СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование лингвокраеведческого материала в обучении родного языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются вопросы использования лингвокраеведческого материала в процессе преподавания родного языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Использование лингвокраеведческого материала в обучении родного языка и литературы»

УДК 81

Abutalipova R. Z.,lingvostranovedcheskii use of the material in the teaching of the native language and literature this article examines the use of linguistic and local history material in the process of teaching native language and literature. Use microtoponymic vocabulary promotes not only the revitalization of the educational process, and makes active informative interest of pupils, create a positive emotional background of training.

Key words. Lingvostranovedenie. The microtoponyms.


Абуталипова Римма Загировна, использование лингвокраеведческого материала в обучении родного языка и литературы.

В данной статье рассматриваются вопросы использования лингвокраеведческого материала в процессе преподавания родного языка и литературы. Изучение микротопонимической лексики способствует не только оживлению учебного процесса, но и активизирует познавательные интересы учащихся, создает положительный эмоциональный фон обучения, формирует интерес к истории своего края.

Ключевые слова. Лингвокраеведение. Микротопонимы.


Использование лингвокраеведческого материала в обучении родного языка и литературы

Любовь к родному краю начинается с малого, — пишет Д.С. Лихачев, — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.[1,2]

В каждом населенном пункте непременно существует множество микротопонимов, которыми пользуются местные жители и конечно есть старожилы, помнящие о них. Сохранение таких названий — одна из важнейших и неотложных задач краеведения. Каждому человеку наверняка интересно узнать, откуда произошло название родного села, улицы, реки и озера? К сожалению, некоторые древние названия рек, лесов, озер, деревень заменены современными словами. Таким образом, теряется связь с прошлым. А ведь многие кажутся понятными, если рассмотреть те или иные имена, то можно обнаружить много интересного и любопытного.

Эффективным способом комплексной работы по развитию интереса учащихся к изучению родного языка и литературы, а также по формированию истинных патриотических качеств: любви к своей семье, родному дому, месту, где родился и вырос, своей стране являются лингвокраеведческие исследования.[2,1]

Каково же значение понятия – лингвокраеведение? Что оно подразумевает?

Это изучение лингвистических явлений на территории малой родины, родного села. В свою очередь, лингвистические явления – это отражение всего, что может быть выражено в слове, т.е. вся наша жизнь.

Таким образом, микротопонимический материал любой местности представляет собой интерес для научного исследования, так как этот пласт лексики содержит богатейшую информацию об истории самого села, о людях, которые там живут, о современной жизни и культуре. Во-вторых, реализует в педагогической деятельности «ситуацию успеха», когда каждый из исследователей чувствует необходимость своего участия в общем деле. Ученик, в силу своих возрастных особенностей, мыслит конкретно. Ему пока чужды общие фразы о патриотизме и любви к отечественной культуре. Он еще до конца не осознает глобальность идеи возрождения духовности. Но, участвуя в лингвокраеведческой работе, выполняя посильную для него задачу, учащийся видит конкретный результат своей деятельности.

Работа с микротопонимической лексикой может проводиться на уроках родного языка, литературы, истории, географии, также использоваться во внеурочной деятельности. Так, на уроках родного языка учитель может использовать дидактические материалы, составленные на основе краеведческого материала (тексты для списывания, упражнения, анализ текста, загадки, игры, написание сочинения и т.д.). Собранные материалы помогут при проведении интегрированных уроков. Целенаправленная работа учителя позволит сделать урок занимательным и познавательным, подкрепляя новые знания «живыми» примерами, способствует формированию орфографической зоркости, грамматической компетенции учащихся.

Результатом нашей исследовательской работы является создание словаря топонимов деревни Большой Краснояр, которая будет представлена на конференции «Шаг в будущее». Работа по этому направлению будет продолжена и в дальнейшем.

Таким образом, работа по изучению и сохранению лингвокраеведческого материала способствует формированию интереса к истории своего села, родному языку, обогащению словарного запаса, воспитанию истинного гражданина.


Литература:

  1. Лихачев Д.С. Земля родная. — М., 1989.- 68с.

  2. Шебалова О. В., (Арзамасский район) Лингвокраеведение как средство формирования национального самосознания школьников [Электронный ресурс]. URL:https://infourok.ru/statya-po-teme-lingvokraevedenie-kak-sredstvo-formirovaniya-nacionalnogo-samosoznaniya-shkolnikov-1627773.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!