СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исcледовательская работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА :       СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

 

 

УЧИТЕЛЬ :       НАЛБАНДЯН  АННА СУРЕНОВНА

 

 

ШКОЛА :          Ланджахбюрская  средняя  школа                   

                                      имени В. Адамян  

Структура современного урока.          

 

         Сорок пять минут урока –это спрессованный,

         насыщенный мыслями и чувствами отрезок

        совместного труда и того, кто его ведёт, и тех,

        кого он учит самостоятельно шагать по пути

        знаний, искать, запоминать осмысленное,

        применять усвоенное.

                                                                   Ильин Е.Н.ый.

 

    Урок остаётся основной формой организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности.  Жизнестойкость урока объясняется тем, что он представляет собой живую, постоянно изменяющуюся и совершенствующуюся процессуальную систему, отражающую в себе многоплановые стороны учебно-воспитательного процесса.

Современный урок –это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, формирования нравственных основ личности.  При всей своем подвижности и гибкости конкретный урок представляет собой законченный отрезок педагогического процесса, ограниченный хронологическими рамками, целями, содержанием, составом учащихся .  Каждый отдельно взятый урок органически связан с предыдущими и последующими уроками, он звено в цепи уроков.

Современный урок                                                                                                                                                                         Что заключает в себе исходная идея современных научных представлений об уроке?                                                                                                                                          - Представление о единстве обучения, воспитания и развития.                                                                                Что является основной функцией урока?                                                                                                                              - Основной функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.                                                                                                        Что представляет собой цель урока (зачем учить?)?                                                                                               - Носит триединый характер и состоит из трёх взаимосвязанных аспеков:

 

 Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков. Сформировать умение распознавать изобразительно- выразительные средства языка, оценивать выразительность речи .                                                                                                                                  Обогащать словарный запас учащихся .                                                                                                                                                                                                      

 

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

 

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие

 Современный урок русского языка должен включать следующие шесть основных    этапов ;

                                                                                                                                  .мобилизация   /предполагает   включение   учащихся   в   активную интеллектуальную деятельност/;                                                                                          .целеполагание / учащиеся  самостоятельно формируют цели урока по схем ;  вспомнить-узнать- научиться /;                                                                                          .осознание знаний/ учитель способствует возникновению на уроке проблемой ситуации, в ходе анализа которой ученики понимают, что имеющихся знаний  для ее решения недостаточно/;                                                 .коммуникация /  поиск новых знаний в паре , в группе/;                                           .взаимопроверка;                                                                                                         .рефлексия   / что нового ученик узнал, чему научился на урока.

 Ученик должен стать живым участником образовательного   процесса.                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                   Компоненты современного урока (И.Г. Добротина) 

                                                                                                                                                                                                          1. Организационный                                                                                                                                                        2. Целевой                                                                                                                                                                            3. Мотивационный                                                                                                                                                                       4. Коммуникативный                                                                                                                                                              5. Содержательный                                                                                                                                                                 6. Технологический                                                                                                                                                                               7. Контрольно-оценочный                                                                                                                                                                                                                          8. Аналитический

                                                                                                                                                                                                       1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина                                                                                                                                                                    2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы                                                                                                                                                                                             3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе                                                                                                                                                                                    4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом                                                                                      5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения и самостоятельной работы                                                                                                                                                                    6. Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, класса                                                                                                                                         7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса                                                                                                                                        8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ учащимися результатов собственной деятельности по организации урока                                                                                                                                                                                                                                                                                            Как же построить такой урок?  Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

 

  1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку.
  2.  

– четко определить и сформулировать для себя его тему;

– выделить общую задачу урока;

– конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими.

– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;

– определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;

– определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам. Для этого необходимо знать:

 

1) особенности учащихся класса:

– уровень класса;

– отношение к предмету;

– темп работы класса

– сформированность ЗУН;

– отношение к разным видам учебной деятельности;

– отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным

– общая дисциплина учащихся.

 

2) учет индивидуальных особенностей:

– тип нервной системы;

– коммуникативность;

– эмоциональность;

– управление восприятием нового материала учащихся;

– умение преодолеть плохое настроение;

– уверенность в своих знаниях, умениях;

– умение импровизировать;

– умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

  1. Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.

 

     Для этого надо план-конспект урока.

 План-конспект урока – "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.

   План-конспект современного урока русского языка должен уметь следую-щие основные этапы;                                             

.Тема  урока                                                                                                                               .Цели  урока                                                                                                                                              .Планирование   задачи                                                                                                     .Виды и формы урока

.Ход урока ;                                                                                                              .Организационный момент длится 2 – 3  минуты.                                                                                    

.Проверка домашнего задния.                                                                                       На каждом уроке русского языка осуществляется проверка знаний и навыков учащихся. Наиболее распространёнными формами проверки знаний и навыков учащихся являются: 1) проверка письменных домашних заданий; 2) проверка теоретических знаний; 3) различные виды самостоятельных работ с целью выявления практических умений и навыков.                                                                                           .Опрос на уроках русского языка.                                                                         Формы опроса могут быть различными: с места и у доски, индивидуальный и коллективный, фронтальный, уплотнённый и выборочный, по новому материалу или изученному ранее. На опрос выделяется до 15 минут.

   

  . Подготовка к восприятию нового материала. Изучение нового материала.

 

Цель подготовки к восприятию нового материала является вызывание у учащихся интереса  к новой теме. Этого можно добиться созданием проблемной ситуации, которая может быть создана путём предъявления задания поискового характера, путём постановки вопроса, для ответа на который нужно усвоить новый материал.

