СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методов проекта на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена на рассмотрение используемых методов проекта на уроках химии. 

Просмотр содержимого документа
«Использование методов проекта на уроках химии»

Использование метода проектов при изучении химии.


Письмиченко Татьяна Дмитриевна

Учитель химии

МБОУ «Майкопская гимназия №5»


В наше время к методу проектов обращаются в связи с тем, что современный этап развития общества выдвигает особые требования к образованию и ставит задачу учить школьников и студентов самим добывать знания, развивать их познавательные способности. А метод проектов для этого предоставляет наилучшие возможности. В последнее десятилетие он стал одной из наиболее значимых инноваций в образовании России. Метод проектов постепенно завоевывает ведущие позиции и признан перспективным направлением развивающего обучения [3].

Цель проектного метода состоит в создании условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из различных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения поставленных задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают у себя исследовательские умения (выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперименты, анализировать, строить гипотезы, обобщать), развивают системное мышление.

Очевидно, что при таком подходе использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные  технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса,  и  является метод учебного проекта.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость. [5]

Химия среди учебных предметов занимает особое место. Это связано как со сложностью предмета химии как такового, так и с тем, что уровень школьного курса химии недостаточен для каких- либо научных работ. Эти два фактора во многом определяют особенности использования метода проектов в учебной деятельности при изучении химии.

Чтобы сделать урок более эффективным, придать ему целостный характер, нужно опираться на то, что учитель на сегодняшний день не является единственным источником информации, его роль состоит в том, чтобы организовать работу учащихся, быть координатором и консультантом.

В основе метода проектов лежит умение ученика ориентироваться в информационном пространстве, вычленять проблему, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу, проводить наблюдения, опыты, моделирование, делать выводы, разрабатывать рекомендации.

Метод проектов -это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. [5]

И все-таки, несмотря на столь широкую популярность и столь давнюю историю, метод проектов содержит до сих пор много неясностей и противоречий в его трактовке, а, следовательно, и в его использовании. Определенную роль в этом играют и трудности, возникающие в ходе работы над проектом. Применение этого метода требует существенных временных затрат как у учителя, так и у ученика. Кроме того, учитель, руководящий проектной работой, должен иметь высокий уровень компетентности не только в области преподаваемого предмета, но и в других отраслях знаний. При преподавании химии далеко не на каждом уроке создание проекта позволяет добиться значимых результатов. Поэтому метод проектов ни в коем случае нельзя рассматривать как один из альтернативных подходов к организации учебного процесса. Он должен включаться в учебный процесс как дополнительное средство, повышающее качество учебного процесса и способствующее развитию личностных качеств обучаемых [4].

Но наряду с недостатками есть и достоинства. Применение метода проектов позволяет добиться значимых результатов при обучении химии. С психологической точки зрения, знания, добытые самостоятельно для человека более ценны в личностном плане, а, следовательно, усваиваются в более полной мере. Кроме того, школьники учатся искать информацию не только в объяснениях учителя и учебнике, но и в других источниках. Компьютер и сеть Интернет выступают здесь не как источник развлечений, а как средство поиска и обработки информации, что как мы считаем важно для современных подростков. Они также учатся критически оценивать полученную информацию, систематизировать ее, строить предположения, делать выводы, что, несомненно, способствует развитию мышления школьников. [2]

Проектная деятельность имеет выраженную профориентационную направленность, что также является несомненным достоинством данного метода. Исследовательская деятельность, осуществляемая при создании проекта, может послужить отправной точкой к возникновению интереса к химической науке. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным целостным, эмоциональным, творческим.

Вовлечение в создание проекта дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Проектная деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь, способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся.

Подготовка к проекту заключается в выборе темы и определении целей проекта. В одних случаях тема проекта может выдвигаться преподавателем с учетом учебной ситуации по своему предмету, интересов и способностей студентов. В других случаях тематика проектов может предлагаться самими студентами. Тема проекта должна учитывать возможности (интеллектуальные, психологические) и склонности потенциальных исполнителей.

Темы проектов по химии, используемые в практической деятельности могут быть самыми разнообразными:

- можно сформулировать несколько как индивидуальных, так и групповых примерных тем, работа по которым потребует усвоения учащимися; 

- при формулировании тем проектов, нужно учитывать основные аспекты гуманитаризации школьного курса химии: историко-методологический, искусствоведческий, филологический, экологический, прикладной и региональный;

- работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. 

Нами был апробирован проект на тему «Коррозия металлов и способы ее устранения» на базе МБОУ «Майкопская гимназия №5» г. Майкоп .

Тип проекта: предметный (химия).

Значимость результатов проекта: познавательная и практическая.

Цель проекта: установить наиболее эффективные способы и средства борьбы с коррозией металлов при хранении и эксплуатации.

Задачи исследования: изучить учебную, методическую и научную литературу по данной проблеме и провести экспериментальные исследования по следующим направлениям:
а) влияние ингибиторов на скорость коррозии металлов;

б) влияние реакции среды на скорость коррозии металлов;

в) эффективность протекторной и катодной защиты металлов от коррозии.

Проект «коррозия металлов и способы его устранения» состоит из трех этапов:

- начальный этап (определение темы, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материла);

- основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ, возможных трудностей);

- заключительный этап (подготовка и защита апробированного проекта и обсуждение полученных результатов) с использованием мультимедийных средств.

Таким образом, последовательное освоение всех этапов выполнения проекта «коррозия металлов и способы его устранения» позволит обучающимся приобрести знания, умения и навыки, для формирования навыков самостоятельной работы , а также сравнить планируемые и реальные результаты данного проекта.

Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат.-М., 1999.

  2. Полат, Е. С. Метод проектов: история и теория вопроса /Е. С. Полат //Школьные технологии. — № 6.– 2006.– с. 43–47.

  3. Маркачев, А. Е. Учебно-исследовательские проекты по химии: Содержание и методика реализации/ А. Е. Маркачев, Т. А. Боровских, Г. М. Чернобельская.– М.: Чистые пруды, 2009.– 32 с: ил.– (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 27)

  4. https://docs.google.com/document/d/.../edit

  5. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» М.: АРКТИ, 2005. – 110 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!