СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ЭОР на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование ЭОР на уроках географии»

СОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И ЭОР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ  В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Подготовку к деятельности в рамках нового стандарта общего образования можно условно разделить на три этапа: знакомство с Федеральным государственным стандартом, овладение умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий. Все нововведения ФГОС направлены на усвоение обучающимися определенной суммы знаний и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей.

Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшает качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, способствует повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала.

Если сравнить деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, можно увидеть что она, если не меняется, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение учащимися определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе. Наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.

ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся, соответственно важным условием реализации основной образовательной программы является требование наличия информационной образовательной среды.

Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.

Согласно ФГОС, школа должна иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Современный учитель должен активно и эффективно использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы информационно-образовательной среды школы, которая предназначена для встраивания новых образовательных технологий в работу учителя и должна помочь ученикам успешно справиться с обучением.

Достаточно часто возникает необходимость разработки авторских электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для мультимедийного сопровождения занятий в классно-урочной системе и системе внеклассных занятий и мероприятий. Имеющиеся в большом количестве на образовательном рынке ЭОР, созданные отечественными и зарубежными компаниями, не всегда удовлетворяют целям, задачам или содержанию конкретного урока, методическому подходу, или профессиональной концепции, которых придерживается учитель. Кроме того, иногда бывает невозможно найти ресурс, подходящий тематически. Во всех перечисленных случаях учителя создают самостоятельно необходимые ему электронные ресурсы.

Электронные образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы: электронные средства обучения,  инструментальные и прикладные программы, информационные ресурсы Интернета.

Современные электронные средства обучения не сводятся к электронным учебникам, обучающим программам, тренажерам или программам тестирования. Можно говорить о возникновении нового обобщающего понятия «компьютерные учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств. Для эффективного использования их в учебном процессе, определяющим является содержательное и методическое качество таких ресурсов.

Инструментальными являются программы, позволяющие учителю создавать собственные элементы автоматизированных учебных курсов. Это программы-оболочки, позволяющие учителю, вводить в заданный формат собственный учебный материал. Оболочки могут быть ориентированы на универсальное предметное содержание или на определенную область знания. Работа с инструментальными средствами возможна как в автономном режиме, так и в сети (в режиме online) — в последнем случае все материалы создаются и размещаются на веб-сайтах.

Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить: веб-сайты, посвященные отдельным сферам образования, предметной области, уровню обучения и т.п.; веб-сайты — информационные представительства учебных заведений, ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных и т.д. В последнее время часто используются блоги учителей и учащихся.

Блог учителя-предметника представляет собой совокупность авторских методических материалов, мастер-классов, рекомендаций, разработок с примерами использования в учебном процессе,  реализаций образовательных технологий на блоге, результаты исследовательской деятельности с использованием сетевых ресурсов, специализированных сервисов и внешних экспертов. Блог служит источником новых идей и методических приемов.

         Блог дает учителю-предметнику: методическая копилка учителя, размещение ссылок на Web-ресурсы, обратная связь с учеником, публикация домашнего задания учителем и учениками, тестирование учащихся (в школе и дома), организация коллективной работы on-line (в школе и дома), мультимедиа ресурсы к урокам.

         Блог дает ученикам: расширение информационного пространства ученика, повышение мотивации изучения предмета,  материалы для уроков в режиме on-line, дополнительная информация для творческого развития, разбор олимпиадных задач повышенного уровня, обратная связь с учителем, публикация домашнего задания учителем и учениками, тестирование и выполнение домашних заданий on-line, коллективная работа on-line.

В последнее время в учебном процессе активно стали применяться электронные учебники или электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предметам школьной программы.

Один из самых востребованных способов использования ЭОР, когда электронное пособие применяется непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного, а также могут быть полезны при подготовке раздаточного материала, подготовка которого почти всегда является для учителя достаточно трудоемким процессом. В таком режиме работы полезно использование в качестве ЦОР анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов.

Следует отметить большие возможности выполнения учащимися самостоятельной работы с ЭОР. Такая работа может быть осуществлена при подготовке учениками домашних заданий, зачетов, материалы ЭОР, а именно ЦОР, входящие в их состав, могут быть востребованы при выполнении заданий по методу проектов. Здесь могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и даже простые тексты. Необходимо отметить, что при таком методе использования ЭОР и ЦОР у учащихся возникает больший интерес к предмету и выбранной тематике, появляется возможность почувствовать себя молодыми исследователями в данной области.

ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя.

Использование ЭОР на уроках географии

Одним из ключевых компонентов информационно-коммуникационных технологий являются электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР), которые появились в Интернет в конце 2006 года и, на сегодняшний день уже обеспечивают достаточно широкие возможности применения для учителя и ученика.

В своей работе я стараюсь включить средства информационно­коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавание географии в школе. Они помогают мне решать задачи повышения доступности, качества образования; усиления дифференциации и индивидуализации обучения. Использование ЭОР значительно облегчает работу учителя и увеличивает интерес ученика к географии.

В географии заложены огромные возможности для применения новых информационных технологий. Выделяют несколько основных направлений использования компьютерных технологий в преподавании географии:

  • демонстрация материалов, наглядных пособий и карт;

  • показ географических процессов;

  • геоинформационное обучение;

  • проверка знаний;

  • самостоятельная работа обучающихся.

В настоящее время информатизация сферы образования вступает на качественно новый уровень: решается задача массового использования компьютерных технологий, в общем и профессиональном образовании.

Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.

Существуют специально разработанные и находящиеся в открытом доступе электронные образовательные ресурсы, которые могут и должны применяться учителем географии. В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. Но необходимо акцентировать внимание на двух коллекциях. Это:

• Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru);

• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК)

(http://school-collection.edu.ru).

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Адреса ФЦИОР в Интернете:

http://fcior.edu.ru

http://eor.edu.ru

Учебные ЭОР на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru) представляют собой электронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины. Предназначены для изучения предмета «с нуля» до границ предметной области, определенных программой обучения. Включают все виды учебной деятельности: прием/передачу информации, практические занятия в известных и новых формах, аттестацию. Нацелены на поддержку работы и расширение возможностей преподавателя и самостоятельную работу учеников.

Использование ЭОР предполагается несколькими способами:

1. Учитель может вести урок на основе содержания готовых цифровых образовательных ресурсов, используя Интернет-ресурсы.

2. Учитель может самостоятельно разработать ЭОР и использовать на своем уроке.

3. Сам ученик может организовать самостоятельную познавательную деятельность, что особо важно в рамках введения ФГОС.

Рассмотрим применение ЭОР на различных этапах урока.

  • ЭОР для актуализации знаний.

Эффективно использовать электронные тесты и ЦОРы, в том числе собственные разработки. Использование флеш-тестов и тренажеров помогает обучающемуся получить не только новые знания, но и формирует процесс получения новых умений и навыков работы, в частности навыки по самообразованию, помогает анализировать, делать выводы и обосновывать своё мнение, стимулируют стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению.

  • ЭОР на этапе объяснения нового материала.

В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например, электронные учебники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы.

  • ЭОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.

При закреплении многих тем курса информатики эффективной технологией является использование на уроках обучающих компакт-дисков.

  • ЭОР для контроля и оценки знаний, умений и навыков.

Использование тренажеров-флеш позволяют осуществить контроль знаний обучающихся, используя при этом личностное включение учащегося в процесс.

  • ЭОР для подготовки домашнего задания (творческие задания, рефераты и доклады, презентации, самообучение).

География — единственный школьный предмет, формирующий у обучающихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов федерального уровня (http://school-collection.edu.ru)- это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Примеры простых ЦОР Единой коллекции:

  • статья из Энциклопедия "Кругосвет";

  • иллюстрация вместе с сопроводительным текстом из коллекции Материки и океаны, народы и страны;

  • книга в виде набора отсканированных страницc оглавлением;

  • аудиозапись;

  • видеозапись;

  • презентация в формате MSPowerPoint;

  • отдельный медиаобъект учебного курса, выполненного на определенной технологической платформе.



Важными следствиями активного использования ЦОР нового поколения в школьной географии станет:

  • переход от репродуктивного процесса обучения к деятельностному;

  • поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения;

  • выстраивание индивидуальных образовательных траекторий

  • изучения географии в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся;

  • стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся.


