СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий на уроках в начальной школе.»


Использование игровых технологий

на уроках в начальной школе.





«…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский

Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего-то нового, интересного.

Поступая в школу, самым главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболезненному преодолению психологического барьера, возникающего при поступлении ребёнка в школу, является использование игры как методического процесса в учебно-воспитательном процессе.

Для детей младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия. В игре их сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем – радость открытия, когда они ощущают, что преодолели препятствие.

Занятия с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. В игре ученики попадают в ситуации, позволяющие им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

Сначала учащихся интересует только сама форма, а затем уже и учебный материал, без которого невозможно участвовать в игре. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные виды упражнений, заданий.

Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер

В структуру игры входят:

• роли, которые взяли на себя участники;

• игровые действия;

• игровые предметы, которые замещают реальные;

• отношения между участниками;

• область действительности, которую участники условно воспроизводят.

Современный урок требует от учителя начальных классов включать в структуру занятия игровые технологии. У игр есть преимущества перед другими педагогическими технологиями:

• ребенок привык играть;

• легче преодолевает трудности, препятствия, психологические барьеры;

• приобретает мотивы общения, моральные и познавательные мотивы;

• проявляет инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение;

• применяет умения и навыки, которые получил на уроке;

• лучше усваивает учебный материал, расширяет кругозор с помощью дополнительных источников;

• развивает коммуникативные качества в соревновательной деятельности, учится работать в парах и группах.

В педагогической игре всегда есть учебная цель и педагогические результаты, которые можно выделить и обосновать. Чтобы игровые технологии на уроке были результативны, педагог сочетает их с обычными упражнениями и использует систематически. Игру применяют на уроке как самостоятельную технологию, чтобы дети освоили понятие, тему или раздел учебного предмета, либо как элемент иной технологии или фрагмент урока: введения, объяснения, закрепления, контроля.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

-дидактическим целям;

-организационной структуре;

-возрастным возможностям их использования;

-специфике содержания

По характеру педагогического процесса бывают:

-обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

-познавательные, воспитательные, развивающие;

-репродуктивные, продуктивные, творческие;

-коммуникативные, диагностические и другие.

По характеру игровой методики делятся на:

-предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные,

игры-драматизации.

По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

 

Правила игры на уроке

Педагогу следует соблюдать девять основных правил игровой технологии:

1. Игра должна стимулировать мыслительную деятельность. Иначе педагогических целей не достичь.

2. Правила игры необходимо формулировать просто и точно, содержание должно быть доступно обучающимся. В противном случае игра не вызовет у них интереса.

3. Дидактический материал должен быть удобным.

4. Когда педагог организует командную игру, результаты контролируют все ученики или жюри. Так учет результатов будет открытым и справедливым.

5. Каждый ученик активно участвует в игре.

6. Если на уроке проводят несколько игр, надо чередовать легкие и трудные.

7. Не стоит перегружать урок играми.

8. Важно следить за речью учащихся в игре: она должна быть правильной, четкой; выводы – аргументированными и краткими.

9. Игру заканчивают, как только получили результат.

Нижеперечисленные игры можно  использовать в работе с детьми на уроках информатики.

 

Игра «Картинки по телефону»

Детей делят на команды. Выбирают трех экспертов. Жеребьевкой команды разбивают на две пары. В каждой паре одна команда – источник информации, вторая – приемник. Команда-приемник получает по чистому листу бумаги. Команде-источнику учитель выдает рисунок, на котором изображен объект. Объект должен состоять из 3–4 фрагментов.

В течение одной минуты команда-источник рассматривает рисунок, затем максимально точно и кратко описывает, что на нем изображено, но не показывает приемнику информации. Команда-приемник в это время изображает на своем чистом листе бумаги рисунок. Описывать рисунок нужно 1–2 минуты. Оригинал и полученное изображение команды сдают экспертам, которые совещаются, вывешивают рисунки на доску и оценивают результаты. Критерий один: точность рисунка.

В процессе игры дети учатся узнавать и выбирать существенное, развивают наблюдательность.

 

Игра «Рисуночное письмо»

Учитель делит класс на четыре команды. Каждая команда с помощью 1–3 рисунков кодирует информацию. Учащиеся сами придумывают сообщения и рисунки. Через две минуты команды меняются рисунками и еще две минуты разгадывают смысл рисуночного письма. Затем снова обмениваются рисунками, чтобы установить, правильно ли разгадано сообщение. Учитель может выбрать только тему для сообщения.

 

Игра «Секретное сообщение»

Игру проводят, когда изучают тему «Кодирование информации». Педагог делит детей на команды. Каждая команда придумывает свою кодовую таблицу соответствия, составляет сообщение из 2–3 слов и кодирует его одним из выбранных способов. Закодированное сообщение передают другой команде, которая декодирует его. Выигрывает та команда, которая отгадала правило кодирования и верно расшифровала сообщение. Чтобы кодировать и декодировать сообщение, командам дают 4–5 минут.

