СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство Коми народа - " Бытовые предметы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Искусство Коми народа - " Бытовые предметы"»

Поташова Алёна 731 группа


Тема: Искусство народа Коми: Бытовые предметы

Цель: знакомство детей среднего школьного возраста с предметами быта Коми народа.

Задачи:

  • Образовательные - Познакомить детей с предметами быта Коми народа и их принадлежности в быту;

  • Развивающие - Развивать познавательную активность

  • Воспитательные - Воспитывать интерес, уважение к истории Коми края.



Этап

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

Организационный

-Здравствуйте ребята, скажите мне, что вы видите на изображении? (2 слайд)

-Правильно, это предметы быта Коми народа

-А кто из вас может мне сказать, что такое быт?(это обыденная жизнь человека, которую он сам для себя создал и привык так жить, или притерпелся к ней.)(3 слайд)

Народ Коми имеет один общий быт, культуру, традиции. Сегодня я вам хочу рассказать о бытовых предметах наших предков.


Основной

-Может вы знаете какие-то предметы быта Коми народа?

-Ребята посмотрите на доску, что вы видите?

правильно, это один из видов русской корзинки, который называется кузовок (ПестЕрь 4 слайд)
-Как вы думаете для чего он использовался человеком? (кузовки (пестеръяс)- один из видов русской корзинки. Как правило, это берестяная сумка-торба в виде цилиндра с крышкой
-Как вы думаете для чего служила эта корзинка?
(предназначенная для переноски ягод, грибов, орехов)
Сделана она специально, чтобы ягоды не мялись и не давали сока.

Для удобства к кузовку крепится ремень через плечо. С этой корзинкой, кстати, связана одна из самых известных русских поговорок: «Назвался груздем, полезай в кузовок».

(5 слайд)
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Означает она, что нужно понимать ответственность за свои слова, и коли ты что-то сказал, будь добр, сделай.)

какие подобные пословицы вы знаете? (6 слайд)

-А как вы думаете из чего изготовили пестЕрь?

(из бересты) (7 слайд)


Одним из самых любимых и используемых материалов была береста (сюмöд). Легкая, красивая, эластичная, водонепроницаемая, она была незаменима в крестьянском быту.

Из бересты делали разнообразные предметы:


*корзинки (сюмöд чуманъяс)-

Вот вам пример плетенной небольшой корзинки под названием лукошко - от слова «лыко»

(8 слайд).

А кто-нибудь из вас может знает что такое лыко?

(Лыко (кора лиственных деревьев) на Руси было самым доступным материалом). (9 слайд)

Лукошко предназначалось для сбора ягод и грибов, а также для посева зерен и сбора урожая. Лукошко - это самая легкая, почти невесомая корзина, которую брали с собой буквально везде. Корзинки разных форм и назначений были обязательным атрибутом любого крестьянского дома.

*(10 слайд)-Туес (туис Ту́ес, туесо́к, бура́к — сосуд из бересты цилиндрической формы. Используется в быту для хранения различных пищевых продуктов и жидкостей, засолки грибов.) Берестяной мальчишка, вместо шляпы крышка. Людям очень помогает, всяку пищу сохраняет. - был цилиндрической формы. Такие сосуды делали разных размеров и объемов от одного литра до нескольких ведер. Украшали туеса ажурной резьбой, изредка расписывали. В них хранили жидкости, сыпучие продукты, ягоды. В туеске горячая вода долго не остывала, а квас и вода в нем долго оставались холодными. Молочные продукты не портились даже в жару, так как береста надежно защищает от перегрева благодаря множеству тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух. Многослойность создает внутри эффект термоса.

*дорожные солонки (сов дозъяс)(11 слайд). В берестяных солонках с деревянной пробкой хранили соль при работах в поле, во время промысла. Отношение к солонке было бережное и почтительное. Она считалась семейной ценностью и её никогда не продавали.


Ребята, а вы знаете из какого материала изготавливалась посуда коми быта?


Посуда, которая использовалась в коми быту была глиняной, деревянной, железной. Немало домашней утвари делали из ивовых и черемуховых веток, сосновых и еловых корней. Посуда была как покупной, так и изготовленной умельцами в домашних условиях. Для повседневного использования посуда была простой. Её хранили на полках, в состоятельных семьях - в специальных шкафах – посудниках.

