СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусствоведческое краеведение

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Искусствоведческое краеведение»



Пояснительная записка.

Рабочая программа по краеведению( предметная область «искусство» )составлена на основе


- Закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ(в действующей редакции);

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. «1897;

-Устава МОУ средней общеобразовательной школы № 1;

-Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов ,дисциплин(модулей) МОУ средней общеобразовательной школы № 1 г.Кинешмы Ивановской области.

-Постановления Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189;

-Календарного учебного графика;

- Учебного плана МОУ средней общеобразовательной школы №1.


Цель курса — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры, обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения духовного и художественного наследия Ивановского края.



Цель курса определяет характер конкретных задач:

  • воспитать любовь и привязанность школьников к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;

  • сформировать у обучающихся представление о месте Ивановского края в истории отечественной культуры;

  • расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;

  • расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;

  • выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;

  • на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края;

  • развивать практические навыки поисковой и исследовательской работы учащихся с краеведческим материалом.



































Общая характеристика учебного предмета

Перед современной школой стоит задача модернизации учебного процесса с той целью, чтобы приобретаемые знания становились компетенциями, были не только прочными, но и переходили в убеждения, соединялись с нравственно-эстетическими идеалами.

Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует нравственному, эстетическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с ее художественной культурой, с людьми, созидающими духовные и эстетические ценности. Назначение курса – развивать познавательный интерес, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственную и гражданскую ответственность за судьбу родного края и Родины.

Одной из задач образования детей в краеведческом направлении является сохранение «святыни души», привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, и одновременно через многообразие и несходство проступают черты общие, обнаруживается нравственное единство человечества. Известно, что «вселенское» может быть открыто только через родное, поэтому краеведение несет в себе и философско-нравственное начало.Обучение по программе учебного модуля «Краеведение. Образовательная область «Искусство»» позволит учащимся познакомиться с людьми культуры, чье творчество вдохновлено жизнью родного края.Изучение культуры Ивановской области чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими традициями. С ней связаны имена композиторов Аренского А.С., Бородина А.П., Рахманинова С.В., певца Шаляпина Ф.И., художников Голикова И.И., Корина П.Д., Левитана И.И., Пророкова Б.И., братьев Чернецовых, Кустодиева Б.М.,архитекторов Весниных Л.А, кинорежиссера Тарковского А.А., меценатов Бурылина Д.Г., Гарелина Я.П, Цветаева И.В.

Региональный компонент образования нашел свое отражение прежде всего в краеведческих учебных курсах. Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона.

Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура. Вопросы культуры как совокупности художественных ценностей, воплощенных в народном творчестве и профессиональном искусстве, стоят в центре краеведческой линии 5 класса.


На изучение курса «Краеведение. Предметная область «Искусство» в 5-ом классе в соответствии с Региональным базисным учебным планом отводится 0,5 часа в год, т.е. 17 учебных часов. «Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ивановской области, реализующих программу общего образования»,утвержден Приказом Департамента образования от 31.05. 2012 г. № 988-О г. Иваново «Об утверждении Регионального базисного учебного плана образовательных учреждений, реализующих программу общего образования».

Программа предусматривает различные формы организации занятий: лекции, беседы, заочные экскурсии, вечера-встречи, художественные гостиные, образовательные путешествия, посещение музеев др.

Программой предусмотрены разные формы текущего контроля успеваемости : устный опрос, творческие работы.

































Содержание курса « Краеведение.Предметная область «Искусство»

Введение (2 часа). Краеведение. Образовательная область «Искусство» как особая учебная дисциплина.Исторические, географические параметры понятия «Ивановский край».Традиции ярмарочных гуляний.Тихоновская, Середская,Парская ярмарки. Народные промыслы. Палехская, Холуйская роспись.Музей лаковой миниатюры в Палехе.Продолжение традиций в современное время.

Народное песенное искусство (1 час). Частушки. Бурлацкие песни. Шуйская гармонь.