Огромное количество плюсов использования ЭОР на уроке:

  1. это интересно, современно и перспективно;

  2. повышает качество обучения, углубляет межпредметные связи при выполнении различных заданий по предмету;

  3. позволяет проводить различные исследования и эксперименты, которые невозможны на обычном уроке;

  4. можно выполнять индивидуальные и групповые проектные работы ;

  5. это новое представление информации (интерактивные карты);

  6. ЭОР можно применять на всех этапах урока, даже при выполнении учащимися домашнего задания;

  7. новую информацию ученик получает, в основном, в процессе самостоятельной деятельности и заключается это в освоении содержания урока;

  8. у детей появляется опыт самостоятельной работы с информационными ресурсами: интернетом, словарями, энциклопедиями электронными библиотеками и т. д. ;

  9. с использование ЭОР также можно проводить уроки -лабораторные работы (химия, биология), уроки по решению задач (химия), уроки-практикумы (география,биология,химия), уроки-дискуссии на основе проблемных ситуаций, уроки-семинары и т.д. ;

  10. появляется реальная возможность организации полноценного семинара, где помимо подготовки учащегося по информационным источникам еще и устный доклад с иллюстрациями и презентациями;

  11. для ученика — это возможность — заглянуть в любую точку земного шара, поработать с картой и тут же проверить свои знания;

  12. для учителя — это увеличение эффективности работы, сокращение времени на подготовку и объяснение материала;

Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.

При выборе образовательного ресурса прежде всего необходимо обратить внимание на такие его характеристики, как:

  • информативность (соответствие содержанию программы, учебно-тематическому планированию, содержанию используемого учениками учебника; наличие на диске дополнительного материала в объеме, необходимом и достаточном для решения поставленных учителем учебных целей и задач и т.д.);

  • интерактивность (возможность организации обратной связи, разнообразных контактов: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель – группа учеников, группа учеников – группа учеников, ученик – группа учеников);

  • удобство использования (удобный и понятный учителю и ученику интерфейс, меню, ссылки, переходы по разделам, навигатор);

  • оформление (общая эстетика, удобство и зрительная легкость восприятия).

В этом случае предлагаемые электронные ресурсы, учебные пособия, обучающие программы смогут существенно поднять планку качества географического образования, усилив его практическую значимость и учебную привлекательность как для ученика, так и для преподавателя на уроках и во внеурочное время.

Таким образом, учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний, а для обучающихся ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, могут выполнять роль тренажеров, а также создаваться ими.


Аннотированный каталог ЭОР интернет-ресурсов



Каталог ЭОР

Адрес сайта


Аннотированный список


1.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru/

Содержит каталог ЭОР

По основному общему образованию, среднему (полному), начальному профессиональному образованию, среднему и дополнительному образованию.

2.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/

Каталог информационных учебных материалов, электронных изданий и др. для ученика и учителя.

3.

Методика преподавания географии. http://antonioracter.narod.ru/nayka/geograf/metodika/

Введение, основные принципы, формы и методы преподавания географии, дополнительное (тестовый контроль)

4.

Географический образовательный портал.

http://mygeog.ru/

Географический образовательный портал

Сайт будет интересен любителям географии, поможет ученикам и преподавателям на уроках географии в школе, колледже или ВУЗе. Содержит материалы открытых уроков, презентации, интерактивные тесты, увлекательные статьи с видео и фото иллюстрациями, справочные материалы по географии, которые помогут улучшить качество образования.

5

Презентации по географии http://www.mirgeografii.ru/

Поурочное планирование, уроки географии, презентации по географии с 5-10класс.

6.

Я иду на урок географии. http://geo.1september.ru/urok/

Все материалы, на основе которых создан сайт,
были опубликованы в журнале "География".
Вы можете подписаться на бумажную или электронную
версии журнала.

7.

Учительский портал.

http://www.uchportal.ru/

Конспекты уроков, сценарии, презентации, разработки по внеурочной деятельности.

8.

Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

http://window.edu.ru/

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам» предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования.

10.

Географический атлас.

http://geo.historic.ru/

Страны мира, физическая карта, справочные данные, часовые пояса, географический атлас.









Электронно-образовательные ресурсы по географии:

1.Используемые сайты:

1.Единая коллекция ЦОР.

