11-12 | | Лабораторная работа. 1. Работа с мифологическим словарем. 2. Работа с картой Словарная работа Работа с «Поучением писцов ученикам» Тестирование Исторический Диктант Экскурсия по др. египетскому храму | Как и какой целью сооружались пирамиды? Какие научные знания возникли в Египте? Чем и на чем писали древне египетские школьники? Почему умеющий читать и писать в Египте считался мудрецом? Как в Египте хоронили фараонов? | Почему в Египте возникли научные знания? Описать египетский храм. Какую роль играли храмы в жизни египтян? Почему окончившие школу египтяне обычно носили чистые белые одежды, имели руки без мозолей? | Кому легче было овладеть грамотностью: мальчику в Др. Египте или российскому школьнику? Почему? Какие правила должны были соблюдать египетские художники и скульпторы, создавая свои работы? § 12, воп.3 Что заставило передавать знания из поколение в поколение только в узком кругу жрецов? | 1. Изготовить макет египетской пирамиды. Написать письмо из Др. Египта, используя знакомые иероглифы. Сообщение о гробнице Тутанхамона. Сообщение об Эхнатоне. Составить кроссворд по теме: «Др. Египет». 6. Египетские пирамиды- одно из 7 чудес света. Современные точки зрения на историю их возникновения | | |
Тема 5: Западная Азия в древности |
§§ 13-19 | | Лабораторная работа. Законы царя Хаммурапи – придумать и разыграть сценки из жизни людей времен правления Хаммурапи Работа с текстом библейских сказаний Клинописи - работа с дощечками | Рассказать о природных условиях Двуречья? Рассказать о занятиях жителей Двуречья Рассказать о законах царя Хаммурапи По ленте времени определить сколько лет правил Хаммурапи. Переписывались ли Хаммурапи и Тутмос III? Занятия древних финикийцев. Какие мифы возникли в Др. Вавилоне? В чем была сила Ассирийской державы? | Что общего и различного в природных условиях Двуречья и Египта? О ком заботился Хаммурапи в своих законах? С какой целью финикийцы основали колонии Как можно объяснить миф «о Вавилонском столпотворение» Что изображали художники в ассирийских дворцах? Откуда пошло выражение «богат как Крёз»? | О чем рассказывали раскопки в г.Уре? На основании выдержек законов Хаммурапи объяснить, что вам кажется в них справедливым, а что несправедливым. Сравнить египетскую и финикийскую письменность. Определить преимущества и недостатки фин. письменности. Рассказать о временном правлении Соломона Как было организовано управление Персидской державы? Сравнить с Др. Египтом. | Написать письмо из Др. Двуречья. Откуда пришел «алфавит»? 3.Др. Вавилон Сады Семирамиды – одно из семи чудес света. Царь Соломон Составление кроссворда Нарисовать сюжеты и героев библейских сказаний Экскурсия во дворец Ассирийского царя | | |
Тема 6: Индия и Китай в древности |
§§ 20-23 | | Лабораторная работа. Касты в Индии Завоевание в Китае Учение Конфуция | Каким занятиям благоприятствовала природа Индии? Что такое касты? Какие касты были в Индии. Чем китайская письменность похожа на египетскую? Что хорошего и что плохого принесло народу Китая объединение страны? Рассказать о строительстве Великой Китайской стены | Дать характеристику индийских каст. Сравнить судьбу людей из разных каст. § 20, воп.1 Какие правила приличия должен был соблюдать воспитанный китаец? С какой целью строилась Великая Китайская стена? | § 20, воп.4 Особенности культуры Индии §20, воп.1 Учение Конфуция | Открытия и изобретения др. индийцев (сообщение). Сообщение: «Китайская стена» Научные открытия др. китайцев | | |
Итоговый зачет по Древнему Востоку. |
