СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование когнитивного подхода в развитии навыка чтения и связной речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о преодолении когнитивных нарушений у детей с ОВЗ, о преодолении трудностей навыка чтения, о повышении мотивации к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Использование когнитивного подхода в развитии навыка чтения и связной речи»

Использование когнитивного подхода в развитии навыка чтения и связной речи

Использование когнитивного подхода в развитии навыка чтения и связной речи

У учащихся с УО и ЗПР нарушения речи носят системный характер. У них оказываются несформированными в той или иной степени операции речевой деятельности, в том числе и навык чтения . Акт чтения представляет собой психофизический процесс. Он обеспечивается взаимодействием мыслительной деятельности и зрительного анализатора. Мозг при этом анализирует поступающие изображения и придает им определенные значения, исходя из контекста. Установление связей между символами слов и их значениями зависит от развития когнитивных умений человека .
  • У учащихся с УО и ЗПР нарушения речи носят системный характер. У них оказываются несформированными в той или иной степени операции речевой деятельности, в том числе и навык чтения .
  • Акт чтения представляет собой психофизический процесс. Он обеспечивается взаимодействием мыслительной деятельности и зрительного анализатора. Мозг при этом анализирует поступающие изображения и придает им определенные значения, исходя из контекста. Установление связей между символами слов и их значениями зависит от развития когнитивных умений человека .
Процесс чтения Процесс чтения - это комплекс сложных мыслительных операций (ориентации, синтеза, анализа, умозаключения). Результат чтения - извлечение информации. Чтение как деятельность включает: мотив (общение или коммуникация), цель (получение информации), условия и результат.

Процесс чтения

Процесс чтения - это комплекс сложных мыслительных операций (ориентации, синтеза, анализа, умозаключения).

Результат чтения - извлечение информации.

Чтение как деятельность включает:

  • мотив (общение или коммуникация),
  • цель (получение информации),
  • условия и результат.
Проблемы чтения у детей с ОВЗ: несовершенство зрительного гнозиса (в том числе буквенного); несформированность зрительного мнезиса (памяти); несформированность пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений; несформированность смысловых отношений между прочитанными словами, сочетаниями.

Проблемы чтения у детей с ОВЗ:

  • несовершенство зрительного гнозиса (в том числе буквенного);
  • несформированность зрительного мнезиса (памяти);
  • несформированность пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений;
  • несформированность смысловых отношений между прочитанными словами, сочетаниями.
Когнитивные (познавательные) умения включают в себя:   восприятие; сопоставление и противопоставление фактов, явлений; сравнение нового с ранее известным; освоение приемов умственных действий; использование приемов мышления (индукция и дедукция); систематизация и классификация;  структурирование.

Когнитивные (познавательные) умения включают в себя:

  • восприятие;
  • сопоставление и противопоставление фактов, явлений;
  • сравнение нового с ранее известным;
  • освоение приемов умственных действий;
  • использование приемов мышления (индукция и дедукция);
  • систематизация и классификация;
  • структурирование.
Составляющие когнитивного умения: информационные Когнитивные умения организационные коммуникативные операционные

Составляющие когнитивного умения:

информационные

Когнитивные

умения

организационные

коммуникативные

операционные

Когнитивный подход При когнитивном подходе учащийся является активным участником образовательного процесса. Школьников с ОВЗ необходимо научить воспринимать и понимать полученную информацию. Это процесс сложный и зависит от индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ, которые выявляются в процессе своевременной диагностической работы. Использование когнитивного подхода направлено на развитие познавательных навыков, преодоление трудностей чтения и учебной деятельности в целом.

Когнитивный подход

При когнитивном подходе учащийся является активным участником образовательного процесса. Школьников с ОВЗ необходимо научить воспринимать и понимать полученную информацию. Это процесс сложный и зависит от индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ, которые выявляются в процессе своевременной диагностической работы.

Использование когнитивного подхода направлено на развитие познавательных навыков, преодоление трудностей чтения и учебной деятельности в целом.

