СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство на тарелке

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексная программа деятельности детского коллектива и родителей "Искусство на тарелке"

Просмотр содержимого документа
«Искусство на тарелке»

Комплексная программа

деятельности детского коллектива и родителей

«ИСКУССТВО НА ТАРЕЛКЕ»


Пояснительная записка.

В последнее время в обществе остро встает проблема ухудшения здоровья детей и подростков. Научить человека быть здоровым с детства – вот что сейчас самое главное. Это достигается через организацию правильного питания.

Важную роль в решении этой проблемы играют образовательные программы. В настоящее время в работе дошкольных и школьных учреждений используются различные варианты программ, направленных на формирование культуры питания и здорового образа жизни у детей и подростков. Одной из них является программа «Разговор о правильном питании», разработанная в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством Безруких М.М., директора этого Института, академика РАО.

Конечно, нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея представления о правильном питании. Именно это понятие успешно формирую я на своих уроках изобразительного искусства, внеурочной деятельности кружка «Юный художник», на классных часах и мероприятиях, родительских собраниях, как классный руководитель, реализуя программу «Разговор о правильном питании», которая предполагает активное вовлечение в работу учеников и их родителей.

Принцип сотрудничества распространяется на все виды сотрудничества по принципу учитель – ученик - родитель. Партнерами реализации программы являются: детская поликлиника, хлебо-комбинат, система общественного питания, центр спортивного дополнительного образования, детская районная библиотека, краеведческий музей.

Цель программы: формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.

Задачи программы:

- формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и традициям других народов;

- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;

- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков. 

Практическая значимость программы: Программа отражает идеи и положения формирования культуры здорового питания, формирование универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся

Процесс интеграции курса «Формула правильного питания» в предметы изодеятельности в основной школе даёт возможность учащимся достичь следующих личностных результатов:

-знание основ здорового питания и здорового образа жизни;

- усвоение правил выбора продуктов питания, норм этика питания с целью сохранения здоровья;

- формирование целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами декоративно-прикладного искусства через освоение произведений уникаль­ного народного прикладного искусства, современных ху­дожественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства.

Метапредметные результаты: - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к рациональному питанию, здоровью своему и окружающих;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Предметные результаты:

 - характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни;

-анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

-  соблюдать правила выбора доброкачественных продуктов питания;

- соблюдать меры по профилактике различных заболеваний;

- осознавать места и значения уникаль­ного народного прикладного искусства в жиз­ни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;

- приобретать опыт выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского празднично­го костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;

- приобретать опыт совместной поисковой деятельно­сти, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.

Система работы включает в себя следующие компоненты:

Система урочных и внеурочных занятий, целями которых является интегрирование, расширение программного содержания и формирование универсальных учебных действий учащихся.

Система мероприятий по просвещению родителей в вопросах организации правильного питания детей среднего школьного возраста.

Для реализации курса «Формула здорового питания» был выбран комбинированный вариант. Темы модуля включают интегрированные занятия урочной деятельности, внеклассные мероприятия и мероприятия по работе с родителями.

В работе используются разные формы организации занятий: урок – путешествие; урок - конкурсы; урок - викторина; урок с использованием ИКТ; урок - исследование; урок – игра; урок-праздник и т. д.

В практике при проведении занятий используются следующие педагогические технологии:

- исследовательские;

- проблемно - поисковые;

- игровые;

- информационно-коммуникативные;

- здоровьесберегающие.

Данные технологии реализуются через применение следующих методов обучения:

-словесные (рассказ, объяснение, дискуссия);

-наглядные(демонстрация пособий и презентаций);

-практические (практические задания, деловые игры, метод проектов).

Рассказ и объяснение реализуются не только учителем, но и учащимися в форме сообщений, чтения авторских и собственного сочинения стихов, рассказов и т. д.

Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейн-ринга, в результате которой происходит формирование личной позиции учащегося к поставленной проблеме.