Тема 7: Древнейшая Греция |
§§ 24-28 | | Лабораторная работа. Работа с книгами Немировский «Легенды и мифы Эллады» Кун «Легенды и мифы др. Греции» Выписать в тетрадь основных героев поэм Гомера Урок-презентация «Боги др. Греции» | §24, воп.2 основные герои и их поступки в поэме «Иллиада» и «Одиссея». Что нравится и не нравится в поступках героев, §27, воп.2 Составить таблицу: а) боги б) явления природы в) занятия | Опираясь на карту Др. Греции, описать особенности природных условий страны Почему древнейшие города Греции были укреплены §26, воп,3 §28, воп.3 | §24, воп.6 Что побуждало греков плавать вдоль берегов? §25, воп.3. В поэме Гомера «Одиссея» дается описание царского дворца, где среди великолепных украшений из меди, золота, серебра присутствуют украшения из железа. Не кажется ли вам это странным? §27, воп.5 | Составить родословную греческих богов. Нарисовать рисунки на сюжеты и основных героев греческой мифологии. Изготовление рисунков, костюмов древних греческих богов Сообщение о богах Др. Греции Кроссворд «Религия и культура Др. Греции». | | |
Тема 8: Полисы Греции и борьба с персидским нашествием |
§§ 29-35 | | Лабораторная работа Выписать из текста понятия (§29) Законы Солона: «+» и «-» Колонии греков а) причины создания б) место в) занятия колонистов г) взаимоотношения с местными жителями Урок-спектакль «Олимпийские игры» Греко-персидские войны. Работа с картой, датами, сражениями. | Что такое: полис, демос, ареопаг, архонт? Что означает для земледельца гибель олив? Почему законы Дракона называют жестокими? §30, воп.1 §31, воп.3 §31, воп.1 §32, воп.3 Рассказать об одном из сражений греко-персидских воин. | §29, воп.3 §20, воп.4 Составить схему «Управление в Афинах и Спарте» §32, воп.1. Причины греко-персидских войн. §35, воп.4 | Главные требования афинского демоса в VIIв. до н. э. §35, воп.1, 3 §35, воп.4 *Сравни мысли и взгляды жителей Афин и Спарты. Чем могли гордиться и те и другие, что осуждали, что считали высшей доблестью? * Доказать, что в результате законов Солона в Афинах стало устанавливаться демократия. В чем состоит отличие Солона, как общественного деятеля. | Сообщение «Особенности жизни Др. Спарты». Древние скифы «Олимпийские виды спорта» «Из истории Олимпиады» Придумать рассказ об играх от имени участника или зрителя Составить тест по теме | | |
Тема 9: Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии |
§§ 36-40 | | Лабораторная работа Выписать новые понятия по § 36. Работа с картинами Урок-экскурсия «Др. Афины» «На афинском Народном собрании» - Урок-спектакль | 1. Для чего дети посещали палестру? 2. Составить рассказ «В порту Пирей», или «На невольничьем рынке». 3.§37, воп.1 Рассказать о театре в Афинах. Почему театральные постановке устанавливались вечером? Чем занималось Народное Собрание в Афинах? Кто и как избирался на государственные должности в Афинах? | §36, воп.4.5 §37, воп.2 §38, воп.4 §39, воп.6 Чем гордился Перикл? §40, воп.4 | §36, воп.3 §38, воп.3 §39, воп.3 §39, воп.5 Почему Греческий театр назывался «школой для взрослых»? §40, воп.3 §40, воп.4 | 1. Составить рассказ «Один день из жизни Афин» от лица путешественника Сообщение о Перикле, Мироне, Софокле, Аристофане, Анаксагоре, Поликлете | | |
Тема 10: Македонские завоевания в IV веке до н. э. |
