СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование интерактивной доски, Интернет-ресурсов и цифрового микроскопа в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен материал по обобщению опыта использования интерактивной доски, Инернет-ресурсов и цифрового микроскопа в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
««Использование интерактивной доски, Интернет-ресурсов и цифрового микроскопа в начальной школе"»

Кудинова Ирина Ивановна

учитель начальных классов

МКОУ «Возовская СОШ»

Поныровского района Курской области


Мастер-класс

«Использование интерактивной доски, Интернет-ресурсов и цифрового микроскопа в образовательном процессе в начальной школе в рамках Национального проекта «Образование», реализуемая с использованием средств обучения и воспитания центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир»

Цель: презентация опыта работы по использованию интерактивной доски, интернет-ресурсов и цифрового микроскопа на уроках в начальных классах.

Задачи:

-ознакомить слушателей с научно-методическим обоснованием опыта;

-показать новизну, практическую значимость опыта;

-определить перспективы развития опыта.

Планируемый результат:

-слушатели актуализировали свои знания об интерактивной доске, интернет-ресурсах и цифровом микроскопе;

-слушатели готовы к практическому применению опыта.

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается учебно-практическое занятие «Использование интерактивной доски, интернет-ресурсов и цифрового микроскопа в образовательном процессе в начальной школе». Целью нашей совместной работы является знакомство с ресурсами интерактивной доски, цифрового микроскопа при обучении младших школьников.

Презентация педагогического опыта

В образовательном процессе на уроках я использую возможности современного инструмента - интерактивной доски IQ Board, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором. 

Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски - это полезный инструмент в руках учителя. И, прежде всего, должен сработать подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка. 

Почти у каждого первоклассника сегодня есть сотовый телефон, у 100% учащихся класса есть персональные компьютеры, планшеты, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не потребовалось, дети быстро усвоили приёмы работы, просто наблюдая за учителем. 

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление). 

Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.) 

Используя доску, у меня не возникает необходимости тратить время на

- смену наглядных материалов (демонстрация),

- разлиновку доски, для показа написания букв или цифр (демонстрация), записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше (демонстрация). В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока. Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу (демонстрация), а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены. 

Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) (демонстрация) происходит с помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше – в центре внимания. 

Для меня наличие в классе электронной интерактивной доски IQ Board явилось действительно уникальным техническим средством.  В процессе обучения использую ИД:

• как обычную доску для работы в классе (только мел заменён электронным карандашом); 
• как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого; 
• как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде (диски, электронное приложение к учебникам). 

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр (демонстрация). 

На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит: совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.

Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока. (Демонстрация) видео (работа с картой, шторка). Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра (демонстрация).

Интерактивная доска позволяет разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы. Она помогает мне донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. 

Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а также с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов) (демонстрация), можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д. 

Этот же прием применяю для эффективного изучения тем по словообразованию. Использую электронные заготовки текстов на определение границ предложений, по расстановке знаков препинаний. Делая записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, ученики класса лёгко обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят на слоги. Такие уроки проходят с высоким «коэффициентом полезного действия». 

Использую возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определенным признакам и на уроках математики, ознакомления с окружающим миром. Записи, выделения цветом могут выполняться прямо на слайдах, на отсканированных документах. 

При проведении математических диктантов «Проверь себя» использую таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания(демонстрация), так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом. 

На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику (демонстрация).

При работе с ИД спользую цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне. Сочетание интерактивной доски и цифрового образовательного ресурса использую не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности. Материалы ЦОР для уроков литературного чтения и русского языка беру на сайте http://school-collection.edu.ru/, а также готовые авторские программы для начальной школы. Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.

Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму», - гласит китайская мудрость.

Интернет – гигантская Всемирная компьютерная сеть, назначение которой обеспечить любому желающему, в том числе и ребёнку, постоянный доступ к информации. Число пользователей Интернета неуклонно растет с каждым днем, а самыми активными среди них являются молодые люди, подростки и дети.

