СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование исторических романов на уроках истории в школе на примере произведения Ю. М. Лощица «Дмитрий Донской»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использованние произведений художественной литературы, посвященной историческим событиям, помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Использование исторических романов на уроках истории в школе на примере произведения Ю. М. Лощица «Дмитрий Донской»»


Использование исторических романов на уроках истории в школе на примере произведения

Ю. М. Лощица «Дмитрий Донской»

Одной из важнейших задач любого учителя является формирование познавательного интереса у своих учеников. Для этого необходимо построить урок таким образом, чтобы он был более интересным, насыщенным и, как следствие, запоминающимся. Реализации данной задачи может способствовать применение художественной литературы на уроках истории, которая помогает не только развить образное мышление школьников, но и сформировать свое отношение к тем или иным историческим событиям, личностям, периодам.1 Кроме того использование художественных произведений на уроках истории служит подспорьем воспитания эстетических чувств учащихся, помогает конкретизировать уже имеющиеся знания или изучить новый материал через отрывок из произведения. Для осуществления этих целей можно использовать стихотворения, поэмы, рассказы, эпиграммы, романы, произведения устного народного творчества и т. д.

Важно отметить, что выбирая литературное произведение, учителю следует учитывать не только возраст учащихся, степень их подготовленности, познавательные возможности, но и языковой стиль произведения, его объем и другие нюансы. Очень часто на уроках истории учителя в зависимости от степени сложности изучаемой темы, формы и типа урока используют цитаты и отрывки из исторических романов или других литературных жанров. Учитель может включить образы художественной литературы в свой рассказ с целью персонификации явления.2 Педагог также может кратко пересказать содержание произведения и дать задание ученикам на уточнение деталей, что предполагает полное прочтение произведения или отдельных его глав, отрывков.

Практически любое художественное произведение способствует воссозданию картины быта и общественных отношений. Красочное описание быта, общественных отношений или исторического персонажа мы можем обнаружить в исторических романах, что обусловлено специфичностью данного литературного жанра. Под историческим романом в художественной литературе понимают произведение романной прозы, в котором на основе научного изучения прошлого с помощью системы специфических художественных средств с позиции историзма воссоздаются события, имеющие реально-историческую почву и увиденные автором в свете исторической перспективы.3 Иными словами, исторический роман – это сочинение, написанное автором на основе изучения научного исследования прошлого, исторических источников и монографий со значительной (или незначительной) долей вымысла.

Один из исторических романов, который может быть использован на уроках истории в школе, это роман «Дмитрий Донской» Ю. М. Лощица4.

Юрий Михайлович Лощиц написал роман «Дмитрий Донской» на основе изучения исторических источников и научных трудов, посвященные данной эпохе. Автор по ходу повествования сразу указывает научными трудами, каких историков он пользовался. В своей работе он ссылается на Иловайского Д. И., Костомарова Н. И., Карамзина Н. М., Ключевского В. О. и других историков. Роман отражает реальные события в истории Руси второй половины XIV столетия, но в нем все-таки присутствует художественный вымысел, который проявляется в попытках воссоздать диалоги между историческими персонажами, описании их эмоций и мыслей. Ю. М. Лощиц кроме рассказов об исторических событиях, включил в свое произведение прекрасное описание Руси, и из этого описания уже понятно как сам автор относится к своей Родине, он жалеет ее. Автор описывает реки, леса, города Волго-Окского междуречья, которые были под владычеством Золотой Орды и его жители предпринимали попытки свергнуть эту чужеземную власть.

Автор повествует не только о событиях второй половины XIV века, но и описывает события второй четверти XIII века. Писатель упоминает в произведении битву на Калке 1223 г., которая «стала кровоточащей раной, терзавшей сознание русских людей многие столетия спустя»; и 1240-е гг. которые стали самыми трагичными событиями в истории Руси. Русский народ, который сначала терпел набеги печенегов и половцев, был вынужден смириться с безжалостным поведением ордынцев на своей собственной территории. Мало того, что татаро-монголы совершали карательные экспедиции на Руси и взимали дань («выход») с православного населения, они еще способствовали вражде между русскими князьями, а наиболее льстивым, хитроумным и «удобным» из них, выдавали ярлык на княжение. Русский народ все-таки поднимался против монголов, но все это было безрезультатно. Автор рассуждает о том, что сбросить ордынское иго незамедлительно было невозможно, поэтому русские князья были вынуждены ездить на поклон к ордынским ханам, и одаривать их бесчисленными подарками, а также подавлять недовольство своих соотечественников, как это делал Александр Невский.

