СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование активных методов обучения на уроках информатики.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей школе – лицее №  101 широко применяются активные методы обучения. Активные методы - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. [3, c1]При обучении информатике в 5х классах мною были использованы следующие  активные методы обучения: «Карусель», «Спиной к спине»,«Знаю. Хочу знать. Узнал» для подведения итогов урока очень хорошо подходит метод «Лестница успеха».

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. При исследовании активных методов обучения отмечено, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре — до 90%.[2.с1] В качестве примера приведу фрагмент урока проведенного мною в 5-х классах. Тема урока «Правила набора текста. Перемещение по тексту». Цель: Познакомить учащихся с правилами набора текста. Домашнее задание на один параграф вперед, как самостоятельная подготовка новой темы проверяется в групповой работе с использованием инструмента «Карусель» в виде урок-игра. Этот вид деятельности позволяет ученикам творчески размышлять и озвучивать свои мысли, идеи и чувства по определенным вопросам. Это упражнение, нацеленное на сбор структурированной информации или размышление, которое приводит к тому, что ученики составляют краткий список  идей и ответов по определенной теме. 

Просмотр содержимого документа
«Использование активных методов обучения на уроках информатики.»

Использование активных методов обучения на уроках информатики.

Махаева Ермек Жаксылыковна,

учитель информатики

школа-лицей №101город Караганда.

Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать “над собой”, самосовершенствоваться. Целью учителя информатики, является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.

В классно-урочной системе есть возможности для применения отдельных форм и методов. [1, с1] В нашей школе – лицее № 101 широко применяются активные методы обучения. Активные методы - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. [3, c1]При обучении информатике в 5х классах мною были использованы следующие активные методы обучения: «Карусель», «Спиной к спине»,«Знаю. Хочу знать. Узнал» для подведения итогов урока очень хорошо подходит метод «Лестница успеха».

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. При исследовании активных методов обучения отмечено, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре — до 90%.[2.с1]В качестве примера приведу фрагмент урока проведенного мною в 5-х классах. Тема урока «Правила набора текста. Перемещение по тексту». Цель: Познакомить учащихся с правилами набора текста. Задается домашнее задание с опережением, учащиеся самостоятельно изучают дома новую тему, а на уроке игре проверяются знания на используя инструмент «Карусель». Этот вид деятельности позволяет ученикам творчески размышлять и озвучивать свои мысли, идеи и чувства по определенным вопросам. Это упражнение, нацеленное на сбор структурированной информации или размышление, которое приводит к тому, что ученики составляют краткий список идей и ответов по определенной теме. Ученики работают в маленьких группах, чтобы обмениваться идеями или выступать с предложениями относительно рассматриваемого вопроса. В каждой группе выбирается капитан группы, который увлекает за собой всю группу, происходит взаимообучение учащихся. Также у них есть возможность оценивать совместно идеи других групп и использовать их как возможную основу для формирования своих собственный ответов на вопросы. [4,с 14] Основная задача педагога – научить ребенка мыслить творчески, самостоятельно принять решение, уметь высказать свою мысль. Одной из таких удачных находок стала урок игра с использованием различных инструментов. Урок – игра с использованием инструментов активных форм обучения разрабатывался и проводился в трех пятых классах 5 «И», 5 «К», 5 «Л». Уровень классов разный, наиболее сообразительные и вдумчивые и творчески активные 5 «И». Здесь 15 учащихся большинство хорошисты и личности нацеленные на успех. Это выражалось в том, что ими были выдвинуты интересные и часто нестандартные идеи, группы работали творчески и активно. Следующий класс 5 «К» 13 - учащихся ограничивались ответами из учебника, особой активности не было. Трудно их расшевелить, заинтересовать и активно работали лидеры в группах активисты, некоторые ученики были молчаливы. Третий класс 5 «Л»-14 учащихся пришли на урок неподготовленные, пришлось менять правила игры на ходу, вначале прочитали вслух по очереди новый материал из учебника и затем начали игру. К сожалению, учащиеся 5 «Л» самые слабые, испытывают трудности с осмыслением прочитанного, прочитали, а применить к условиям игры, ответить на вопросы им сложно, приходилось упрощать, подсказывать. Уровень у учащихся разный кто-то быстро находит ответ и выполняет задание, а кто-то медленно усваивает и меньше выполняет заданий. Вывод: разрабатывать разноуровневые задания от простого к сложному. Проводить уроки с использованием активных методов систематически из урока в урок. Сложность предмета информатики это точность, сложно подобрать нужный инструментарий, приходится совмещать разные инструменты для заинтересованности учащихся, пробуждения интереса к предмету. Положительная сторона использования различных инструментов активных методов ни один ученик не остается без внимания, групповая работа заставляет работать всех на равных. Проведенные мною уроки в 5-х классах дают результаты: заметно возросла ответственность у некоторых учащихся, готовность к урокам и что самое важное учащиеся сами предлагают изменить условия игры 5 «И» класс, что удивительно решаются на более сложные задания и проявляют интерес к углубленному изучению тем. В 5 «Л» классе после серии проведенных уроков сформировались группы сильных учащихся, учащиеся молчуны стали более оживленными, заинтересованными. Урок -игра позволяет расслабиться, уметь выслушать одноклассника, проявить инициативу и попытаться самому высказать свою идею. Учитель видит из результатов работ учащихся их достижения и недостатки, групповые и индивидуальные работы на ПК позволяют видеть учителю, какие темы вызвали интерес, а какие остались непонятыми. Один из принципов построения урока – ясное, явное и одинаковое понимание учащимися «правил игры»: всех терминов, правил работы с задачами и критериев правильности решения. Это не только облегчает усвоение материала, но и создает условия для самостоятельной работы ученика, а также делает возможным построение учителем групповых и индивидуальных траекторий обучения. В процессе самостоятельного или группового решения задач формируются общие подходы и приемы, которые затем легко переносятся на другие объекты. Особенностью построения уроков с применением активных методов обучения является введение всех понятий на материале, а не в виде формальных определений для заучивания. Урок позволяет изучать темы как безкомпьютерном, так и в компьютерном варианте. В первом варианте учащиеся будут работать только с бумажными составляющими урока (учебником, карточками, таблицами, рабочей тетрадью). Во втором варианте, кроме бумажных материалов учитель будет использовать компьютерную составляющую, например выполнение практических работ из учебника или с карточек. Подведение итога урока проводится при помощи инструмента «Знаю. Хочу знать. Узнал». Учитель на доске чертит таблицу из трех колонок, ученики в своих тетрадях чертят и заполняют.

Знаю

Хочу знать (Пробелы в знаниях, не понял)

Узнал




В каждой группе подводится итог работы группы и совместное оценивание. Командир группы озвучивает оценки и подводит итоги. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании

Использование активных методов обучения, позволяют вести обучающую деятельность более интересно и эффективно. По сравнению с «традиционными подходами обучения», где ученик играет пассивную роль, использование на уроках информатики активных форм обучения реализуют установку на большую активность обучающегося.

Список использованной литературы:

  1. http://festival.1september.ru/articles/597012/

  2. http://pedsovet.su/publ/

  3. https://infourok.ru/aktivnie-metodi-obucheniya-na-urokah-informatiki-1099518.html

  4. Методы активного обучения и преподавания для основного уровня 3.-NorthemIrelandCurriculum.Org.ukAPMBPublikation 2007. www.nicurriculum

  5. Е.А.Вьюшкова, Н.В.Параскун Информатика: Учебник для 5 класса. Астана, Арман ПВ, 2013.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!