 Изучение нового материала – это один из наиболее трудных структурных элементов урока. Основная задача объяснения нового материала состоит в том, чтобы учащиеся осознали каждый существенный признак понятия или каждое условие нормы – грамматической, орфографической, пунктуационной и т.д.

При объяснении нового материала используются следующие методы: слово учителя, беседа, наблюдение над языковым материалом, лекция, самостоятельная работа с учебником. Все методы объединены в объяснительные и поисковые (проблемные). Объяснительные методы – это те, когда материал подаётся учителем в готовом виде. Их лучше использовать: 1) когда объём материала большой; 2) когда даётся тема практического характера; 3) когда процесс получения знаний отнимает много времени; 4) когда класс не способен активно усваивать новый материал. Так слово учителя используется при большом количестве информации, при её достаточной сложности. Учитель аргументированно излагает новый материал, используя различные приёмы (применение наглядности, обобщение, синтез, анализ), а ученики слушают и стараются понять.

 

.Закрепление знаний, умений и навыков.

 Объяснение понятия или правила – это лишь начальный этап его усвоения. Подлинное овладение знаниями происходит только в процессе их применения, во время работы над упражнениями. Применить понятие или правило значит выполнить в определённой последовательности ряд мыслительных операций.

Вообще закрепление может быть двух видов:

1)первичное закрепление;

2)закрепление умений и навыков как урок закрепления.

Под знаниями следует понимать определённый набор сведений, правил, но ещё без умения применять их на практике. Это первый этап усвоения материала. Второй этап – выработка умений. Умения – это такой уровень усвоения материала, когда школьники при определённом напряжении внимания, памяти способны правильно поставить знак препинания, ту или иную букву. Но это ещё не навыки. Навыки – автоматизированные умения – третья ступень изучения материала.

Как уже было сказано, главным методом на этапе закрепление является упражнение.

 

 .Рефлексия. 

 

Функция этапа подведения итогов заключается в выяснении степени осознанного усвоения нового материала. По мнению М.Т.Баранова, для её реализации нужно ставить вопросы, требующие осознанного ответа, т.е. какие-то конкретные вопросы: например, почему в предложениях с однородными членами не всегда ставится запятая? Методист считает, что вопросы обобщённого характера ставить нецелесообразно.

По мнению же многих других методистов, можно задавать вопросы обобщенного характера: что вы узнали нового на уроке? Что называется тем-то?

 

. На этапе подведения итогов идёт оценка работы учеников.

 

.Задание на дом является важным структурным элементом урока, обеспечивающим преемственность в работе и непрерывность в обучении. Учебная работа по русскому языку, выполняемая дома, - это самостоятельная работа, успех которой определяется сформированностью умений. Учитель должен научить детей работать самостоятельно: уметь распределять время, работать с учебником, словарями дополнительной литературой, составлять план теоретической части заданного параграфа, пользоваться графическими обозначениями и т.д.

                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                      

      Классификация уроков русского языка по основной образовательной цели (по Гац И.Ю., Конаржевскому Ю.А.) 

1. Урок объяснения нового материала/ Урок усвоения новых знаний учащимися                                                                                                                                                 2. Урок закрепления знаний, умений и навыков                                                                                                                      3. Повторительно-обобщающий урок (урок повторения, урок систематизации и обобщения изученного материала)                                                                                                                                                                    4. Комбинированный урок                                         &nb

Просмотр содержимого документа
«Исcледовательская работа»

­­­ ФИО

Налбандян Анна Суреновна



ПРЕДМЕТ

Русский язык



НАЗВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Гегаркуникская область, Ланджахбюрска средняя школа инени В. Адамян



ОБРАЗОВАНИЕ

Высшее



НАЗВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ:

Гаварский Государственный Университет



СТАЖ РАБОТЫ

21 год







Деловые игры



Деловая игра как форма учебной деятельности предпологает активизацию мышления, формирование самостоятельности, внесение духа творчество в обучение, приближение обучения к реальной ситуации, удовольсвие от участия в игре и обеспечивает высокую мотивацию, эмоцианальную насыщенность, активную обратную связь.

Деловые игры на уроках русского языка и литературы .

Как сделать русский язык, литературу интересными, занимательными и любимыми предметами? Наверно, каждому учителю понятно, что без игровых занятий здесь не обойтись. Игра – это органическая форма деятельности школьника.

 В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения детей является игрa. 
Игра, единственная деятельность ребёнка , имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть попытка организовать свой опыт. Ещё одна функция игры состоит в превращении чего-то невообразимого в реальной жизни, в поддающуюся контролю ситуацию. Это средство коммуникации. 

С позиции личностного подхода, игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идёт процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение – это попытка ответить самому себе на вопрос, что есть «Я» в этом мире. 

Игра вызывает ценное переживание, ориентированное на накопление «смыслов», на возможность усвоения альтернативных подходов. В ходе игры ученик проявляет себя возможность открытых и полноценных взаимоотношений. Игра ценна личностной самореализацией, проживанием ролей. Разновидностью игровых форм обучения является деловая игра. 

Участвуя в деловой игре, ученики расширяют свой кругозор, учатся применять знания на практике. На уроках с использованием деловой игры у них воспитывается самостоятельность, воля, формируются определённые подходы и позиции: нравственные, эстетические, мировоззренческие установки. В процессе сотрудничества учащиеся становятся более общительными .
Среди деловых игр выделяют управленческие, имитационные и дидактические. 
На уроках русского языка применяются, как правило, дидактические игры. Особенность их использования состоит в том, что в учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешн ость выполнения задания связывается с игровым результатом. 
Дидактические игры можно использовать в определённой части урока в соответствии с его дидактическими задачами, а можно провести и весь урок в форме дидактической игры. 