Вашему вниманию предлагаю перечень интернет-ресурсов, , которые помогут в учебной и внеучебной деятельности педагога.

http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Самый большой педагогический форум в русскоязычном интернете. Содержит свыше 26000 разработок уроков и внеклассных мероприятий для начальной школы.

http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Удобная навигация и технология поиска дают возможность без труда отыскать необходимый материал. База содержит множество визуальных элементов от рисунков и анимаций, до видео фрагментов для организации обучения по всем предметам с 1 по 11 класс.

http://www.uchportal.ru/load/46 - Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы.

http://nsc.1september.ru – Электронная версия газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября». Удобный рубрикатор позволяет с легкостью найти большинство ресурсов, опубликованных в газете.

http://www.n-shkola.ru/ - Официальный сайт журнала «Начальная школа».

http://www.sch2000.ru - Сайт центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» содержит методические рекомендации, курсы, учебные пособия для организации обучения по авторским учебникам Л.Г. Петерсон для начальной школы и дошкольных общеобразовательных учреждений.

http://www.ug.ru - Официальный ресурс «Учительской газеты».

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=277

– Подборка федерального образовательного портала для организации занятий по природоведению. www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей. Всех, чья жизнь каким-либо образом связана с начальной школой. Дети найдут здесь много интересных и новых для них сведений, поиграют в игры или пообщаются со сверстниками. Родители могут почитать о проблемах воспитания и задать интересующие их вопросы, а учителя пообщаться и поделиться опытом друг с другом.

http://www.uroki.net/ - Банк данных в помощь учителю: разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий, школьные песни и караоке, календарно-тематическое планирование и множество других полезных материалов.

http://www.k-yroky.ru/load/67 - Еще один ресурс, содержащий множество методических разработок.

http://bomoonlight.ru/azbuka/ - Азбука в картинках для учеников 1-го класса.

http://stranamasterov.ru – Всѐ для творчества учителей, детей и их родителей. Разнообразные техники, мастер-классы дадут возможность творить любому, даже самому неусидчивому ребенку.

http://viki.rdf.ru/ - Детские электронные презентации и клипы.

http://akademius.narod.ru/index1.html - Онлайн-тестирования по русскому языку, математике и истории для учащихся 1-5 классов.

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com – Сеть творческих учителей. Сайт создан для педагогов, которые стремятся к улучшению качества учебно-воспитательного процесса с помощью применения на уроках информационно-коммуникационных технологий. На сайте можно найти разработки уроков с применением ИКТ в рамках требований ФГОС, примерные программы внеурочной и урочной деятельности младших школьников, ссылки на материалы о ФГОС в сети Интернет и другую полезную информацию.

http://suhin.narod.ru/ - Занимательные материалы из книг И.Сухина: от литературных затей до шахмат.

http://www.lenagold.ru/ - Отличный сайт для творческих учителей. Содержит клипарты и фоны, которые помогут в создании презентационных материалов к уроку.

http://www.tatarovo.ru/sound.html - Отличная подборка звуковых материалов (птицы, насекомые, люди, бытовые приборы и инструменты, природа и многое другое).

Появление цифрового микроскопа в школе очень важный момент. Он не только позволяет ученикам увидеть нечто новое, но прежде всего помогает учителю грамотно организовать урочную и внеурочную деятельность.

Цифровой микроскоп - это приспособленный для работы в школьных условиях оптический прибор, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую. Он обеспечивает возможность передачи в компьютер в реальном времени изображение микрообъекта и микропроцесса, его хранения.

Цифровой микроскоп дает возможность:

- изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе одновременно, так как информация может быть выведена на монитор компьютера;

-использовать разноуровневые задания для учащихся одного класса;

- изучать объект в динамике;

-создавать презентационные видеоматериалы по изучаемой теме;-

-использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного материала.

Применение цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение исследуемого объекта на экране монитора персонального компьютера или на большом экране с помощью проекционного устройства, подключаемого к компьютеру.

Использование при изучении некоторых тем по окружающему миру и на внеурочных занятиях при исследовательской работе цифрового микроскопа экономит учебное время, способствует повышению эффективности и информативности урока и переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной практической творческой работы с учениками, проведению совместных исследований, выполнению самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности. Применение современных технологий дает возможность решать проблему подготовки образованных людей, свободных от стереотипов, способных быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить.