1)Географические обучающие модели. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=28

2)География 6-10 классы. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/523e4226-60b8-b9f7-d940-984745d86418/118882/?interface=catalog&class=48&subject=28

3) География. Планета Земля. 6 класс. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d2317e71-1650-4a58-a439-b2f53331e47b/106075/?interface=catalog&class=48&subject=28

2.Географический атлас (geography.su/atlas) http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/

3.Видеоуроки (interneturok.ru/ru/shool/geograty/) http://interneturok.ru/

4.Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ. http://megabook.ru/rubric/ГЕОГРАФИЯ

5.Мир карт (mirkart.ru). http://www.mirkart.ru/

6. Электронное приложение к газете “1 сентября» (geo.1 september.ru/urok). http://geo.1september.ru/urok/

7.Открытый банк заданий ОГЭ (fipi.ru)/ http://www.fipi.ru/

8. Официальный портал ЕГЭ (ege.edu.ru). http://www.ege.edu.ru/ru/main/

9.Официальный портал ГИА (gia.edu.ru) http://gia.edu.ru/ru/graduates_classes/exam/

10.Презентации по географии (ppt4web.ru/geografija) http://ppt4web.ru/geografija

11.География http://geographyofrussia.com/

12.Интерактивные карты http://mygeog.ru/rubrica/interaktivnye-karty/

13. Интерактивные карты России http://www.edu.ru/maps/cmn/tematic_maps.shtml?#2

14. Презентации по географии http://900igr.net/prezentacii-po-geografii.html

15. Презентации по географии http://presentaci.ru/prezentacii-po-geografii/





















Аннотированный каталог ЭОР на основе ресурсов порталов ФЦИОР и Единая коллекция ЦОР по теме: Гидросфера Земли (6 класс)



Интернет-ресурс

ЭОР

Аннотация

Использование

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

1

Гидросфера. Контрольные задания. http://fcior.edu.ru/card/22539/gidrosfera-kontrolnye-zadaniya.html

Электронный учебный модуль «Гидросфера. Контрольные задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе контроля полученных знаний детьми, затрудняющимися в освоении предмета на базовом уровне.

Данный модуль предполагает оценку знаний по некоторым вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно: «Круговорот воды в природе», «Реки», «Водопады», «Взаимодействие гидросферы и литосферы».

2

Контроль. Гидросфера (упрощенный вариант)

http://fcior.edu.ru/card/14067/kontrol-gidrosfera-uproshennyy-variant.html

Данный ЭУМ предназначен для контроля за сформированностью знаний по теме «Гидросфера». Он содержит тестовые задания для проверки знаний о частях Мирового океана, о трех состояниях воды, о внутренних и окраинных морях, о естественных и искусственных водоемах. Тестовые задания позволяют оценить степень усвоения материала учащимися.

Модуль поможет и учителю, завершающему изучение данной темы в классе, и учащемуся при самопроверке полученных знаний.

3

Круговорот воды в природе. http://fcior.edu.ru/card/22555/krugovorot-vody-v-prirode.html


Электронный учебный модуль «Круговорот воды в природе». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе объяснения нового материала или закрепления пройденного.


Рассматриваемый модуль рассчитан для детей затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне. Целью данного модуля является: ознакомление с общей схемой круговорота воды в природе, рассмотрение этапов круговорота воды. Особое внимание уделено изучению общей схемы круговорота воды в природе, поверхностного и подземного стока, явлению испарения и осадков.

4

Ледники. Многолетняя мерзлота. Болота. http://fcior.edu.ru/card/22603/ledniki-mnogoletnyaya-merzlota-bolota.html

Электронный учебный модуль «Ледники. Многолетняя мерзлота. Болота». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе объяснения нового материала или закрепления пройденного.

Рассматриваемый модуль рассчитан для детей затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне. Рассматриваемый модуль помогает расширить познания о составных частях гидросферы. Особое внимание уделено описанию ледников, многолетней мерзлоты, болот.


5

Озёра. Контрольные задания.

http://fcior.edu.ru/card/22266/ozera-kontrolnye-zadaniya.html

Электронный учебный модуль «Озёра. Контрольные задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе контроля полученных знаний детьми, затрудняющимися в освоении предмета на базовом уровне.

Данный модуль предполагает оценку знаний по некоторым вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно: озеро Байкал, озера мира и их соленость.


6

Практикум: Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и сушей (со специальными возможностями http://fcior.edu.ru/card/5849/praktikum-vzaimodeystvie-mirovogo-okeana-s-atmosferoy-i-sushey-so-specialnymi-vozmozhnostyami.html

Модуль предназначен для закрепления материала по теме "Природа Земли и человек. Гидросфера".


Содержит специальные настройки, облегчающие работу учащимся с пониженной остротой зрения, нарушенным восприятием цветов, сниженным слухом.


