СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровой психотерапии в работе с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Каждый  ребенок  приходит  в  мир  особенным. И  мы  не  можем  повлиять  на  то, каким  именно  он  родится – мы  можем  только  сотрудничать  с  природой, чтобы  позволить  этому  ребенку  развиться  согласно  его  потенциалу  и  его  внутренней  тайне. И  в  этом, наверное, сложнейшая  задача  для  родителей  и  всех  взрослых, которые  отвечают  за  воспитание  ребенка – распознать  в  нем  особые  задатки, таланты, его  внутреннюю   программу  развития, так  как   каждый  ребенок  неповторим.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровой психотерапии в работе с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью»

Использование игровой психотерапии в работе с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью



Каждый ребенок приходит в мир особенным. И мы не можем повлиять на то, каким именно он родится – мы можем только сотрудничать с природой, чтобы позволить этому ребенку развиться согласно его потенциалу и его внутренней тайне. И в этом, наверное, сложнейшая задача для родителей и всех взрослых, которые отвечают за воспитание ребенка – распознать в нем особые задатки, таланты, его внутреннюю программу развития, так как каждый ребенок неповторим.

Особенно нелегка эта задача по отношению к детям, о которых пойдет речь в этой статье – эти дети во многом «другие» и имеют свои особые потребности

В настоящее время наиболее остро стоит проблема развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью. В каждой группе детского сада встречаются дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и тут же бросают его, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не могут выполнить задание до конца. Претендуя на лидерство, они не умеют подчиняться правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Оптимальный возраст для постановки диагноза СДВГ – 4-5 лет, когда уже можно судить о наличии расстройства внимания.

Чем раньше будет выявлен диагноз и начнется его коррекция, тем лучше. Видимые результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов.

Общаясь с коллегами детских садов, мы пришли к выводу о том, что одним из наиболее эффективных психотерапевтических моментов в работе с дошкольниками с СДВГ является игровая терапия. Для беспокойного расторможенного ребенка игра является единственной реальной возможностью активно погружаться в игровую ситуацию, сосредотачиваться на ней хотя бы на непродолжительное время, и выступает для ребенка своеобразным аналогом медитации взрослых. Для достижения терапевтического эффекта важно выдерживать такую ритмичность, при которой напряженные и энергичные действия сменяются моментами затишья и расслабления. Проводя с дошкольниками подобные игры, мы стараемся максимально задействовать мелкую моторку (пальчиковая гимнастика, элементы Су-Джок терапия). Вводим игровые сюжеты, в которых необходимо поддерживать равновесие и выполнять зеркальные симметричные действия, оказывающие терапевтическое влияние на детей с двигательной расторможенностью. Так же психокоррекционная работа строится с опорой на положительное эмоциональное подкрепление. На фоне приятных сенсорных впечатлений выстраивается игровой сюжет, который затем переносится в рисунок или игру за столом («Многоножки», «Слоны», «Морские волны», «Ловим комаров», «Двуножки», и. д.). Подбирая игры для гиперактивных детей необходимо учитывать такие их особенности как: дефицит внимания, высокую активность, импульсивность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам и выполнять инструкции, быструю утомляемость. Детям с СДВГ трудно считаться с интересами других, дожидаться своей очереди в игре. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Необходимо использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания. На начальном этапе надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной слабой функции. Получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций, также, начиная с индивидуальных форм работы. Когда у ребенка появиться опыт участия в играх и упражнениях, направленных сразу на развитие двух слабых функций (например: внимание и контроль импульсивности; внимание и контроль двигательной активности), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной отработке всех трех функций. Работая с гиперактивными детьми, мы используем следующие игры, разработанные Е.К.Лютовой, Г.Б Мониной, Н.Л.Кряжевой, Ю.С.Шевченко: «Гвалт», «Мельница», «Тишина», «Золушка», «Фасоль или горох», «Снежный ком», «Найди отличия», «Ласковые лапки», «Менялки», «Броуновское движение», «Коршун» и ряд других игр.

Приведем примеры игр:

«Найди отличие»

Цель: Развить умение концентрировать внимание на деталях.

Описание игры: ребенок рисует любую несложную картинку (котика, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем происходит смена ролей.

«Запрещенное движение»

Цель: игра по четким правилам организует, дисциплинирует и сплачивает детей, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Описание игры: дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

И в заключение, хотелось бы сказать, нам необходимо верить в то, что дети с СДВГ, как и каждый ребенок, приносят с собой в этот мир нечто уникально важное и ценное. Своей жизнью они, как и каждый человек, призваны сделать этот мир лучше и счастливее. А для того, чтобы исполнить свою миссию, им нужна любовь и мудрое воспитание, поддержка и помощь со стороны взрослых.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!