Использование игровых технологий
в образовательном процессе
На сегодняшний день игровые технологии заняли центральное место в воспитании и образовании подрастающего поколения. Их использование в образовательном процессе обусловлено принципом активности обучения.
Игровые технологии стали ведущими в образовании, поскольку способствуют повышению мотивации у детей к обучению и развитию.
Игровое обучение — форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности, освоения и (или) выработки необходимых человеческих черт, качеств, развития способностей.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Использование игровых технологий в образовательном процесс выполняет следующие функции:
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- социализации: включение в систему общественных отношений.
Выделяются разновидности игр и игровых уроков:
1. По области деятельности:
Физические;
Интеллектуальные;
Трудовые;
Социальные;
Психологические;
2. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
3. По игровому методу:
сюжетно-ролевые игры;
деловые игры;
имитационные;
драматизации.
4. По предметной области
математические, химические, экологические и т.д.
музыкальные, театральные и т.д.
трудовые, технические и т.д.
спортивные, военные, туристические и т.д.
5. По игровой среде
без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные.
компьютерные, телевизионные и т.д.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Введение игровой технологии в образовательную деятельность проходит поэтапно:
1 этап -подготовка. Общие описание игры, содержание, инструктаж, подготовка материального оснащения.
2 этап - ввод в игру. Постановка проблемы, целей, условия, инструктаж, регламент, правила, распределение ролей, формирование групп, консультации.
3 этап - проведение. Групповая работа над заданием (работа с источниками, мозговой штурм). Межгрупповая дискуссия, (защита результатов, правила дискуссии, работа экспертов)
4 этап - анализа и обобщения. Вывод из игры. Анализ результатов оценка и самооценка. Выводы, обобщения и рекомендации.
В структуру игры как процесса входят:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средство реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет- область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игровые технологии используются:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
Как элементы более обширной технологии;
В качестве урока или его части;
Как технология внеклассной работы.