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. 
Например, урок-зачёт в форме заочной экскурсии по городу. В игре используются открытки с видом города, карта-схема города. 
Следующим примером дидактических игр является дидактический театр, который можно использовать на уроках литературы. Урок-театр предполагает, что все дети в течение года дети участвуют в инсценировании басни, сказки, притчи, легенды, юмористического рассказа. Объединившись в группы, учащиеся по желанию выбирают произведение, а затем разыгрывают свой спектакль. 

Имитационные деловые игры позволяют учащимся имитировать различные ситуации, развивают умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. иного мнения, принятие нового. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

В рамках урока чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются:

- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

- наличие конфликтных ситуаций;

- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

- контроль игрового времени;

- элементы состязательности;

- правила, системы оценок хода и результатов игры.

Методика разработки деловых игр включает в себя следующие этапы:

- обоснование требований к проведению игры;

- составление плана ее разработки;

- написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;

- подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;

- уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

- разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

- знакомство с реальной ситуацией;

- построение ее имитационной модели;

- постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;

- создание игровой проблемной ситуации;

- вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

- разрешение проблемы;

- обсуждение и проверка полученных результатов;

- коррекция;

- реализация принятого решения;

- анализ итогов работы;

- оценка результатов работы.






Игровые технологии

Принцип активности ребенка в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

Игра в огромной степени способствует развитию детей. Основой игры является реальная жизнь. Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество.

Урок является главным компонентом в школьном обучении и воспитании, формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников. В настоящее время широкое распространение получили нетрадиционные формы уроков, где используются игровые технологии. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Он вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество. Новое всегда рождает любопытство и любознательность, при проявлении которых учащиеся стремятся к получению новых знаний. Уроки-игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности. Устанавливается особое общение учителя с учениками.

Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.;

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность.

Педагогическая игра обладает существенными признаками:

  • четко поставленная цель обучения и воспитания;

  • вовлечение всех учащихся класса;

  • управление ходом игры;

  • сочетание индивидуальной и коллективной работы;

  • подведение итогов и оценивание;

  • повышение познавательной мотивации учащихся.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические, профориентационные.

Урок-игру можно использовать как при прохождении нового материала, так и для итоговой проверки знаний, для обобщения и повторения. При этом обязательно учитываются возрастные особенности учащихся. Для учащихся среднего звена можно проводить уроки-КВН, соревнования и т. д. Игровые технологии используются и в проведении внеурочных мероприятий.

Игровые технологии помогают учащимся формировать прочные знания. У учащихся повышается интерес.

Спектр целевых ориентации:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н. Леонтьев).

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Виды письменных работ и методика их проведения

Профессиональное образование является одним из определяющих факторов, влияющих на профессиональное становление человека. Поэтому от качества предлагаемого образования напрямую зависит успешность отдельного человека и в целом позитивное развитие всего общества. Одним из показателей успешности образования является самостоятельность учащихся, которая необходима для принятия учащимся самостоятельных суждений и действий в процессе преодоления учебных трудностей.

Oчень важно знать формы и виды самостоятельных работ, их место в процессе обучения. Но нельзя забывать, что на успехи ученика огромное влияние оказывает настрой самого учителя. Здесь очень важен известный психологам эффект Резенталя-Якобсона. Эти исследователи провели следующий эксперимент: они давали учителям заведомо неправильную информацию о показателях умственного развития детей. Выяснили: достижения учеников зависели от мнения учителя о возможностях ученика. Те ученики, которые воспринимались учителями как более одаренные (хотя таковыми и не являются), показали большие сдвиги в учебе по сравнению с детьми, которых учитель считал менее одаренным. Вот почему так важно умение учителя создать в классе доброжелательную атмосферу, особенно во время выполнения самостоятельных работ.

Виды самостоятельных работ в зависимости от целей

В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть:

1. Обучающими.

2. Тренировочными.

3. Закрепляющими.

4. Повторительными.

5. Развивающими.

6. Творческими.

7. Контрольными.

1. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала.

Цель: развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятное, выявляются сложные моменты, дают себя знать проблемы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал.

Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е.

сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще непрочны. Оценок плохих за них не ставить.

Т.к. обучающие самостоятельные работы проводятся во время объяснения нового материала или сразу после объяснения, то их немедленная проверка дает преподавателю четкую картину того, какова степень понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения.

Цель – не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени на паре.

Например, составление примеров на изучаемые правила, свойства; самостоятельное составление алгоритмов, решение задач по алгоритму.

2. К тренировочным относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств.

Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и их свойства данного определения, правила. Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но необходима для выработки основных умений и навыков и тем самым создать базу для дальнейшего изучения дисциплины.

При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся еще необходима помощь преподавателя. Можно разрешить пользоваться и учебником, и записями в тетрадях, таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся.

К таким работам можно отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам. Каждый комплект может состоять из 8-10 вариантов разного уровня.

3. К закрепляющим можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет, нужно ли еще заниматься данной темой.

4. Очень важны так называемые повторные работы. Перед изучением новой темы преподаватель должен знать, подготовлены ли учащиеся, есть ли у них необходимые знания, какие пробелы смогут затруднить изучение нового материала.

5. Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно-творческим конференциям, сочинение математических игр, спектаклей.

На занятиях – это самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи.

6. Большой интерес у учащихся вызывают творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности.

7. Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения.

Контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; должны быть направлены на отработку основных навыков; обеспечивать достоверную проверку уровня обучения; они должны стимулировать учащихся; позволять им продемонстрировать прогресс в своей общей подготовке.

Организация контрольных работ

Контрольная работа может быть кратковременной и долговременной.