Исследовательская деятельность может быть реализована не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Программа учебных и внеурочных занятий выходит за рамки базового образования и включает большое количество практических работ, проведение которых с использованием цифрового микроскопа позволит школьникам почувствовать себя исследователями в той или иной области учебных тем изучаемых в начальной школе.

Применение цифрового микроскопа на уроках. Оснащение учебных кабинетов компьютерной техникой и использование ее на уроке становятся обязательными атрибутами школы XXI века. Эффективно применять компьютер на уроках окружающего мира поможет цифровой микроскоп. Рассмотрим конкретные примеры.

Применение цифрового микроскопа для контроля знаний. Для того чтобы вовлечь в работу весь класс, опрос должен быть интересен ученикам. Этого можно достичь, если известный фактический материал рассматривать в новом свете, а теоретические знания применять на практике. Так, один ученик может выполнять полученное задание, а весь класс будет иметь возможность видеть результаты работы, задавать вопросы и вносить коррективы. Так реализуется коллективная познавательная деятельность, в процессе которой знания всех учащихся совершенствуются и несколько человек имеют возможность сразу получить оценки.

Применение цифрового микроскопа в процессе изучения нового материала. Здесь возможно несколько вариантов использования микроскопа.

1) Первый вариант: совместная работа учителя и учащихся в процессе демонстрации объекта. При этом учитель, демонстрируя препарат, объясняет новый материал, указывает учащимся, на что нужно обратить внимание, задает вопросы.

2) Второй вариант: самостоятельное изучение учащимися микропрепарата с использованием текста учебника. Учитель при этом контролирует и направляет деятельность учащихся.

3) Третий вариант: при изучении сложного микропрепарата учитель сначала объясняет особенности строения данного объекта путем выведения микропрепарата на экран, а затем каждый учащийся самостоятельно изучает микропрепарат на рабочем месте, используя инструктивные карточки.

Применение цифрового микроскопа на этапе закрепления знаний. Здесь школьникам можно предложить сравнить два изученных объекта. Итогом данной работы может быть создание специальных презентационных материалов.

Использование цифрового микроскопа на уроках дает ощутимый педагогический эффект в плане формирования мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний. Однако использование компьютерных технологий в учебном процессе предполагает наличие трех основных компонентов: аппаратно-программного базиса (компьютера и цифрового микроскопа), подготовленного учителя и электронных учебно-методических средств, доступных для пользования.

Что даёт учителю и ученику цифровой микроскоп, применительно к урокам окружающего мира?

Объектами исследования могут быть части цветка, поверхности листьев, корневые волоски, семена или проростки, а также плесени. Для членистоногих – это все их интересные части: лапки, усики, ротовые аппараты, глаза, покровы (например, чешуйки крыльев бабочек). Для хордовых – чешуя рыбы, перья птиц, шерсть, зубы, волосы, ногти, и многое-многое другое. Это далеко не полный список исследуемого материала.

Важно и то, что очень многие из указанных объектов после исследования, организованного с помощью цифрового микроскопа, останутся живы: насекомых – взрослых или их личинок, пауков, моллюсков, червей можно наблюдать, поместив в специальные чашечки Петри. А любое комнатное растение, легко становится объектом наблюдения и исследования, не теряя при этом ни одного листочка или цветочка. Это возможно благодаря тому, что верхняя часть микроскопа снимается, и при поднесении к объекту работает как веб-камера, давая 10-кратное увеличение. Единственное неудобство состоит в том, что фокусировка при этом осуществляется только за счёт наклона и приближения-удаления.

Зато, поймав нужный угол, Вы легко выполните фотографию, не тянясь к компьютеру – прямо на части микроскопа, находящейся у Вас в руках, есть необходимая кнопка: нажали раз – получили фотографию, нажали и удерживаете – осуществляется видеосъёмка.

