Использование ИКТ в практической деятельности
учителя
-
логопеда
.
В НАШ ВЕК СТРЕМИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИООННО
-
КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕХН
ОЛОГИЙ УЖЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО
представить современн
ого человека
без компьютера и интернета.
К
акова помощь нам,
как учителям
-
логопедам
,
просто родителям
?
-
можно найти и скачать
бесплатно
или купить массу полезной информации:
литературу, коррекционные
программы, планы
-
конспекты рядовых и
открытых занятий, все виды планирования, сценарии праздников,
логопедические игры и игровые программы, презентации, материал в
помощь к аттестации, к накоплению опыта работы, для работы с родителями,
прочитать полезные
советы квалифицированных логопедов и дефектологов
на фор
умах ,в специальных группах социальных
сетей,
и т.д.,
а также мы
имеем возможность качественно и эстетично оформить свою документацию,
уголки для родителей.
-
мы имеем возможность и проявить себя:
опу
бликовать свой материал из
опыта работы
,свою презентацию(15 баллов на федеральном
уровне
при
аттестации
).
В
буклетах я делюсь с вами полезными для нас,
логопедов, ссылками сайтов,
которые лично мне очень помогают в работе.
М
ожете ещё посмотреть мой матер
иал,
опубликованный на логопортале.
К
ак итог
:
Компьютерные технологии помогают в
:
-
коррекционно
-
развивающей работе с детьми ;
-
работе с родителями ;
-
самообразовании.
Цель
моего
выступления
-
показать возможности применения компьютерных
программ
в практической работе логопеда
, хочу предложить посмотреть и
выбрать для себя логопедические игры и программы.
+ испол
ь
зования :
-
Компьютеризированные разработки повышают эффективность
логопедического занятия.
-
Во многих случаях они просто революционно
меняют возрастные границы,
темпы и качество коррекционной работы.
-
Использование компьютера позволяет индивидуализировать коррекционный
процесс.
-
П
овышают мотивации к логопедическим занятиям,
-
Д
ают возможность быстрого создания собственного дидакти
ческого
м
атериала
,
-
Р
асширяют сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности.
Слайд 6
Баба Я
га
Методика опережающего обучения. Впервые на компьютере азбука в стихах
и играх. Обучение навыкам чтения на базе занимательных
игр. Красочная
мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актерами.
Профилактика оптической дисграфии. Частушки про буквы на бис.
ИДЕТ ОЦЕНКА:
АнимацияЗвук Возможность использования в логопед.
группе Разнообразие заданий Количество разделов, исп
ользуемых в работе
Соответ
ствие цены и качества Средний балл
5
Слайд 7
Г
арфилд
Программа специально разработана для детей от 3 до 5 лет. Включает 15
тематических заданий. Дает понятие о гласных и согласных звуках.
Великолепная мультипликационная граф
ика. Игра озвучена
профессиональными актерами.
Средний балл
4,4
Слайд 8
И
гры для тигры
2300
Предназначена для коррекции ОНР у дошкольников и младших школьников.
В программе более 50 упражнений, собранных в четыре тематических блока:
ФОНЕМАТИКА, ПРОС
ОДИКА, ЛЕКСИКА, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. Для
работы с блоком ПРОСОДИКА потребуется обычный микрофон. Средний
балл
5
Слайд 9
Н
езнайка
Игра учитывает особенности детской психологии. В играх используются
хорошо знакомые и любимые персонажи, и прежде всего Нез
найка. Отличная
графика, выполненная замечательными художниками, озвучивание на студии
"Союзмультфильм". 12 разнообразных оригинальных игр, в которые приятно
и весело играть. Формирование словаря по теме «Одежда». Развитие мелкой
моторики. Формирование быс
троты реакции.
Средний балл 4,2
Слайд 10
А
лик скоро в школу
Диск разработан специально для обучения дошколят основным понятиям,
необходимым для школы: цвет, направление, форма, размер, обучение
числам, развитие логического мышления.