Метод демонстраций и иллюстраций связан с применением на занятиях презентаций «Правильный режим питания: поведение человека во время еды», «Как правильно вести себя за столом», «Как правильно накрыть стол» и др. выполненных учителем, родителями и учащимися. Через использование информационно-коммуникационных технологий осуществляется наглядность, доступность в проведении мероприятий.

Проблемно-поисковые и исследовательские технологии позволяют учащимся в экспериментально - практической деятельности находить способы решения поставленной проблемы.

В ходе применения ролевых игр «Кафе», «Ты покупатель», «Угадай-ка» происходит освоение подростками навыков поведения в различных ситуациях.

Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи. В процессе реализации программы были выполнены следующие проекты: « Полезные и вредные продукты», «Бабушкины вкусняшки - польза или вред?», « Меню на неделю для школьника», «Здоровье за спиной ученика», в теме «Кулинарная история» подростки готовят викторину для своих одноклассников, посвященную кулинарии в разные эпохи у различных народов и т.д.

При реализации программы ребята были вовлечены в активную творческую деятельность, результатом которой явились рисунки, стенгазеты на тему: «Убранство русской избы», «Народные праздничные обряды», «Древние образы в народном искусстве», «Витрина магазина «Продукты», «О чем нам рассказывают гербы и эмблемы», «Вкусные рецепты наших прадедов» и др., различные поделки, стихи, сочинения, собственное меню, рецепты полезных для здоровья блюд и напитков, презентации: «Хлеб всему голова», «Какие правила гигиены питания нужно соблюдать в походе», «Необычные музеи мира», «Современное выставочное искусство», «Предметы быта на Руси и в России», « Блюда русской кухни», « Блюда национальностей, проживающих в районе». Это отражало их личное отношение к вопросам правильного питания.

Здоровьесберегающие технологии реализуются через применение на занятиях: игровых моментов, физминуток, упражнений по предупреждению утомляемости глаз, игрового массажа.

Участие родителей в реализации работы.

Родители, бабушки и дедушки принимают очень активное участие в практических занятиях по программе «Разговор о правильном питании», которая проходит в соревновательной, конкурсной форме с обязательными творческими заданиями. Именно родители готовят необходимое оборудование для занятий, помогают детям готовится к творческим конкурсам. Присутствие родителей в качестве зрителей создает более теплую атмосферу, укрепляет связи семьи и школы. Во время совместных практических занятий формируется не только культура здорового образа жизни и правильного питания детей, но одновременно формируется культура здорового образа жизни и правильного питания и всей семьи ребенка, включая родителей. Ведь семилетнему маленькому человеку невозможно самостоятельно без помощи взрослого члена семьи организовать правильное питание и культуру здорового образа жизни.

Интересно и увлекательно прошли конкурс семейных презентаций «Каждый день на семейном столе место только полезной еде», совместное творческое занятие первоклассника и родителя «Составление красочного плаката «Мой режим дня» с акцентированием режима питания» и последующей устной презентацией, семейный праздник «Ужин в семейном кругу» с сервировкой и дегустацией с участием семейных команд. Во всех этих занятиях принимали участие семейные команды, где наряду с родителями активную роль играют бабушки и дедушки. Тем самым у детей формируется уважительное отношение к старшему поколению, они гордятся и радуются активности своих бабушек и дедушек.

Эффективность реализации программы.

В ходе реализации программы повысился эмоциональный настрой у ребят на уроках, качество знаний. Дети занимаются с удовольствием в кружках и спортивных секциях. Ребята смогли осознать важность правильного питания, познакомились с традициями русской кухни и национальной кухней народов России и мира. В процессе реализации программы был проведен круглый стол «Формула правильного питания», на который были приглашены педагоги разных дисциплин, родители и специалисты, имеющие отношение к питанию и здоровью. В ходе обсуждения классные руководители сообщили, что дети стали завтракать, есть молочные каши и супы в школьной столовой, хотя это раньше была проблемой. Педагоги высказывались, что у учащихся повысился эмоциональный настрой, соответственно повысилось качество знаний. Педиатр высказался о том, что процент обратившихся родителей с детьми уменьшился. Родители сообщили, что дети стали завтракать дома, выборочно стали относиться к еде, т.е. выбирать полезную еду: стали участвовать в приготовлении пищи и составлении семейного меню.

