СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-коммуникационных технологий на начальном этапе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматривается опыт применения ИКТ на уроках в начальных классах, раскрываются возможности повышения качества обучения и развития личности обучающегося.

Просмотр содержимого документа
«Хвостова Фаина Геннадьевна»

Хвостова Фаина Геннадьевна, учитель

МБОУ ПГО «Ощепковская СОШ»


Использование информационно-коммуникационных технологий

на начальном этапе обучения

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии

Аннотация

В работе рассматривается опыт применения ИКТ на уроках в начальных классах, раскрываются возможности повышения качества обучения и развития личности обучающегося.

Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.

Всматриваясь в лица своих учеников, каждый пытается найти ответы на непростые вопросы: как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу тебе душа? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Кто или что поможет увлечь детей в мир знаний?

Перед современной школой стоит очень важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационно-коммуникационными технологиями. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Использование ИКТ оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Применение ИКТ  на уроках позволяет эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает творческий потенциал учащихся. Целесообразно использовать ИКТ в обучении в следующих случаях: при изложении нового материала – визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа Microsoft Power Point); при закреплении изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы); при организации системы контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); в самостоятельной работе обучающихся (обучающие и развивающие программы, энциклопедии). Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные  виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают   осознать языковые  явления,    сформировать   лингвистические    способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и   речевые действия,  а также   обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию  самостоятельной  работы учащегося.

В своей работе я часто применяю ИКТ на уроках. Например, в букварный период в 1 классе я использовала компьютер для подготовки к урокам презентаций на каждую букву. Подбирала материал яркий красочный не только информационный, но и с занимательными заданиями, что позволило сделать каждый урок насыщенным, доступным, запоминающимся каждому ребёнку.

Уроки литературного чтения – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихотворений на фоне классической музыки.

При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Грамотное использование информационных технологий может значительно преобразить преподавание многих предметов в начальной школе. Уроки окружающего мира с использованием мультимедийной энциклопедии оставляют у детей глубокий след. Так с помощью диска «Россия на рубеже третьего тысячелетия» мы совершили путешествие по природным зонам на территории России. На экране перед детьми открылась карта природных зон России. Дети увидели, где располагается та или иная зона, познакомились с представителями животного и растительного мира. Урок прошел очень эмоционально, во время путешествия ученики слушали музыку, которая ассоциируется с данным уголком нашей страны.

Я использую готовые электронные презентации, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов. Поддерживая здоровьесберегающие технологии, создаю презентации в соответствии с требованиями возрастной группы, используя электронные офтольмотренажёры. Прослушивание аудиокниг тоже дает положительный эффект.

Использую тест-систему, состоящую из ряда вопросов, нацеленных на выбор правильного ответа. Эта работа помогает быстро проверить знания учащихся, выстроить коррекционную работу.

Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов - презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают - работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.

Компьютер обеспечивает и всесторонний контроль учебного процесса. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний   всех  учащихся.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

  • организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

  • усилить образовательные эффекты;

  • повысить качество усвоения материала;

  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

  • овладевать практическими способами работы с информацией;

  • перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Какова же методика применения электронных учебных материалов при проведении урока в начальной школе?

При разработке плана каждого урока учитель заранее предусматривает применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, а также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения.

Выбор учащихся, выполняющих соответствующие дидактическим целям урока индивидуальные или групповые задания за компьютером, производится учителем после проведения предварительной психолого - педагогической диагностики с учетом особенностей восприятия информации, статуса ребенка в коллективе. Во время такого этапа, как «устный счет», орфографическая разминка или краткое повторение изученного, приглашаются для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни, либо те, для которых, первая половина урока является периодом продуктивной деятельности.

Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства.

При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.

Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах, организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий исследовательского характера на уроках окружающего мира.

Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, предлагается компьютерный тренажер повышенной сложности.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

В своей работе я использую компьютер, как средство обучения на различных уроках, через работу с мультимедийными энциклопедиями, а также как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, через создание мультимедийных презентаций к уроку. Мультимедийные компьютерные технологии позволяют дополнить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы.

В своей работе я постоянно обращаюсь к самостоятельному творчеству детей. Ребята сочиняют сказки, стихи. Одной из задач, стоящих перед детьми, является художественное оформление работы: дети рисуют иллюстрации, создают обложки для своих книжек и др. Выполняют свои работы, как при помощи ручного труда, так и при помощи компьютера. Для меня очень ценны работы, выполненные своими руками, однако я считаю важным, не ограничивать ребенка в выборе средств для создания работы, т.к. одним из принципов обучения являются многогранность и вариативность.

Задача учителя начальной школы умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью компьютера. Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребенку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях информационного общества, научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья.

Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.


Список литературы:

  1. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.

  2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М., 2002. – 120с.

  3. Е.С.Кутугина, Д.К. Тутубалин Информационные технологии: Учебное пособие. - Томск, 2005.

  4. Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде «за» и «против» [текст]/ Г.М. Будунов.- М.: Аркти, 2006.- с 192

  5. Воробьёва О.Я. Коммуникативные технологии обучения [текст]/О.Я.Воробьёва.-Волгоград: Учитель, 2008.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [текст]/Г.К.Селевко.-М.: Народное образование,1998Барышникова М.Ю., Карелова Е.И., 7. Клецин В.И., Шумихина Т.А. Информационные технологии для учителя-предметника. – М.: Федерация Интернет Образования, 2003.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!