Средний балл 5
С
лайд 11
Э
лмо готовит в школу
Игра разработана специалистами в области обучающих развлекательных
программ. Обучение основам техники чтения и элементарной арифметике.
Уроки творчества: музыка, пение, работа с цветами и формами. Слова и счет
на испанском
языке. Занятия по расширению кругозора и эрудиции.
Средний
балл 4
Слайд 12
тренажёр
Д
ельфа 142
Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до
текста, решать логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и
голоса до развити
я лексико
-
грамматической стороны речи, многократно
дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал,
одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию
восприятия, внимания, памяти. 40 упражнений распределены по блокам:
звук, буква, слог
, слово, предложение, текст.
Средний балл 5
Слайд 13
Трое из Простоквашино.Ш
арик учит
азбуку
Отсутствие жестких временных рамок, мешающих при обучении.
Успокаивающая музыка, озвученные профессиональными актерами диалоги.
Несложные задания, рассчитанны
е на поэтапное усвоение материала.
Минимальные системные требования.
Средний балл 4
Слайд 14
Лунтик.П
одготовка к школе
Десять обучающих заданий, подобранных специально для дошкольников.
Каждое задание
–
маленькая забавная история из жизни Лунтика и ег
о
друзей. Замечательная графика и анимация.
Средний балл
5
Слайд 15
Баба Яга.П
ойди туда,не знаю куда
Звуковое и текстовое сопровождение в стихотворной форме. Развитие
навыков логического мышления, зрительной и слуховой памяти,
пространственного вообр
ажения, зрительного и слухового восприятия.
Озвучивание игры известными актерами. Красочная мультипликация и flash
-
анимация. Возможность выбора игр в любой последовательности.
Средний
балл
5
Слайд 16
В
олшебный букварь
Основная идея этой программы
-
сд
елать чтение и письмо увлекательной
игрой с «живыми», 'говорящими' буквами. Задания, которые предстоит
выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране, вставь пропущенную
букву в слово, напечатай букву или слово и т.д.
Средний балл
4
Слайд 17
Лё
лик.В
рем
ена года
Вместе с Лёликом ребенок может узнать много ин
тересного: познакомится с
цифрами и алфавитом; научится определять форму и цвет предметов;
поиграет в игры, развивающие воображение, память и реакцию; получит
представление о природе, временах года и погоде. И все это ненавязчиво и
весело!
Средний балл
5
Слайд 19
Программно
-
методический комплекс
Развитие речи.
В первом разделе два режима работы : « Изучение » и « Задание », что
позволяет осуществлять дифференцированный подход. В режиме « Задание »
предусматривается несколько уровней сложностей. Разде
л Речевые звуки
включает в себя : Голосистые звуки ( три уровня сложности ), Безголосые
звуки, звуки
–
двойняшки, Сердитые и ласковые звуки В этих подразделах
дети учатся узнавать звуки в словах, считать количество звуков на слух,
определять расположение и
зучаемого звука в слове, определять количество
слогов в слове, выделять слова, обозначающие одушевлённые и
неодушевлённые предметы Раздел Развитие связной речи представлен
играми
–
заданиями следующих типов :
-
Слово
–
действие, Подбери
действие, Слово
–
п
ризнак, Подбери признаки с несколькими уровнями
сложностями ;
-
Составляем описание ;
-
Послушай рассказ. Ценность этого
комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню
имеется клавиша Отключить / Включить голос диктора, которая отключае
т
все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, логопед может
самостоятельно объяснять ученикам все задания с целью достижения
лучшего понимания задачи.
4,5
Слайд 20
Д
омашний логопед
Мультимедийный диск предназначен для работы над звуками речи и
пр
едставлен разделами : Согласные звуки. Гласные звуки. Советы родителям.