Фото с выставки: «Кулинарное путешествие по

Клявлинскому району»

Компоненты структуры и содержания тематическо-

го плана

Виды деятельности участников образовательного процесса

Сроки

прове

де-

ния

Урочная деятельность

(интеграция в предмет изобразитель-

ное искусство)

Внеклассная деятельность

Внеурочная, внешкольная совместная деятельность детей, родителей, организаций

Просвети-

тельская работа с родителя

ми

1

Тема: «Здоровье – это здорово».

2

Цель

Формирование устойчивой мотивации к сохранению укреплению здоровья и к здоровому образу жизни.

3

Задачи

Сформировать представление учащихся о роли человека в сохранении и укреплении собственного здоровья.

Обобщить имеющиеся знания о роли правильного питания для здоровья человека

4

Планируемые результаты

Личностные УУД: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные УУД: вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе.

Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

5


Тема: «Изображение предметного мира. Натюрморт».

1 час.


Классный час: «Здоровье – путь к успеху». 1 час.

Конкурс плакатов на тему «Здоровье – путь к успеху».

1 час

Родительское собрание на тему: «Здоровье – это здорово». - 1 час.


1

Тема: «Продукты разные нужны, блюда разные важны».

2

Цель

Формирование представления о необходимости и важности регулярного питания и получения необходимых витаминов растущему организму.

3

Задачи

Сформировать представление о здоровой и полезной пище.

Сформировать представления детей о различных пищевых веществах, их роли и значении для организма.

4

Планируемые результаты

Личностные УУД: готовы делать осознанный выбор здорового питания, осваивают новые виды деятельности.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные УУД: формулируют собственные мысли.

Познавательные УУД: осуществляют записи выборочной информации.

5


Тема: «Изображение предметного мира. Натюрморт».

1 час.

ИКТ и игровые технологии.

Мини–проекты: «Мой рацион питания». «Для чего нужны минеральные вещества?» (и другие)

1 час.

Проектная технология.

Викторина на тему: «Продукты разные нужны, блюда разные важны»

1 час.

ИКТ и игровые технологии.

КВН между родителями и детьми

1 час.

ИКТ и игровые технологии


1

Тема: «Режим питания».

2

Цель

Формирование умения планировать свой день с учетом необходимости режима питания.

3

Задачи

Сформировать умения планировать свой день с учетом требований к режиму питания.

Закрепить представления о значении соблюдения соответствия качества и количества потребляемой пищи потребностям растущего организма.

4

Планируемые результаты

Личностные УУД: оценивают свой режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни.

Регулятивные УУД: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умеют работать в группе, устанавливают рабочие отношения.

Познавательные УУД: анализируют и обобщают факты, явления.

5


Тема: «Представления о красоте человека»

1 час.

Классный час: « Быть может еда, прибавляет года».

1 час.

Брейн – ринг: «Твое здоровье в твоих руках». 1 час.

Совместное мероприя-

тие с детской районной библиотекой

«Угадай-ка»

1 час.


6

Приемы, методы, педагогичес-

кие технологии.

Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, мини-лекция.

ИКТ.

Дидактические игры, викторина, кроссворды, тематические физкультурные паузы.
ИКТ и игровые технологии.

Задания на карточках, беседа.

ИКТ и игровые технологии

Лекция, анкетирование родителей, ролевая игра.

ИКТ.



1

Тема: «Энергия пищи».

2

Цель

Формирования умения определять энергетическую ценность продуктов питания

3

Задачи

Сформировать представления о пище как источнике энергии, познакомить с понятием энергетическая ценность пищи.

Сформировать представления о том, как питание может повлиять на внешность человека.

4

Планируемые результаты

Личностные УУД: умеют моделировать питание в соответствии с весом, ростом, возрастом, образом жизни человека.

Регулятивные УУД: оценивают степень успешности достижения цели.