7

Течения в океане. Практические задания http://fcior.edu.ru/card/22775/techeniya-v-okeane-prakticheskie-zadaniya.html

Электронный учебный модуль «Течения в океане. Практические задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на практических занятиях по географии.


Данный модуль также может быть использован для углубленного изучения предмета географии. В качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Самое мощное холодное течение», «Течения на больших глубинах», «Течения в Атлантическом океане», «Влияние океанических течений на хозяйственную деятельность человека».

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

1

Мировой океан как часть гидросферы

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6caeea0f-02c0-4b1c-9d8c-59aa025f91f2/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28

Показаны следующие примеры явлений и процессов: - перенос влаги, испарившейся с поверхности Океана; особенности водообмена между частями Мирового океана; - поступление вод речного стока и его влияние на режим морских акваторий; - образование льда в морских акваториях.

Иллюстрируют процессы в самом океане и демонстрируют его связь с другими частями гидросферы. Используются в качестве изучения нового материала.


2

Анимация Марианская впадина

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9c670e79-6925-406e-90bf-c6d0ef2b400a/108767/?interface=teacher&class=48&subject=28

Наглядно демонстрирует неровности земной поверхности. Здесь показана самая загадочная и недоступная точка нашей планеты - Марианская впадина

Фильм о Марианской впадине используется при изучении темы «рельефа дна Мирового океана»


3

Океан

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/333ff250-0b7d-b059-0ac1-594883f7f8b3/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28

(Мировой океан), водная оболочка, покрывающая бульшую часть земной поверхности (четыре пятых в Южном полушарии и более трех пятых - в Северном).


Текстовый документ, содержащий определенную информацию о Мировом океане, которую можно использовать в изучении нового материала. Материал может быть использован для докладов учащихся.


4

Ледники

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9d9a3f72-7663-7b8b-441a-d5f28d54f9b9/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28

Скопления льда, которые медленно движутся по земной поверхности. В некоторых случаях движение льда прекращается, и образуется мертвый лед. Многие ледники продвигаются на некоторое расстояние в океаны или крупные озера, а затем образуют фронт, где происходит откол айсбергов. Выделяют четыре основных типа ледников: материковые ледниковые покровы, ледниковые шапки, долинные ледники (альпийские) и предгорные ледники (ледники подножий).

Текстовый документ, содержащий определенную информацию о ледниках, которую можно использовать в изучении нового материала. Материал может быть использован для докладов учащихся.



5

Океанические течения http://school-collection.edu.ru/catalog/res/661ab94f-fa4d-e0cf-ccfe-aefe7ff2a304/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28


Электронный учебный модуль «Гидросфера. Контрольные задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе контроля полученных знаний детьми, затрудняющимися в освоении предмета на базовом уровне. Данный модуль предполагает оценку знаний по некоторым вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно: «Круговорот воды в природе», «Реки», «Водопады», «Взаимодействие гидросферы и литосферы».

Контроль знаний и умений учащихся


6

Наводнения http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b107c515-711d-4e5b-bbbd-6abec9ffce76/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28

В ряду всех стихийных бедствий наводнения занимают лидирующее положение по числу повторов, охвату территорий и суммарному среднегодовому экономическому ущербу.

На представленных снимках наводнения вызваны ливнями и, как следствие, подъемом воды в реке и затоплением прилегающих низменных территорий: низовье Голубого Нила (Судан); восточная территория Бангладеш; река Эльба (Германия). Презентации.


7

Органические ресурсы мирового океана

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8942a1ec-313a-4e35-ad3a-6d70921cdc36/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28


В ресурсе приведены изображения, на которых видны потенциальные районы рыбного промысла и марикультуры. Даны результаты обработки спутниковой информации по концентрации органических веществ в акватории Мирового, от которой зависит количество рыбы в данном районе. Показаны также отдельные участки, перспективные для лова рыбы. Развитие марикультуры представлено преобразованием мангровых болот в креветочные хозяйства на побережье Гондураса.

Изображения используются в качестве иллюстраций к изучению нового материала.



8

Приливно-отливные движения http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e961fbf3-829d-4cf8-9f08-c9a38b49ce57/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28


Представлены изображения приливно-отливных движений в различных районах Мирового океана. Показан залив Фанди во время прилива и отлива, течения и внутренние волны, порождаемые приливными движениями в различных акваториях, а также результаты обработки данных в различных акваториях, а также результаты обработки данных о приливах у побережья Антарктиды.

