СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование нестандартного оборудования для снятия нервно-психического напряжения у детей дошкольного возраста»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование нестандартного оборудования для  снятия нерно-психического напряженияу детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
««Использование нестандартного оборудования для снятия нервно-психического напряжения у детей дошкольного возраста»»

«Использование нестандартного оборудования для снятия нервно-психического напряжения у детей дошкольного возраста»



Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.



Цель:

-снять нерно-психического напряжения у детей дошкольного возраста через нетрадиционное использование различных предметов.

Задачи:

  • развивать соотносящие действия рук;

  • развивать ловкость и чувствительность пальцев рук;

  • упражнять в чередовании напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки;

  • формировать познавательную активность, творческое воображение и речь детей;

  • воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.







Актуальность:

  • В дошкольном детстве закладывается фундамент психического и физического здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, а также необходимые навыки и привычки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому необходимо на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам выхода негативных эмоций и саморегуляции поведения, чтобы к 6-7 годам у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

  • Важным направлением в формировании у детей оснoв здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой.























Нервно-психическое здоровье ребёнка – это один из критериев здоровья в целом. От нашей непростой жизни страдают, в первую очередь, наши дети. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищённости.

В дошкольном детстве закладывается фундамент психического и физического здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, а также необходимые навыки и привычки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому необходимо на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам выхода негативных эмоций и саморегуляции поведения, чтобы к 6-7 годам у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

Слово "стресс" используется, по-видимому, чаще любого другого научного термина и в популярной литературе, и в быту. Стресс определяют как ответ организма и личности на экстремальные воздействия или повышенную нагрузку. Стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром.

Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо начиная с детского возраста. Для этого мы с вами сегодня должны научиться четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка.

Отсюда следует, что необходимо не только по возможности устранять стрессовые факторы, влияющие на детей, но и хотя бы на элементарном уровне, диагностировать признаки стрессового состояния у детей.

У детей разного возраста причины возникновения стресса различны. Это связано с тем, что в разном возрасте у ребенка различные "зоны психической чувствительности", которые наиболее ранимы и подвержены стрессу.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от оптимальности системы "мать - дитя"".

Сегодня мы с вами научимся видеть возможные источники угроз психологической безопасности детей, по возможности блокировать стрессовые факторы или ослаблять степень их стрессорного воздействия при помощи специальных приемов и технологий.

Кроме подавленного настроения существует целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:

1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

3. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.

5. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них. К сожалению, эти последствия стрессов редко своевременно замечают взрослые. Обычно они замечают, что с ребенком что-то неладно, когда разворачиваются множественные реакции.

Существует множество рекомендации по снятию стрессовых состояний. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического здоровья и психического состояния человека. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Основными способами снятия психоэмоционального напряжения, снижения агрессивности, гиперактивности, тревожности, невротических состояний являются упражнения на релаксацию (расслабление). Они выполняются буквально за пять минут, но приносят состояние спокойствия, уверенности в себе, снимают физическое и нервно-психическое напряжение у наших детей. Такие небольшие упражнения дают возможность возбужденным детям отдохнуть, сосредоточиться на занятиях или же снять ощущение усталости после интеллектуальных занятий. Релаксационные упражнения могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Проводить упражнения можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.










Оснащение педагогического процесса:

  • Решетки

  • Счетные палочки

  • Камешки, каштаны, шнуровка

  • Развивающий коврик

  • Крупа, фасоль

  • Крышки от бутылок

  • Набор геометрических фигур

  • Мисочка

Прищепки

Фонарик (зеркало)

Ожидаемый результат:

  • Снижение нерно-психического напряжения у детей дошкольного возраста .

  • Развитие творческих способностей.

  • Формирование речевых навыков.

  • Интеллектуальное развитие детей;

  • Обогащение родительского опыта в воспитании детей.



ИГРА «ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА»

Возраст. С 2,5 лет.

Цель. Снятие мышечного напряжения, развитие фантазии ребенка.

Содержание. Взрослый рассказывает стихотворение, сопровождая слова движениями, придуманными им. Дети повторяют движения и слова.

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

Шорох тихий раздается,

Кто-то по лесу крадется.

Заяц путает следы, убегает от беды.

Прыгнул вбок, и обернулся,

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок, —

Чтоб никто найти не смог.





ИГРА «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

  • Возраст. С 2 лет.
    Цель. Снятие эмоционального напряжения, повышенно настроения.
    Содержание. Взрослый с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика, произнося стихотворение:
    Солнечные зайчики
    Играют на стене,
    Поманю их пальчиком,
    Пусть бегут ко мне.
    Ну, лови, лови скорей.
     Вот он, светленький кружок,
    Вот, вот, вот — левей, левей!
    Убежал на потолок.
    Дети ловят зайчика на стене. Хорошо направить его повыше, чтобы дети подпрыгивали, стараясь его достать.



Развивающий коврик

Развивающий коврик обладает множеством интересных функций, от простых до более сложных. Благодаря такому коврику, ребенок получит возможность самостоятельной и творческой игры

Игры с крупами и макаронами

Интересно, что:

играя с крупами, макаронными изделиями мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими.

Игры с прищепками

Интересно, что:

игры с прищепками развивают мелкую моторику рук, снимают нервно-психическое напряжение. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко.

Игры с решетками

В процессе плетения дети не только развивают моторику рук, но учатся доводить начатое дело до конца, что благоприятно влияет на формирование волевых качеств дошкольника.

Динамика снятия нервно-психического напряжения у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!