Использование когнитивного подхода в развитии навыка чтения и связной речи
- У учащихся с УО и ЗПР нарушения речи носят системный характер. У них оказываются несформированными в той или иной степени операции речевой деятельности, в том числе и навык чтения .
- Акт чтения представляет собой психофизический процесс. Он обеспечивается взаимодействием мыслительной деятельности и зрительного анализатора. Мозг при этом анализирует поступающие изображения и придает им определенные значения, исходя из контекста. Установление связей между символами слов и их значениями зависит от развития когнитивных умений человека .
Процесс чтения
Процесс чтения - это комплекс сложных мыслительных операций (ориентации, синтеза, анализа, умозаключения).
Результат чтения - извлечение информации.
Чтение как деятельность включает:
- мотив (общение или коммуникация),
- цель (получение информации),
- условия и результат.
Проблемы чтения у детей с ОВЗ:
- несовершенство зрительного гнозиса (в том числе буквенного);
- несформированность зрительного мнезиса (памяти);
- несформированность пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений;
- несформированность смысловых отношений между прочитанными словами, сочетаниями.
Когнитивные (познавательные) умения включают в себя:
- восприятие;
- сопоставление и противопоставление фактов, явлений;
- сравнение нового с ранее известным;
- освоение приемов умственных действий;
- использование приемов мышления (индукция и дедукция);
- систематизация и классификация;
- структурирование.
Составляющие когнитивного умения:
информационные
Когнитивные
умения
организационные
коммуникативные
операционные
Когнитивный подход
При когнитивном подходе учащийся является активным участником образовательного процесса. Школьников с ОВЗ необходимо научить воспринимать и понимать полученную информацию. Это процесс сложный и зависит от индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ, которые выявляются в процессе своевременной диагностической работы.
Использование когнитивного подхода направлено на развитие познавательных навыков, преодоление трудностей чтения и учебной деятельности в целом.
Нарушения когнитивных процессов
Нарушения чтения
Нарушения когнитивных процессов
Побуквенное чтение.
Послоговое чтение.
Несформированность зрительного слогоделения, навыка слогослияния, навыка целостного восприятия читаемого (глобального чтения).
Замены букв:
а) по фонематическому сходству;
Не автоматизирована связь между звуком и буквой. Слабая концентрация внимания.
Недостаточность зрительного анализа и синтеза; информированность пространственных представлений. Нескоординированность процессов предугадывания и зрительного восприятия.
б) по оптическому сходству;
в) другие виды замен (а--у, п-с).
Нарушения чтения
Нарушения когнитивных процессов
Нарушения звуко-слоговой структуры. Ошибки угадывания. Повторное считывание, потеря строки. Повторы букв, слогов, слов. Грамматические ошибки: нарушение согласования; нарушение управления.
Не сформирован навык целостного восприятия читаемого. Недостаточность зрительного анализа и синтеза. Несформированность пространственных представлений; неустойчивость произвольного внимания.
Отрывистое или слитное чтение. Отсутствие дифференциации в использовании пауз (паузы одинаковой длительности на точках и запятых). Нарушение интонационного оформления читаемого предложения в соответствии с конечными знаками препинания. Неправильное употребление логического ударения. Недостаточная громкость и внятность при чтении. Отсутствие эмоционального отношения к читаемому.
Нескоординированность процессов предугадывания и зрительного восприятия. Несформированность навыка лексико-грамматического предвидения.
Несформированность навыка определения границ предложения в печатном тексте. Отсутствие ориентации на знаки препинания в процессе чтения. Несформированность навыка интонационного оформления предложений в соответствии с конечными знаками препинания.
Нарушения чтения
Нарушения когнитивных процессов
Опускание смысловых частей текста; непоследовательность изложения; исключение, добавление, искажение фактов; отсутствие навыков самостоятельного воспроизведения прочитанного; отсутствие навыков воспроизведения по вопросам.
Непонимание причинно-следственных отношений; непонимание временных отношений; трудности вычленения из текста новой информации; трудности в выделении главной мысли произведения.
Недостаточный объем оперативной памяти. Несформированность структуры мыслительной деятельности. Несформированность связной речи. Недоразвитие словесно-логического мышления.
Медленный темп чтения. Быстрый темп чтения, нарушающий правильность и осознанность чтения.
Несформированность предугадывающего чтения. Несформированность навыка вычленения смысловых частей текста. Несформированность навыка соотнесения отдельных отрезков текста друг с другом. Несформированность семантических дифференцировок.
Небольшой объем зрительного восприятия.
Несформированность предугадывающего чтения. Несформированность навык целостного восприятия читаемого.
Этапы коррекционной работы по развитию когнитивных умений необходимых для успешного овладения чтением
- овладение звукобуквенными обозначениями;
- развитие послогового чтения;
- этап переходный от аналитических к синтетическим приемам чтения;
- этап синтетических приемов чтения;
- этап синтетического чтения.
Эффективность деятельности
Показатели:
- преодоление когнитивных нарушений у детей с ОВЗ;
- преодоление трудностей навыка чтения;
- повышение мотивации к чтению и обучению в целом.