СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методов технологии ТРИЗ в дошкольном учреждении по лексической теме "Рыбы"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование методов технологии ТРИЗ в дошкольном учреждении по лексической теме "Рыбы"»

Игра «Лексическое поле»

Рыба – среда обитания, океан, море, река, озеро, пруд, нерест, мальки, икра, яйца, чешуя, плавники, жабры, умение плавать, косяк, дно, камни, водоросли, рифы, водоворот, омут, окрас, приспособление, селедка, консервы, жаренная, запеченная, рыбная котлета…


Упражнение «Хорошо – плохо»

Акула – это хорошо.

Из акулы можно приготовить много блюд.

Акулу можно сминать кинокамерой.

Зарабатывать деньги, организовывая съемки в экстремальных условиях: рядом с настоящей Акулов.

Наблюдая за акулой, восхищаешься ее размерами, сила, строение зубов, способностью жить в воде…


Акула – это плохо.

Нельзя купаться в местах обитания акул.

Следить, чтобы не было кровоточащих ран, провоцирующих нападение этих страшных рыб.

Нельзя отправляться в подводное плавание в местах, где водятся акулы, разве что в батискафе.

Постоянно быть в напряжении, так можно сорвать нервную систему.

Смерть от ее зубов страшная…


Упражнение «Как это можно использовать?»

Рыбий хвост можно использовать как (что?) … хвост, руль, веер, мухобойку, предмет защиты, нападения; трафарет, образец, предмет изучения, зубочистку, сук, иголку, скрепку, предмет привлечения или отвлечения внимания; интригу, тему сказки, рассказа; корм (еду) для кота, лисы, медведя; приманку или ловушку для зверей, рыбный запах…


Упражнение «Назвать общее понятие к каждой паре»

Лето, зима… (времена года)

Карась, щука… (пресноводные).

Скумбрия, сельдь… (морские).

Море, океан… (наличие соленой воды)

Озеро, река… (пресноводные источники)

Акула, сельдь… (хищники).


Метод мозгового штурма

Упражнение «Что было бы, если?»

Что было бы, если рыба заговорила человеческим голосом…

Она смогла бы пожаловаться, что ее вытягивают из воды, попросить. Чтобы этого не делали. Вода - ее родная стихия.

Она попросила бы, чтобы заводы и фабрики не загрязняли бы воду своими отходами.

Чтобы рыбаки не обманывали их приманками и наживками.

Рассказали бы о красоте своего подводного царства, какая интересная жизнь под водой.

Они могли бы предупреждать о шторме, торнадо.

Подсказывать, где затонувшие корабли, подводные лодки, утопленники, драгоценности с «Титаника»…

Они могли бы поведать причины гибели каждого судна, каждой человеческой жизни.

Указали бы места, где много жемчугов…


Упражнение «Бином фантазии»

Рыба над водой – улов, кит, прыгающий дельфин, рыба на борту корабля, на рыбозаводе…

Вода над рыбой – океан, море, река, озеро, пруд, заводь, заповедник, рыбтрест…


Рыба под водой – в родной стихии, в глубинах вод, на дне перед штормом…

Вода под рыбой – воспоминание пойманной рыбки, рыба в сачке, на крючке; водоем, лишенный своих обитателей; грязная вода, в которой только что вымыли рыбу для жарения; зимой лунка, к которой поднялась рыба, чтобы вдохнуть кислород…


Упражнение «Чем было, будет?»

Рыба – икринка, малек, рыбка, рыба, наживкой (для щуки), предметом исследования, едой для других хищных рыб, едой для человека: мороженой, соленой, консервированной рыбой, запеченной, заливной, мамой, воспитателем, воспоминанием…


Упражнение «Прямая синектива»

Человек посмотрел на рыбу и придумал…лодку, подводную лодку, батискаф, акваланг, скафандр, корабль, блюда, блестки, медаль, ордена, конфеты «1 гривня»), фольгу, монетки, кнопки, пуговицы, зеркало, музыкальный диск, язык жестов, ласты, подводную маску, очки, аквариум, сеть, невод, удочку, поплавок, крючок, приманку, мотыль, маяк (по примеру рыб со светящейся пастью), селедочницу, рыбочистку, сказки о русалках, «О рыбаке и рыбке»…


Метод фокальных объектов

Кит (какой?)

огромный

Капуста (какая?)

Вкусная, полезная

Кит огромный – взрослое животное.

Кит вкусный – для акул.

Кит полезный – как источник рыбьего жира; мясо полезно для деятельности клеток мозга, есть в период подготовки к экзаменам…

Капуста огромная – наполненная до краев бочка квашенной капустой; целое поле, засаженное капустой.

Капуста вкусная – сырая, квашенная, моченная, пелюстка, тушеная, в борще, щах, для голодного человека, для зайца, козы лося – травоядных; для бабочки-капустницы.

Капуста полезная – витаминная, содержащая минеральные вещества, микроэлементы, при болезнях кишечника: для выведения шлаков, жаропонижающая, при наложении в местах перелома костей…


Упражнение «Так бывает или нет?»

Кит на озере живет,

Много ест и много пьет.

А у карпа чешуя

Вся зеркальная она.

Окунь – хищник,

Сельдь вкусна.

Камбала всегда хитра –

С дном сливается она…

И. Нягина


Упражнение «Почему так произошло?»

Рыба поймалась на крючок…

По неосторожности.

По глупости.

Голодала: закончилась диета, решила накушаться.

Хотела спасти червячка: снять его с крючка, сама попалась на крючок…

Пожертвовала ради рыбки – детки: показала результаты доверчивости.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!