Презентация может быть использована при изучении нового материала.


9

Соленость вод Мирового океана.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2d36685c-d356-453b-8f37-1c5d3c9a22d6/040b.pps

В ресурсе даны карты изменения солености вод Мирового с глубиной. Объясняются причины ее изменения. Представлены изображения явлений, влияющих на изменения солености поверхности акваторий в разных регионах Мирового океана: опресняющее влияние речного стока и таяния льдов и увеличение концентрации соли в результате образования льда в полярных широтах.


Презентация может быть использована при изучении или закреплении материала.


































ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды.



ФИО (полностью)

Комарова Наталья Николаевна

Место работы


Должность

учитель

Предмет

география

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды.

Урок № 1.

Базовый учебник

Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2008.


  1. Цель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере, её роли в жизни человека.

9. Задачи:

- обучающие:

  • сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды;

  • доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;

  • расширить знания учащихся о значении воды в природе и для человека.

- развивающие:

  • развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

  • развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

  • продолжить развивать навыки работы с современными средствами информатизации;

  • развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;

  • создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.

- воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;

  • воспитывать информационную культуру;

  • воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;

  • формировать научное мировоззрение.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • Учащиеся извлекают информацию из текста учебника и ЭОР и дает определение понятия «гидросфера», «Мировой круговорот воды».

  • Учащиеся самостоятельно определяют состав гидросферы.

  • Учащиеся оценивают значение гидросферы в жизни человека и природы.

Метапредметные:

  • Умеют определять понятия (гидросфера) по существенным признакам.

  • Умеют находить причины и следствия (на примере анализа круговорота воды в природе).

  • Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,

выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.

Личностные:

  • Осознают ценности воды во всех ее проявлениях для жизнедеятельности.

  • Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований

собственных действий.

  1. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.

Методы обучения: проблемный метод, частично-поисковый.

  1. Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, проектор, Интернет, учебник, ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕКЦОР http://scool-collection.edu.ru.

  2. Структура и ход урока


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1.

Организационный


Проверяет готовность к уроку, настраивает учащихся на серьезную работу в доброжелательной обстановке.

Учащиеся готовятся к уроку. Акцентируют внимание, настраиваются на урок.

1 мин

2.

Целеполагание и мотивация


Чтение высказываний о воде и её роли, отгадывают загадку о воде, цель - повышение познавательного интереса, подготовка к восприятию материала.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, определяют

цели урока.

4 мин

3.

Изучение нового материала











30 мин


1.Понятие «гидросфера»



Дает задание: вспомнить или в тексте учебника найти понятие «гидросфера», выяснить соотношение воды и суши на планете, ответив на вопрос: «Почему Землю называют «Голубой планетой»?

Работа с текстом учебника и физической картой полушарий, отвечают на вопросы, записывают тему урока и определение «гидросфера» в тетрадь.


2. Три состояния воды



ЭОР № 1, слайд 1.




Дает задание учащимся: используя текст слайда 1, назвать агрегатные состояния воды.

Работают с ЭОР (слайд 1), отвечают на вопрос.


3.Состав гидросферы






ЭОР № 1, слайд 2.








Используя слайд 2, начертите схему «Состав гидросферы» в тетради, сравните её с текстом учебника, сделайте выводы. Задает проблемный вопрос: Какие части гидросферы мы можем увидеть на карте, а какие нельзя увидеть?

Работают с ЭОР (слайд 2), заполняют схему в тетради, отвечают на вопросы.





4. Мировой круговорот воды в природе




ЭОР №2





Читает стихотворение Ю. Дитриха, спрашивает, о каком процессе идет речь.

Повторение Мирового круговорота воды в природе, используя анимированную схему.

Смотрят ЭОР №2, делают выводы о большом и малом круговороте воды в природе.


ЭОР №3

Дает задание изучить текст, выяснить, какие компоненты связывает Мировой круговорот воды, сформулировать определение «Мировой круговорот воды».

Работают с ЭОР №3, зарисовывают схему, сравнивают определение Мирового круговорота воды с текстом учебника, записывают определение в тетрадь.

5.Загрязнение гидросферы


ЭОР №4, слайд 2.

Обсуждает с учащимися экологические проблемы гидросферы

Дает задание: используя слайд №2, выписать в тетрадь основные источники загрязнения гидросферы.

Работают с ЭОР №4 (слайд 2), читают и выписывают в тетрадь основные источники загрязнения гидросферы.



