СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых методов и приёмов в элементарном музицировании дошкольников по принципам Карла Орфа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать». Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых методов и приёмов в элементарном музицировании дошкольников по принципам Карла Орфа»

Муниципальное образование город Ноябрьск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

муниципального образования город Ноябрьск

(МБДОУ «Золотой ключик»)











Методическое объединение музыкальных руководителей на тему: «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через музыкальное музицирование»







Практикум:

«Использование игровых методов и приёмов в элементарном музицировании дошкольников по принципам Карла Орфа»















Подготовила: музыкальный руководитель

Ермакова А.К.







Март, 2024


1 слайд - Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать». Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования  музыкальных   инструментов  в работе с  детьми,  с целью активизации  музыкального   развития  и творчества  детей. Лучшая, на мой взгляд, программа по элементарному музицированию является методика Т.Э. Тютюнниковой. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание. 

Элементарное музицирование – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Детям необходимо творить  и переживать, чтобы понимать. ЭМ предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.

Основными видами деятельности творческого музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический подход.


Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты) .


Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.











ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



  1. Озвучивание стихотворений – развивает музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. 

Участникам предлагается стихотворение С. Маршака «Апрель»оно прочитывается, подбираются подходящие по тембру детские музыкальные инструменты и озвучивается стихотворение.

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.   – треугольник

По полям бегут ручьи,      - глиссандо по металлофонам

На дорогах лужи               – муз. молоточек

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.        – тихое шуршание любым предметом

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.  – трещотки, маракасы

Стали птицы песни петь   – свистулька, дудочка

И расцвел подснежник.     колокольчик

Варианты озвучивания могут быть разными. Темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется.

Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

Более сложный вариант – развитие чувства ритма, и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов обладают очень высокой эффективностью в развитии музыкальных способностей.

2 слайд - 2. Озвучивание рассказа по репродукциям картин, которое можно использовать на занятиях совместно с воспитателем.

Перед вами картина Владимира Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять.

Пошли они через поле в лесок. (музыкальный молоточек).

Стали собирать ягоды, грибы, аукаться, (дудочки, свирельки)

Птичек слушать, (свистульки)

Не заметила Машенька, как набежали тучи, (погремушки)

Потемнело кругом, загремел гром, (барабан)

Тут посмотрела девочка на небо и ахнула, (барабан)

Взяла Ванечку за ручку и побежала. (музыкальный молоточек)

Маленький Ванечка скоро устал, заплакал (румба)

А тучи все темнее, гром все громче (усиление звучания барабана)

Тогда схватила сестренка братика,

Посадила себе за плечи (музыкальный молоточек)

И припустилась со всех ног по полю (ускорение темпа)

Сверкали молнии, шумел ветер, гремел гром (маракас, барабан)

Упали первые капли дождя, было страшно (румба)

Но Машенька не бросила малыша, добежала до деревни,

И когда начался ливень (тремоло на треугольнике)

Брат и сестричка были уже дома (глиссандо на металлофоне)




Конечно, говорить о внедрении системы обучения К. Орфа в полном объеме в условиях дошкольного образовательного учреждения нецелесообразно, но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи современного дошкольного образования.


И подытожить вышесказанное хочется словами Карла Орфа:


«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!