С конца XIII началось возвышение Москвы, но свою власть московским князьям, как и ранее, приходилось подтверждать в Орде, умасливая ордынских ханов и знатных мурз, бороться с боярским недовольством в Новгороде, и конкурировать с другими русскими князьями, претендующими на верховную власть. Автор рассказывает о Дмитрие Ивановиче с ранних лет его жизни. В девять лет у Дмитрия умирает отец, и как следствие он становится правителем государства. В управлении ему помогают бояре и митрополит Алексий. В это же время осложнились отношения с Ордой и западными странами, так же Москва враждовала с тверскими, нижегородскими и рязанскими князьями. И в этой обстановке девятилетний ребенок сформировался как мудрый правитель, бесстрашный воин и хороший семьянин. Его жизнь с самого начала изобиловала походами, битвами и борьбой. В самом начале своего правления юный Дмитрий направляется в Орду, и по пути туда обращает внимание на великолепные русские просторы, реки и леса, города и селения людей русских и иностранцев. Он внимательно и с присущим в его возрасте детским любопытством изучает свою родину. Может именно тогда в его голове созрела мысль, что здесь должен быть правителем русский князь независимый от ордынского хана? Юный Дмитрий обращает внимание на бедные жилища жителей Руси и Орды, богатые дворцы Сараш-Берке, обычаи и верования, разноязычный говор на улицах и базарах, интриги и перешептывания ордынских вельмож и слуг в «самом ненадежном городе мира, самой недолговечной из столиц». Дмитрию удается получить ярлык на великое княжение и в 1362 году в Успенском соборе во Владимире венчается на царство.

Дмитрий Иванович является первым русским правителем, который начал вести борьбу с монголами открыто: сначала уменьшил сумму «выхода», а затем вообще перестал его платить; и мало – помалу начал разбивать ордынские отряды, находящиеся на территории Руси. Несложно было предположить, что Мамай будет недоволен таким положением дел, и каким - либо образом отреагирует на дерзость русского князя. Следствием такой реакции стала Куликовская битва, подготовку к которой и ход сражения обстоятельно и полно описывал в своем романе Юрий Лощиц. Попытаемся передать сюжетную линию авторского описания Куликовской битвы.

...Было очевидно, что Мамай сам собирается выступить в поход, так как давно не посылал карателей на Русскую землю, поэтому собирался долго и скрытно. Он не хотел, чтобы его запомнили как правителя, при котором Русь вышла из повиновения.5 Мамай собирался собрать многотысячное войско, состоящее из пеших и конных, а также привлечь наемников. У него не было возможности собрать огромное войско, так как «было слишком много врагов».

Князь Дмитрий Иванович предполагал, что Мамай со своим войском выступит в скором времени. Уже во второй половине июля русский князь точно знал, что мамаево войско выступило из Орды и направляется к верховьям Дона «сопровождаемое скрипом тысяч телег, ржанием табунов, блеянием овечьих отар». Дмитрий Иванович осознавал, что Русской земле грозит повторение страшного погрома 1237—1240 годов. Он предпринимал решительные действия: «рассылал гонцов, разведчиков, вел переговоры с князьями-соседями, подбадривал растерявшихся, пристыжал тех, кто пытался отсидеться в стороне...», но разведка пока не давала никаких результатов. И вот, наконец- то, один воевода, из ранее посланного дозора, привез князю «языка», который и сообщил, что ордынский царь намеревается дать сражение осенью, но перед этим объединить свои силы с рязанским и литовским князьями. Сообщение подобного содержания донес князю разведчик Захарий Тютчев, который отвозил дары Мамаю от великого московского князя. Великий князь не собирался задобрить таким образом ордынского царя, ему хотелось выудить больше информации.6

