Просмотр содержимого документа
«Искусство мозаики»
Искусство мозаики
- Мозаика (от латинского musivum — «посвящённое музам») — это техника создания художественных изображений или декоративных орнаментов на различных поверхностях путем крепления к основе большого количества мелких кусочков твердых материалов. Мозаикой также принято называть произведения искусства, изготовленные с помощью этой древней техники.
- Мозаика наряду с интарсией и маркетри является одной из наиболее распространенных разновидностей инкрустации. Она с древнейших времен используется в изобразительном, монументальном и декоративно-прикладном искусстве большинства мировых культур.
Способы укладки и основные материалы для создания мозаики
- Мозаика — это одновременно и кропотливая работа, требующая от исполнителя огромного терпения, и уникальное искусство, вызывающее восхищение. Несмотря на большое разнообразие применяемых материалов, существует всего 2 основных способа укладки мозаичных элементов: прямой и обратный.
- При прямом способе мастер клеит кусочки мозаики непосредственно на подготовленное основание. Эта технология укладки была изобретена очень давно и за многие тысячелетия практически не претерпела изменений. Она незаменима при создании авторских художественных мозаичных композиций.
- Обратный способ укладки получил широкое распространение только в ХХ веке. Суть его заключается в том, что мозаичные элементы сначала лицевой стороной приклеивают к бумажному листу, а затем полученное полотно обратной стороной крепят к основанию. Этот способ часто используется мастерами-строителями, чтобы максимально ускорить и упростить процесс декоративной отделки стен в ходе ремонта.
Мозаичные панно и картины должны быть не только долговечными, но и устойчивыми к перепадам температуры и влажности. Поэтому чаще всего мастера используют следующие материалы для изготовления мозаики: керамику; смальту; натуральный камень; бисер; раковины моллюсков; металл.
История мозаики глубоко уходит корнями в древние времена. Самые ранние образцы шедевров этой техники обнаружены на территории современного Ирака, в низовьях реки Ефрат, они датируются второй половиной четвертого тысячелетия до нашей эры.
Мастера Древней Греции к VIII веку до нашей эры научились создавать орнаментальную мозаику из морской необработанной гальки, а спустя еще 500 лет в Элладе изобрели технологию изготовления смальты. Третьим веком до нашей эры датированы первые мозаичные панно в форме сюжетных композиций на мифологическую тематику. А известное всему миру мозаичное панно «Битва Александра Македонского с Дарием» по расчетам историков было создано около 125-120 лет до нашей эры.
После падения Рима под натиском варваров в V веке центром европейского мозаичного ремесла на многие столетия стала Византийская империя. Здесь, с признанием христианства в качестве основной государственной религии, мозаика вновь приобрела статус высокого искусства. Ее сфера применения постепенно сократилась исключительно до оформления внутреннего убранства храмов.
В начале XI века византийская мозаика проникла в Киевскую Русь. Греческие и русские мастера совместно создали уникальные фрески и мозаичные панно, до сих пор украшающие стены Софийского собора. К сожалению, в течение последующего столетия фресковая роспись практически полностью вытеснила мозаику не только в Восточной, но и в Западной Европе.
В России в середине XVIII века искусством мозаики серьезно занялся Михаил Васильевич Ломоносов. Гениальный ученый разработал более 100 уникальных образцов смальты и всячески способствовал развитию старинного ремесла. Ломоносов страстно загорелся идеей создания цикла из 17 мозаичных картин с описанием жизни Петра I для Петропавловского собора. Но первая картина мастера «Полтавская баталия» категорически не понравилась Екатерине II, и идея возрождения мозаики быстро сошла на нет.
В ХХ веке уникальным примером широкого использования мозаики в монументальном искусстве можно назвать опыт Советского Союза. В 1954 году пришедший к власти после смерти Сталина Никита Хрущев объявил войну украшательству экстерьеров зданий разнообразными архитектурными излишествами. Он призвал строителей создавать максимально простые по форме и внешнему виду дома и вскоре по всей стране появились знаменитые «хрущевки».
В наши дни художники редко выбирают мозаику в качестве основной техники для творчества. Зато никто не мешает нам наслаждаться красотой шедевров, созданных умелыми мастерами разных исторических эпох в разных уголках Земли.
Спасибо за внимание !