  • (12 слайд)Изготовлением глиняной посуды занимались, в основном, женщины. Материалом служила обычно местная глина. Лепили сосуды без гончарного круга на небольшой тонкой доске. Обжигали на горячих углях в печи, а затем раскаленный докрасна сосуд погружали в сусло или квас. Из глины лепили крынки для молока – «йов доз»(13 слайд), горшки для хранения сметаны, творога- «кашник»(14 слайд), плошки (широкие сосуды) – «тасьтi» (15 слайд), сковородки - «латка»(16 слайд). Для приготовления рыбы делали овальную сковороду - "чери-латка"(17 слайд).Даже были глиняные чайники.(18 слайд)

Хрупкие глиняные горшки постепенно уступили место горшкам, отлитым из чугуна. Такой горшок так и стали называть - чугун. (19 слайд)

Чугуны ставили в печь с помощью ухвата.
Что такое ухват?

(устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью которого их можно вынуть или установить в печь.)(20 слайд)

  • Деревянной была значительная часть посуды: долблёная, плетёная и бондарная. Долблёная посуда была удобна и надежна в обиходе. Посуду резали мужчины ручным способом, т.к. не было станков.

Самыми известными были солонки – утки (сов доз), вырезанные из КАПА – берёзового нароста(21 слайд). В старину каждая девушка, выходя замуж уносила такую утку из родительского дома. Фигурка утки говорила о благополучии и счастье будущей семьи. По обычаю Коми верили в магическую силу утки, считали её священной. Делали мастера и большие деревянные чаши в виде уток.

  • В давние времена коми использовали для еды деревянные ложки (пу паньяс) (22 слайд). Их выдалбливали из березового капа. Считали, что деревянные изделия полезны для здоровья, из них невозможно было обжечься горячей пищей. Ложку нельзя было класть на край общей тарелки, её после каждого зачерпывания клали на стол. Тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Только хозяин дома мог держать ложку в руке постоянно. За столом не разрешалось громко разговаривать, болтать ногами, класть локти на стол. Ребенок, нарушивший правила, получал от хозяина дома ложкой по лбу.

  • Для изготовления плетеной посуды лучшим материалом считался сосновый корень,

(23 слайд) гибкий, красивого глянцево-желтого цвета. Из него плели чашки, тарелки, блюда, воронки для процеживания напитков(24 слайд). Такие изделия были очень прочные, служили десятилетиями. Чаще всего в плетеной посуде держали крупу, сухие ягоды и грибы, соль.

  • Широко использовались в крестьянском хозяйстве бондарные изделия: разнообразные кадки(25 слайд), бочонки, подойники, жбаны.

  • Ребята а как вы думаете, что такое жбан?

(небольшой сосуд для жидкостей с крышкой; бидон. Жбан используется для хранения всякого рода напитков, кваса в домашних условиях.) (26 слайд)

Работа бондаря была непростой, требовала определенных навыков, особенно при сборке. Древесину отбирали прямослойную, без сучков, для каждого изделия - определенной породы. Было замечено, что хранить молоко и сбивать масло лучше в посуде из еловой древесины, а капусту лучше солить в осиновой кадушке, где она хорошо сохраняется до самой весны.

Деревянный остов стягивается деревянными же обручами. Безо всякого клея обручи надёжно сжимают клёпки остова и обеспечивают герметичность. Не требуется ничего металлического — ни гвоздей, ни шурупов. Любое соединение можно сделать на деревянных шкантах.Под изделием, собранным по бондарной технике, можно понимать любое изделие, остов которого состоит из гладко прифугованных друг к другу дощечек-клёпочек, стянутых обручами.


На самом видном месте в доме красовался самовар. Он занимал почетное место на столе. Самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток.

(27 слайд)



Заключительный

-Ребята, а какие-то из предметов коми быта которые мы сегодня просмотрели присутствуют в вашем доме? или дома у бабушки и дедушки?
-Что нового вы узнали?

-Теперь ребята я прошу ваше внимание на доску, давайте мы с вами оценим сегодняшнее наше занятие




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!