Перед проведением контрольной работы необходимо определить объект контроля, цель предстоящей работы и средства контроля.

Они должны быть сообщены учащимся. В зависимости от вида заданий нужно продумать, каким образом учащийся должен их оформить. Преподаватель должен продумать, что он отнесет к недочетам, а что к ошибкам. Из этого будет складываться оценка. Критерии оценки должны быть известны учащимся.

Контрольная работа должна быть разноуровневой (все уровни без исключения). Каждой контрольной работе должна предшествовать самостоятельная работа с аналогичными упражнениями.

Анализ контрольной работы необходимо проводить сразу. Желательно фрагменты решения разобрать сразу после написания работы, потому что на следующий день или позже учащиеся уже теряют интерес к содержанию работы и многие интересуются только оценкой.

Обязательно нужно проводить количественный и качественный анализ контрольной работы.

Виды самостоятельной работы в зависимости от места проведения:

· аудиторные;

· внеаудиторные.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует решению проблем учебного и профессионального уровней. Внеуадиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого ученика, а её объем определяется учебным планом.

· Подготовка сообщений.

· Подготовка рефератов.

· Подготовка докладов.

· Научно-исследовательские работы.

· Выписки из текста.

· Работа со словарями и справочниками.

· Составление библиографии.

· Составление кроссвордов.

· Выполнение чертежей, схем, расчетно-графических работ.

Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа для каждого преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности, самостоятельная работа не самоцель, она является средством формирования у учащихся активности и самостоятельности как черт личности, развития их интеллектуальных и творческих способностей.





Проблемыы духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка.

Духовно-нравственное состояние общества считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.

Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира, но в современном обществе культура пользования языком засорена средствами массовой информации, политической и экономической жизнью. В связи с этим особое внимание следует уделять предметам гуманитарного цикла, в частности, урокам русского языка и литературы. Именно учителя-словесники могут «проникнуть» в душу ребенка и добраться до самого потаенного уголка.

Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка.

Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному языку. «Могучий и великий» русский язык – это учитель, наставник. Он «учит» нас ещё в колыбели через колыбельные, потешки, загадки.

До возникновения письменности существовало устное народное творчество, в котором отражалось мировоззрение русского человека, его душа. Не зря пословицы и поговорки мы используем и по сей день. На уроках русского языка и литературы я привожу примеры пословиц, поговорок, фразеологизмов и прошу ребят объяснить их смысл. Проблема сейчас состоит в том, что у многих ребят очень скудный словарный запас и для них эта работа составляет некоторые трудности. Эту проблему мы пытаемся решить на уроках русского языка при изучении тем: «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы». Совместная работа с учениками может строиться двумя способами:

- я даю задание составить как можно больше слов близких данному ( например, сострадание, забота, милосердие и т.д.), поделиться своими примерами и подвести итог (составить общий ряд слов);

-совместно с учениками обсуждается и выстраивается общий ряд слов, а потом каждый ученик у себя в тетради осмысливает их содержание.

Но важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании личности играют и творческие работы учащихся (сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). Можно предложить учащимся темы, развивающие личностное отношение ребенка к окружающему миру, ценности. Например: «Что такое доброта?», «О милосердии», «Что значит честный

Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Например, «Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и

определяется, какими будут поступки человека– нраственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека». По А.Никонову.

Сначала этот текст читаю, затем провожу беседу;

1. Определите тему текста, главную мысль.

2. Озаглавьте текст.

3. Как вы понимаете нравственность?

4. Что такое совесть? Как она влияет на личность человека?

5. Что помогает человеку сделать правильный выбор?

При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».\

Задание к этому тексту:

1. Определите тему и идею текста.

2. Определите стиль речи.

3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.

Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство, ся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д. милосердие и т. п.



ТИПЫ УРОКОВ. ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ. ОСОБЕННОСТИ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В АРМЯНСКОЙ ШКОЛЕ.

В практике школы используются разнообразные типы уроков, нередко элементы разных типов уроков взаимопроникают. Итак, в школьной практике выделяют: - урок повторения предшествующего учебного материала (в начале учебного года); - урок объяснения нового материала (урок новых знаний); - урок закрепления знаний (формирования умений и навыков); - урок обобщения знаний, совершенствования умений и навыков; - комбинированный урок; - урок контроля (проверки знаний, умений и навыков); урок итогового повторения (после изучения учебного раздела, в конце года); урок развития речи; урок анализа письменных работ (контрольных диктантов, изложений, сочинений).

В настоящее время важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока русского языка как основной формы обучения и воспитания учащихся.

Урок – это организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной, но ча- стичной цели обучени. Современный урок делится на две большие категории: традиционный и нетрадиционный. К числу традиционных уроков относят 4 типа уроков: комби- нированный, объяснения нового материала, повторительно- обобщающий, урок проверки знаний.

Критерий традиционного урока: возраст обучающихся с их познавательными особенностями, специфические методы ак- тивного обучения. У подростков: лекционно-зачётная система, в которой последовательно мы используем урок-лекцию, урок- практику, урок-семинар, урок-зачет. Основной способ планиро- вания таких уроков – крупные блоки. Основная дидактическая единица – тема, которая реализуется на многих уроках.

Методы обучения на уроке в средне специальных учебных заведениях. Традиционные: словесный, наглядный, практиче- ский. Они лежат в основе нетрадиционных методов обучения. Здесь преподаватель основной источник знаний.

Структура традиционного урока. Тип комбинированный.

-Организационный момент 1–2 минута.

- Проверка домашнего задания 15–17 минут.

-Логический переход к новой теме. Подготовка к новому материалу.

- Объяснение нового материала (20–25 мин).

- Диагностика (как усвоен материал). Несколько вопросов.