Православное церковное пение (1 час). Знаменные распевы. Современное вокально-хоровое духовное пение, ивановские ансамбли «Светилен», хор мальчиков под управлением А. Жуковского, ансамбль духовной музыки под руководством Е.Боброва.

Великие композиторы и наш край (3 часа). Аренский А.С., композитор, дирижер, хормейстер, пианист, педагог, владелец усадьбы Фроловка Кинешемского уезда(ныне Заволжский район).Выдающийся композитор второй половины XIX векаБородин А.П., его пребывание в м. Соколово Кинешемского уезда (ныне Заволжский район) и работа над оперой «Князь Игорь».Композитор, пианист Рахманинов С.В. и семья фабриканта, мецената Коновалова.Певец Шаляпин Ф.И. иМузей пейзажа в Плесе, Дачный театр Шаляпина. Современные композиторы земли Ивановской.

Искусство иконописи (2 часа).Палехская школа.Палехская иконография как продолжение традиций древнесуздальской и московской иконописной школ 15-16 вв. Один из самых ранних образцов палехской иконописи — икона «Всех скорбящих радость» (начало 18 в.). Творчество Гурия Кинешемца (Кинешемцева). Коллекция икон и древнерусского искусства Ивановского областного художественного музея.

Великие художники и наш край (3 часа).Братья Чернецовы Г.Г. и Н.Г. и Лух, видовые пейзажи России на основе созданных в совместных поездках акварелей, этюдов и зарисовок (панорама берегов Волги, 1838-1851г.). Голиков И.И., Корин П.Д. и Палех. Кустодиев Б.М. и Кинешма, талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, картина «Ярмарка» (1906 г.).Левитан И.И. и Плес, знаменитые картины «Вечер. Золотой Плес», «Вечерний звон», Музей русского пейзажа в Плесе.Саврасов А. К.,выдающийся пейзажист, заложивший основы лирического пейзажа (или «пейзажа настроения») в русском искусстве,связь творчества с Волгой.Репин И. Е, картины, написанные во время путешествия по Волге.Верещагин В. В.,мастер батального жанра в русской живописи 19 в., связь с Волгой.Пророков Б.И., советский график, народный художник СССР, автор серии полотен о Великой Отечественной войне «Это не должно повториться!», «За колючей проволокой», музей художника в Иванове.Современные ивановские художники. Коллекция Ивановского областного художественного музея.

Искусство росписи ткани (1 часа): от кустарного ткачества к современному промышленному производству. Строчевышивальные фабрики. Искусство Пучежа.Гобелен. Искусство батика. Ивановский музей ситца. Плесский фестиваль «Льняная палитра».

Русское деревянное и каменное зодчество в Ивановском крае (2 часа). Древние храмы и монастыри и современное церковное строительство.Исторические памятники: Белый город (1661-1663, Юрьевец), Успенский собор (17-18 вв., Плес), Крестовоздвиженский храм (1774, Палех) и др. Памятники усадебного искусства. Усадьба Рузского «Студеные ключи» в Заволжском районе. Великие архитекторы братья Веснины и их связь с Юрьевецкой землей. Современная городская скульптура.

Меценатство в Ивановском крае (1 час). Деятельность Гарелина Я.П. и Бурылина Д.Г. Связь создателя «Музея изящных искусств» в Москве И.В. Цветаева с Ивановской землей.

Кинематография (1 час). Жизнь и творчество кинорежиссера А. Тарковского,Юрьевец в творческой судьбе. Продолжение традиций в кинофестивале «Зеркало».















Тематическое планирование курса «Краеведение.

Образовательная область «Искусство»»



№ п/п

Темы

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Тема 1. Введение. Краеведение. Образовательная область «Искусство» как особая учебная дисциплина

2




Исторические, географические параметры понятия «Ивановский край».Традиции ярмарочных гуляний. Тихоновская, Середская, Парская ярмарки

1




Народные промыслы. Палехская, Холуйская роспись.Музей лаковой миниатюры в Палехе. Продолжение традиций в современное время

1



2

Тема 2.Народное песенное искусство

1




Частушки. Бурлацкие песни. Шуйская гармонь.

