Конспект урока по теме
«Иррациональные уравнения»
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ.
Учитель: Якимова В. А.
Дата проведения: 03.10.2022 г.
Урок по теме «Иррациональные уравнения» продолжает раздел «Степенная функция».
Цель урока: ввести понятие иррационального уравнения и научить решать иррациональные уравнения, применяя разные методы их решения. Создать условия для формирования УУД:
1. Предметные: формировать умение оперировать понятием «иррациональные уравнения», использовать определение арифметического корня натуральной степени, использовать формулы сокращенного умножения и введение новой переменной.
2. Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.
3. Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Планируемые результаты: учащийся научится оперировать понятием «иррациональные уравнения», научиться решать иррациональные уравнения, применяя разные методы их решения.
Основные понятия: определение иррационального уравнения, свойство иррационального уравнения, методы решения иррациональных уравнений.
Технология проведения: фронтальная, индивидуальная работа в сочетании с разными видами самостоятельной деятельности.
Структурные компоненты урока:
Организационный этап
Актуализация знаний
Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Изучение нового материала
Первичное закрепление нового материала
Контроль усвоения
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Информация о домашнем задании
Ход урока
1. Организационный этап
Приветствие. Эпиграф к уроку «И чем труднее доказательство, тем больше будет удовольствия тому, кто доказательство найдет»
Рене Декарт
2. Актуализация знаний
- Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним как можно упростить выражение, стоящее под корнем натуральной степени. На экране вы видите задания для устной работы (фронтальный опрос).
3. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- На экране вы видите уравнения. Посмотрите внимательно и определите, какие уравнения вы уже умеете решать, а какие у вас вызывают затруднения?
- Назовите тип уравнений, которые вам знакомы?
Ответ: квадратное, линейное, дробно-рациональное.
Вывод: Остались уравнения, которые вы еще не умеете решать.
– Чем отличается запись этих уравнений от тех, которые мы назвали?
Ответ: неизвестное находится под знаком корня.
– Верно! Такие уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называются иррациональными уравнениями.
Иррациональное (от лат. Irrationalis - неразумный, бессознательный) - это находящееся за пределами разума, противоречащее логике. Обычно противопоставляется рациональному как разумному, целесообразному, обоснованному.
Итак, тема нашего урока “Иррациональные уравнения”.
- Сегодня мы познакомимся с определением иррационального уравнения и рассмотрим разные методы решения иррациональных уравнений.
4. Изучение нового материала
- Запишите в тетрадях тему урока “Иррациональные уравнения”.
Определение: | Иррациональными называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня (радикала). |
- На экране вы видите примеры иррациональных уравнений:
- Существует множество методов решения иррациональных уравнений. Сейчас мы рассмотрим некоторые из них и поучимся применять эти методы к решению таких задач. Вернемся к нашему эпиграфу, перефразировав слова Декарта, можно сказать, что чем труднее задача, тем больше удовольствия получит тот, кто ее решит. Что вам сейчас и предстоит испытать.
- Запишите в тетради методы решения иррациональных уравнений, которые вы видите на экране:
Метод возведения в квадрат обеих частей уравнения
- Рассмотрим первый пример слайда:
Определение: | При возведении обеих частей уравнения в натуральную степень получается уравнение – следствие данного. |
- Таким образом, может получиться посторонний корень для иррационального уравнения. Поэтому найденный корень ОБЯЗАТЕЛЬНО подставляем в исходное иррациональное уравнение, тем самым выполняя проверку.
ПРОВЕРКА:
3 = 3 (верно)
Ответ: 4.
- Рассмотрим второй пример слайда:
ПРОВЕРИМ найденный корень!
- Рассмотрим второй пример слайда:
(√2х2 + 5х – 2)2 = (х – 6)2
- Преобразуем левую часть уравнения по формуле сокращенного умножения: квадрат разности двух выражений.
2х2 + 5х – 2 = х2 - 12х + 36
2х2 - х2 + 5х + 12х – 2 - 36 = 0
х2 + 17х – 38 = 0
D = 172 – 4(-38) = 289 + 152 = 441
х1 = - 19 и х2 = 2
ПРОВЕРКА:
х1 = - 19 √2 * (-19)2 + 5 * (-19) – 2 = - 19 – 6
- Видим, что правая часть равенства равна отрицательному числу – 44, но это невозможно, т.к. квадратный арифметический корень не может быть равен отрицательному числу. Значит, х1 = - 19 - посторонний корень.
х2 = 2 √2 * 22 + 5 * 2 – 2 = 2 – 6
- Аналогично, правая часть равенства равна отрицательному числу – 4. Значит, х2 = 2 - посторонний корень.
- Следовательно, иррациональное уравнение не имеет корней.
Ответ: корней нет.
- Рассмотрим еще один метод решения иррациональных уравнений – это метод замены переменной:
5. Первичное закрепление нового материала
- На экране вы видите три уравнения «ТРЕНИРУЕМСЯ РЕШАТЬ», решите их. А затем сверите свои решения с моим, оно будет на следующем слайде «ПРОВЕРЬ СЕБЯ».
6. Контроль усвоения
- Следующие уравнения решите каждый самостоятельно.
- А теперь сверьте свои решения с решениями на интерактивной доске.
- Следующие задания с экрана выполняем вместе, работая на доске и в тетрадях.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Подведем итоги сегодняшнего урока. Но сначала послушайте притчу:
«Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил мудрец: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята! Попробуйте оценить каждый свою работу за урок:
Кто работал так, как первый человек - возил проклятые камни?
Кто работал добросовестно?
Кто принимал участие в строительстве храма науки?
- Спасибо за честные ответы!
8. Информация о домашнем задании
§ 9, № 152, № 153, № 154.