 

Игра «Испорченный телефон»

Играют на этапе повторения материала. Педагог выстраивает детей в линию. Ведущий показывает карточку с изученным по информатике понятием. Полученную информацию дети передают друг другу. Последний в линейке ученик вслух произносит слово или словосочетание, которое он услышал. Учитель сверяет его с карточкой, которая находится у ведущего.

 

Игра «Дерево вопросов»

Проводят на этапе закрепления материала. Педагог делит детей на группы. На рисунок дерева прикрепляет листочки с вопросами. Один человек от группы снимает листочек с вопросом, и группа отвечает на него.

Нижеперечисленные игры можно  использовать в работе с детьми на уроках обучения грамоте.

Игра «Четвертый лишний».

Детям предлагаются карточки с изображением четырех букв, среди которых одна - лишняя. Основанием для классификации может служить признак букв – гласные - согласные.

Например (А О У Р), (М П А К) и др.

Игра «Найди и подчеркни».

Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать нужную букву. Не забывайте спрашивать, какую букву он ищет? Букву можно обводить в кружок или зачеркивать и др. При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две буквы и их выделять любым способом. Задание полезно на всех этапах обучения (даже для читающих детей, так как тренирует еще и внимательность).

Игра «Отгадай слово» («Шифровальщики»). На карточке нарисованы различные предметы. По первым буквам картинок нужно прочитать зашифрованное слово.

Игра «Кто самый внимательный» (с хлопками). Детям предлагается послушать слова с заданным звуком. Как только они услышат нужный звук в слове, нужно хлопнуть в ладоши.

Игра «Наборщик» - составить все возможные слова из букв предложенного слова. На наборном полотне из букв разрезной азбуки составлено слово, дети его прочитывают. Затем предлагается из этих букв составить новые слова, например, из слова «магазин» (маг, газ, Зина).

Игра «Придумай слова со звуком». Детям предлагается придумать слова с заданным звуком. Простой вариант игры – без указания местоположения звук в слове, более сложный – придумать слова с заданным звуком (в начале слова, в конце, в середине).

"Кто больше" (придумайте слова, начинающиеся со звука "б" "б")

береза, булка, баран, бочка, бабочка.

"Найдите слова"

б_ _ _а

"Путаница"

СМТОЫ

НЫБТИ

УГЬШЛ

ХОУПЛ

СВЬОА

ФОТАК

ПАШАК

Эта работа интересна детям. Участвуют все обучающиеся, а это очень важно.

В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют   задачи занимательного характера.

Такие задачи, как показывает практика, вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием. Например,

1) Зайцы по лесу бежали,

Волчьи следы по дороге считали.

Стая большая волков здесь прошла.

Каждая лапа в снегу их видна.

Оставили волки 40 следов.

Сколько, скажите, здесь было волков?

Головоломки

 Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления.

Например:                                                                                                                                                   1) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму.

2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь:

*** - **=1

Близки к головоломкам и задачи на сообразительность.

Например, лестница состоит из 15 ступеней.

На какую лестницу нужно встать, чтобы быть на середине лестницы? (На восьмую).

Один из наиболее распространенных видов головоломок - магические квадраты…

Задания на смекалку и на сообразительность следует предлагать для самостоятельной работы, и только при затруднении большинства учащихся учитель анализирует со всем классом во внеурочное время.

 Логические задачи

Шарады. В шарадах требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не целиком, а по частям.

Предлог и малое число,

За ними букву скажем.

А в целом - ты найдешь его

Почти под домом каждым.

(По   два    л)

Логогрифы.

В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится в начале. Затем, в расшифрованное слово добавить одну или две буквы, и получится новое слово.

Чтобы поддерживать скворечню

Иль антенну я гожусь.

С мягким знаком  я, конечно,

Сразу цифрой окажусь.

(шест - шесть)

Логические задачи

1. Волк, Лиса и Медведь жили в трех домиках: первый - белый с большим окном, второй - зеленый с большим окном, третий - зеленый с маленьким окном. У Волка и Лисы домики с большими окнами, у Волка и Медведя - зеленые домики. У кого какой домик?

2. Миша жил немного ближе к школе, чем Коля, и намного дальше от нее, чем Витя. Кто жил от школы дальше всех?

Чтобы активизировать внимание детей при изучении единиц измерения времени детям предлагаются ребусы,

а так же пословицы и поговорки:

Летом одна неделя год кормит.

На час опоздал - за год не догонишь.

Зимою солнце светит, да не греет.

Пословицы, поговорки и ребусы оживляют учебную деятельность, повышают интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала.

Т.о., занимательность на уроке математики помогает формированию мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке, при проведения на занятиях игр, в конструировании различных геометрических фигур,  в организации коллектива своих товарищей, а так же в умении с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу или провести познавательную игру.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!