- Закрепление (задание).

- Выдача домашнего задания.

В зависимости от типа урока, существует несколько особенностей проведения традиционного урока.Например, на уроке объяснения нового материала отсутствует проверка домашнего задания, все остальные«шаги» присутствуют.В структуре повторительного урока нет объяснения нового материала, логического перехода к новой теме, проверки домашнего задания.На уроке проверки знаний основная часть времени урока отводится на проверку домашнего задания, закрепление знаний. Для наилучшего достижения результата на учебном занятии необходимо соблюдать требования к технике проведения урока:

-урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

-темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

-необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и обучающихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

-доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

-по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методыиприемы

Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, возникает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию, развитие интереса, побуждение их к приобретению знаний, а для этого учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая нетрадиционныеуроки. 
Нетрадиционный урок – это импровизация во время учебного занятия, имеющая нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Необязательно весь урок должен быть нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д.Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики- закона об активности обучения.

Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают: использование коллективных форм работы; привитие интереса к предмету;развитие умений и навыков самостоятельной работы; активизацию деятельности учащихся;при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развлекающей целей обучения;становление новых отношений между учителем и учениками

В рамках педагогической литературы,можно выделить следующие особенности нетрадиционного урока русского языка;использование элементов нового, изменение внешних рамок, места проведения;

использование внепрограммного материала, организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальной;привлечение для организации урока люди разных профессий;оформление кабинета, доски, музыки, используется видео для эмоционального подъема учащихся; организация и выполнение творческих заданий;

самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.создание временных инициативн общеобразовательных групп из учащихся для подготовки урока;планирование урока заране;

развитие у учащихся творческих способностей. Мы, учителя, в основном, придерживаемся требованией Стандарта и работаем по учебному плану по русскому языку дляобщеобразователь- ных школ РА. Изучение русского языка в армянской щколе направлено на достижение следющих целей: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку развитеи и совершенствование речевой и мыслительной деятельности, свободное влияние русским литератуным языком в разных ситуациях общения; освоение знаний о русском языке; формирование умений опозновать, анализировать классицировать языковые факты; приминение полученных знаний и умений в собственном речевом проекте. Главной целью образования является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позицией обучение русскому языку в армянской школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о языке и системе соответствующих умений и навыков, а это еще и речевое духовное развитие щкольника.



Принципы планирования учебного процесса

Тематическое и поурочное планирование

Планирование учебного процесса подразделяется на составление тематического и поурочного планов работы. Подобные планы регулярно публикуются в различных методических журналах. В поурочных планах учитель ставит задачи (познавательные, развивающие и воспитательные), а также основные вопросы, использующиеся при изучении нового материала, повторении и закреплении уже пройденного, помечает упражнения для практической деятельности на уроках, задания для домашней работы и методические материалы, которые используются на уроке.

Общую организационную работу учителя можно разделить на два этапа.

1. Подготовительный.

2. Исполнительный.

Подготовительный этап – подготовка наглядных дидактических пособий, раздаточных материалов, поиск и подбор необходимой справочной литературы, предварительная подготовка заданий и упражнений для проверки знаний учеников и формирование необходимых навыков, отбор и привлечение учащихся к учебной работе для проверки качества усвоения пройденного материала.

Исполнительный этап – непосредственно деятельность учителя на уроке и связанная с ней организация деятельности учащихся (как активной, так и пассивной).

Планирование учебной работы. Сущность планирования заключается в рациональном распределении во времени коллективного и индивидуального труда работников школы, необходимого для достижения поставленных целей. Оно призвано раскрывать содержание, функции и взаимодействие как отдельных школьных звеньев, так всей системы работы школы в целом и указать практические мероприятия, направленные на реализацию поставленных задач.

Эффективность планирования и реализация намеченных мероприятий зависят от соблюдения ряда условий, прежде всего, от умения анализировать итоги учебно-воспитательной работы школы за предыдущий учебный год. Здесь решающее значение имеет объективная оценка качества знаний учащихся, их воспитанности, умений и навыков учебного труда и других видов деятельности, развития интеллектуальных сил и способностей школьников. Особого внимания требует анализ четвертных контрольных работ учащихся, итогов экзаменов, определение уровня знаний, умений и навыков, изучение материалов методических объединений, педагогических советов, производственных совещаний, а также изучение соотношения количественных показателей с качественными характеристиками учебно-воспитательного процесса и его результатов.

Перспективное планирование деятельности школы – это планирование на длительный период. Не менее важным условием эффективного планирования является четкое представление перспектив развития школы на год и ближайшие несколько лет, определение главных целей и основных задач деятельности коллектива, их реального преломления в масштабе района, города, области.

Развитие общешкольного коллектива немыслимо без определения многолетней перспективы труда, обоснования долговременных целей учебно-воспитательной деятельности, творческих поисков более эффективных ее форм и методов, установления устойчивых особенностей работы данной школы в ближайшие пять лет.

Пятилетним планом работы школы предусматриваются наиболее значимые показатели: движение контингента учащихся; переподготовка и повышение квалификации педагогического персонала; система педагогического просвещения родителей; перевод учащихся на режим продленного дня. Важное место занимает разработка мероприятий по укреплению учебно-материальной базы школы, улучшению условий быта, труда и отдыха учителей и учащихся.

Особое внимание обращается на создание учебно-материальной базы трудового обучения и организацию общественно полезного, производительного труда учащихся. Разрабатывая перспективные планы, необходимо учитывать последовательное усложнение содержания всей учебно-воспитательной работы и возрастные особенности школьников.