Использование цифрового микроскопа на уроках окружающего мира позволяет повысить интерес к предмету, повысить качество обучения, отразить существенные стороны исследуемых объектов, воплотив в жизнь принцип наглядности.

Полученный с помощью цифрового микроскопа материал может быть использован как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности (кружок, факультатив, внеурочное занятие).

Интерактивная доска, цифровой микроскоп выводят взаимодействие учащихся со мной на новый уровень, легко вовлекают их в учебный процесс. Действия учителя завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята становятся собранными, внимательными. Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется. 

Рефлексия.

Мой опыт работы по данной теме позволяет сделать некоторые выводы о достоинствах и недостатках использования интерактивной доски. Конечно, этот инструмент имеет много достоинств: значительно возрастает активность учащихся, лучше концентрируется внимание и, следовательно, лучше запоминается учебный материал. Учащиеся могут одновременно видеть, слышать, читать, произносить, писать, играть, петь и многое другое. Использование интерактивной доски на уроках позволяет активно вовлекать учащихся в учебную деятельность, повышает мотивацию обучения, стимулирует творческую активность и способствует развитию личности ребенка, расширяет возможности предъявления учебной информации, является наиболее эффективным и экономным во времени. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Но к сожалению присутствуют и отрицательные аргументы:

  1. Большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока.

  2. Здоровьесбережение, т.е. строгое соблюдение САНПИНА учителем.

Познакомлю Вас с ещё одним инструментом, который я использую на уроках. Cистема QOMO – это инфракрасная система опроса и голосования, позволяющая быстро и просто наладить обратную связь с аудиторией. Неважно, кого вы опрашиваете – учеников в классе или коллег – система опроса поможет узнать мнение каждого за считанные минуты. Вам нужно лишь подготовить презентацию с вопросами, используя Microsoft Power Point, открыть её с помощью программного обеспечения опросной системы QClick, выбрать из списка режим опроса и начать тестирование. Каждый респондент вводит на своём пульте вариант ответа, а софт автоматически анализирует статистику и демонстрирует её в виде таблицы или диаграммы.

Всё просто, а главное, быстро: забудьте о трудоёмкой проверки тестов, теперь результат опроса виден сразу, нужно лишь нажать несколько кнопок на пульте преподавателя. Система опроса помогает обогатить учебный процесс, побуждая к активности каждого державшего в руках пульт.

Система голосования и тестирования позволяет решить целый комплекс проблем, возникающих в процессе преподавания:

1. Необходимость за короткое время проверить выполнение домашнего задания или готовность к изучению новой темы как класса в целом, так и отдельного ученика.

2. Необходимость за короткое время получить информацию об усвоении нового материала класса в целом, так и отдельного ученика.

3. Необходимость проведения голосования, опроса, психологического тестирования во внеурочной деятельности с получением моментального результата.

Современные младшие школьники - это дети, которые не представляют себе современный мир без информационных технологий. Яркие и привлекательные визуальные материалы, интерактивные игры для них привычны, поэтому использование подобных материалов на уроке в школе - логично и эффективно.

Естественно, нельзя категорически заявить, что интерактивная доска улучшает результаты всех учеников, но, по мнению педагогов, дети становятся более заинтересованными, более мотивированными к учебе, быстрее усваивают новый материал. Интерактивные доски перестают восприниматься как нечто необычное. Эти устройства прочно вошли в педагогическую практику и стали незаменимым рабочим инструментом для творческих преподавателей.

Уважаемые коллеги! Хотелось бы узнать ваше мнение по проведённой нами работе по использованию ИД в процессе обучения младших школьников. Вам помогут предлагаемые утверждения, используя систему QOMO. Ответьте, согласны ли вы с утверждением:

Сегодня на «Мастер-классе» я узнала:

  • Новое…

  • Полезное…

  • Интересное…

Список используемой литературы и интернет-ресурсы:

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.

2.http://school-collection.edu.ru/

3. http://www.iqboard.su/products/10481/176775.html

4. http://www.uchportal.ru/load/211

5. http://interaktiveboard.ru/load/5-1-0-160

6. http://interaktiveboard.ru/load/20

7. http://pkipkro.clan.su/index/0-16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!