Просмотр содержимого документа
«Использование детского песенного дискурса на уроке английского языка в начальной школе как способ формирования фонетического навыка (на примере ономатопеи)»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого” (ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА) на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКОГО ПЕСЕННОГО ДИСКУРСА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО НАВЫКА (НА ПРИМЕРЕ ОНОМАТОПЕИ)
Выполнена: студенткой 5 курса очной формы обучения группы 221534 факультета иностранных языков Степичевой Анастасией Антоновной
ВВЕДЕНИЕ
- Актуальность - интерес к проблеме раннего обучения иностранному языку, необходимость поиска новых путей активного обучения младших школьников, в частности, формирования у них прочных слухопроизносительных навыков.
- Объект - фонетические, лексико-семантические и грамматические особенности английского детского песенного дискурса
- Предмет – способы использования детского песенного дискурса в практике преподавания иностранного языка в начальной школе, с целью развития фонетического навыка
- Цель - выявить способы инкорпорирования детского песенного дискурса в практику преподавания английского языка в начальной школе с целью развития фонетического навыка.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- На основе анализа современной научной литературы определить терминологический аппарат исследования: дискурс, песенный дискурс, ономатопея ;
- Выделить основные психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста;
- Проанализировать существующие УМК по английскому языку для 2 класса с целью выделения использующихся современными разработчиками учебников способов включения песенного материала в работу по формированию фонетических навыков;
- Проанализировать обучающий потенциал детского песенного дискурса в начальной школе и разработать систему упражнений по формированию навыков произношения на основе песенного материала.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА:
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология
- Арнольд, И.В. Лексикология современного английского языка
- Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация
- Воронин, С. В. Основы фоносемантики
- Карасик, В. И. Языковые ключи
- Кашкин, В. Б. Дискурс
- Кибрик, А. А. Дискурс
- Мухина, В. С. Возрастная психология: феномен развития, детство, отрочество
- Никитенко, З. Н. Аутентичные песни как один из элементов национальнокультурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе школе
- Плотницкий Ю. Е. Лингвостилистические и лингвокультурные характеристики англоязычного песенного дискурса
- Синькевич, Г. С. Песня на уроке английского языка
- Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранному языку
Материал исследования : тексты англоязычных современных популярных песен (26 примеров) и детских песен (8 примеров).
Источники материала исследования:
- 1. Ru-UK.Net
- 2. Nursery Rhymes
- 3. Corpus of Contemporary American English (Coca)
- 4. BritishCouncil
- 5. Lyricsmode и другие.
Ономатопея в англоязычном песенном дискурсе
- Дискурс – это «связный текст вместе с экстралингвистическими (прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами), это речь, погруженная в жизнь»
[Арутюнова, 1998, с. 136]
Устный письменный гибридный
ДИСКУРС
Бытовой и бытийный
Диалогическиймонологическийполилог
Институциональный
Песенный
Сокращения
- Сокращения gonna, gotta, wann, gimme, dontcha, ain’t, kinda, d’you .
- Сокращения
- gonna, gotta, wann, gimme, dontcha, ain’t, kinda, d’you .
Элизия
- Элизия ’ way (away), ’bout (about), ’cross (across ’em (them), ’cause (because), c’mon (come on).
- Элизия
- ’ way (away), ’bout (about), ’cross (across ’em (them), ’cause (because), c’mon (come on).
Сленг
- Сленговая лексика pretty (quite), blue (sad, depressed), down (depressed), mad (angry), to dig (I) (to enjoy), to dig (II) (to understand), bread (money), baby, babe (darling, etc.) a drag (something )
- Сленговая лексика
- pretty (quite), blue (sad, depressed), down (depressed), mad (angry), to dig (I) (to enjoy), to dig (II) (to understand), bread (money), baby, babe (darling, etc.) a drag (something )
Лингвистические особенности песенного дискурса
Сокращения:
Элизия:
Сленг:
Лингвистические особенности песенного дискурса
Лингвистический анализ англоязычного детского песенного дискурса
Детский песенный дискурс
ритм
рифма
фонетические, лексические и синтаксические повторы
звукоподражательная лексика
Детский песенный дискурс
Песни-потешки
Песни-игры
Песни-считалочки
- Three Blind Mice Little Tommy Tucker
- Three Blind Mice
- Little Tommy Tucker
- If you’re happy and you know it
- If you’re happy and you know it
- A little teapot What do you do
- A little teapot
- What do you do
Колыбельные
Песни с элементами звукоподражания
- Twinkle, twinkle, little star Soft kitty, warm kitty.
- Twinkle, twinkle, little star
- Soft kitty, warm kitty.
- A dream is a wish your heart makes
- A dream is a wish your heart makes
hiss (n) ding-dong (v) ding-dong (n) " width="640"
Ономатопея
«ономатопея – это звукоподражание, образование слов, условно воспроизводящих природные звуки, крики животных и т.д., а также создание слов путем звукоподражания» [Розенталь, 1976].
образованы методом редупликации:
quack-quack, plod-plod, tick-tock
односложные (иногда двусложные):
crackle (v), sniff (v)
легко переходят из одной части речи в другую:
hiss (v) hiss (n)
ding-dong (v) ding-dong (n)
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
Развитие памяти
Интерес к игровой деятельности
Слаборазвитая произвольность запоминания
- Представить себя устно и письменно, написать резюме, заявление, письмо, анкету на английском;
- Представить себя устно и письменно, написать резюме, заявление, письмо, анкету на английском;
- Представить свою семью, школу, город, страну в рамках межкультурного
- Представить свою семью, школу, город, страну в рамках межкультурного
- Уметь задать вопрос, построить диалог по-английски;
- Уметь задать вопрос, построить диалог по-английски;
- Владеть различными видами речевой деятельности: письмо, чтение, диалог, монолог.
- Владеть различными видами речевой деятельности: письмо, чтение, диалог, монолог.
Требования ФГОС
Этапы формирования фонетического навыка
- Фонетический навык – это «способность правильно воспринимать звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроизводить»
[Азимов, 2009].
Этапы формирования
мотивационно-ориентировочный
основной
подготовительный
тренировочный
Использование песенного материала в современных учебно-методических комплексах по английскому языку
Упражнения по развитию фонетического навыка младших школьников посредством использования детского песенного дискурса
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!