Сложность такого планирования заключается в том, что учебно-воспитательный процесс выходит за пределы класса, урока, получая свое логическое развитие в различных формах внеклассных и внешкольных занятий и в самостоятельной работе учащихся. Жизнь диктует необходимость целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка, конструирования единой, комплексной системы воспитательных воздействий школы, семьи и общественности.

Главная же задача планирования – это целенаправленность педагогического коллектива школы на повышение эффективности качества работы.





ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

НА ТЕМУ:



«Славянская письменность»



ПРОВЕДЕННЫЙ В 7 КЛАССЕ

ШКОЛЫ ИМЕНИ В АДАМЯН СЕЛА ЛАНДЖАХБЮР

ГЕГАРКУНИКСКОЙ ОБЛАСТИ



НАЛБАНДЯН АННА СУРЕНОВНА

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА







Цели урока:

а) обучающая

Чтение и речевая компетенция

  1. Совершенствование компетентных умений в аудировании, говорении, развитии умения выразительного, осознанного чтения рассказов и стихотворений.

Задачи:

  1. Добиваться выразительного чтения текстов в нормальном темпе с соблюдением норм русской орфоэпии.

б) Добиваться понимания основного содержания текстов, умения определять тему и главную мысль текстов.

в) Уметь рассказывать прочитанное и задавать вопросы по прочитанному.

г) Уметь слушать незнакомый фильм и сделать выводы.

Грамматика

  1. Развитие навыка правильного конструирования предложений и текстов с использованием предложно-падежной системы.

  2. Уметь задавать вопросы где? о ком? о чем? и находить в предложениях обстоятельства места.

  3. Уметь заполнить в предложениях пропущенные окончания.

б) развивающая

Цель.

  1. Развитие навыков учебной и исследовательской работы в групповом проекте.

Задачи.

а) Знакомство с историей возникновения и развития культуры Российского государства.

б) Развивать кругозор учащихся, познакомить с событиями жизни просвятителей Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки.

в) Выучить наизусть и декламировать стихи о России о Москве и Волге.

г) Спеть песенку „Ночная Москва”.

д) Танцевать под песню „Течет река Волга”.

в) воспитательная цель.

Воспитание уважения к истории братской России, привитие любви к русскому языку, литературе, культуре (танцам и песням).

Употребленные методы.

  • самостоятельно – исследовательская (заранее было задано) работа,

  • групповая работа,

  • ответы на вопросы,

  • беседа,

  • монология,

  • работа на карточках.

Оборудование: учебники, тетради, карта России, альбом с достопримечательными местами Москвы, славянская азбука, костюм „Истории”, костюмы девочек для танца, флаг и герб России, Москвы, (картина) памятник Кириллу и Мефодию, телевизор, на доске написано : „Слава вам, братья, славян просветители”.

Ход урока:

  1. Организационный моментю

  2. Вступительное слово учителя:

Вызов. Дорогие мои ученики, сегодня мы будем путешествовать по России. Если вы любите путешествовать, пожалуйста, ответьте на вопросы:

а) Как называется самое большое государство в мире? (показ на карте мира).

б) Как мы понимаем слово Россия?

в) Откуда возникли слова Русь, Россия, русские?

г) А что означает слово славяне?

д) На какие группы делятся славяне?

е) Как называется столица России?

ё) Как называется самая большая река в России и в Европе?

Учитель- А теперь прочитайте на доске тему сегодняшнего урока. Чему посвящен наш урок?

(ученик читает на доске „Славянская письменность”, „Столица России - Москва”, „Река-Волга” и отвечает, что сегодняшний урок посвящен славянской письменности, Москве-столице России и Волге-реке).

Учитель- И так, у нас есть уже три группы. I группа представляет тему „Славянская письменность”, II группа „Столица России-Москва”, III группа-„Река - Волга”.

(стук в двери, входит „История” –девочка и задает группе вопросы):

История - добрый день, знаете, кто я? Я приехала к вам на машине времени из далекого прошлого, из IX века. (Вывешивает на доску азбуку). Я вижу на доске такие слова: „Слава вам, братья, славян просветители”. (задает вопросы).

  1. Кто такие братья славяне, это вы уже знаете, а как вы понимаете слово просветители?

  2. Кто такие братья?

  3. Дорогие мои чада, я хочу знать, что вы еще знаете о славянской письменности (показывает доску), вот об этом алфавите, что вы сможете рассказать?

Ученики рассказывают о славянской письменности из рассказа учебника „Славянская письменность” (стр. 188-189) и добавляют о том, что нашли в интернете (исследовательская работа).

История – Молодцы, мои дети, а вы сможете сказать, почему между учуными стоит большой крест?

- А какие пословицы вы знаете о славянской письменности. (ученики прочитали написанные пословицы и повесили на доску).

Аудирование – Учитель. Молодцы мои ученики, давайте посмотрим видео о славянской письменности и скажем, что нового узнали.

II группа представляет тему „Москва” (прошу!).

  1. Прочитайте нам небольшой текст из книги, (рассказ „Москва и Волга”) а потом расскажите что нового вы узнали из интернета о великом городе Москве.

а) чтение по книге цепочкой.

б) задайте вопросы по каждому абзацу текста, ответьте на них. (Ученики задают вопросы и отвечают на них).

в) а теперь расскажите о том, что вы нашли в интернете.

г) а знаете, что столица Москва тоже имеет символы. (Ученики рассказывают о гербе и флаге Москвы, о гимне, представляют о композиторе, об авторах).

д) Учитель – Москва- это символ и любовь России. Свою любовь к Москве выразили в своих стихах, произведениях великие писатели и поэеты, музыканты.

Прочитайте строчки из стихотворений Лермонтова, Борисова, Цветаевой.