Мини
–
игры Звуковичок, Угадай
–
ка. В первых двух разделах в игровой
форме содержится материал, который помогает сделать произношение
чётким, и представлен подразделами :
-
правильная
артикуляция звуков ;
-
подготовительные упражнения ;
-
постановка звуков ;
-
автоматизация в
слогах, словах, предложениях, фразовой речи ;
-
весёлые скороговорки ;
-
поучительные пословицы и поговорки. Мини
–
игры Звуковичок, Угадай
–
ка
формируют навыки
правильного произношения звуков, помогают развивать
фонематический слух.
5
Слайд 21
«
Компьютерный практикум для логопедических
занятий в начальной школе
»
Он предназначен для практической
отработки знаний, умений, навыков с детьми 6
-
10 лет. В состав пра
ктикума
вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений.
Практикум включает пять разделов: Подготовительный. Восполнение
пробелов в развитии звуковой стороны речи. Восполнение пробелов лексико
–
грамматического развития. Развитие пробелов в
формировании связной
речи. Развитие индивидуальных качеств учеников. Контроль за ходом
выполнения игры сопровождается звуковыми сигналами. При правильном
действии они более мелодичные, при неправильном
–
более тревожные. Но
самое главное
–
это наличие Кон
структора урока, благодаря которому
самостоятельно строить занятие, выбирая только нужные упражнения,
задавая длительность каждого из них.
5
Компьютерные программы
:
«Лента времени»
-
программа поможет выявить, систематизировать,
расширить и обогатить
тот опыт впечатлений, который был накоплен самим
ребенком на протяжении всего предшествующего периода жизни (от ребёнка
требуется рассмотреть фотографии окружающего мира и соотнести их с
сезонами года)
«
Солнечный замок»
-
серия упражнений для детей от 3
до 6 лет,
направленных на коррекцию фонетико
-
фонематической стороны речи.
«
Читаем сами»
-
развитие речи детей с задержкой речевого развития.
«
Учимся запоминать»
-
формирование словаря по темам: «Домашние
животные и птицы», « Животные жарких стран»; формиро
вание
представлений о целостности предметов.
МИР ЗА ТВОИМ ОКНОМ
-
программа предназначена для детей, имеющих
самые разные проблемы в развитии, обучающихся в специальных школах,
специальных классах при массовых школах, подготовительных группах
детских
садов, реабилитационных центрах. Программа особенно полезна тем
детям, которые испытывают трудности в анализе явлений окружающей
действительности, общении, систематизации и словесном выражении
накопленных впечатлений и представлений.
«
В ГОРОДСКОМ ДВОРЕ»
-
авторами создан уникальный инструмент
обучения
–
Калейдоскоп, позволяющий собирать десятки вариантов картин
жизни обычного городского двора в любой сезон года, экспериментировать с
признаками, осмысливать границы допустимых изменений, устанавливать
соотв
етствие между образом и словом.
Компьютерный комплекс "РЕЧЕВОЙ КАЛЕЙДОСКОП
"
Применение программы рассчитано на любой возраст: от дошкольников до
взрослых людей. Условно в программе компьютерного комплекса можно
выделить 4 группы модулей по своему на
значению: I группа предназначена
для работы над дыханием и голосом; II группа
–
для работы над звуками
речи; III группа
–
для работы над произношением в целом; IV группа
–
для
развития слухового восприятия и слухового контроля за собственной речью.
"Речево
й калейдоскоп" может быть использован: на этапе постановки звука,
в ходе коррекции и дифференциации звуков друг от друга и на этапе
автоматизации. С этой целью программой предусмотрено почти в каждом
модуле по 2 варианта игр.
Д
орогие коллеги, выбирайте, пр
обуйте, используйте!
!!!
Требования к организации занятий:
включать игру лучше к концу занятия ;
продолжительность работы с компьютером
–
не более 10 минут ;
периодичность
–
2 раза в неделю ;
обязательны физкультминутки и гимнастика для глаз ;
дозирование нагрузки при зрительных нарушениях и невротических
расстройствах ;
противопоказания
–
эпилепсия.