Коммуникативные УУД: активно включаются в общение и взаимодействуют со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

Познавательные УУД: применяют знания и навыки, связанные с питанием.

5


Тема: «Красота фигуры человека в движении»

1 час.

Эстафета: «Со спортом дружить – здоровым быть».

1 час.

Посещение детской районной поликлиники

Тема:

«Лучшие друзья человека»

1 час

Заседание клуба родителей. Тема: «Как сохранить здоровье ребенка»

1 час


6

Приемы, методы, педагогичес-

кие технологии

Мини-лекция, самостоятельная работа, дидактическая игра.

Эстафета, подвижные игры.

Беседа о витаминах, заболеваниях ЖКТ. Меры и профилактика

Обмен мнениями.


1

Тема: «Где и как мы едим».

2

Цель

Формирование представления о правилах гигиены питания, важности полноценного питания.

3

Задачи

Сформировать представления о правилах гигиены питания, важности полноценного питания и опасности питания «всухомятку».

Сформировать представление о пище как источнике энергии, знакомство с понятием «энергетическая ценность» пищи.

4

Планируемые результаты

Личностные УУД: умение моделировать питание в соответствии с весом, ростом, возрастом, образом жизни человека.

Регулятивные УУД: умеют адекватно воспринимать предложения и оценку.

Коммуникативные УУД: умеют формировать собственное мнение и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные УУД: применяют знания и навыки, связанные с питанием.

5


Тема: «Вглядываясь в человека. Жанр портрета»

1 час.

Ток-шоу:

«Этика и мы»

1 час.

Экскурсия

на хлебо-комбинат

1 час.

Совместная экскурсия родителей и детей на природу

1 час


6

Приемы, методы, педагогичес –

кие технологии.

Мини-лекция, самостоятельная работа, дидактическая игра

Дискуссия.

Экскурсия, беседа.

Экскурсия, беседа.


1

Тема: « Ты – покупатель».

2

Цель

Формирование представлений о правах и обязанностях покупателя, поведение в сложных ситуациях, которые могут возникать в процессе совершения покупок.

3

Задачи

Сформировать умения использовать информацию, приведенную на упаковке товара закрепить правила общения с продавцом.

4

Планируемые результаты

Личностные УУД: объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих.

Регулятивные УУД: работают по плану самостоятельно.

Коммуникативные УУД: умеют работать в группе устанавливают рабочие отношения.

Познавательные УУД: находят ошибки при выполнении заданий и способы их исправления.

5


Тема: «Дизайн интерьера»

1 час.

Экскурсия в супермаркет

1 час.

Игра: «Ты – покупатель».

Совместный вечер с родителями и детьми:

«Кафе»

1 час


6

Приемы, методы, педагогичес-

кие технологии.

Самостоятельная работа, ролевая игра, физминутка, работа в группах.

ИКТ и игровые технологии.

Экскурсия.

Игра.

ИКТ и игровые технологии.


ИКТ и игровые технологии.


1

Тема: «Ты готовишь себе и друзьям».

2

Цель

Формирование знаний и освоение практических навыков связанных с приготовлением пищи.

3

Задачи

Сформировать готовность помогать старшим при приготовлении пищи дома, ознакомить с правилами безопасного поведения на кухне.

4

Планируемые результаты

Личностные УУД: адекватно реагируют на трудности, не бояться сделать ошибку.

Регулятивные УУД: планируют собственную деятельность, оценивают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные УУД: умеют сотрудничать (умеют договариваться, распределяют работу).

Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из беседы, рассказа.

5


Тема: «Жанры изобразительного искусства. Бытовой жанр»

1 час.

Классный час: «Кулинарные секреты».

1 час.

Игра: «Конкурс кулинаров»

и конкурс плакатов и рисунков на тему: «Полезная и вкусная еда»

1 час.

Родительское собрание: «Особенности питания современ-

ных детей».

1 час


6

Приемы, методы, педагогичес-

кие технологии

Фронтальный и групповой метод.

Ролевая игра, викторина.