Показывают картины достопримечательных мест Москвы, пословицы и поговорки о Москве, поют песню „Ночная Москва”.

III группа представляет тему „Волга” (слушаем!).

У третьей группы вся работа была исследовательская работа (рассказывают о Волге-реке, происхождение, значение слова „Волга”, что является кормилицей и матушкой).

Учитель- Свою любовь к Волге выразили в своих стихах, произведениях великие писатели и поэты, художники, музыканты.

Ученики проводят примеры: стихи посвященные Волге-реке, рассказывают о картине Репина „Бурлаки на Волге”, пословицы и поговорки о Волге-реке.

Рефлексия- Работа на карточках.

Каждая группа должна ответить на три вопроса. Выбирают вопросы, готовятся одну минуту.

Победителем станет та группа, которая дает четкий, правильный, и полный ответ.

Урок кончается танцем „Течет река Волга”.

Оценивание – оценить учеников каждой группы и группу за активность.





ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА





ТЕМА : СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА



УЧИТЕЛЬ : НАЛБАНДЯН АННА СУРЕНОВНА





ШКОЛА : Ланджахбюрская средняя школа

имени В. Адамян















Структура современного урока.



Сорок пять минут урока –это спрессованный,

насыщенный мыслями и чувствами отрезок

совместного труда и того, кто его ведёт, и тех,

кого он учит самостоятельно шагать по пути

знаний, искать, запоминать осмысленное,

применять усвоенное.

Ильин Е.Н.ый.



Урок остаётся основной формой организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности. Жизнестойкость урока объясняется тем, что он представляет собой живую, постоянно изменяющуюся и совершенствующуюся процессуальную систему, отражающую в себе многоплановые стороны учебно-воспитательного процесса.

Современный урок –это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, формирования нравственных основ личности. При всей своем подвижности и гибкости конкретный урок представляет собой законченный отрезок педагогического процесса, ограниченный хронологическими рамками, целями, содержанием, составом учащихся . Каждый отдельно взятый урок органически связан с предыдущими и последующими уроками, он звено в цепи уроков.

Современный урок Что заключает в себе исходная идея современных научных представлений об уроке? - Представление о единстве обучения, воспитания и развития. Что является основной функцией урока? - Основной функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. Что представляет собой цель урока (зачем учить?)? - Носит триединый характер и состоит из трёх взаимосвязанных аспеков:


Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков. Сформировать умение распознавать изобразительно- выразительные средства языка, оценивать выразительность речи . Обогащать словарный запас учащихся .


Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.


Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие

Современный урок русского языка должен включать следующие шесть основных этапов ;

.мобилизация /предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельност/; .целеполагание / учащиеся самостоятельно формируют цели урока по схем ; вспомнить-узнать- научиться /; .осознание знаний/ учитель способствует возникновению на уроке проблемой ситуации, в ходе анализа которой ученики понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно/; .коммуникация / поиск новых знаний в паре , в группе/; .взаимопроверка; .рефлексия / что нового ученик узнал, чему научился на урока.

Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Компоненты современного урока (И.Г. Добротина)

1. Организационный 2. Целевой 3. Мотивационный 4. Коммуникативный 5. Содержательный 6. Технологический 7. Контрольно-оценочный 8. Аналитический

1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина 2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе 4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения и самостоятельной работы 6. Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, класса 7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса 8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ учащимися результатов собственной деятельности по организации урока       Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?


  1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку.

– четко определить и сформулировать для себя его тему;

– выделить общую задачу урока;

– конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими.

– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;

– определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;

– определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам. Для этого необходимо знать:


1) особенности учащихся класса:

– уровень класса;

– отношение к предмету;

– темп работы класса

– сформированность ЗУН;

– отношение к разным видам учебной деятельности;

– отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным;

– общая дисциплина учащихся.


2) учет индивидуальных особенностей:

– тип нервной системы;

– коммуникативность;

– эмоциональность;

– управление восприятием нового материала учащихся;

– умение преодолеть плохое настроение;

– уверенность в своих знаниях, умениях;

– умение импровизировать;

– умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

  1. Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.


     Для этого надо план-конспект урока.

План-конспект урока – "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.

План-конспект современного урока русского языка должен уметь следую-щие основные этапы;

.Тема урока .Цели урока .Планирование задачи .Виды и формы урока

.Ход урока ; .Организационный момент длится 2 – 3 минуты.

.Проверка домашнего задния. На каждом уроке русского языка осуществляется проверка знаний и навыков учащихся. Наиболее распространёнными формами проверки знаний и навыков учащихся являются: 1) проверка письменных домашних заданий; 2) проверка теоретических знаний; 3) различные виды самостоятельных работ с целью выявления практических умений и навыков. .Опрос на уроках русского языка. Формы опроса могут быть различными: с места и у доски, индивидуальный и коллективный, фронтальный, уплотнённый и выборочный, по новому материалу или изученному ранее. На опрос выделяется до 15 минут.

. Подготовка к восприятию нового материала. Изучение нового материала.


Цель подготовки к восприятию нового материала является вызывание у учащихся интереса к новой теме. Этого можно добиться созданием проблемной ситуации, которая может быть создана путём предъявления задания поискового характера, путём постановки вопроса, для ответа на который нужно усвоить новый материал.

Изучение нового материала – это один из наиболее трудных структурных элементов урока. Основная задача объяснения нового материала состоит в том, чтобы учащиеся осознали каждый существенный признак понятия или каждое условие нормы – грамматической, орфографической, пунктуационной и т.д.

