Решение иррациональных уравнений
Учитель математики Быканова Л.И.
МБОУ «Нижнедевицкая гимназия»
Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки.
А .Э й нштейн
0 X -2 X ≥ 0 I г Y= II г Y= III г Y= IV г Y= Из последнего промежутка найти наименьшее положительное целое число. " width="640"
X ≥ 6
X 0
X -2
X ≥ 0
I г Y=
II г Y=
III г Y=
IV г Y=
Из последнего промежутка найти наименьшее положительное целое число.
10=6 y – 8
5а²-4а=33
-5 b⁴-4b²-6=0
I г Линейные
II г Квадратные
III г Дробно-
рациональные
IV г Биквадратные
-5 b⁴-4b²-6=0 , 10=6 y – 8 , , 5а²-4а=33
- Является ли 3 корнем вашего уравнения
- x ² =-4
X 0 =27
X 0 = 36
X 0 =8
X 0 =
I г
II г
III г
IV г 2=x²
- Избавьтесь от иррациональности
Удивительное открытие пифагорийцев.
Каким числом выражается длина диагонали квадрата со стороной 1 ?
- С латыни слово « irrationalis » означает «неразумный».
- « surdus » - «глухой» или «немой»
ПОНЯТИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНОГО УРАВНЕНИЯ
Если в уравнении переменная содержится под знаком квадратного корня, то уравнение называют иррациональным .
Примеры:
Выбрать иррациональное уравнение:
Основные методы решения иррациональных уравнений:
- возведение в степень обеих частей уравнения;
- введение новой переменной;
Метод возведения в квадрат обеих частей уравнения
Пример №1
Ответ:
Метод возведения в квадрат обеих частей уравнения
Пример №2
Проверим!!!
ПРОВЕРКА
Подставим 1 вместо х в заданное иррациональное уравнение, получим:
- посторонний корень
Ответ: иррациональное уравнение не имеет корней
ЗАПОМНИ
- Возвести обе части уравнения в квадрат.
- Обязательно сделать проверку!!!
Метод возведения в степень
обеих частей уравнения:
1) Если иррациональное уравнение содержит только один радикал, то нужно записать так, чтобы в одной части знака равенства оказался только этот радикал. Затем обе части уравнения возводят в одну и ту же степень, чтобы получилась рациональное уравнение.
Метод возведения в степень обеих частей уравнения:
2) Если в иррациональном уравнении содержится два или более радикала, то сначала изолируется один из радикалов, затем обе части уравнения возводят в одну и ту же степень, и повторяют операцию возведения в степень до тех пор, пока не получится рациональное уравнение.
Решите устно
Решите устно
ТРЕНИРУЕМСЯ РЕШАТЬ
1) 2)
Корней нет
Метод введения новой переменной
Данный метод применяется в том случае, когда в уравнении неоднократно встречается некоторое выражение, зависящее от неизвестной величины. Тогда имеет смысл принять это выражение за новую переменную и решить уравнение сначала относительно введенной неизвестной, а потом найти исходную величину.
Метод замены переменной
Пример №10
- посторонний корень
Метод анализа уравнения
Свойства корней, которые используют при решении уравнений данным способом:
1. Все корни четной степени являются арифметическими, то есть если подкоренное выражение отрицательно, то корень лишен смысла; если подкоренное выражение равно нулю, то корень так же равен нулю; если подкоренное выражение положительно, то значение корня положительно.
2. Все корни нечетной степени определены при любом значении подкоренного выражения.
3. Функции и
являются возрастающими в своей области определения.
На дом
решите уравнения
- Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня, называются иррациональными .
- При возведении обеих частей уравнения
• в четную степень (показатель корня – четное число) – возможно появление постороннего корня ( проверка необходима ).
• в нечетную степень (показатель корня – нечетное число) – получается уравнение, равносильное исходному ( проверка не нужна ).
- Решая иррациональные уравнения с помощью равносильных преобразований – проверка не нужна .