СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, и особенно на обучение. ИКТ в образовательном процессе – это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения.

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках музыки.»

Использование ИКТ на уроках музыки.


Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, и особенно на обучение. ИКТ в образовательном процессе – это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения.

Сегодня в мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днём появляются всё более новые технологии. Почти каждый человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото- и видеокамерой. Дети живут в технологическом пространстве для них это пространство современно и интересно. Поэтому современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, так как главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Современный урок не может быть интересен без использования ИКТ, и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями. Применение ИКТ делает обучение ярким, запоминающим, интересным для обучения, формирует эмоционально – положительное отношение к предмету.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

ИКТ сочетают в себе много компонентов для успешного обучения.

1. Использование музыкальных энциклопедий и обучающих программ по музыке. («Энциклопедия Кирилла и Мефодия», обучающая программа «Музыкальный класс», «Энциклопедия классической музыки», «Развиваем музыкальные способности», и т. д.) Все эти обучающие программы содержат хорошо иллюстрированный информационный материал, качественный музыкальный материал и много тестов, игр, кроссвордов, различных заданий.

2. Использование «Цифровых образовательных ресурсов», как комплекс средств обучения, в который входят:

Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.

Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика. Иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии.

Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.

Звуковые фонограммы музыкальных произведений. А также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;

Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь(вербальная (словесная) характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.

Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля над успешностью развития музыкальной культуры школьника.

3. Создание мультимедийных презентаций. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки, также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе. Они отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности.

Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность восприятия, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией.

4. Создание музыкальной фонотеки.

С помощью сети Интернет можно пополнять свою фонотеку, быть в курсе музыкальной жизни не только в России, но и всего мира, записывать различные музыкальные телепередачи, балеты, мюзиклы, концерты, найти слова, ноты и фонограмму к изучаемым песням.

5. Использование игровых технологий

Мультимедиа-технологии и созданные мультимедиа-ресурсы могут быть использованы при реализации самых разных методов обучения. Одними из методов, в которых использование мультимедиа может дать наибольший педагогический эффект, являются различные игры, применяемые в учебном процессе. Использование мультимедиа-ресурсов позволяет сделать такие игры более яркими, живыми и интересными.

Примеры мультимедийных игр для уроков и внеурочной деятельности:

«Угадай мелодию», «Мои первые знания о музыке», «Инструменты симфонического оркестра», «Разгадай кроссворд», «Что я знаю о музыке»,

«Знатоки музыки», «Нотная азбука».

6. Интернет позволяет быть в курсе мировых музыкальных новостей, а новейшие Flash – технологии помогают собирать дополнительные материалы к уроку.

Таким образом, применение ИКТ на уроке музыки решает ряд важнейших задач, прежде всего, – это повышение интереса к музыке, усвоение учебного материала, активизация познавательной деятельности, реализация творческого потенциала учащихся, воспитание активности и самостоятельности; формирование эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству; развитию теоретического мышления.

Положительные стороны использования ИКТ на уроках музыки:

  • Наглядный материал к музыкальным произведениям всегда можно найти в интернете, он красивый и крупный, можно детально видеть элементы демонстрируемой картины;

  • Музыкальные произведения удобно находить и включать именно с того места, которое необходимо обсудить.

  • Интересно и удобно создавать презентации к урокам самой, так как в презентацию я вставляю именно тот материал, который мне нужен для данного урока. Хотя, презентациями других учителей я так же пользуюсь;

  • Чтобы презентация была не только наглядностью, я даю детям возможность записать необходимый материал в тетрадь (понятия, ФИО автора и название произведения);

  • интерактивный момент в презентации дает возможность проверить знания детей (тестирование) или ещё раз, с целью закрепления, прослушать музыку;

Всем известно, что информации по музыке в наших библиотеках не так много, соответственно ребята с большим удовольствием делают сообщения на предлагаемые вопросы с помощью интернета, тем самым развивают и закрепляют навык поиска и обработки информации. Информационно-коммуникационные технологии позволяют повысить эффективность урока:

  • позволяют изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником.

  • при одном часе в неделю становится возможным увеличить интенсивность урока, его насыщенность.

  • использовать на уроке качественные видеоматериалы.

  • повысить мотивацию к изучению предмета.

Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлеченный новой методикой, учитель должен использовать только те ее открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребенка. Есть еще одна опасность, о которой следует сказать. Новая методика не должна противоречить здоровьесберегающим технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях видео-метода, но и о большой зрительной нагрузке во время урока.

Отрицательные стороны данной технологии:

  • Составление презентаций отнимает много времени, поэтому к каждому уроку её не приготовишь, но без наглядности урок кажется «серым» не только детям, но и мне;

  • Сокращается время живого музыкального исполнения, дети всё больше хотят слышать музыку именно в электронном исполнении.

В целом использование ИКТ помогает реализовать на практике идеи, способствующие эффективному решению образовательных задач, вывести обучение на качественно более высокий уровень. Применение информационных коммуникационных технологий в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. ИКТ позволяют значительно повысить эффективность образования. Они способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов. Так же, компьютерные технологии – это не основа обучения, а скорее увлекательное дополнение. Ведь эти технологии никогда не заменят живое общение с учителем на уроке, посещение концерта, выставки. Не заменят и пение под аккомпанемент, исполнение хороводов, или игру на детских музыкальных инструментах на уроках музыки.

Музыка – это предмет, позволяющий ребенку наиболее полно узнать окружающий мир, разобраться в связующих элементах, научиться определять свое место в этом мире.

Литература

  1. Агатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н. В. Агатова М., -2006.

  2. Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа. М., -2002.

  3. Зайцева, Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе/ Л. А. Зайцева. М., -2004.

  4. Кузнецов Е. В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе/ Е. В. Кузнецов. М., 2003.

  5. Селевко, Г. К.Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т. 1. М.: НИИ школьных технологий -2006.

  6. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств/ Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

  7. Критская Е. Д., Сергеева Г. П. Уроки музыки. Москва «Просвещение», 2007г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!