§§ 41- 43 | | Лабораторная работа. Составить хронологическую таблицу походов Александра Македонского Урок-экскурсия «Александрия египетская» | Покажите по карте поход А. Македонского, державу до и после распада. Рассказать о Македонской Фаланге §42, воп.4 Рассказать об Александрийском маяке | §41, воп.5 Последствия походов А. Македонского §42, воп.4 | 1. §41, воп.4 2. § 42 в 4 3. §43, воп.1 | Сообщение об А. Македонском Сообщение о Демосфене Александрийский маяк – одно из семи чудес света («рассказ служителя маяка») Составление кроссвордов, тестов по теме | | |
Итоговый зачет по Древней Греции. 5 имен из истории др. Греции, объяснить почему выбрали именно это. 5 понятий и почему, объяснить свой выбор. 5 историко-географических объектов, объяснить свой выбор. 5 дат, объяснить свой выбор. |
Тема 11: Древний Рим |
§§ 44-46 | | Лабораторная работа. Сравните таблицы «Македонское и римское войско» Сравните таблицы «Управление в Риме в 3 в. до н. э. И В Афинах в 5 в. до н. э.» Схема «Устройство Римской республики» | 1. Легенда об основании Рима 2. Опишите Рим и образ жизни его жителей. 3. Как возникло выражение «Гуси Рим спасли» 4. Раскрыть сущность понятий республика; консулы; народный трибун; «право вето» | 1. §44, воп.1 § 45 в 1, 5 | 1. В каком городе Афины или Рим рядовые граждане играли в управление наибольшую роль 2. Сенат и его роль в Риме 3. § 46 в 3 | Религия Др. Рима Сообщение о Пирре Составить исторический диктант по теме | | |
Тема 12: Рим- сильнейшая держава Средиземноморья |
§§ 47-48 | | Лабораторная работа 1. Пунические войны. Составить хронологическую таблицу (§ 47-48). Работа с картой | Рассказать об одном из сражений Ганнибала Что привлекает в полководце Ганнибале? Рассказать о положении рабов в Др. Риме Рассказать о гладиаторах | 1. Причины войны между Римом и Карфагеном. 2. § 47 в 3 3. §48, воп.1 §49, воп.1 | 1. § 47 в 2 2. § 49 в 3 3. Почему войны Рима с Карфагеном были неизбежны? | Сообщение о Ганнибале Описать триумф глазами современника Составить диктант по понятиям темы | | |
Тема 13: Гражданские войны в Риме |
§§ 50-53 | | Лабораторная работа. Работа с понятиями Составить хронологическую таблицу по § 52-53 Урок-суд над убийцами Тиберия и Гая Гракхов. | Почему Тиберия Гракха называли заступником обездоленных? §51, воп.1 §52, воп.1 4. Сколько лет правил Октавиан Август. Показать на ленте времени 5. § 53 воп.5 | 1.§ 50 в 2 2. § 51 в, 2 3. §52, воп.3 4. §53, воп.1 | В чем сущность земельного закона Гракхов? Кто вел себя более разумно по отношению к гражданам Рима Цезарь или Помпей? §53, воп.3 | Сообщение «Тиберий и Гай Гракхи» Спартак Сообщение о Ю. Цезаре Октавиан Август Составить тест по теме | | |
Тема 14: Могущество и гибель Римской империи |
§§ 54-61 | | Лабораторная работа. «Евангелии». Смысл их для нашего времени Урок-экскурсия в «вечный город» Сравнительная таблица «Колоны и рабы в др. Риме» Деяния римского Императора Константина Семинар «Гибель Римской Империи» Урок-практикум «Сравнительное жизнеописание Нерон и Траян» | Почему Нерона называли актером на императорском троне? Кем были первые христиане? Сравнить положение раба и колона Показать по карте походы Трояна. § 57 в 2 § 58 в 2,4 § 59 в 2 | §54, воп.2 §55, воп.1,2 §56, воп.1 §57, воп.1 §58, воп.3 §59, воп.4 | §54, воп.1 §55, воп.3,4 §56, воп.4 §58.воп.5 §59, воп.5 | 1.Сообщение о Нероне, о Сенеке, о Траяне, о Императоре Константине Рассказ «Один день в Др. Риме» Составить кроссворд Составить тест по теме | | |
Итоговый зачет по Древнему Риму . 1. 5 имен и почему, объяснить свой выбор. 2. 5 историко-географических объектов, объяснить свой выбор. 3. 5 дат, объяснить свой выбор. 4. 5 понятий, объяснить свой выбор. |
Учебник : Вигасин А. А . и др. История древнего мира. 5 класс. 1997 г. |