Тем временем в Москву по Владимирской дороге прибывали полки из городов и удельных княжеств. Здесь уже были рати ярославские, тверские, белозерские, стародубские, ростовские, владимирские, мещерские и другие. Москва превратилась в воинское становище. Дмитрий Иванович ожидал новгородское войско, но его до сих пор не было. Князю необходимо было собраться с духом, ободрить своих соотечественников перед походом. Многие войны думали, что Мамай, узнав о числе собираемой против него армии, не рискнет идти на Русь. Но все понимали, что избежать великого сражения невозможно, не получится обойтись «сторожевым стоянием на Оке». На следующий день князь выехал из Москвы с малочисленным войском по Владимирской дороге и по пути к нему присоединялись остальные не успевшие вовремя прибыть недостающие ратники, пешие, конные.7 Князь со своим войском ехал по уже знакомой дороге, но при этом испытывал сильнейшее волнение, так как он направлялся в Троицкий монастырь. Отстояв обедню в церкви, князь заторопился, получив известие о быстром продвижении ордынского войска, но Сергий попросил его задержаться и «отобедать с братией». Сергий предположил, что можно было бы избежать сражения, если задобрить Мамая дорогими подношениями, но такие попытки уже были предприняты и они не имели успеха, поэтому выход был только один - дать сражение. Во время обеда московский князь заметил двух могучих иноков Ослябю и Пересвета, и попросил их в свое войско. Оба брата услышали о просьбе великого князя, с достоинством поклонившись игумену и Дмитрию, и вступили в ряды воинов.

20 августа Дмитрий и его войско выступили к Коломне. Он пристально рассматривал своих воинов. Лица многих из них были обезображены шрамами, полученные в прошлых походах, а на их телах явно были сарайские и прочие клейма. Среди воинов можно было увидеть бояр, воевод, обычных ратников, представителей московского купечества- «сурожан», которые знали разные языки, так как ездили торговать в Крым, Сурож, Орду.8 У князя на них была особая надежда.

В Коломне московский князь получил известие о том, что Мамай продвигается вместе со всем войском от Воронежа вверх по Дону. Он не посылал никакого отряда, чтобы разграбить Рязань и ее уделы. Это свидетельствовало о том, что ордынский хан собирался объединить свои войска с союзниками. Опасения Дмитрия Ивановича подтвердились. Князю сообщили, что Мамай собирается 1 сентября пересечь Оку и на рязанском берегу соединить свои войска с армией Олега и Ягайло. У московского князя было некоторое преимущество: благодаря опыту битвы на реке Воже, князь Дмитрий и его соратники отлично знали пространство и могли рассчитать, когда и где они встретятся с Мамаем. Московский князь хотел выбрать место для битвы такое, где не было бы возможности развернуться ордынской коннице. Важно отметить, предводители обеих армий не могли знать численности войска своего противника.9 Великокняжеское войско выступило из Коломны и отправило в Лопаснь гонцов с приказом, чтобы поселяне построили плоты для переправы войска на другой берег. 25 и 26 августа войско было полностью переправлено через Оку. К месту переправы подоспело и елецкое войско (пограничный город Елец постоянно подвергался ордынскому разграблению). Практически сразу после этого Дмитрию Ивановичу сообщили, что Мамай не спешит, так как ждет Олега и Ягайла. Осталось только выбрать подходящее для сражения место. Наиболее походящим местом оказалось Куликово поле восточнее реки Непрядвы. Предполагалось, что Мамай со своим войском, подстрекаемый русскими разведчиками, направится через эту местность. А на своем берегу воевать всегда спокойней. Накануне битвы князь Дмитрий Иванович произнес ободрительную речь при своих войнах. Он сказал, что лучше погибнуть в битве, чем вернуться обратно, ничего не сделав. Уже 7 сентября войска вплотную подошли к Дону.

В сумерках под прикрытием тумана князья Владимир Андреевич и Дмитрий Михайлович Боброк-Волынец, после того как помогли великому князю окончательно устроить полки, отвели порученный им засадный полк в большую дубовую рощу, что росла по левому краю поля. Почти никто в русском воинстве не знал, куда и зачем отведен один из полков.10 Когда солнце полностью осветило землю, кто-то из воинов заметил чернеющее пятно вдалеке. Бесспорно, это было войско Мамая, огромное, многочисленное. Было ясно, что сражение произойдет в ближайшее время. Великий князь обскакал все полки, подбадривая своих воинов и давая советы воеводам.11 Затем Дмитрий Иванович снял княжеский наряд и переоделся в одежду простого воина.

Обе армии двигались навстречу друг другу, и остановились на расстоянии полупоприща. Из гущи ордынцев выехал огромный, тучный всадник и требовал, чтобы с ним вступили в схватку. Русская сторона оскорблено молчала. Вдруг русские войны стали расступаться и в раздумье выехал всадник в одежде схимника. Это был Пересвет. Затем Пересвет отвернулся, выровнял на весу копье, прижал его локтем к боку и пустил коня вскачь. Ордынец сорвался ему навстречу. Оба воина вместе с лошадьми рухнули замертво после столкновения.

