Использование мультимедийного пространства в образовательном процессе
Людмила ЮрьевнаУфимцева, директор, учитель истории и обществознания МБОУ «Юрическая основная общеобразовательная школа» Карагайского района Пермского края, РФ
Использование мультимедийного пространства (ММП) занимает важное место в современном образовательном процессе. Мультимедийные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и внеурочной деятельности текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
Урок или мероприятие с использованием мультимедийных технологий – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Перспективы использования мультимедийных технологий очень разнообразны и безграничны. За ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда.
Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя самые разнообразные методы и технологии. Это, прежде всего, возможность для учителя иметь под рукой огромное количество иллюстративного материала, а главное очень быстрый доступ к нему, возможность подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал, возможность для учителя создавать самостоятельно тесты для проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство учителя с новинками методической литературы.
На мой взгляд, своевременным является появление в учебном процессе учебно-методических комплексов, где наряду с учебником, программами, методичками разработаны мультимедийные электронные учебники.
Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории. Недостаток оснащенности кабинетов истории картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОРах. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событие или эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают изучение истории отдельных цивилизаций.
Использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении мультимедийных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.
На уроках и внеурочной деятельности был опробован такой вариант использования интерактивного ресурса, подразумевающего звуковые ролики («От Кремля до рейхстага», «История России. XX век» и т. д.), анимационные карты, флэш-ролики .
Как показывает практика, использование медиа-ресурсов не только разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованному включению детей в образовательный процесс.
Использую иллюстрации и мультимедийные презентации об исторических событиях ) например, обороне крепости, картина «Защита Брестской крепости», плакат «Родина - мать зовет»).
На уроке «Всё для фронта! Всё для Победы!»» используются грамзаписи: «Седьмая симфония» Шостаковича, стихотворение Твардовского «Жди меня», фотографии серии «Монумент героическим защитникам Ленинграда», презентация «Мамаев курган».
На уроках истории применяю также презентации с элементами контроля усвоения знаний – это такие задания, как тесты.
Компьютер позволяет осуществлять обратную связь. По ходу работы дети сами и учитель сразу могут видеть результат. Если ребенок испытывает серьезные затруднения, на помощь приходит учитель – осуществляется индивидуальный подход к ученику. Формируем навыки подлинно исследовательской деятельности.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на четыре группы:
Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.
Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.
Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.
Интегрированные уроки. Такой урок проводят учитель-предметник и учитель информатики.
Отличительной чертой ФГОС является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» — к «знаю, умею и умею применять на практике».
Сегодня можно с уверенностью сказать, что учащийся, который умеет работать в текстовом редакторе, пользоваться электронной почтой или Интернетом, способен решать насущные практические задачи.
Рассмотрим основные понятия ИКТ-компетентности.
ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
ИКТ-компетентность – уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной практической деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.
Под «уверенным владением» следует, прежде всего, понимать умение применять полученные навыки. С решением информационных задач мы сталкиваемся в жизни на каждом шагу: общение с помощью социальных сетей, когда делаем покупки, покупаем билеты, бронируем гостиницы, платим налоги, записываемся к врачу, выбираем лекарства, пишем рефераты, узнаем программу, погоду, новости и т.п.
Сегодня проблему формирования информационно-коммуникативной компетентности обучающихся на уроках информатики можно решить, используя специальные методы и приемы:
реферат, информационное сообщение;
создание квестов;
создание видеороликов;
работа с интерактивной доской;
составление кроссворда по теме;
разгадывание ребусов;
составление тестов для контроля знаний по предмету;
составление опорных схем по предложенному теоретическому материалу;
участие в олимпиадах и конкурсах
создание тематических презентаций к воспитательным мероприятиям, классным часам;
разработка проектов
Использование мультимедийных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения и воспитания благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.
2