Нарушения когнитивных процессов Нарушения чтения Нарушения когнитивных процессов Побуквенное чтение. Послоговое чтение. Несформированность зрительного слогоделения, навыка слогослияния, навыка целостного восприятия читаемого (глобального чтения). Замены букв: а) по фонематическому сходству; Не автоматизирована связь между звуком и буквой. Слабая концентрация внимания. Недостаточность зрительного анализа и синтеза; информированность пространственных представлений. Нескоординированность процессов предугадывания и зрительного восприятия. б) по оптическому сходству; в) другие виды замен (а--у, п-с).

Нарушения когнитивных процессов

Нарушения чтения

Нарушения когнитивных процессов

Побуквенное чтение.

Послоговое чтение.

Несформированность зрительного слогоделения, навыка слогослияния, навыка целостного восприятия читаемого (глобального чтения).

Замены букв:

а) по фонематическому сходству;

Не автоматизирована связь между звуком и буквой. Слабая концентрация внимания.

Недостаточность зрительного анализа и синтеза; информированность пространственных представлений. Нескоординированность процессов предугадывания и зрительного восприятия.

б) по оптическому сходству;

в) другие виды замен (а--у, п-с).

Нарушения чтения

Нарушения когнитивных процессов

Нарушения звуко-слоговой структуры. Ошибки угадывания. Повторное считывание, потеря строки. Повторы букв, слогов, слов. Грамматические ошибки: нарушение согласования; нарушение управления.

Не сформирован навык целостного восприятия читаемого. Недостаточность зрительного анализа и синтеза. Несформированность пространственных представлений; неустойчивость произвольного внимания.

Отрывистое или слитное чтение. Отсутствие дифференциации в использовании пауз (паузы одинаковой длительности на точках и запятых). Нарушение интонационного оформления читаемого предложения в соответствии с конечными знаками препинания. Неправильное употребление логического ударения. Недостаточная громкость и внятность при чтении. Отсутствие эмоционального отношения к читаемому.

Нескоординированность процессов предугадывания и зрительного восприятия. Несформированность навыка лексико-грамматического предвидения.

Несформированность навыка определения границ предложения в печатном тексте. Отсутствие ориентации на знаки препинания в процессе чтения. Несформированность навыка интонационного оформления предложений в соответствии с конечными знаками препинания.

 

Нарушения чтения

Нарушения когнитивных процессов

Опускание смысловых частей текста; непоследовательность изложения; исключение, добавление, искажение фактов; отсутствие навыков самостоятельного воспроизведения прочитанного; отсутствие навыков воспроизведения по вопросам.

Непонимание причинно-следственных отношений; непонимание временных отношений; трудности вычленения из текста новой информации; трудности в выделении главной мысли произведения.

Недостаточный объем оперативной памяти. Несформированность структуры мыслительной деятельности. Несформированность связной речи. Недоразвитие словесно-логического мышления.

Медленный темп чтения. Быстрый темп чтения, нарушающий правильность и осознанность чтения.

Несформированность предугадывающего чтения. Несформированность навыка вычленения смысловых частей текста. Несформированность навыка соотнесения отдельных отрезков текста друг с другом. Несформированность семантических дифференцировок.

Небольшой объем зрительного восприятия.

 

Несформированность предугадывающего чтения. Несформированность навык целостного восприятия читаемого.

Этапы коррекционной работы по развитию когнитивных умений необходимых для успешного овладения чтением   овладение звукобуквенными обозначениями; развитие послогового чтения; этап переходный от аналитических к синтетическим приемам чтения; этап синтетических приемов чтения; этап синтетического чтения.

Этапы коррекционной работы по развитию когнитивных умений необходимых для успешного овладения чтением

  • овладение звукобуквенными обозначениями;
  • развитие послогового чтения;
  • этап переходный от аналитических к синтетическим приемам чтения;
  • этап синтетических приемов чтения;
  • этап синтетического чтения.
Эффективность деятельности   Показатели: преодоление когнитивных нарушений у детей с ОВЗ; преодоление трудностей навыка чтения; повышение мотивации к чтению и обучению в целом.

Эффективность деятельности

Показатели:

  • преодоление когнитивных нарушений у детей с ОВЗ;
  • преодоление трудностей навыка чтения;
  • повышение мотивации к чтению и обучению в целом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!