Битва началась в полдень и продолжалась вплоть до сумерек. Для десятков тысяч людей сражение началось с опозданием, и они томились неизвестностью, когда другие десятки тысяч были уже убиты. Через два часа монголы практически не продвинулись; Мамаю каждый раз докладывали, что убит тот или иной князь. Ордынцев мучил один вопрос: где сам князь Дмитрий Иванович? Раненные ползли, шли, ехали верхом от места сражения к дубраве, где сидел засадный полк. Кто-то вообще бежал с поля сражения, и на это с укоризной смотрели войны затаенного полка.12 Долго они выжидали момента, когда можно было бы выйти из укрытия. И такой момент настал! Ордынцы, казалось, уже чувствовали вкус победы, русские полки были обессилены, Мамай хотел нанести сокрушительный удар конницей. И как раз в это мгновение из дубовой рощи появился засадный полк; буквально за полчаса данный полк расправился с ордынской конницей и вклинился в их главный полк. Мамай успел бросить в бой запасной полк и распорядился о создании заслона с помощью табора, но все его меры были уже бесполезны. Сражение превратилось в преследование бегущего противника.

Долго после сражения русские не могли найти Дмитрия Ивановича и нашли его раненым под дубом. Кто-то видимо оттащил сюда князя и спрятал, чтобы недруги не нанесли ему вреда. Брат Владимир разбудил князя и сказал ему, что они победили.13

Многие историки, да и сам автор Ю. М. Лощиц, утверждают, что русские обязаны своей победой в сражении Дмитрию Ивановичу, а именно его организаторскому таланту и личным качествам. Юрий Лощиц описывает великого князя как деятельностного человека, который способен воодушевить других своим собственным примером: «Он (Дмитрий Иванович) действовал. Он был как бы сосудом энергии — той самой, что незримо заполняла его существо в минуты скорби и слабости, — а сейчас он нес ее легко и выплескивал избыток на ходу, и она преображала всех, кто находился вокруг него». Даже в учебнике для 6 класса14 Дмитрий Иванович характеризуется как смелый правитель, который «выказал открытое неповиновение ордынскому хану» и будучи «ребенком дважды принял участие в военных походах».

Несколько иную характеристику Дмитрия Ивановича предлагает нам русский историк Костомаров Н. И.: «Сам Дмитрий не был князем, способным мудростью правления облегчить тяжелую судьбу народа; действовал ли он от себя или по внушению бояр своих, - в его действиях виден ряд промахов… раздражил Орду, но не воспользовался ее временным разорением и не предпринял мер к обороне против опасности (в 1382); и последствием всей его деятельности было то, что разоренная Русь опять должна была ползать и унижаться перед издыхающей Ордой». Иными словами, Дмитрий Иванович не смог воспользоваться плодами свое активной деятельности.

Далее мы рассмотрим некоторые задания, которые можем применить на уроках истории России. Использование фрагментов из литературного произведения будет уместно, если в учебнике отсутствуют задания (или их мало), которые предполагают работу с историческим документом или отрывком из художественного произведения.





Задание №1

В рамках изучения новой темы «Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского» ученикам можно предложить прочитать фрагмент произведения Ю. М. Лощица «Дмитрий Донской» и ответить на вопросы:

  1. Какими в отрывке предстают читателю игумен Сергий и князь Дмитрий Иванович?

  2. Прокомментируйте высказывание игумена Сергия: «При сей победе тебе еще не носить венца мученического, но многим без числа готовятся венцы с вечной памятью». Что Сергий имел в виду?

  3. Игумен Сергий славился как прорицатель. Найдите в тексте подтверждения данного факта.

  4. Какая судьба ожидает ордынского хана? Подтвердите свой ответ выдержками из текста.

  5. Как автор относится к предстоящему сражению?

«…великий князь стал было прощаться с Сергием, но тот умолил его не торопиться, а потрапезовать вместе с братией.

В простоте, обыденности и одновременно странности этой просьбы был весь Сергий: как будто не желая вникать в заботы великого князя, он просил его помедлить в самое неподходящее для этого время.