1



3

Тема 3. Православное церковное пение

1




Знаменные распевы. Современное вокально-хоровое духовное пение, ивановские ансамбли «Светилен», хор мальчиков под управлением А. Жуковского, ансамбль духовной музыки под руководством С.Бодрова

1



4

Тема 4. Великие композиторы и наш край

3



Алябьев А.А., владелец сельца АфанасовоИвановской волости.Аренский А.С., композитор, дирижер, хормейстер, пианист, педагог, владелец усадьбы Фроловка Кинешемского уезда (ныне Заволжский район).Выдающийся композитор второй половины XIX векаБородин А.П., его пребывание в м. Соколово Кинешемского уезда (ныне Заволжский район) и работа над оперой «Князь Игорь»

1




Композитор, пианист Рахманинов С.В. и семья фабриканта, мецената Коновалова.Певец Шаляпин Ф.И.Музей пейзажа в Плесе, Дачный театр Шаляпина

1




Современные композиторы земли Ивановской

1



5

Тема 5. Искусство иконописи

2




Палехская школа.Палехская иконография как продолжение традиций древнесуздальской и московской иконописной школ 15-16 вв. Один из самых ранних образцов палехской иконописи— икона «Всех скорбящих радость» (начало 18 в.)

1




Творчество Гурия Кинешемца (Кинешемцева). Коллекция икон древнерусского искусства Ивановского областного художественного музея

1



6

Тема 6. Великие художники и наш край

3




Палех и Лух, видовые пейзажи России на основе созданных в совместных поездках акварелей, этюдов и зарисовок (панорама берегов Волги, 1838-1851г.).Голиков И.И., Корин П.Д. и Палех.Кустодиев Б.М. и Кинешма, талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, картина «Ярмарка» (1906 г.)

1




Левитан И.И. и Плес, знаменитые картины «Вечер. Золотой Плес», «Вечерний звон», Музей русского пейзажа в Плесе. Саврасов А. К.,выдающийся пейзажист, заложивший основы лирического пейзажа (или «пейзажа настроения») в русском искусстве, связь творчества с Волгой. Репин И. Е, картины, написанные во время путешествия по Волге.Верещагин В. В.,крупнейший мастер батального жанра в русской живописи 19 в., связь с Волгой

1




Пророков Б.И.,советский график, народный художник СССР, автор серии полотен о Великой Отечественной войне «Это не должно повториться!», «За колючей проволокой», музей художника в Иванове. Современные ивановские художники. Коллекция Ивановского областного художественного музея

1



7

Тема 7.Искусство росписи ткани

1




От кустарного ткачества к современному промышленному производству. Строчевышивальные фабрики. Искусство Пучежа. Гобелен. Искусство батика. Ивановский музей ситца. Плесский фестиваль «Льняная палитра»

1



8.

Тема 8.Русское деревянное и каменное зодчество в Ивановском крае

2




Древние храмы и монастыри и современное церковное строительство.Исторические памятники: Белый город (1661-1663, Юрьевец), Успенский собор (17-18 вв., Плес), Крестовоздвиженский храм (1774, Палех) и др.

1




Усадьба Рузского «Студеные ключи» в Заволжском районе. Великие архитекторы братья Веснины и их связь с Юрьевецкой землей. Современная городская скульптура

1



9

Тема 9.Меценатство в Ивановском крае

1




Деятельность Гарелина Я.П. и Бурылина Д.Г. Связь создателя «Музея изящных искусств» в Москве И.В. Цветаева с Ивановской землей

1



10

Тема 10.Кинематография

1




Жизнь и творчество кинорежиссера А. Тарковского, Юрьевец в творческой судьбе. Продолжение традиций в кинофестивале «Зеркало»

1




Всего

17









































Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета.

Личностным результатом обучения краеведению является

-Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

-Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-Понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа .

- формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.


Важнейшие личностные результаты обучения краеведению :


– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Ивановской области).

- Представление о Ивановской области, как неотделимой части России, её месте и роли в стране.. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению;

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к культурной среде, Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания, нацеленные на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать краеведческие знания для созидательной деятельности.







Метапредметные результаты:

-Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

-Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);


Предметные результаты:

-Овладение целостными представлениями об истории и культуре Ивановской области как необходимой основы для миропонимания и познания истории и культуры собственной страны;

-Освоение культуры Ивановского края во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей.

- Способность применять понятийный аппарат краеведческого знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе истории страны;

-Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и жителей в истории Ивановской области

- Готовность применять знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей области и страны в целом.

- Воспитание уважения к истории культуры Ивановского края, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды.

- Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентефикации личности.















Планируемые результаты

В результате изучения дисциплины «Краеведение. Образовательная область «Искусство»» обучающиеся научатся

- характеризовать особенности народных промыслы Ивановской области;

-выделять характерные особенности эпохи и жизни Ивановского края, отраженные в созданных великими мастерами произведениях;

-Узнавать и характеризовать несколько произведений художников, скульпторов, композиторов, режиссеров, меценатов, оценивать их вклад в культуру Ивановской области и России. (Деятельность Гарелина Я.П. и Бурылина Д.Г, творчество художников Б.М.Кустодиева , И.Левитана, архитекторов Весниных, композиторов Бородина А.П., Р С.В.,Аренского А.С.

-давать устный и письменный аргументированные ответы о вкладе великих мастеров Ивановского края в отечественную культуру;

– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;

– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме; составлять рассказ о художнике, композиторе, архитекторе, скульпторе, режиссере.

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– устанавливать аналогии;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– производить сравнение и класссификацию по заданным критериям.

-работать со справочной литературой и Интернет-источниками.



Итоговый контроль: защита творческих работ учащихся по изученному материалу, тестирование.







Рекомендации по оснащению учебного процесса:

Интерактивное оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, программное обеспечение, цифровой микроскоп.

Электронные образовательные ресурсы

[email protected]

www.museum.ru/M1520

www.ivanovoweb.ru/kino/afisha.nsf/almuseum

www.ivx.ru/infobase/infobase_733.html







Список литературы.

Баделин В.И. Земля Иванов: историко-литературные очерки. Иваново, 2001.

Баделин В.И. Люди и легенды Верхневолжья. Иваново, 1990.

Балдин К.Е Яков Гарелин: предприниматель, историк, меценат.М,1993.

Балдин К.Е.,Ильин Ю.А. Ивановский край в истории Отечества. Иваново, 1998.

БобровЕ.Н., ИванниковА.И. Тихонова пустынь и Лухскийкрай. Иваново, 1999.

Гарелин Я.П. Город Иваново-Вознесенск или бывшее село Иваново и Вознесенский посад. Иваново, 2001.

Герасимов В.В. Сквозь пласты времени.Ярославль, 1988.

Гущина Н.Б. Художественная культура Ивановской области, Иваново, 2007.

Дни Андрея Тарковского на Ивановской земле. – Иваново, 2002.

Зимин В.П. Ивановский край. Биографический словарь, Иваново, 2005.

Иванов Ю.А. Провинциальная культура и церковь. Шуя, 1994.

Иваново: история и современность. Иваново, 1996.

Моя Родина – Ивановский край. Иваново, 2005.

Научно- популярный и литературно-художественный альманах «Солнечная пряжа», выпуск 1/2007.

Офенство - малоизученный пласт народной жизни России: материалы научной краеведческой конференции 8 октября 2008 года. - Иваново: Издатель Епишева О.В., 2009.

СмирновВ.А. Фольклор Ивановского края// Литературное краеведение: Фольклор и литература земли Ивановской в дооктябрьский период. Учебное пособие. Иваново, 1991.

Шилов М.П. Ивановское краеведение. Иваново, 2005.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!