СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мультимедийных технологий в практической деятельности педагога-музыканта

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыты пути использования музыкальных редакторов и программ в деятельности учителя музыки, их образовательные и развивающие возможности для школьника.

Просмотр содержимого документа
«Использование мультимедийных технологий в практической деятельности педагога-музыканта»



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА



Учитель музыки

Володин Сергей Евгеньевич

МБОУ Мечетинская СОШ

Зергоградского района, Ростовской области



ХХ век вошел в историю как век так называемого «информационного взрыва», век возникновения новой информационной структуры. Сред­ства массовой коммуникации создают вокруг каждого из нас осо­бое инфор­мационное поле, под воздействием ко­торого формируются социальные, мо­ральные, художественные, интеллекту­альные ценности и инте­ресы. Современный человек на­столько привык к огромному ко­личе­ству информации, объем которой по­стоянно увеличивается, что не пред­ставляет себе жизни без медиа. Ме­диаинформация способна одновре­менно воздействовать и на слух, и на зрение, синтезируя в себе практиче­ски все накопленные человечеством способы общения.

Педагогу-музыканту в современной школе важно связывать традици­онные и автоматизированные формы обучения. Широкие возможности для педагогического творчества в обучении представляют многие компьютерные программы. В педагогических ситуациях, когда дети работают на компью­тере, он используется для пошагового усвоения детьми учебной программы, для упражнений соответствующего уровня сложности, для обеспечения об­ратной связи и для выдачи необходимой информации.

Уроки музыки - это в большой степени уроки жизни. Практически нет урока, на котором не было бы самого важного и самого трудного, что мы привыкли называть «воспитательными моментами». Музыка способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний, может помочь вызвать к жизни сокровенные помыслы, унести в далекое прошлое, заглянуть в будущее.

Мой педагогический опыт  подсказывает, что учитель должен находиться в непрерывном поиске  разнообразных путей обновления основных положений программы «Музыки. » Д.Б. Кабалевского. 

Учебным планом предусмотрен лишь один урок  музыки  в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Информационно – коммуникационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.  Информационные технологии обучения – это своеобразная подготовка и передача информации ученикам, где средством является компьютерная техника

В   соответствии   с   требованиями   новых   стандартов   в   программе заложены основные методические принципы:

-увлеченности;

-триединства деятельности композитора-исполиителя-слушателя;

 -тождества и контраста, сходства и различия; -интонационности;

 -диалога культур.

Использование методов художественной педагогики:

-художественное, нравственно-эстетическое познание музыки; -интонационно-стилевое постижение музыки;

эмоциональная драматургия;

 -концентричность музыкального материала;

 -забегание вперед и возвращение к пройденному;

-создание «композиций»;

 -художественного контекста.

Основная идея, лежащая в основе программы, которую я использую –

ориентированность на личность. Рассматривая творческие компетенции как

реализацию человеком собственной индивидуальности, я применяю

принципы и правила личностно-ориентированного подхода:

Творчество – это реальное преобразование предметной деятельности, культуры и

самого себя. Отсюда деятельностный подход в моей практике:

Кроме того, творчество всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И

благодаря этому оно развивает прогрессивную самооценку ребёнка. Создать

атмосферу нравственных переживаний на уроках.

В своей работе я использую несколько программ для работы с музыкой на компьютере. Их можно разделить на следующие группы:

Музыкальные проигрыватели

Музыкальные энциклопедии.

Фонохрестоматии

Музыкальные редакторы

Программы для пения караоке

Обучающие мультимедийные диски

Видео-уроки.

Мультимедийные презентации.

Средства Интернет.

Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.).

Выразительно и ярко проходят уроки по теме «Природа в музыке». «Музыкальная прогулка», «Музыкальное путешествие», «Музыкальный портрет». При анализе музыкальных произведений дается характеристика музыкальных произведений . Для этого использую слайд-шоу в просмотре на компьютере.

 В процессе работы большое внимание уделю разнообразным заданиям, связанным с метро - ритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, выставление ноги на пятку или на носок, хлопки, покачивания туловищем, подскоки, хороводные шаги. (видео- презентации, видео – клипы).

В структуре урока музыки ритмические движения являются его частью, длящейся три - пять минут, выполняющие роль двигательной разрядки. (Аудиозаписи). "Антошка", В.Шаинского, "Научи нас веселиться", "Танцуйте, сидя", Б.Савельева, "Хлопай, не зевай", р.н.м., "Топ, топ, хлоп, хлоп", "Буш - Вуги", англ.п., "Золотой ключик", В.Плешака (танец "Летка - Енька"), "Казачок" р.н.м., "Плетень" р.н.и. и другие. Использую "Музыкальную карусель", "Музыкальное лото".

В своей работе я имею возможность ввести в изучение тем урока компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи (музыкальные редакторы), просматривать фрагменты произведений видеозаписи (видео редакторы), но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства(программы создания и аранжировки музыки).

Огромную помощь на уроках дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах, композиторах. Прослеживаем историю развития той или иной группы, узнаем о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушиваем запись или просматриваем видеоклип.

Итак, применение данных технологии отличается высокой результативностью и способствует:

• личностному развитию учащихся;

• повышению интереса школьников к учебным занятиям;

• росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

• изменению самооценки учащихся;

• воспитанию активности и самостоятельности;

• формированию учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;

• развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

• овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;

• созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.

Таким образом, использование компьютера очень удобно не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Увлеченный новой методикой, учитель должен использовать только те ее открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребенка.

Заключение

Использование мультимедийных технологий необходимо включать в учебный процесс с раннего школьного возраста.

Благодаря духовной общности учителя и учеников, процесс информационного обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения.

Учитель должен осуществить индивидуальное влияние на конкретного ребёнка, чем-то заинтересовать, увлечь, пробудить в нем неповторимую личность.

Данная форма организации обучения, позволяет повысить значительно эффективность образования. Она способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований. Всё это, в конечном счёте, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.

Литература:

  1. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1993-1999.

  2. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением /авт-сост. Л. В. Золина. М.: Издательство «Глобус», 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!