Но за трапезой, как бы невзначай он сказал Дмитрию слова, и смысл которых превосходил все, на что надеялся и предполагал услышать здесь московский князь.

- При сей победе тебе еще не носить венца мученического, - тихо сказал игумен,- но многим без числа готовятся венцы с вечной памятью.

Сергий говорил о победе как о чем-то, видном ему с такой отчетливостью, с какою он видел перед собою князя.

О победе говорил монах, не умеющих кого-либо ударить рукой, не то что мечем; не знающий или почти не знающий всей исключительности воинских приготовлений нынешнего лета; о бесчисленности жертв предупреждал лесной скрытник, который не мог себе даже представить, сколько народу уже собрано и ждет приказа выступать. Но тем большая убедительность заключалась для Дмитрия в том, что он только что услышал.

Потом, как бы раздумывая вслух, Сергий произнес:

-Попробуй почтить Мамая дарами и честью, и, может быть, Господь, видя твое смирение, низложит его неукротимую ярость и гордость?

-Отче, все это я уже делал,- ответил Дмитрий - но он с еще большей гордостью возносится.

Игумен помолчал и, нахмурясь, проговорил твердо:

-Если так, то ждет его конечное погубление.

И еще раз в душе усовестился Дмитрий: как мог он уехать отсюда, не услышав этих слов? Сергий разрешает брать ему меч в руку, и тем самым разрешает его от тяжких уз ответственности за предстоящие жертвы.

О только ли это сейчас волнует Дмитрия…И кого сейчас он слышит- Сергия ли, голос ли самой земли Русской или слитный глас тысяч и тысяч своих единоплеменников- живущих и погибших, бывших и будущих!

Славный, страшный, волнующий час!»

Данное задание позволит учащимся научиться критически анализировать исторический источник, находить необходимую информацию в тексте, характеризовать позиции и взгляды автора источника, доказывать свою точку зрения выдержками из текста.

Задание №2



Прочитайте отрывок из произведения и выполните следующие задания:

  1. О каком событии рассказывается в тексте?

  2. Как автор описывает монгольского всадника? Какие выразительные средства он использует? Назовите имя ордынского воина.

  3. Почему русские войны не сразу отреагировали на выкрики монгола?

  4. Каким читателю предстает Пересвет? Какие факты его биографии вам известны?

  5. Как автор относится к ордынцу и русскому ратнику? Свой ответ подтвердите выдержками из текста.

  6. Что в данном тексте является вымыслом автора, а что, скорее всего, было на самом деле?

«Судя по солнцу, наступил полдень, когда выдвинутые вперед сторожевые полки застыли друг против друга…

Грудью коня, как тяжелая лодка воду, раздвигая пехоту, из гущи ордынцев выезжал наперед всадник, и по мере его продвижения в обеих ратях становилось все тише. Когда он выехал, увидели, что это не знатный мурза, жаждущий покрасоваться перед началом боя, и не посол, которому поручено передать русской стороне какое-нибудь последнее условие. Тучный, дебелый, способный видать, целого барана поглотить за один присест, и что-то яростно выкрикивал и гарцевал на своем коне-великане, у которого только что пламя не пыхало из ноздрей. Он был, похоже, пьян то ли от гнева, то ли от мяса и кумыса. Он рычал, как пардус, выпущенный из клетки, и насмешливо выкрикивал жертву, обещая разодрать ее в клочья и разметать по полю.

И русская сторона оскорблено молчала. К появлению этого страшилища не были готовы. Русского единоборца- великана, ругателя и насмешника -в запасе не имели. Наступило замешательство, тягостное, стыдное, какое всегда бывает, когда среди своих не находится того, кто бы посмел принять вызов, ответить по достоинству за всех. Каждый думал про себя: «Да уж мне то куда? Осрамлю и себя, и свое воинство…»

Но вот облегчающий выдох прошелестел по русским рядам. Качнулись ряды, и вперед медленно, как бы в раздумье, выехал всадник в черной одежде схимника.

-Пересвет…свет…-прошелестело дальше…

Пересвет оглянулся, как бы кого разыскивая глазами и не находя, и поклонился. И все напоследок рассмотрели его бледное взволнованное лицо в тени схимнического куколя. Он был велик ростом, плечист, красив и статен, но все же ордынец выглядел крупней его, куда крупней. Затем Пересвет отвернулся выровнял на весу копье, прижал его локтем к боку и пустился вскачь.