При объяснении нового материала используются следующие методы: слово учителя, беседа, наблюдение над языковым материалом, лекция, самостоятельная работа с учебником. Все методы объединены в объяснительные и поисковые (проблемные). Объяснительные методы – это те, когда материал подаётся учителем в готовом виде. Их лучше использовать: 1) когда объём материала большой; 2) когда даётся тема практического характера; 3) когда процесс получения знаний отнимает много времени; 4) когда класс не способен активно усваивать новый материал. Так слово учителя используется при большом количестве информации, при её достаточной сложности. Учитель аргументированно излагает новый материал, используя различные приёмы (применение наглядности, обобщение, синтез, анализ), а ученики слушают и стараются понять.


.Закрепление знаний, умений и навыков.

Объяснение понятия или правила – это лишь начальный этап его усвоения. Подлинное овладение знаниями происходит только в процессе их применения, во время работы над упражнениями. Применить понятие или правило значит выполнить в определённой последовательности ряд мыслительных операций.

Вообще закрепление может быть двух видов:

1)первичное закрепление;

2)закрепление умений и навыков как урок закрепления.

Под знаниями следует понимать определённый набор сведений, правил, но ещё без умения применять их на практике. Это первый этап усвоения материала. Второй этап – выработка умений. Умения – это такой уровень усвоения материала, когда школьники при определённом напряжении внимания, памяти способны правильно поставить знак препинания, ту или иную букву. Но это ещё не навыки. Навыки – автоматизированные умения – третья ступень изучения материала.

Как уже было сказано, главным методом на этапе закрепление является упражнение.


.Рефлексия.


Функция этапа подведения итогов заключается в выяснении степени осознанного усвоения нового материала. По мнению М.Т.Баранова, для её реализации нужно ставить вопросы, требующие осознанного ответа, т.е. какие-то конкретные вопросы: например, почему в предложениях с однородными членами не всегда ставится запятая? Методист считает, что вопросы обобщённого характера ставить нецелесообразно.

По мнению же многих других методистов, можно задавать вопросы обобщенного характера: что вы узнали нового на уроке? Что называется тем-то?


. На этапе подведения итогов идёт оценка работы учеников.


.Задание на дом является важным структурным элементом урока, обеспечивающим преемственность в работе и непрерывность в обучении. Учебная работа по русскому языку, выполняемая дома, - это самостоятельная работа, успех которой определяется сформированностью умений. Учитель должен научить детей работать самостоятельно: уметь распределять время, работать с учебником, словарями дополнительной литературой, составлять план теоретической части заданного параграфа, пользоваться графическими обозначениями и т.д.

Классификация уроков русского языка по основной образовательной цели (по Гац И.Ю., Конаржевскому Ю.А.)

1. Урок объяснения нового материала/ Урок усвоения новых знаний учащимися 2. Урок закрепления знаний, умений и навыков 3. Повторительно-обобщающий урок (урок повторения, урок систематизации и обобщения изученного материала) 4. Комбинированный урок 5. Урок проверки и оценки знаний

Уроки развития речи

Урок подготовки изложения Урок подготовки сочинения Урок анализа текста Урок обучения устным монологическим высказываниям Реализация системно-деятельностного подхода Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Реализация системно-деятельностного подхода

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Уроки «открытия» нового знания 2. Уроки рефлексии 3. Уроки общеметодологической направленности 4. Уроки развивающего контроля

Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов

Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во- вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках.

Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов Уроки развивающего контроля проводятся после изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ.

Структура урока «открытия» нового знания

1. Этап мотивации к учебной деятельности 2. Методы мотивации: 1) эмоциональные: поощрение, учебно- познавательная игра, создание ситуации успеха, свободный выбор задания; 2) познавательные: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий; 3) волевые: предъявление учебных требований, формирование ответственного отношения к учению, самооценка деятельности, прогнозирование будущей деятельности; 4) социальные: создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов для сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы 2. Этап актуализации и пробного учебного действия ( в идеале должен конструироваться с опорой на материал предыдущего этапа и создавать проблемную ситуацию, провоцирующую потребность к построению нового способа действия).

Пример. Урок по теме ,,Слова категории состояния ,, .

Деятельность учителя 1. Организует беседу по содержанию предложений (Утро сегодня радостно. Глаза светились радостно). Просит определить частеречную принадлежность слова радостно в каждом предложении 2. Интересуется, могут ли ученики определить часть речи слова радостно в новом предложении (На душе радостно). Предлагает обдумать проект учебных действий для решения поставленной задачи

Деятельность учащихся

1. Отвечают на вопросы (Когда бывает утро радостным? Почему могут радостно светиться глаза?) и определяют, что радостно в 1-м предложении – прилагательное в краткой форме, во 2-м – наречие 2. Создают алгоритм разграничения омонимичных частей речи ( краткой формы прилагательного, наречия и неизвестной пока части речи), используя материал трёх предложений .

3. Этап постановки учебной задачи (формулирование темы и цели урока) 4. Этап «Открытия» учащимися новых знаний 5. Первичное закрепление 6. Включение новых знаний в имеющуюся систему знаний и повторение 7. Самостоятельная работа 8. Рефлексия 9. Объяснение домашнего задания.


Инструктаж

Л. Н. Толстой

. В.А. Сухомлинский















Список литературы:

  1. М.М. Поташник, «Требования к Современному уроку» (образование XXI века), методическое пособие, центр педагогического образования, – Москва: 2007.

  2. М .Т. Баранова .2009

  3. Ю.К. Бабанский, «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», – М.: Просвещение, 1982.

  4. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, «Педагогика», – М.: издат. центр «Академия», 2002.

  5. А.В. Хуторской, «Современная дидактика», – Санкт-Петербург: издат. дом «Питер», 2001.

  6. Е.С. Полат, «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», – М.: издат. центр «Академия», 2009. 7. И. Г. Добротина . 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!