6.Значение гидросферы.

ЭОР № 1, слайд 3.


Задание учащимся: изучить схему и ответить на вопрос: Почему «Мать водица» - всему царица? Учитель подводит учащихся к выводу, о том что, вода необходима для жизнедеятельности планеты.

Изучают схему в ЭОР (слайд 3), рассказывают о роли воды в природе и в жизни человека.

4.

Проверка уровня усвоения материала

ЭОР №5

Задание учащимся: расставить слова на соответствующие места на схеме. Проводит анализ выполнения задания.

Выполняют практическое

задание ЭОР №5.

5 мин

5.

Подведение итогов урока, рефлексия.

Выставление оценок.


Предлагает определить уровень своих достижений,

ответив на вопрос: «Что я узнал на уроке?». Оценивание наиболее активно работающих на уроке.

Учащиеся высказывают свое мнение.

2 мин

6.

Домашнее задание


Предлагает выполнить практическую работу:

«Путешествие капельки по большому круговороту воды» в виде эссе, мини-сочинения, рисунка, используя схему учебника.

Ответить на проблемный вопрос: «Какие явления, связанные с Мировым круговоротом воды, можно встретить в нашей местности?»


Записывают д/з (§23, ответить на вопросы №1-6), получают образцы для выполнения практической работы.

3 мин




Приложение к плану-конспекту урока

Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Гидросфера - водная оболочка Земли. Гидросфера. И1


информационный


текст, схемы

http://fcior.edu.ru/card/7654/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zeml i-gidrosfera-i1.html

2.

Круговорот воды в природе.

информационный

анимация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009f4-1000-4ddd-0791-470047fe0afc/view/

3.

Круговорот воды в природе

информационный

текст, схема, иллюстрации

http://fcior.edu.ru/card/22555/krugovorot-vody-v-prirode.html

4.

Гидросфера - водная оболочка Земли. Человек и гидросфера. И1

информационный

текст, иллюстрации

http://fcior.edu.ru/card/1625/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-chelovek-i-gidrosfera-i1.html

5.

Практикум: Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и сушей (со специальными возможностями)

практический

схема, текст

http://fcior.edu.ru/card/5849/praktikum-vzaimodeystvie-mirovogo-okeana-s-atmosferoy-i-sushey-so-specialnymi-vozmozhnostyami.html



Заключение


Таким образом, средства ЭОР позволяют ставить перед ребенком и помогают ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения и ключевые компетенции у учащихся (умения получать знания самостоятельно, находить, обрабатывать и использовать полученную информацию).

Умелое применение разнообразных возможностей ЭОР в обучении, ведет к овладению учителем новыми способами передачи знаний, что соответствует качественно новому содержанию обучения и развитию ребенка. Это позволяет школьникам с интересом учиться, находить источники информации, а также воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности, тем самым, переводя ее на более высокие формы сотрудничества.

Мои уроки и внеклассные мероприятия благодаря ресурсам Интернета в сочетании с комплексом мультимедийных  возможностей  компьютера, интерактивной доски и большому разнообразию образовательных электронных учебных изданий по географии, стали более интересными, увлекательными и эффективными. Считаю, использование электронных образовательных ресурсов  в обучении – это современное направление в методической науке и практике. Информатизация образовательного процесса – дело многотрудное, однако, это путь творчества  и развития. Работать по-новому не просто, но только так можно повысить эффективность и качество обучения географии.

Безусловно, активное использования ЭОР, приводит к изменению технологии обучения и отношений между участниками образовательного процесса. Все это способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной науки, открывает новые перспективы практического применения знаний и навыков, полученных в процессе обучения.

















Список литературы


  • Долгорукова С.В., Елисеева Л.И., Кугут И.А., Федорова О.П. Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 классы. М.: Глобус, 2010.

  • Заяц Д.В. Интерент- ресурсы на уроках географии. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008г.

  • Кузнецова Т.С., Криницына Е.А., Ромахина Е.Г. Использование информационных ресурсов на уроках географии и экономики. СПб, 2008.

  • Методики применения цифровых образовательных ресурсов в информационно – телекоммуникационном сопровождении региональной системы образования //http://edu.of.ru/attach/17/5890.doc

  • Образовательные программы. География. http://obr.1c.ru/catalog.jsp?top=7

  • Яковлев А.И. Информационно - коммуникационные технологии в образовании //http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!