Ордынец сорвался ему на встречу. Они сшиблись глухо, кони под ними сразу стали заваливаться, рухнули замертво вместе со всадниками. Единоборцы лежали неподвижно, окованные дремучим сном. Это случилось в один миг, и все, кто, видел, опешили от неожиданности происшедшего…

Это случилось в один миг, но в следующий миг, неведомая птица высоко над застывшими толпами подхватила душу Пересвета, еще рыдающую от нестерпимой боли, и в свистящих струях ветра бережно понесла ее все далее и далее от пределов полученного ей средоцарствия, понесла к тем ослепительным чертогам, где не знают ни плача, ни страдания, ни печали, но вечно любуются бессмертным источником жизни.»

Данное задание учитель может использовать для повторения и обобщения изученного материала. Выполняя подобные задания, учащиеся смогут научиться отделять вымышленную информацию от фактической, понимать отношение автора к историческим персоналиям. Также школьники научатся описывать исторические события, привлекая ранее изученный материал и информацию источника.

Задание №3

В качестве домашнего задания ученики могут выполнить следующую работу: используя материал учебника, энциклопедий и отрывки из художественного произведения Ю. М. Лощица «Дмитрий Донской», напишите рассказ от имени участника или современника Куликовской битвы (Мамая, Дмитрия Ивановича или других лиц).

Данное задание позволит проверить умения учащихся проводить поиск исторической информации в источниках разного типа. Задания подобного рода помогают реализовать и развить творческий потенциал учащихся и представить результат своей деятельности в виде сочинения. Письменные задания позволяют развивать коммуникативные умения учащихся: осознанно и произвольно строить речевые высказывания, выбирая наиболее эффективные выразительные средства и привлекая фактический материал.

Задание № 4

Установите соответствие между реальными историческими персоналиями и их характеристиками в романе. Результаты занесите в таблицу.

  1. Тучный, дебелый, способный видать, целого барана поглотить за один присест, и что-то яростно выкрикивал и гарцевал на своем коне-великане, у которого только что пламя не пыхало из ноздрей.

  2. Гребет и гребет «……..» без устали в свой мешок, всю Русь ободрал, что медведь липку. Выслуживаясь перед ханом, сплавляет в Сарай громадный «выход».

  3. Известность его никем не распространялась намеренно. Наоборот сам «…….» вот уже несколько десятков лет все делает для того, чтобы жить как можно незаметней, подальше от людских перепутий.

  4. «……»не прислал новых карателей ни прошлым летом, ни нынешним, потому что он собирался сам, и именно оттого собирался так долго и скрытно.

А) Мамай

Б) Челубей

В) Иван Калита

Г) Игумен Сергий



1

2

3

4





Подобного рода задания мы можем обнаружить в КИМ ЕГЭ по истории. Важной характеристикой данного задания является низкая вероятность угадывания правильных ответов, поскольку оно требует систематизации достаточно объемных характеристик исторических персоналий. Учителю следует использовать это задание в текущем или итоговом контроле.

Задание №5

Использование эпиграфа вначале урока позволяет сформировать у учащихся познавательный интерес к истории и изучаемой теме в целом. Работа с эпиграфом поможет осознать и оценить значимость изучаемых событий для истории России. Данный эпиграф может быть использован для изучения или повторения таких тем, как «Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского» и «Монголо-татарское нашествие на Русь». Данные задания разработаны для типа урока «открытие нового знания».

Прочитайте эпиграф, который написан на доске.

С чем Юрий Лощиц сравнивает русскую землю? Какого его отношение к русской земле?

Как вы понимаете слова автора «есть у нее свои раны, зашившие и еще кровоточащие»? О каких «ранах» говорит нам автор? Приведите примеры. Попробуйте предположить, о каких событиях в русской истории сегодня мы с вами поговорим?

«Русский человек привык смотреть на свою землю, как на подобие тела людского. Недаром озера напоминали ему глаза, то светло-голубые, то затуманенные печалью, реки же текли будто кровь в жилах или подобно неспешным думам. Земле, как и плоти людской, может быть больно, есть у нее свои раны, зашившие и еще кровоточащие».

В конце урока учитель еще раз обращает внимание школьников на эпиграф и задает вопросы на закрепление изученного материала.

Что автор, на самом деле, подразумевал под «кровоточащими ранами»? О каких событиях в истории России мы с вами сегодня говорили?