ИКТ и игровые технологии.

Работа в группах.

Игра-конкурс.

ИКТ и игровые технологии.

Круглый стол.


1

Тема: «Кухни разных народов».

2

Цель

Формирование знаний о кухнях разных народов.

3

Задачи

Сформировать представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.

Сформировать интерес к истории и культуре других народов.

4

Планируемые результаты

Личностные УУД: понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные УУД: планируют собственную деятельность, оценивают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные УУД: могут интегрироваться в группу сверстников.

Познавательные УУД: находят необходимую информацию из беседы, рассказа, вырабатывают алгоритм действий.

5


Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта»

1 час.

Классный час: «Кухни народов России» с привлечением представителей общепита.

1 час.

Внеурочное занятие:

«Кухни разных народов»

1 час.

Праздник «День семьи»

1 час.


6

Приемы, методы, педагогичес-кие технологии.

Фронтальный групповой метод.

ИКТ и игровые технологии

Творческий проект детей и родителей «Кулинарные праздники».

ИКТ и проектно-исследовательские технологии.

Работа в группах.

Конкурсная программа.


1

Тема: «Кулинарная история»

2

Цель

Формирование представления об истории кулинарии о традициях и культуре питания.

3

Задачи

Расширить представления о традициях и культуре питания развить кругозор интереса к изучению истории.

4

Планируемые результаты

Личностные УУД: проявляют познавательный интерес и активность области здорового питания.

Регулятивные УУД: планируют собственную деятельность.

Коммуникативные УУД: выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы.

Познавательные УУД: выделяют необходимую информацию из беседы, рассказа. Вырабатывают алгоритм действий.

5


Тема: «Праздничный пир в теремных палатах»

1 час.

Классный час: «Лабиринт кулинарной истории», посещение школьной выставки «Вкусные книги»

1 час.

Внеурочное занятие:

«Кухня древней Греции»

1 час

Мероприятие с родителями и детьми: «Путешествие в загадочный мир буддизма»

1 час.


1

Тема: «Как питались на Руси и в России».

2

Цель

Формирования представления о русских традициях и обычаях питания.

3

Задачи

Продолжить формирование чувства гордости и уважения к истории и культуре своей страны, пробудить интерес к ее изучению.

Сформировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через народные традиции и культуру.

4

Планируемые результаты

Личностные УУД: умеют делать нравственный выбор.

Регулятивные УУД: умеют выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные УУД: владеют способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах.

Познавательные УУД: осознают важность освоения универсальных умений, связанных с выполнением практической работы.

5


Тема: «Художник – выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени»

1 час.

Классный час: «Русская кухня» - интерактивная экскурсия в музей.

1 час.

Экскурсия в столовую:

«Каши – традиционное блюдо русского народа»

1 час.

Конкурс семейной фотографии

«Мой домашний обед»

и спортивная игра «Мама, папа, я – дружная игра» совместно с центром спортивного дополни

тельного образования

1 час.


1

Тема: «Необычное кулинарное путешествие»

2

Цель

Формирование представления о связях кулинарии с различными сторонами и аспектами жизни человека.

3

Задачи

Сформировать интерес к различным видам искусства.

Сформировать представления о предметах старинного кухонного оборудования, их назначении.

4

Планируемые результаты

Личностные УУД: сформирована мотивация к обучению и познанию.

Регулятивные УУД: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, контролируют процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД: участвуют в общей беседе, задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: умеют структурировать найденную информацию в нужной форме.

5


Тема: «Музеи мира»

1 час.

Классный час: «Музеи общественного питания»

1 час

Экскурсия в краеведческий музей

«Волшебный бабушкин сундучок»

1 час

Викторина:

«Необычное кулинарное путешествие»

1 час.


6

Приемы, методы, педагогичес-кие технологии.

Фронтальный групповой метод.

ИКТ и игровые технологии.

Творческий проект.

ИКТ и проектные технологии

Работа в группах.

Конкурсная программа

ИКТ и игровые технологии







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!