СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как средство повышения мотивации и творческой активности обучающихся

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как средство повышения мотивации и творческой активности обучающихся»

Н.В.Ракитина,

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Лесозаводская СШ»

п.Коноша Архангельской обл.


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»


Одной из приоритетных задач каждого преподавателя является развитие у детей интереса к обучению. Мотивация у обучающихся – это один из самых важных компонентов в учебной деятельности. Детям должно быть интересно на уроке.

Моя педагогическая деятельность направлена на формирование устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям, на развитие творческих способностей, на воспитание художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы. Стремлюсь, чтобы ученик на уроке мог почувствовать себя успешным, что, в свою очередь, способствует повышению мотивации к познавательной и творческой деятельности. Изобразительное искусство, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, занимает важное место в воспитании обучающихся, а значит, может способствовать развитию учебной мотивации.

Главной целью учебного предмета «Изобразительное искусство» является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру.

Основные задачи уроков изобразительного искусства:

- способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств;

- знакомить с творчеством выдающихся художников;

- способствовать овладению обучающимися умениями, навыками и способами художественной деятельности;

- развивать умение выражать в творческих работах своё отношения к окружающему миру; формировать понимание красоты, цветового богатства действительности;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства; нравственные и эстетические чувства; любовь к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Считаю, что большую помощь в решении этих задач оказывает использование на уроках изобразительного искусства информационно-коммуникационных технологий, которые открывают новые возможности в процессе обучения искусству: помогают повышать мотивацию обучения детей изобразительному искусству; обогащают обучающихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; формируют живой интерес к предмету; расширяют общий кругозор детей; позволяют проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивают доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; повышают уровень использования наглядности и производительности труда учителя и обучающихся на уроке.

Уроки изобразительного искусства должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио и видеозаписей. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

В своей педагогической практике я использую информационные технологии обучения, которые, в том числе, помогают решать задачи, связанные с мотивацией.

Все классы нашей школы обеспечены компьютерами, мультимедийными проекторами. В школе нет отдельного кабинета изобразительного искусства, уроки проходят в разных кабинетах, и это даёт дополнительный стимул использовать информационно-коммуникационные технологии и методики.

Достаточно эффективно использую данные технологии на разных этапах урока:

- для объяснения нового материала (иллюстративная презентация, моделирование процесса построений рисунка на экране, использование обучающих программ);

- для организации проверки усвоения материала и выполнения домашнего задания (фронтальный опрос по вопросам на слайде, тестирование);

- для закрепления материала и проверки знаний учащихся на обобщающих уроках по определенным темам (тренажеры, тесты);

- для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся (использование учебных программ, работа с интернет-ресурсами).

Одним из очевидных достоинств урока с применение ИКТ на уроках изобразительного искусства является усиление наглядности. Принцип наглядности является одним из важнейших принципов дидактики. Наглядное обучение формирует эстетические взгляды школьников, учит их видеть в произведениях искусства идейно-нравственное содержание, художественные достоинства, мастерство их создателей, развивает потребность в постоянном приобщении к прекрасному.

На сегодняшний день в школе отсутствует необходимый набор репродукций, иллюстраций, таблиц, а тот набор наглядности, который есть в наличии, устарел и находится в ветхом состоянии. Поэтому компьютер и проектор оказывают мне неоценимую помощь. В своей работе во время знакомства с творчеством художников, при изучении жанров изобразительного искусства, тем по декоративно-прикладному искусству, при изучении законов композиции активно использую мультимедийные презентации, слайд-фильмы. Мультимедийную презентацию использую на уроках-лекциях, беседах, диспутах. Она помогает заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. Слайд-фильмы использую при изучении разных тем, их можно включать в любой этап урока. Слайд-фильм, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя.

Компьютер на уроке изобразительного искусства использую и в качестве инструмента художественной деятельности, применяя графический редактор Paint. Такой вид работы вызывает интерес у учеников. Все дети, включая самых слабых, активны, азартны, не боятся ошибиться. Создаётся ситуация успеха для каждого ребёнка, что мотивирует их на дальнейшее творчество. Уроки с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают мелкую моторику. Занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности.

Большим подспорьем в моей работе учителя является наличие в классе интерактивной доски. Ее применение на уроке даёт ряд преимуществ. Можно полностью управлять любой компьютерной демонстрацией, выводить на экран доски презентацию, репродукции картин, картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. Например, разгадывать всем классом кроссворд, выполненный в программе Exсel, вписывая ответы в клетки прямо на экране. Работая на доске электронным маркером, можно быстро и наглядно показать тот или иной прием работы сразу всему классу. Например, показать поэтапное выполнение рисунка. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, улучшается понимание и запоминание материала, повышается концентрация внимания. Включенные в состав программного обеспечения интерактивной доски различные спецэффекты позволяют акцентировать внимание учеников на наиболее важных и существенных фрагментах урока. Например, с помощью экранной лупы можно рассмотреть отдельные детали картины с увеличением.

Сейчас очень много образовательных платформ, которые можно использовать на уроках. Например, информационно-образовательная среда «Российская электронная школа», материалы которой часто использую в рамках урока или при организации дистанционного обучения: видеоролики, тренировочные тестирования, творческие задания. Работу с данным ресурсом предлагаю и в качестве домашнего задания. Использование готовых электронных продуктов позволяет существенно оптимизировать деятельность учителя и обучающегося, повысить качество обучения.

Использование различных веб-сервисов на уроках позволяет мне существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, погружая их в определенную игровую ситуацию. Примером такой технологии служит сервис LearningApps.org. В своей работе я использую возможности данного сервиса. Это конструктор для создания интерактивных упражнений в разных формах, таких как «Викторина с выбором правильного ответа», «Найди соответствие», «Пазлы», «Найди пару», «Кроссворд» и другие. Данные упражнения использую для того, чтобы ученики могли проверить и закрепить свои знания в игровой и привлекательной форме. Пользуюсь как готовыми модулями, так и создаю упражнения самостоятельно. Например, после изучения темы в 5 классе «Русский народный праздничный костюм» для закрепления материала разработала кроссворд. Использование сервиса LearningApps.org в учебной деятельности повышает интерес и мотивацию обучающихся.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности. Успех применения зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.

Информационные технологии являются мощным средством повышения эффективности обучения, позволяют усилить мотивацию ученика, позволяют планировать грамотный, технологичный урок.




Список информационных источников


  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994.

  2. Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ-компететности учителей-предметников в образовательном процессе [Электронный ресурс].

  3. Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. - № 4. – с. 8-10

  4. Ганичева, Е.М. Повышение качества подготовки школьников с применением информационных технологий / Е.М. Ганичева. - М.: 2007.

  5. Полат Е. С.Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования - М.: АСНДЕМА, 2001.

  6. LearningApps.org - создание мультимедийных интерактивных упражнений. https://learningapps.org

  7. Методические рекомендации по использованию информационно-образовательной среды "Российская электронная школа". Сайт https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73662355/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!