Задание №6

Прочитайте отрывок из романа Ю. Лощица «Дмитрий Донской» и ответьте на вопрос: какая система наследования не устраивала Симеона Гордого? Раскройте смысл данного понятия.

«Гордым князь-Семена прозвали и потому в том числе, что имел он на уме мысль особую: раз навсегда поменять извечный порядок наследования власти. То есть вместо родового права (по которому его держание перейдет в руки следующего брата) ввести право прямого наследования (по которому власть от отца должна доставаться сыну). Почему бы не сделать на Руси незыблемым законом этот способ передачи власти, такой простой и естественный? А то ведь сколько в прежние века и но сей день ковалось и куется крамол из-за несовершенств родового права!»

Данное задание позволит учащимся научиться раскрывать смысл важнейших исторических понятий, используя информацию источника и привлекая знания, полученные на уроках.

Задание 7

Прочитайте цитату из романа Ю. М. Лощиц «Дмитрий Донской». Напишите сочинение-размышление, выразив свое согласие или несогласие с автором. Приведите не менее двух аргументов для обоснования своего мнения и не менее двух исторических примеров.

«Великому князю нельзя в своих действиях опираться только на закон, на правила, неукоснительно переходящие из рода в род. Одной рукой надо держать Право, другой же — Правду. Милосердную, потесняющую, когда надо, и закон».

Написание сочинений позволяет учащимся научиться корректно выражать свою точку зрения и аргументировать ее. Благодаря этому заданию учащиеся смогут осмыслить социально-нравственный опыт предыдущих поколений и историческую обусловленность мотивации людей предшествующих эпох. С помощью подобных заданий учитель сможет проверить насколько хорошо ученики усвоили материал предыдущих уроков.

Исторический роман «Дмитрий Донской» Ю. М. Лощица может быть прекрасным дополнением в изучении, повторении и обобщении некоторых тем на уроках истории, потому что он написан на основе изучения научной литературы и исторических источников, следовательно, школьники могут узнать из него дополнительную и вполне достоверную информацию. Используя данный роман на уроках истории, учитель способствует формированию всесторонне-развитой личности, так как приобщает школьников к чтению художественной литературы; выбрав наиболее интересный и красочный фрагмент из романа учитель сможет побудить учеников к полному прочтению данного сочинения, а также повысить мотивацию учащихся к изучению истории. Следует отметить, что в КИМ ЕГЭ есть задания, которые посвящены периоду правления Дмитрия Ивановича, следовательно, школьники должны знать основной фактический материал, чтобы успешно их выполнить. Учитель может использовать отрывки из данного романа для того, чтобы научить школьников работать с художественным произведением как с историческим источником и показать на примере, что даже из литературного произведения можно узнать много нового, интересного и достоверного.











































Список литературы

Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Стефанович П. С., Токарева А. Я. История России. 6 класс.: Учебник для общеобразовательных организаций под ред. Торкунова А. В. — М., 2016. — 127 с.

Дергачева Н.С. Использование художественной литературы на уроках истории в средней школе.// Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и инновации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 26 ноября 2016 г. ─ М., 2016. ─ С. 72─75.

Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей. ─ М.: Владос, 1999. ─ 191 с.

Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской. ─ М.: Молодая гвардия, 1983. ─ 326 с.

Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVII в.Ч.1: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/А. Н. Сахаров. ─ М., 2012 г. ─ 336 с.



1 Дергачева Н.С. Использование художественной литературы на уроках истории в средней школе.// Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и инновации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 26 ноября 2016 г. ─ М., 2016. ─ С. 72─75.

2 Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей. ─ М.: Владос, 1999. ─ 191 с.

3 Баканов А. Г. Современный зарубежный исторический роман. ─ Киев, 1989. ─ 184 с.

4 Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской. ─ М.: Молодая гвардия, 1983. ─ 367 с.

5 Лощиц Ю. М. Указ. соч.─ С. 125.

6 Там же. ─ С. 127.

7 Там же. ─ С. 128.

8 Там же. ─ С. 131.

9 Там же. ─ С. 132.

10 Там же. ─ С. 139.

11 Там же. ─ С.140.

12 Там же. ─ С.145.

13 Там же. ─ С. 148.

14 Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Стефанович П. С., Токарева А. Я. История России. 6 класс.: Учебник для общеобразовательных организаций под ред. Торкунова А. В. — М., 2016. — 127 с.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!