СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методов технологии ТРИЗ в дошкольном учреждении по лексической теме "Посуда"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование методов технологии ТРИЗ в дошкольном учреждении по лексической теме "Посуда"»

Игра «Лексическое поле»

Чайник – носик, донышко, стенки, заварка, чай, кипяток, угощение, мед, сахар, рафинад, конфеты, варенье, шоколад, молоко, чашки, блюдца, серебряная чайная ложка, встреча, визит, наслажденье, зной, утоление жажды, общение…


Упражнение «Хорошо – плохо»

Кастрюля – это хорошо.

В ней можно приготовить разные блюда.

У кастрюль разная вместимость, это удобно для приготовления блюд для разного количества людей.

В ней можно хранить сыпучие продукты, приготовленные блюда.

В ней можно перевозить продукты, которым свойственно протекание.


Кастрюля – это плохо.

Кастрюли со временем протираются, лущатся.

Они пачкаются, могут быть жирными.

Ручки при приготовлении пищи горячие, можно обжечься.

Кастрюля с едой тяжелая, при транспортировке можно облиться кипятком.

Она объемная, занимает много места.

Требует финансовых затрат для приобретения моющих средств, физических усилий для оттирания пригоревшей пищи.


Упражнение «Как это можно использовать?»

Тарелку можно использовать как …

посуду, шляпу, поднос, трафарет, образец, товар, подарок, бартер, средство нападения, щит, контейнер, черпак, половник, ложку, колесо, украшение серванта, стола; карандаш (на песке ребром), награда, сюрприз, приз, картину…


Метод мозгового штурма «Что было бы, если»

Если бы посуду после еды не мыли бы…

На кухне была бы грязь.

Появились бы мухи, тараканы, прусаки, черви.

Стоял бы резкий неприятный запах.

Стыдно было бы кого-либо приглашать в дом.

Можно было бы заболеть: инфекционными заболеваниями, кишечными палочками, болезнью Боткина…

Можно было бы отравиться продуктами распада, разложения…

Соседи бы ругались, вызвали бы санитарную станцию…


Метод мозгового штурма «Разреши ситуацию»

Мама открыла сервант, посыпалась посуда. Как не допустить, чтобы она разбилась?

Перехватить во время падения.

Но так можно спасти только 1-2 шт

Натянуть гамак, поднять фартук.

Падая одна на др. они все разобьются.

Подложить подушки, матрац «горкой».

Успеешь?

Замедлить время падения.

Разве ты – Бог?

Сказать волшебные слова.

Ты обладаешь таким даром?

Временно превратить ее в пластмассовую, небьющуюся.

Каким образом?

Сообщить посуде последствия, попросить, чтобы она этого не делала.

Пообещать ей вознаграждение.

Ты рассчитываешь, что она тебя услышит?

Признаться ей в любви.

Не будет ли поздно.

Отвлечь ее от падения.

Что же ее может удивить?

Вентилятором сдувать и менять траектория падения: не друг на друга, а по всей плоскости.

Успеешь подстелить что-то мягкое?


Упражнение «Оксюморон»

Что может быть одновременно:

- твердым и хрупким – чашка, блюдце, стакан, тарелка, фужеры…

- твердым и прочным – нож, вилка, ложка, половник, кастрюля…

- грязным и чистым – дно и ручка сковородки, кастрюли…

- белым и черным – дно кастрюли с двух сторон.


Упражнение «Бином фантазии»

Еда в кастрюле – готовится, хранится.

Кастрюля в еде – измазанная, спрятанная.

Еда на кастрюле – на перевернутой крышке, как на подносе, у Федоры.

Кастрюля на еде – пресс.

Еда перед кастрюлей – сырая продукция.

Кастрюля перед едой – пустая емкость.


Упражнение «Чем была, будет?»

Ложка – металлом, идеей, задумкой, выплавкой, заливкой, формой, продукцией, товаром, покупкой, подарком, предметом необходимости


Упражнение «Прямая синектива»

Человек посмотрел на корову и придумал… дойный аппарат, молочник, масленку, бутылку, молочные продукты:…, холодильник, морозильную камеру, миксер, дуршлаг, сито, решето…


Метод фокальных объектов

Нож (какой?)

Язык (какой?)

Острый

Красный

Опасный

Гибкий

Нож острый – заточенный, из хорошей стали.

Нож опасный – может вызвать ранение несовместимое с жизнью.

Нож красный – окровавленный.

Нож гибкий – рапира.

Язык острый – принадлежащий насмешнику; сатирический, с сарказмом.

Язык опасный – кости перемелет, посылающий негативные слова.

Язык красный – здоровый.

Язык гибкий – подвижный.


Упражнение «Так бывает или нет?»

В кастрюле можно…

Варить суп, жарить картошку, печь оладьи, варить компот, жарить сырники, варить борщ, тушить картофель, жарить котлеты, мешать тесто, варить кашу, жарить кисель, печь щи…


Упражнение «Почему так произошло?»

Тарелка разбилась.

Она хрупкая, не выдержала груза.

Нечаянно уронили.

Выбили из рук ненароком.

Ее держали жирными и мокрыми руками – выскользнула.

Хозяйка от злости запустила ее в стенку.

Ее зацепили.

Стол, на котором она стояла, перевернулся.

Разбил град.

Выронил больной, обессиленный человек.

Снес ураган.

Ее замерзшую занесли в дом и залили кипятком: резкая разница температур.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!