СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство натюрморта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Натюрморт - это не просто изображение каких либо вешей. В нем есть смысл, содержание. О многом могут рассказать вещи на натюрморте: о людях, о времени, в котором они жили.

Просмотр содержимого документа
«Искусство натюрморта»

План урока № 3


Тема урока: Искусство натюрморта

Ход урока



Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

Натюрморт – направление изобразительного искусства. Художник не пишет «с натуры». Он предварительно компанует отдельные предметы и располагает в интерьере в соответствии со смысловой задачей и только потом творит. На таких полотнах изображают самые обыденные вещи: от пищи до цветов. Это обязательно неподвижные предметы во вневременном пространстве.



История возникновения жанра

Термин «натюрморт» пришел в языки мира из Франции. «Натуре морте» буквально означает «мертвая натура, природа», то есть полностью отображает суть направления – мертвые животные, собранные фрукты, срезанные цветы.


Стили

Несмотря на кажущуюся простоту, у натюрморта множество граней. Добиться идеальной формы у предметов удавалось при помощи светотеней, сохранения пропорций. Из-за высокой конкуренции во время взлета популярности жанра сформировались определенные стили:

  • цветочный, самый массовый;

  • цветочно-фруктовый, с пиком популярности в XVII веке;

  • тональный, полотна в этом случае имели много коричневых и серых оттенков;

  • кухонный или бытовой стиль, с включением сцен из повседневной жизни;

  • рыбный, выступал в качестве своеобразной дани мореплавателям;

  • роскошный, с отображением богатой жизни нового класса буржуазии;

  • охотничий, на полотнах обязательно изображалась битая дичь, оружие;

  • «накрытый стол», то есть с отображением деликатесов и национальных продуктов;

  • «обманка» или практически трехмерное изображение, которое было тяжело отличить от фотографии или реальности.



Направления искусства

Изобразительное искусство находится в непрерывном развитии, поэтому оно не имеет четко выраженных границ. Большинство направлений сильно переплетены. По стилю исполнения выделяют следующие направления:

  1. Академизм. Это фактически обобщенные достижения творцов эпохи Возрождения. В эту группу включат изящное рококо, ампир.

  1. Кубизм — модернистское направление. Полотна мастеров изображают трехмерные объекты в двумерной плоскости. Направление сформировалось в начале XX века.

  1. Импрессионизм. Картины этого стиля практически полностью лишены подробностей, автор пытается передать общее впечатление от увиденного.

  1. Абстракционизм. Основная суть направления – вызвать разнообразные ассоциации у зрителей. Стиль предполагает полный отказ от переноса действительности на картину, главное добиться гармонии в цветовых сочетаниях и формах.



  1. Сюрреализм. Стилю присущи сочетания форм, которые в настоящей жизни совершенно не сочетаются.



В современном искусстве жанр проник практически во все направления и стили, включая фотореализм, поп-арт.


Значение в академической живописи

Для оттачивания навыков и мастерства в художественных школах часто используют натюрморт из геометрических фигур карандашом. Работа над таким рисунком всегда ведется в определенной последовательности:

  • построение композиции;

  • создание наброска;

  • прорисовка с натуры;

  • нанесение тона.

Это позволяет начинающему художнику получить сразу несколько нужных навыков и главное – создавать выразительную композицию. Ученики учатся делать промежутки между предметами. Обучение обычно начинается с прорисовки геометрических предметов, например, гипсового куба или цилиндра, то есть по принципу «от простого к сложному».



ПОДБОР ПРЕДМЕТОВ НАТЮРМОРТА:

Итак, предметы в натюрморте должны быть связаны по смыслу. Но это не единственное условие для гармоничной композиции.

Основные ориентиры по подбору предметов для интересного натюрморта:
- Предметы подходят по смыслу
- Предметы имеют разные формы и пропорции
- Разнообразие предметов по размерам. Используйте крупные, средние и мелкие объекты для более интересного ритма.
- Цветовая гармония. Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету.
- Разнообразие текстур и фактур. Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга.

КОМПОЗИЦИЯ НАТЮРМОРТА

О чём стоит задуматься при расстановке предметов:

1. Определяемся с форматом: горизонтальный, вертикальный или квадрат?

2.  Расположение предметов будет симметричное или асимметричное?

3. Будет ли использована какая-то композиционная схема: треугольник, круг, диагональ?

КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ ПОСТАНОВКИ ПРЕДМЕТОВ:






1) Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют  более мелкие объекты в основании треугольника.

2) Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.

3) Диагональ: дает подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. Подходит для передачи движения, хаоса, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.

1. В чем отличие декоративного натюрморта от реалистического?

2. Назовите основные черты декоративного натюрморта?

3. Что такое стилизация?

4. Какие бывают композиционные схемы натюрморта?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!