СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иррациональные уравнения - урок изучения нового материала с использованием ИКТ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Иррациональные уравнения" расчитан на учебник Математика, Алгебра и начала математического анализа под редакцией Ш. А. Алимова.

Просмотр содержимого документа
«Иррациональные уравнения - урок изучения нового материала с использованием ИКТ»

Конспект урока по теме

«Иррациональные уравнения»


Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Учитель: Якимова В. А.

Дата проведения: 03.10.2022 г.


Урок по теме «Иррациональные уравнения» продолжает раздел «Степенная функция».

Цель урока: ввести понятие иррационального уравнения и научить решать иррациональные уравнения, применяя разные методы их решения. Создать условия для формирования УУД:

1. Предметные: формировать умение оперировать понятием «иррациональные уравнения», использовать определение арифметического корня натуральной степени, использовать формулы сокращенного умножения и введение новой переменной.

2. Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.

3. Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Планируемые результаты: учащийся научится оперировать понятием «иррациональные уравнения», научиться решать иррациональные уравнения, применяя разные методы их решения.

Основные понятия: определение иррационального уравнения, свойство иррационального уравнения, методы решения иррациональных уравнений.

Технология проведения: фронтальная, индивидуальная работа в сочетании с разными видами самостоятельной деятельности.

Структурные компоненты урока:

  1. Организационный этап

  2. Актуализация знаний

  3. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

  4. Изучение нового материала

  5. Первичное закрепление нового материала

  6. Контроль усвоения

  7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

  8. Информация о домашнем задании



Ход урока

1. Организационный этап

Приветствие. Эпиграф к уроку «И чем труднее доказательство, тем больше будет удовольствия тому, кто доказательство найдет»

Рене Декарт

2. Актуализация знаний

- Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним как можно упростить выражение, стоящее под корнем натуральной степени. На экране вы видите задания для устной работы (фронтальный опрос).



3. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- На экране вы видите уравнения. Посмотрите внимательно и определите, какие уравнения вы уже умеете решать, а какие у вас вызывают затруднения?

















- Назовите тип уравнений, которые вам знакомы?

Ответ: квадратное, линейное, дробно-рациональное.

Вывод: Остались уравнения, которые вы еще не умеете решать.

– Чем отличается запись этих уравнений от тех, которые мы назвали?

Ответ: неизвестное находится под знаком корня.

– Верно! Такие уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называются иррациональными уравнениями.


Иррациональное (от лат. Irrationalis - неразумный, бессознательный) - это находящееся за пределами разума, противоречащее логике. Обычно противопоставляется рациональному как разумному, целесообразному, обоснованному.

Итак, тема нашего урока “Иррациональные уравнения”.

- Сегодня мы познакомимся с определением иррационального уравнения и рассмотрим разные методы решения иррациональных уравнений.


4. Изучение нового материала

- Запишите в тетрадях тему урока “Иррациональные уравнения”.


Определение:

Иррациональными называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня (радикала).




- На экране вы видите примеры иррациональных уравнений:


- Существует множество методов решения иррациональных уравнений. Сейчас мы рассмотрим некоторые из них и поучимся применять эти методы к решению таких задач. Вернемся к нашему эпиграфу, перефразировав слова Декарта, можно сказать, что чем труднее задача, тем больше удовольствия получит тот, кто ее решит. Что вам сейчас и предстоит испытать.


- Запишите в тетради методы решения иррациональных уравнений, которые вы видите на экране:














Метод возведения в квадрат обеих частей уравнения


- Рассмотрим первый пример слайда:






Определение:

При возведении обеих частей уравнения в натуральную степень получается уравнение – следствие данного.


- Таким образом, может получиться посторонний корень для иррационального уравнения. Поэтому найденный корень ОБЯЗАТЕЛЬНО подставляем в исходное иррациональное уравнение, тем самым выполняя проверку.


ПРОВЕРКА:



3 = 3 (верно)


Ответ: 4.


- Рассмотрим второй пример слайда:









ПРОВЕРИМ найденный корень!







- Рассмотрим второй пример слайда:



(√2х2 + 5х – 2)2 = (х – 6)2

- Преобразуем левую часть уравнения по формуле сокращенного умножения: квадрат разности двух выражений.

2 + 5х – 2 = х2 - 12х + 36

2 - х2 + 5х + 12х – 2 - 36 = 0

х2 + 17х – 38 = 0

D = 172 – 4(-38) = 289 + 152 = 441

х1 = - 19 и х2 = 2


ПРОВЕРКА:

х1 = - 19 √2 * (-19)2 + 5 * (-19) – 2 = - 19 – 6

- Видим, что правая часть равенства равна отрицательному числу – 44, но это невозможно, т.к. квадратный арифметический корень не может быть равен отрицательному числу. Значит, х1 = - 19 - посторонний корень.


х2 = 2 √2 * 22 + 5 * 2 – 2 = 2 – 6


- Аналогично, правая часть равенства равна отрицательному числу – 4. Значит, х2 = 2 - посторонний корень.

- Следовательно, иррациональное уравнение не имеет корней.

Ответ: корней нет.















- Рассмотрим еще один метод решения иррациональных уравнений – это метод замены переменной:















5. Первичное закрепление нового материала


- На экране вы видите три уравнения «ТРЕНИРУЕМСЯ РЕШАТЬ», решите их. А затем сверите свои решения с моим, оно будет на следующем слайде «ПРОВЕРЬ СЕБЯ».















6. Контроль усвоения

- Следующие уравнения решите каждый самостоятельно.















- А теперь сверьте свои решения с решениями на интерактивной доске.

















- Следующие задания с экрана выполняем вместе, работая на доске и в тетрадях.

















7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Подведем итоги сегодняшнего урока. Но сначала послушайте притчу:

«Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил мудрец: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»


- Ребята! Попробуйте оценить каждый свою работу за урок:

Кто работал так, как первый человек - возил проклятые камни?

Кто работал добросовестно?

Кто принимал участие в строительстве храма науки?


- Спасибо за честные ответы!


8. Информация о домашнем задании

§ 9, № 152, № 153, № 154.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!